Научная статья на тему 'Проблемы завоза и транспортировки продовольствия в республике Саха (Якутия)'

Проблемы завоза и транспортировки продовольствия в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ТРАНСПОРТИРОВКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / FOODSTUFFS / TRANSPORTATION / FOOD DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Лиана Валериановна

Продовольственный рынок республики Саха (Якутия) формируется в значительной мере за счет завоза продовольствия из других регионов России и импорта. Обеспечение населения продуктами питания имеют сложную схему, и она основывается исходя из существующих социально- экономических и природных особенностей местонахождения населенных пунктов и городов в республике. Более 85% территории республики имеет сезонную транспортную доступность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The food market republics Sakhas (Yakutia) is formed appreciably at the expense of delivery of the foodstuffs of other regions of Russia and import. Maintenance of the population with a foodstuff have the difficult scheme, and it is based proceeding from existing social and economic and natural features of a site of settlements and cities in republic. More than 85 % of territory of republic have seasonal transport availability.

Текст научной работы на тему «Проблемы завоза и транспортировки продовольствия в республике Саха (Якутия)»

Сидорова Л.В. Проблемы завоза и транспортировки продовольствия в

республике Саха (Якутия)

Дата: 26/11/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010

Аннотация: Продовольственный рынок республики Саха (Якутия) формируется в значительной мере за счет завоза продовольствия из других регионов России и импорта. Обеспечение населения продуктами питания имеют сложную схему, и она основывается исходя из существующих социально- экономических и природных особенностей местонахождения населенных пунктов и городов в республике. Более 85% территории республики имеет сезонную транспортную доступность.

Ключевые слова: продовольствие, транспортировка, продовольственная зависимость.

Abstract: The food market republics Sakhas (Yakutia) is formed appreciably at the expense of delivery of the foodstuffs of other regions of Russia and import. Maintenance of the population with a foodstuff have the difficult scheme, and it is based proceeding from existing social and economic and natural features of a site of settlements and cities in republic. More than 85 % of territory of republic have seasonal transport availability.

Keywords: foodstuffs, transportation, food dependence.

Сидорова Лиана Валериановна

аспирант

Якутский НИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии

Liana [email protected]

Выходные данные статьи: Сидорова Л.В. Проблемы завоза и транспортировки продовольствия в республике Саха (Якутия) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/0127. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Республика Саха (Якутия) по своим суровым природным условиям не имеет возможности производить необходимый объем продуктов питания для обеспечения своего населения. Продовольственный рынок Якутии, как у всех северных территорий России, формируется в первую очередь за счет завоза продовольственных товаров из других регионов страны и импорта, включая ближнее дальнее зарубежье, а также пополняется за счет сельскохозяйственной продукции и сырья отраслей животноводства, растениеводства местного производства. В общем объеме потребления мяса и мясных изделий по республике доля местной продукции в зависимости от природно-климатических условий колеблется в пределах 27-30%. Остальная часть приходится на завоз - 68-70% и на запас мясных продуктов - 16-18%, разница которых переходит на будущий год, как резерв продовольственного фонда.

[3]

Мясные продукты в республику поступают из Омской, Воронежской, Курганской

областей и Алтайского края; молочные из Омской, Новосибирской, Смоленской, Вологодской, Псковской областей, Алтайского и Красноярского краев, республики Башкортостан. Преобладающее количество мясных консервов поставляют СевероКавказский, Центрально-Черноземный, Поволжский и Западно- Сибирский районы. Молочные консервы, сухое молоко и масло животное завозятся из ЗападноСибирского, Восточно-Сибирского, Уральского и Северо- Западного и СевероКавказского экономического районов, Амурской и Брянской областей, среднеазиатских республик и Украины. Поставщики продовольствия постоянно меняются и размещаются по всей России. В перспективе для экономической выгоды целесообразно ввозить продукты питания из более близких к республике регионов. Такими регионами по поставке продуктов животноводства могут быть: Омская и Новосибирская области, Алтайский и Красноярский края, а также республика Башкортостан.

В дореформенное время мясные и молочные продукты завозились в Якутию из 32 регионов, картофель и овощи - из 10 регионов России и 2 бывших союзных республик. Государственный завоз продовольствия на Северные регионы России осуществлялся централизованно из общесоюзного фонда по установленным планам поставок продукции, по фиксированным государственным ценам. В то время потребители общесоюзного фонда продовольствия находились в относительно более выгодном положении.

До начала 1990-х годов действовал отлаженный механизм поставок, предоставления и возврата кредитных ресурсов. Кредиты предоставлялись сроком до 18 мес. под низкий процент. С 1992 г . в рамках государственной экономической политики началось сокращение государственной финансовой поддержки завоза грузов на Крайний Север. Из-за разрушения системы поставок продовольствия и ослабления государственной поддержки завоза грузов на Крайний Север ухудшилась обеспеченность продовольствием населения. [2 ]

В настоящее время поставка в республику продовольственных товаров перешла от государственных органов к частным коммерческим структурам. Практика показывает, что упорядочение рыночного товарооборота продовольствия способствует создание сети региональных и межрегиональных оптовых и оптово-розничных продовольственных рынков. В сложных условиях Севера они стали основными поставщиками продовольственных товаров.

Оптовые рынки организованы во всех городах республики, а также в крупных промышленных поселках, а их число постоянно растет. Коммерческие структуры сельских районов необходимое продовольствие берут из этих оптовых рынков. В последствии они, исходя от транспортных и других расходов, сами устанавливают цены на товар. Из-за этого наблюдается значительная разбросанность стоимости продовольствия, доходящая повышением цен до 2-3 раз, чем в центральной части республики.

Для расчета зависимости от импорта и ввозимых из других регионов продуктов питания рассчитаем коэффициент продовольственной зависимости (К), при расчете которого рекомендуется использовать следующую формулу:

К = И / п ,

где И - объем импорта данной продукции;

П - объем потребности страны в данной продукции.

При этом могут быть выделены три уровня продовольственной зависимости:

- если коэффициент продовольственной зависимости находится в пределах от 0,1 до

0,2, то уровень продовольственной зависимости безопасный;

- если коэффициент продовольственной зависимости от 0,25 до 0,3, то уровень продовольственной зависимости предлагается назвать пороговым;

- если коэффициент продовольственной зависимости выше 0,5, то уровень зависимости опасный. [4]

Таблица 1 - Завоз основных продовольственных товаров

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Мясные продукты

Ввоз (включая импорт) 54,5 57,7 56,8 55,9 54,5 54,8 57,5 57,8

Личное потребление, тыс.тонн 71,4 78,3 79,1 78,6 77,6 78,8 79,7 80,0

Зависимость 0,8 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7

Молочные продукты

Ввоз (включая импорт) 115,2 110,9 113,1 108,3 107,8 107,9 108,6 107,4

Личное потребление, тыс.тонн 245,2 249,8 267,4 266,8 269,5 269,2 270,6 272,2

Зависимость 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4

Яйца

Ввоз (включая импорт) 80,3 80,5 87,4 78,7 76,2 74,3 74,3 67,1

Личное потребление, тыс.тонн 152,1 158,6 162,8 161,6 177,7 195,1 182,8 180,0

Зависимость 0,5 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4

Картофель

Ввоз (включая импорт) 46,5 50,6 53,2 45,1 43,8 50,7 52,8 49,3

Личное потребление, тыс.тонн 79,1 80,4 83,1 80,5 87,1 81,0 78,5 80,2

Зависимость 0,6 0,6 0,6 0,6 0,5 0,6 0,7 0,6

Овощи

Ввоз (включая импорт) 33,2 38,8 39,9 42,6 44,1 41,8 42,1 42,5

Личное потребление, тыс.тонн 61,8 67,9 70,6 71,5 75,8 67,6 67,8 67,9

Зависимость 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

На основании данных Госкомстата республики следует отметить, что ввоз продуктов питания из-за пределов республики, включая импорт, в общих объемах продовольственных ресурсов за последние годы увеличивается. (табл.1). Хотя наблюдается тенденция снижения по завозу яиц и молочных продуктов. Ввоз мясных продуктов, картофеля и овощей показывают «опасный» уровень, а по молоку и яйцам коэффициент «пороговый».

В связи с тем, что продовольственный рынок на 45-50 % заполнен импортным продовольствием, создается предпосылка продовольственной зависимости, которая в первую очередь касается национальной безопасности страны. Все эти явления и показатели свидетельствуют о том, что в республике необходимо развивать внутренний рынок, способный ограничить ввоз товаров и продукции сельского хозяйства извне республики. При этом необходимо направить усилия на расширение ассортимента и увеличение производства и товаров местного производства, что будет способствовать развитию внутреннего оборота средств и повышению доходности сельских товаропроизводителей, обеспечению занятости населения. Необходимо совершенствовать заготовительно- сбытовую систему, а на высоком технологическом уровне - систему переработки продукции, подкрепленную устойчивыми финансовокредитными рычагами в условиях экономических преобразований.[1]

Специфика республики диктует необходимость ежегодного завоза основной массы продовольствия в навигационный период, что связано со сложной транспортной схемой, бездорожьем. Из этого следует, что от навигации до навигации должно оставаться минимальное количество продовольственных ресурсов на определенное количество дней. Доставка товарных ресурсов для потребителей в среднем составляет 220-260 суток, а для ряда северных районов более года. Это вынуждает иметь межсезонные запасы товаров, стоимость которых оценивается миллиардами рублей, требующих соответствующего кредитного обеспечения. Поэтому на экономику всегда большое давление оказывает кредитоемкость завоза грузов. Если брать средние нормативы товарных запасов с учетом страховых, то среднегодовой норматив должен быть: навигационный завоз река - море, Северный морской путь - 354 дня; навигационный завоз, доставка с плановой депонацией автотранспортом - от 329 до 694 дней; завоз в навигацию, по железной дороге и автотранспортом - 299 дней.

Транспортный завоз продовольствия в республику очень сложный. Выделяют семь схем. Первая - традиционная - железной дорогой до ст. Лена с перевалкой в порту Осетрово, далее речным транспортом. Вторая схема приемлема для центральной, заречной и алданской групп районов - от ст. Беркакит автотранспортом до конечного пункта назначения. Третья - в арктические районы морским транспортом из Санкт-Петербурга. Четвертая - в колымскую группу районов из Владивостока морским транспортом до Магадана, автотранспортом до Сеймчана и речным флотом до всех колымских районов. Пятая - в связи с ограниченной водностью реки Вилюй -перевалка в Якутске, далее автотранспортом до Вилюйского, Верхневилюйского и Нюрбинского районов, а для Сунтарского района - через г.Ленск. Шестая схема снабжения арктических районов - из Владивостока до устьев портов северных рек и перевалка на речной порт. Седьмая - завоз продовольствия в арктические районы морским транспортом из Архангельска до устьев портов северных рек с перевалкой на речной порт.

В перспективе будут пересматриваться нормативы страховых переходящих запасов, утвержденных Министерством экономики России. По нормативам в среднем по республике груз мог лежать 260 дней (в Якутске 90 дней, южном регионе 60, а в северном 180 дней). Правительство РС (Я) рассматривает процессы оптимизации завоза продовольствия. В связи с приходом железной дороги в Томмот заречные и приалданские районы будут переведены на круглогодичную схему обеспечения. Тариф доставки грузов автотранспортом будет выше на 5-10%, но это позволит снизить на 1,2 - 2 месяцев товарные запасы, отвлечение государственных денежных средств на завоз, хранение и содержание.[2]

Как известно, в современных условиях, характеризующихся переходом к рыночной экономике, все большее значение приобретает продовольственная безопасность регионов, зон, отдельных районов, городов, достигаемая на основе самообеспечения продуктами питания и развития собственного сельскохозяйственного производства. При этом вопросы продовольственного обеспечения должны занимать одно из центральных мест в аграрно- экономической политике как региона, так и отдельно взятого города. Продовольственная зависимость любого региона, зоны, города возникает прежде всего в результате малой эффективности ее агропродовольственного комплекса.[2]

В течение последних десяти лет аграрная политика республики для развития основных отраслей сельского хозяйства с учетом природно-климатических условий Якутии проводила реализацию целенаправленных мероприятий по поддержке сельских товаропроизводителей. Однако прошедшие годы рыночных реформ в России внесли значительные коррективы, характеризующиеся достаточно негативными изменениями в социально-демографическом и экономическом положении республики. Несмотря на объективные трудности, Правительством республики Саха (Якутия) принимаются все необходимые меры по восполнению продовольствия из ресурсов местной промышленности.

Библиографический список:

1. Борисов Е.А. Организация управления агропромышленным комплексом РС(Я).-Айыына, 2001. -С.88.

2. Дарбасов В.Р., Никифоров А.Г. Продовольственное обеспечение Якутии: теория, опыт, проблемы. - Новосибирск: Наука,2007. -С.60, 120-126.

3. Егоров Е.Г., Дарбасов В.Р. Аграрная экономика Севера. -Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008.-С.105-108.

4. Сидоренко В. Обеспечение продовольственной безопасности России./Международный сельскохозяйственный журнал. №5. 2009. С.40.

№ гос. рег. статьи 0421000034/0127

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.