УДК 657
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF WOMEN: EXPERT OPINIONS
Н. В. Сташковская, В. И. Шестакова, З. П. Новрузова
N. V. Stashkovskaya, V. I. Shestakova, Z. P. Novruzova
Ключевые слова: женщины, имеющие детей до трех лет; трудовая деятельность; материальная поддержка; обучение и переобучение Key words: women with children up to three years; work; material support; training and retraining
Анализируются результаты экспертного опроса по исследованию проблем занятости женщин, имеющих детей до трех лет. Экспертами выступили представители административных и образовательных структур, а также руководители предприятий и представители малого бизнеса. Эксперты предлагают содействовать занятости данной категории женщин: помогать устроить детей в ясли, чтобы мамы посвящали время своей основной специальности; предоставлять обучающие программы по разным специальностям, курсы повышения квалификации, чтобы женщины могли приобрести новую профессию с гарантией последующего трудоустройства; давать возможность предприятиям, учреждениям законодательно предоставлять работу на дому по своей специальности с достойной оплатой и др.
The results of the expert survey conducted by the study of the problems of employment of women with children under three years. The experts were made by representatives of administrative and educational institutions, as well as business leaders and representatives of small businesses. Experts propose to regulate and promote the employment of women in this category: the ability to arrange the nursery children and devote time their basic specialty; offer training programs in different specialties; refresher courses, acquire a new profession with a guarantee of future employment; enable enterprises, institutions, legislation to provide work at home in their profession with decent pay and others.
В начале 2016 года в Тюмени проводился экспертный опрос по исследованию проблем занятости женщин, имеющих детей до трех лет. Экспертами являлись представители административных и образовательных структур, а также руководители предприятий и представители малого бизнеса. 15 % экспертов имеют стаж работы два года, такой же процент экспертов работают в должности руководителя пять лет, а большая часть экспертов (70 %) — более пяти лет. Следует отметить, большинство экспертов (90 %) указали, что в штате их предприятия числятся женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет. Остальные эксперты ответили, что в штате их предприятия не состоят женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.
На открытый вопрос анкеты «Какие трудности возникают у Вас в работе с данной категорией сотрудников» были получены следующие ответы (таблица).
Распределение ответов экспертов на вопрос «Какие трудности возникают у Вас в работе с данной категорией
сотрудников», в % к общему числу опрошенных
Трудность Процент опрошенных Количество экспертов
Большое количество больничных листов по уходу за ребенком 45 9
Ограничения в исполнении должностных обязанностей 5 1
Постоянные опоздания на работу 5 1
Постоянные отпрашивания 5
Никаких 40 8
Из ответов, представленных в таблице, видно, что главная проблема у женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет связана с частой болезнью детей, из-за чего женщины вынуждены выписывать больничные листы по уходу за ребенком. Одновременно около половины экспертов указали, что
женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, не создают им никаких трудностей. Некоторые эксперты дополнили данный вариант ответа такими комментариями, как «трудностей не возникает, за исключением трудностей, связанных с личностными качествами человека», «не возникает трудностей, так как даем возможность работать дома», «в зависимости от того, какие требования матерей, если их требования совпадают с нашими, то никаких трудностей не возникает» или «трудностей особых нет, сейчас сложнее, так как производственные планы необходимо выполнять, но мы входим в положение этих женщин». Один эксперт откровенно ответил, что на предприятии, которое он возглавляет, стараются не брать таких женщин на работу, но если она уже работала на предприятии и появился ребенок, то стараются всячески помочь.
Следующий вопрос анкеты позволил выявить наличие социального и экономического эффекта от трудовой деятельности женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет. Три четверти экспертов (75 %) считают, что социальный и экономический эффект от трудовой деятельности женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, предприятие получает. Это проявляется в следующем:
- ребенок находится дома с бабушкой, другими родными;
- женщины этой категории трудятся наравне со всеми;
- предприятию не надо искать замену, обучать, переобучать новых сотрудников;
- женщина остается в курсе всех дел;
- хороший специалист, даже если он имеет ребенка, работает хорошо;
- женщина работает еще лучше и дорожит работой, так как нужно думать о себе и ребенке;
- сохраняется квалификация специалиста;
- не нужно искать нового сотрудника на это место;
- предоставление неполного рабочего дня;
- помимо социального и экономического эффекта, существует общегосударственная политика (увеличение населения, поддержка семьи);
- почасовая работа позволяет уделять ребенку время;
- уверенность в том, что такая женщина будет работать, так как её ребенок до 3-х лет уже устроен в детский сад;
- работая, женщина продолжает развиваться, совершенствоваться, при этом получает за свой труд зарплату.
Каждый четвертый эксперт высказал противоположное мнение, по их мнению, мамы маленьких детей «минимум до 3-х лет должны сидеть и воспитывать детей», «лучше женщине сидеть с ребенком, так как очень много больничных листов», «лучше женщинам дать дополнительные льготы, так как для работодателя это выгоднее».
Какие же сферы занятости наиболее приоритетны для женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет? Анализ ответов экспертов позволил выявить, что для исследуемых женщин приоритетными являются такие сферы занятости, как:
• бухгалтерия, экономика, учет и аудит (25 % экспертов);
• детские дошкольные учреждения (15 %);
• образование, социальная работа, сфера услуг (20 %);
• сетевой бизнес (10%);
• статист, программист (10 %);
• любые (15 %).
Два эксперта ответили, что «до трехлетия ребенка маме необходимо заниматься больше его воспитанием, другая деятельность может занимать 6-8 часов в неделю с целью поддержания чувства самодостаточности у матери» и «когда у женщины есть ребенок, государство должно взять на себя ее социальную защиту, а не работодатель».
Анализ ответов показал, большинство экспертов высказали мнение, что если женщина хочет работать, то для этого подходит любая сфера занятости. При этом к работе должны предъявляться следующие требования: неполный рабочий день, скользящий график работы, возможная работа на дому, работа должна быть легкой, хорошо оплачиваемой, не требующей ответственности [1, 2].
В ходе опроса выяснилось, что вопросами профессионального обучения и переобучения женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с целью дальнейшего трудоустройства, по мнению экс-
42
пертов, должны заниматься следующие учреждения: Департамент занятости населения Тюменской области (такого мнения придерживаются 70 % экспертов); Департамент социального развития Тюменской области (30 % экспертов); Департамент науки и образования (5 %).
Каждый десятый эксперт высказал другое мнение: «если есть желание, трудно найти востребованную работу», «почему женщина, имеющая ребенка, должна думать о смене специальности, если у нее уже есть специальность».
На вопрос «Какие еще факторы, помимо образовательного, могут способствовать обеспечению эффективной занятости женщин, имеющих детей до 3-х лет» были получены конкретные ответы от респондентов:
- возможность отдать ребенка в ясли, желательно бесплатно или за умеренную плату;
- государственные службы занятости должны взять на себя обязанность по трудоустройству более нуждающихся женщин, имеющих детей до 3-х лет;
- зарплата, в повышении которой заинтересованы все и от размера которой зависит эффективная работа любой женщины (15 %);
- лучше воспитывать детей, чем работать (5 %);
- не важны количество и возраст детей, важно какой она специалист (5 %);
- открытие дополнительных бесплатных детских образовательных учреждений для детей в возрасте до 3-х лет (25 %);
- предоставление скользящего графика работы (5 %);
- предоставление полного социального пакета для улучшения материальной базы для воспитания ребенка (15 %);
- предоставление социальных гарантий (15 %);
- стимулирование зарплатой (5 %);
- предоставление частных детских учреждений при организациях, если сотрудница нужна на работе, даже после родов (5 %).
Следует отметить, что некоторые позиции экспертов прослеживались во многих вопросах анкеты. Не всегда эксперты четко понимали сущность и содержание поставленных вопросов, и, как следствие, не всегда исполнители проекта получали репрезентативные на них ответы. Можно допустить, что на это повлияли такие факторы, как стаж и опыт работы, специфика занятости и некоторые другие.
Для формирования практических рекомендаций по содействию занятости изучаемой категории женщин в Тюменской области в заключительном блоке анкеты экспертам была предложена возможность высказать свое мнение. Итак, перечислим практические рекомендации по содействию занятости изучаемой категории женщин в Тюменской области, сформулированные экспертами:
• активное использование вариантов неполного рабочего дня, работы в выходные дни, почасовой работы, чтобы у женщины была возможность заниматься ребенком (30 % экспертов);
• если у женщины есть желание работать, находясь в декрете, а специализация позволяет выполнить работу на дому, то нужно эту работу достойно оплачивать (10 %);
• создание клубов для молодых мам, организация серии телепередач, рассказывающих о специальностях в виде презентаций (5 %);
• выделение льгот на дополнительное образование и содействие в трудоустройстве на работу
(5 %);
• необходимо принудительно заставлять руководителей организации, в штате которых есть подобные сотрудники, предоставлять возможность работать дома (5 %);
• работа не больше 4 часов в день, открытие при учреждениях д/с, яслей, пусть даже частных (25 %);
• создание рабочих мест с удобным графиком работы и достойной зарплатой (выше прожиточного минимума) (5 %);
• проведение социологических исследований их проблем, рекламная кампания в средствах массовой информации, социальное страхование (15 %);
• возможность трудоустройства по месту проживания или решение транспортной проблемы в утренние и вечерние часы (15 %);
• создание фондов, как в бизнесе, меценатство, предоставление налоговых льгот этим организациям (5 %).
Кроме того, по мнению экспертов, законодательные и исполнительные органы власти должны принять следующие меры по трудоустройству изучаемой категории женщин:
- поскольку воспитание ребенка — это огромный труд, то женщинам, имеющим детей до 3-х лет, нужно увеличить заработную плату (15 %);
- в дошкольных учреждениях необходимо создавать группы с 2-х лет (5 %);
- принятие закона (нормативного акта), который бы взаимовыгодно рассматривал интересы женщин и бизнеса (5 %);
- женщины, имеющие маленьких детей, должны быть социально защищены, иметь больше льгот, в том числе и финансовых (15 %);
- поиск возможности (если есть дефицит рабочих мест) открывать новые рабочие места или возможности работы на дому, но не за мизерную плату (5 %);
- обеспечение отдельным, комфортабельным жильем (15 %);
- трудоустройство женщин на неполную рабочую неделю (10 %);
- льготы для этой категории женщин, чтобы они ощущали себя защищенными социально и имели возможность качественно воспитывать ребенка, здорового и умного, развивать интеллектуально (30 %);
- поощрение учреждений за наставничество (5 %);
- предоставление социального пакета, условий для проживания молодым сотрудникам (5 %);
- почти у всех женщин, планирующих родить ребенка, есть образование, поэтому нужно расширять диапазон работ на дому с почасовой оплатой, предоставляя гарантии государства в поощрении работающих женщин данной категории (15 %);
- формирование предложения вакантных мест для женщин этой категории (5 %).
В заключение эксперты высказали предложения по регулированию и содействию занятости изучаемой категории женщин:
• возможность устроить детей в ясли и посвящать время своей основной специальности (15 %);
• предлагать обучающие программы по разным специальностям, курсы повышения квалификации, чтобы женщины могли приобрести новую профессию с гарантией последующего трудоустройства (15 %);
• предоставление возможности предприятиям, учреждениям законодательно разрешить работу на дому по своей специальности с достойной оплатой (5 %);
• если у женщины нет возможности до 3-х лет самой заниматься ребенком, нужно финансово защищать ее от нищеты. Она должна быть счастлива, что имеет здорового ребенка, а не страдать, что ее социальный уровень изменился с рождением ребенка (5 %);
• создание специальной службы в Департаменте занятости населения, регулирующей рынок женского труда; которая выслушает предложения руководителей и проанализирует материальную и экономическую выгоду от их трудоустройства (25 %);
• семья, планирующая ребенка, рассчитывает только на себя, на свои финансовые возможности, поэтому существует демографический провал. Если государство будет больше уделять внимания этой теме, то и одинокие женщины будут рожать, когда будет хороший социальный пакет (5 %);
• материальная поддержка матерей со стороны государства, а не только работодателя (15 %);
• не все могут сидеть дома с детьми до 3-х лет, поэтому матерей, имеющих ребенка до 3-х лет, следует принимать на работу (5 %);
• оплата работы женщин данной категории по повышенной ставке или дополнительное осуществление выплат из социальных фондов, службы занятости ежемесячно (5 %).
Список литературы
1. Белоножко М. Л., Барбаков О М., Хайруллина Н. Г., Беринцева И. Н., Кирсанов К. В., Баранова К. Л., Хайруллина Н. Г. Социальное обеспечение россиян: теория и практика. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного нефтегазового университета, 2013. - 326 с.
2. Хайруллина Н. Г. Экономические аспекты социального обеспечения граждан // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2012. - № 3. - С. 53-58.
Сведения об авторах
Сташковская Наталья Владимировна, ассистент кафедры «Иностранных языков», Тюменский индустриальный университет, тел. 8(3452)417021; e-mail: [email protected]
Шестакова Вера Ивановна, доцент кафедры иностранного и русского языка, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, г. Тюмень, тел. 89324709997
Новрузова Зиньят Джанполад Кызы, студент, Тюменский индустриальный университет, тел. 89504923535; e-mail: [email protected]
Stashkovskaya N. V., assistant of the chair of foreign languages, Industrial University of Tyumen, e-mail: [email protected]
Shestakovа V. I., assistant professor of foreign and Russian, Tyumen Higher Military Engineering Command School named after Marshal of Engineering Troops AI Proshlyakova, Tyumen, phone: 89324709997
Novruzov Z. D., student, Industrial University of Tyumen, phone: 89504923535, e-mail: [email protected]
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕССЫ
УДК 351
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
METHODOLOGICAL ISSUES OF THE STATE DECISION-MAKING THEORY
Д. В. Домрачев
D. V. Domrachev
Ключевые слова: управление; государственное решение; методология Key words: management; public decision; the methodology
В данной статье рассмотрены методологические проблемы концепции принятия государственных решений, проанализированы взгляды и подходы ведущих российских и зарубежных исследователей. На основе проведенного исследования автором статьи выявлены основные теоретические и практические трудности, которые возникают при анализе как категориального аппарата, так и процесса принятия государственных решений.
In this article the author examines the methodological problems regarding the concept of the state decisionmaking, analyses the approaches of the leading Russian and foreign researchers. On the basis of the conducted research the author defines the main theoretical and practical difficulties which arise while analyzing both the category-conceptual apparatus and the political decision-making process.
Проблема принятия государственных решений находится в плоскости научного и прикладного контекста. На сегодняшний день как в российской, так и в зарубежной научной среде не сформирована методологическая основа анализа и интерпретации государственного решения [9]. Например, А. И. Соловьев, исследуя теорию государственных решений, пришел к выводу, что методология изучения данной теории обладает внутренней диверсификацией и носит неструктурированный характер [11]. Причину этого ученый видит в том, что очень долгое время процесс выработки государственных решений не выделялся в качестве объекта изучения. При этом содержание данного процесса описывалось теорией принятия политических решений, концепциями стратегического менеджмента и организационной теорией.
Действительно, на сегодняшний день, в зависимости от объекта и предмета исследования, наука рассматривает государственные решения с нормативно-правовой (чаще всего ограничивается ана-
45