Научная статья на тему 'Проблемы занятости в сельской местности Азербайджана'

Проблемы занятости в сельской местности Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы занятости в сельской местности Азербайджана»

ГУСЕЙН Р.З.

Проблемы занятости в сельской местности Азербайджана

С приобретением независимости и переходом к рыночным отношениям в Азербайджанской Республике произошли изменения в занятости в сельском хозяйстве. Создается новый механизм занятости, функционирующий на основе рыночных принципов, методов, рычагов и стимулов.

Важная роль в улучшении занятости населения отводится государственной службе занятости. Источниками финансирования деятельности государственной службы занятости является фонд занятости, который формируется за счет обязательных отчислений от фонда заработный платы работников предприятий, независимо от форм собственности и хозяйствования. Согласно вновь принятому закону «О Занятости» (от 26 октября 2005 года) размер отчислений составляет 1% от фонда заработной платы вместо 2%-ной ставки, действовавшей до его утверждения. Расходными статьями фонда занятости является содержание служб занятости, выплата пособий по безработице. На основе сложившегося положения и состояния на рынке труда и прогнозов занятости разрабатываются программы служб занятости. Осуществляя работу по сбору информации о свободных рабочих местах, государственные службы занятости республики наряду с коммерческими структурами создают тесные связи с предприятиями и организациями. Подтверждением данным словам служит нижеприведенная таблица, в которой содержатся основные показатели деятельности службы занятости за 2001-2007 годы.

Таблица 1

Динамика численности безработных в городской и сельской местности Азер-

байджанской Республики за 2000-2007 гг., (чел.)

Годы Получили статус безработных Из них получающие пособие по безработице

Город Село Город Село

2001 16520 31926 1039 2078

2002 18462 32501 1337 1955

2003 20623 33712 1583 1528

2004 22246 33699 1615 1469

2005 23034 33309 1114 973

2006 22313 31549 1208 1073

2007 20844 29807 1453 1070

Источник: www.azstat.org

Как видно из таблицы 1, в целом за 2001-2007 численность получивших статус безработных в городской местности возросла на 26,2%, а на селе сократилась на 6,6%. В 2001 году из общей численности безработных 34,1% приходится на долю городской и 65,9% на сельскую местность. К 2007 году доля безработных в городской местности увеличилась до 41,2%, а в сельской местности увеличилась до 58,8%. Таким образом, при снижении общей численности безработных их доля в

общей численности безработных возросла. Рост численности безработных в городской местности сопровождался снижением их удельного веса. В 2001 году всего лишь 6,2% безработных в городской местности и 6,5% в сельской местности получали пособия по безработице. К 2007 году доля получающих пособие по безработице в городской местности составила 7,0%, а в сельской - сократилась, составив всего 3,6%. Таким образом, можно констатировать, что охват безработных пособием остается очень низким.

Доля занятых в негосударственном секторе в сельском хозяйстве самая большая: в 1995 г. она составила - 61,5%, а в 2009 г. - 99,0%. В аграрном секторе был зарегистрирован и наивысший уровень занятости. Это объясняется тем, что все сельское население, имеющее земельные наделы, вне зависимости от того, использует оно эти земли или нет, в соответствии с законом зарегистрировано как занятое.

Согласно ст. 3.2 Закона «О занятости» Азербайджанской Республики человек, имеющий в своем распоряжении земельный участок (в результате земельной реформы большая часть населения, живущего в сельской местности, получила наделы), считается занятым. Именно поэтому численность населения, занятого в сельском хозяйстве, в 2009 г. по сравнению с 1995 г. выросла на 8,1%. Его доля в общей численности занятых в экономике составляет 38,9%.

За исследуемый период общий объем сельскохозяйственной продукции, произведенной в аграрном секторе, увеличился, однако ее удельный вес в ВВП снизился. Главная причина заключается в том, что население, занятое в аграрном секторе, ведет преимущественно натуральное хозяйство. При слабо развитой инфраструктуре, нехватке сельскохозяйственной техники и финансовых средств нельзя рассчитывать на сколько-нибудь существенную экономическую отдачу.

Отметим, что в 2008 г. в сельское хозяйство было инвестировано 336.5 млн. манатов (1 доллар = 0.80 манат), что составляет 3.4 % общего объема инвестиций в национальную экономику. Этот факт явился одной из причин, снижения численность индивидуальных собственников, действующих в этой сфере (фермерские хозяйства) и занятых в них наемных работников. В 2008 г. по сравнению с 2000 г. численность индивидуальных предпринимателей уменьшилась на 19,6%, а численность занятых в индивидуальных хозяйствах - на 27,1%.

Острота проблемы занятости и доходов сельского населения обуславливают принятие мер по их устранению на региональном уровне. Разрабатываются и специальные программы по стимулированию занятости и сокращению бедности, так, например, Программа содействия занятости сельского населения республики на 2006-2015 гг. (Постановление от 26 октября 2005 года). Ее основные цели: развитие гибкости рынка труда, переориентация экономически активной части населения на новые формы трудовых отношений, повышение стимулов к активному поиску работы безработных, смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы.

Принимая во внимание прямую зависимость региональной экономики от состояния сельского хозяйства, важно повышать экономическую активность в данной

сфере, развивать инфраструктуру и поддерживать производителя. Слабая инфраструктура сдерживает не только производство сельскохозяйственной продукции, но и развитие перерабатывающих отраслей. Между тем республика обладает большим экспортным потенциалом по многим видам овощей и фруктов.

Формирование и развитие регионального рынка труда является длительным и трудным процессом, представляющим собой инструмент регулирования занятости населения в отдельных территориях страны. Это представляет еще большую актуальность для нашей страны, характеризующейся до последнего времени высоким темпом роста трудовых ресурсов, в особенности в ее регионах. С этой точки зрения, «Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 годы)», утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 11 февраля 2004 года, направленная на эффективное использование трудовых ресурсов и улучшение жизненного уровня населения страны является очень важным государственным документом. За период, прошедший после принятия данной Государственной Программы, в целях обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов страны последовательно были претворены в жизнь ряд важных государственных мероприятий, направленных на развитие экономики страны, ее ненефтяного сектора и эффективное использование экономического потенциала отдельных районов.

Важным направлением устойчивого и конкурентоспособного развития аграрной сферы является ускорение социально-экономического развития сельских территорий, регионов и страны в целом. Оптимальное соотношение использования природных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов играет решающую роль в развитии сельских территорий. Одновременно, устойчивое развитие села охватывает образовательный уровень населения, существующий уровень медицинских услуг, оказываемых сельскому населению, институциональные факторы, рыночная инфраструктура, организационно-управленческие и информационные услуги.

Этим же целям служила «Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.)». Целью этой Государственной Программы является осуществление системных мер по обеспечению рационального использования существующих в регионах трудовых ресурсов, природного и экономического потенциала, ускорению развития ненефтяного сектора экономики и углублению реформ в аграрном секторе, повышению занятости населения, сокращению уровня бедности, созданию благоприятных инвестиционных условий, открытию новых рабочих мест.

В 2004-2008 гг. в стране было создано 766 тысяч новых рабочих мест, из которых 547 тысяч - постоянных. В результате претворения в жизнь социально-экономических мероприятий, направленных на развитие страны, 81,4% постоянных рабочих мест были открыты в регионах, 85,6% - в негосударственном секторе. При этом, если 24,5% постоянных рабочих мест были созданы на существующих предприятиях и организациях, 29,0% - со стороны физических лиц, 28,8% - в различных международных и местных проектах, в организациях, осуществляющих работы по

благоустройству и другие мероприятия, то всего 14,8% были открыты на вновь созданных предприятиях и организациях, 2,95% - на восстановленных предприятиях и организациях. Необходимо также отметить что, если 13,0% новых постоянных рабочих мест было создано в сельском и лесном хозяйстве, охоте; 9,2% - в оптовой и розничной торговле, сфере ремонта автомобилей, бытовой техники и предметов личного пользования, 9,2% - в обрабатывающей отрасли, 7,9% - в строительной отрасли, то всего 1,4% - в сфере образования, здравоохранения и социальных услуг.

Одним из важных направлений государственной поддержки предпринимательства в ходе осуществления Государственной Программы был механизм обеспечения предпринимателей льготными кредитами. В целях поддержки предпринимательской деятельности и повышения государственного попечительства в этой сфере, в 2004-2008 гг. за счет средств Национального фонда поддержки предпринимательства Азербайджанской Республики 6991 субъекту предпринимательства выданы кредиты на общую сумму 400 миллионов долларов.

В целях продолжения работ, начатых в рамках «Государственной Программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (20042008 гг.)» принята «Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики на 2009-2013 гг.)».

Основная цель новой Государственной Программы заключается в ускорении развития ненефтяного сектора в стране, диверсификации экономики, достижении сбалансированного регионального и устойчивого социально-экономического развития, дальнейшего улучшения уровня жизни населения.

Отметим еще один важный момент, суть которого состоит в том, что вопреки установившееся тенденций в мировой практике аграрного развития, а также тенденций, имеющих место в самом Азербайджане, в последние годы в стране наблюдается рост числа занятых в сельском хозяйстве и увеличение доли занятости в аграрной сфере. Так, если в 1995 году число занятых в этой сфере составляло 30,8% от общей численности занятого населения, то в 2009 году соответствующий показатель возрос до 38.2%, а доля этой сферы в ВВП снизилась с 25,3% до 5.9%.

Эти факторы также влияют на аграрную политику Азербайджанской Республики, и на интеграцию страны в международные экономические структуры. Эти реалии необходимо учитывать, в частности, в процессе вступления нашей страны во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Анализ политики, проводимой ВТО в настоящее время, стратегия и тактика реализации этой политики также свидетельствует о том, что выдвижение такими странами, как Азербайджан, соответствующих требований при вступлении в эту организацию с точки зрения защиты национальных интересов и отстаивания этих требований, сталкивается с серьезным сопротивлением. Странам-членам ВТО выдвигаются требования о последовательном сокращении государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, об устойчивом направлении производства и сбыта аграрной продукции к рыночным механизмам.

Между тем, в нынешних условиях соблюдение этих требований может негативно сказаться на сельском хозяйстве Азербайджана. При обсуждении вопроса о направлении в агарную сферу значительной части доходов от нефти, за предстоящие 5 лет, следует учесть, что применение в Азербайджане решений, принятых на Уругвайском раунде ВТО, может стать причиной ряда проблем, и отрицательно повлиять на устойчивое развитие аграрной сферы.

Литература

1. Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.); 2. Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики а 2009-2013 гг.); 3. Азизова Г.А. Рынок труда Азербайджана. Баку, 2005, 303 с.; 4. Азизова Г.А. Занятость в Азербайджане: теория и реалии. Баку, 2009, 205 с.; 5. Джабиев Р.М. Социально-экономическое развитие Азербайджанской Республики за годы независимости. Баку: Зия, 2005. - 283 с.; 6. Мехбалыев С.С.Азербайджан сегодня: проблемы занятости и социального партнерства. Баку, 1999.; 7. Статистические показатели Азербайджана. Государственный Комитет Азербайджанской Республики по Статистике. Баку: Сяда, 2009, 767 с.; 8. Сельское хозяйство Азербайджана статистический сборник. Государственный Комитет Азербайджанской Республики по Статистике. Баку: Сяда, 2009. - 295с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.