Научная статья на тему 'Проблемы занятости студентов и молодых специалистов'

Проблемы занятости студентов и молодых специалистов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ЦЕЛИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сажин В. Б., Козляков В. В., Половников А. Б., Матушкина Е. В., Селдинас И.

Проанализированы карьерные цели молодежи и критерии их оценки потенциальных работодателей. Показано на примере молодежи России, Китая и США традиционно важная роль стабильности и личной финансовой безопасности в предпочтениях молодежи. Установлено, что деятельность Минобрнауки по регулированию доступности направлений обучения с протекционизмом в сторону специальностей нужных реальному сектору экономики пока не находит поддержки у молодежи, предпочтения которой смещены в сторону направлений «банки и инвестиции», «менеджмент и маркетинг», «юриспруденция и право». Анализом независимых исследований установлено, что 48% россиян недовольна работой, а 75% – условиями труда и зарплатой. Констатируется низкая степень вовлеченности граждан в работу (лишь 60% персонала в России демонстрируют заинтересованность в результатах работы против более 80% в иностранных компаниях) из-за чего потери российских компаний составляют около $288 млрд. в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сажин В. Б., Козляков В. В., Половников А. Б., Матушкина Е. В., Селдинас И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы занятости студентов и молодых специалистов»

новая образовательная политика». Председатель Российского студенческого союза А. Хромов дает скептическую оценку разработанному Минобрнауки закону «Об образовании» (который заменяет два базовых закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»): «Мы надеялись, что при разработке новой версии законопроекта будут учтены предложения граждан, которые прислали около 20 тыс. замечаний. Однако многие инициативы, предложенные общественными организациями, научным сообществом, экспертами, преподавателями и учащимися, были проигнорированы. В проекте закона не определены принципы расхода консолидированного бюджета на образовательную политику, то есть сумма финансирования может постоянно снижаться. Одним из главных недостатков является то, что около 85% статей закона носят декларативный характер».

Очевидно, что при различии мнений значительная часть образовательного сообщества не готова поддержать инициативы Минобрнауки, в частности по переходу на платное высшее образование.

УДК 377

В.Б. Сажин, В.В. Козляков, А.Б. Половников, Е.В. Матушкина, И. Селдинас, И.А. Попов, М.Б. Сажина, З.Н. Османов, А.В. Лопаков, А.В. Любимкин, Н.А. Солдатова, Г. Горенко, Э.Р. Кушпанов, В.В. Песковой, Т.А. Вилкова, Е.С. Бородина

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Высшая школа нетрадиционной медицины, Нью-Йорк, США

Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности Московского государственного университета технологий и управления им. В.К. Разумовского, Москва, Россия Политехнический колледж, Бельц, Республика Молдова

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Проанализированы карьерные цели молодежи и критерии их оценки потенциальных работодателей. Показано на примере молодежи России, Китая и США традиционно важная роль стабильности и личной финансовой безопасности в предпочтениях молодежи. Установлено, что деятельность Минобрнауки по регулированию доступности направлений обучения с протекционизмом в сторону специальностей нужных реальному сектору экономики пока не находит поддержки у молодежи, предпочтения которой смещены в сторону направлений «банки и инвестиции», «менеджмент и маркетинг», «юриспруденция и право». Анализом независимых исследований установлено, что 48% россиян недовольна работой, а 75% - условиями труда и зарплатой. Констатируется низкая степень вовлеченности граждан в работу (лишь 60% персонала в России демонстрируют заинтересованность в результатах работы против более 80% - в иностранных компаниях) из-за чего потери российских компаний составляют около $288 млрд. в год.

Were analyzed young career goals and criteria for their evaluation of potential employers. It is shown by the example of young people from Russia, China and the U.S. have traditionally important role of financial stability and personal no-risk youth in the preferences. It is established that the activities of the Ministry of Education and Science to regulate access to areas of study protectionism toward specialties right to the real economy has not yet found support among young people, whose preferences are biased towards areas of "banks and investment", "management and marketing," "Law and right". Analysis

of independent studies found that 48% of Russians are dissatisfied with the work, and 75% - working conditions and wages. It is noted the low level of involvement of citizens in the work (only 60% of staff in Russia demonstrate an interest in the results of the work against more than 80% - in foreign companies) because of what Russian companies lost about $ 288 billion a year.

В условиях финансовой нестабильности все большая часть учащейся российской молодежи проявляет интерес к поиску потенциальных работодателей. Тем более что Президент России Д. Медведев (ныне - премьер-министр), пожалуй, впервые за все советские и постсоветские годы однозначно определил позицию государства по поводу студенческой стипендии: размер базовой стипендии никогда не будет соответствовать прожиточному минимуму. На встрече со студентами в Сколково (сентябрь 2011 года) вопрос о размере стипендий прозвучал первым. Президент ответил, что «цели, чтобы стипендия покрывала все возможные элементарные затраты, нет. У государства нет таких возможностей». Тем, кто жалуется, он посоветовал устроиться на работу.

Важность учета ожиданий потенциальных работников и критериев их оценки своих потенциальных работодателей подчеркивают данные исследования Ipsos Global Research, в соответствии с которыми лишь 48% граждан России удовлетворены свой работой (например, в Турции - 85%, Франции - 73%).

Российский работодатель, как утверждает, например, эксперт А. Том-чик, желая привлечь в свою компанию талантливых сотрудников, должен принимать во внимание все указанные аспекты. Отсутствие удовлетворения хотя бы в одном из них может привести к тому, что в качестве места работы студенты выберут конкурирующую компанию.

На основе исследования, проведенного компанией Universum [источник: www.universumglobal.com] путем опроса более чем 13 000 респондентов был составлен рейтинг работодателей, наиболее популярных у российских студентов (табл. 1). Рейтинг опирается на карьерные устремления студентов (табл. 2) в различных областях (экономика и бизнес, инженерное дело, высокие технологии).

Табл. 1. Лучшие работодатели в России по мнению студентов (Топ 20) (направления: «Экономика и бизнес», «Инженерия», «ГГ»)

(по данным исследования Universum Student Survey 2011)

Топ 20 Экономика и бизнес Инженерия IT (Высокие технологии)

1. Г азпром Г азпром Microsoft

2. Лукойл Лукойл Google

3. Сбербанк России РЖД Intel

4. BMW BMW Г азпром

5. РЖД Роснефть IBM

6. ВТБ24 Microsoft Яндекс

7. Google Schlumberger Nokia

8. Toyota Intel Лукойл

9. The Coca-Cola Company Nokia РЖД

10. Роснефть Siemens BMW

11. Microsoft Google Siemens

12. Банк Москвы Транснефть МегаФон

13. IKEA Toyota ВТБ24

14. L'Oreal THK-BP Ростелеком

15. Nokia IBM HP

16. Procter & Gamble Сургутнефтегаз Билайн

17. Raiffeisen Volkswagen Toyota

18. Unilever Sony Роснефть

19. PwC Татнефть Raiffeisen

20. Nestle Норильский Никель Банк Москвы

В России, по словам экс-замминистра Минобрнауки А. Пономарева, отслеживается изменение структуры рынка труда. Прежде всего, на основе оценки спроса на специалистов в отраслях и компаниях. Учитывается так же и сценарий макроэкономического прогноза. Исходя из этого, корректируются соответствующие направления подготовки и в значительной степени само содержание программ. Расширяется взаимодействие с компаниями реального сектора экономики, путем привлечения их специалистов к переподготовке преподавателей, а также формированию новых учебных программ и модернизации существующих.

Табл. 2. Карьерные цели студентов (данные www.universumglobal.comG

Цель карьеры Доля студентов (% респондентов)

Стабильное положение и чувство защищенности на работе 51%

Стать техническим и операционным специалистом 41%

Быть конкурентоспособным и развиваться в интеллектуальном плане 36%

Успешно совмещать работу и личную жизнь 33%

Быть самостоятельным и независимым 28%

Быть лидером и управлять людьми 26%

Иметь возможность для международной карьеры 21%

Быть преданным общему делу и служить высокой цели 19%

Быть предприимчивым и креативным/инновационным 18%

Однако выбор молодых россиян (рис. 1), по-прежнему не совпадает с приоритетами Минобрнауки в части направлений обучения.

По оценке А. Пономарева, Мибнобрнауки России учитывает разрыв между спросом на специалистов и их предложением. Так, например, в инженерных направлениях подготовки сейчас лишь треть выпуска имеют шанс получить престижную, хорошо оплачиваемую работу по специальности. Еще какая-то часть выпускников идет на места, связанные с профессией, какая-то

находит работу не по специальности. Вместе с тем, по долгосрочному прогнозу, в реальном секторе экономики число рабочих мест, требующих высокой квалификации, увеличивается.

По мнению эксперта А. Томчик, анализ исследования Universum Student Survey 2011 показал, что стабильность, честолюбие, деньги и общечеловеческие ценности — вот четыре опоры, на которых студенты хотят строить свою профессиональную карьеру. (табл. 3-4). Так среди черт, присущих лучшим работодателям, 62% респондентов назвали экономическую стабильность, 46% указали на связанный с ней рыночный успех. Вероятно, такой выбор студентов был продиктован кризисом на мировом рынке. Потеря финансовой ликвидности, сокращение штатов, задержки выплаты заработной платы это совсем не то, чего ожидают молодые люди, полные энергии и только-только выходящие на рынок труда и желающие достичь финансовой независимости от родителей. Не удивляет также факт, что стабильность более важна для женщин, чем для мужчин (56% против 46%). Желание стать экспертом в своей области у студентов стоит на втором месте (41%) после желания работать в стабильной фирме. Причем, желание стать экспертом в своей области является более важным для студентов факультетов инженерных специальностей и информационных технологий (по 50%), чем бизнеса (29%).

Медицина и фармацевтика 34%

Строительство и архитектура Щ 31%

Производство, технологии, техника 30%

Экономика, коммерция

Маркетинг, реклама, РБ 29%

Финансы, бухучет, налогообложение

Транспорт, таможня, логистика 23%

Рис. 1. ТОП-Ю самых перспективных профессиональных сфер по мнению абитуриентов (данные опроса с возможностью нескольких вариантов ответа, ВЦИОМ, январь 2012 года)

Около 36% российских студентов рассчитывают на то, что на работе будут решать интеллектуальные задачи. В большей степени к этому готовы женщины (на 6% больше), мужчины же рассчитывают на быстрое повышение и руководство коллективом (на 8% больше). В то же время, 28% респондентов готовы выполнять разнообразные задания и принять на себя ответственность за их выполнение взамен на независимость на своей должности. Не менее 20% студентов рассчитывают на международную карьеру — среди них несколько больше студентов, специализирующихся в области бизне-

са/экономики, чем студентов факультетов инженерных специальностей и информационных технологий (23% против 19%). Свыше половины студентов надеются получать в будущем высокую зарплату, но готовы начать карьеру и с малой, лишь 36% из них полагают, что зарплата должна быть высокой уже в начале карьеры. Наличие социального пакета интересует 34% студентов. Вместе с тем, многие респонденты хотели бы успешно совмещать свою профессиональную деятельность и личную жизнь. Это является важным элементом для 33% опрошенных. Они хотят черпать энергию для работы из личных контактов с людьми и иметь время для отдыха, поэтому ценят тех работодателей, которые заботятся о правильной организации труда. Это также соответствует тому вниманию, которое студенты уделяют корпоративной социальной ответственности (англ. Corporate Social Responsibility), 30% из них обращают на это внимание. Однако ответственное отношение к сотрудникам — это только один из аспектов. Согласно исследованиям, для молодых людей важно также то, не загрязняет ли работодатель окружающую среду и заботится ли он о местном населении. Хотя, по всей вероятности, этот результат завышен - компании, которые инвестируют в корпоративную социальную ответственность, воспринимаются как более стабильные. Раз они располагают средствами на дополнительную деятельность, это значит, что их предприятие работает успешно. Достижение баланса между всеми элементами — как в профессиональной сфере, так и в личной жизни — помогает избежать синдрома «профессионального выгорания».

Табл. 3. Критерии привлекательности работодателя в области материального вознаграждения и прочих льгот (по данным ишуегэиш)

Критерии Доля студентов (% респондентов)

Хорошие перспективы для солидной зарплаты в будущем 50%

Понятный путь продвижения 36%

Конкурентоспособная заработная плата 36%

Конкурентоспособные льготы 34%

Бонус в качестве вознаграждения за хорошие показатели 29%

Оплата последующего образования 23%

Хорошие рекомендации для будущей карьеры 20%

Возможности для проявления лидерских качеств 19%

Хорошие шансы на быстрое продвижение 18%

Оплата/компенсация за сверхурочную работу 15%

Компания Ipsos Global Research по заказу Philips в 2011 году провела исследование качества жизни путем опроса 1 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 64 лет, живущих в разных регионах 30 стран-участниц. По итогам опроса был составлен «Индекс здоровья и благополучия». Индекс подсчитывался в пунктах по шкале от 0 до 100 на основе важности в жизни и удовлетворенности респондентов следующими показателями: работа и карьера, родные и близкие, самочувствие, душевное состояние, среда обитания. Респондентам было задано 47 вопросов о работе и карьере, родных и близких, самочувствии, душевном состоянии и среде обитания. Исследователей интересовала как важность определенного жизненного критерия для респондента, так и удовлетворенность им же. За 100 пунктов рейтинга принималась идеальная страна, в

которой граждане довольны всем тем, что они считают важным. Индекс возглавили ОАЭ и Саудовская Аравия, при этом Россия с 37 пунктами оказалась внизу списка, но выше, чем Турция, Италия и Япония.

Табл. 4. Критерии привлекательности работодателя для российских студентов

(по данным ишуегэит)

Критерии Доля студентов (% респондентов)

Финансовая сила 62%

Успех на рынке 46%

Хорошая репутация 34%

Высокий уровень корпоративной социальной ответственности 30%

Престиж 28%

Быстрорастущее и развивающееся предприятие 26%

Инновационные продукты и услуги 16%

Привлекательные/интересные продукты и услуги 16%

Вдохновляющий топ-менеджмент 14%

Высокие этические стандарты 9%

Эксперт А. Воронов подчеркивает, что самыми важными для россиян оказались стоимость жизни (на это указали 90% респондентов), отношения с семьей и друзьями, а также собственное здоровье (по 89%). Далее в порядке убывания важности были упомянуты здоровье всех членов семьи, собственное душевное здоровье, экология и размер зарплаты. В большинстве стран-участниц опроса, к слову, стоимость жизни вообще не считают столь значимой. Так, французы, голландцы, британцы и немцы важнейшим для жизни сочли здоровье, а бразильцы и поляки —душевное состояние. В США и Индии на первое место поставили отношения с семьей и друзьями.

Исследователи Ipsos Global Research выявили, что жители России не удовлетворены в основном тем, что они считают важным. Стоимостью жизни и зарплатой довольны лишь около четверти россиян. Среда обитания (в том числе качество дорог, уровень преступности, экология, наличие и качество ближайших больниц и школ) устраивает лишь примерно пятую часть опрошенных. Кроме того, жители страны совершенно не удовлетворены собственным душевным состоянием.

По информации эксперта Д. Николаевой, ежегодные трудовые потери в РФ из-за невовлеченности персонала (рассчитанные AXES Management -российского представительства компании Aon Hewitt) составляют $228 млрд. В российском исследовании по методике Aon Hewitt (рис. 2) приняло участие более 70 тыс. сотрудников из 36 компаний. Под «вовлеченностью», аналитики компании подразумевают интегральный показатель состояния человека, отражающий его готовность оставаться на своем месте работы, его стремление не просто «отбывать номер», а добиваться реальных результатов, готовность «гореть» на работе.

Условия труда Содержание труда Вовлеченность

Баланс работы II личной жизни

Удовлетворенность р езуль т ат ом

Управление эффективностью

Самостоятельность Социальный пакет

О буч ошю

и развитие

Самостоятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Признание

Ценно с ть сотрудников

Зарплата

ЬСарь ерны е возможности

И Компании России | Иностранные компании

Рис. 2. Мотивации сотрудников российских и иностранных компаний (%) (источник: AXES MANAGEMENT).

Результаты показали, что процент сотрудников с высоким уровнем вовлеченности в РФ существенно ниже мировых показателей. Так, если в иностранных компаниях 81% сотрудников демонстрируют вовлеченность, лояльность и добровольно прилагают дополнительные усилия для достижения высоких результатов, то по России процент таких работников на четверть меньше — 60%. В исследовании оценивалось множество факторов вовлеченности, однако сильнее всего активность работников стимулируют карьерные возможности: 54% — у иностранных и 31% — у российских работников, зарплата — 63% и 37% соответственно, а также ценность сотрудников — 46% и 73%. При исследовании этих же факторов зафиксированы и самые большие разрывы между РФ и остальным миром. Аналитики Aon Hewitt, которые проводят подобные исследования с охватом более 7 тыс. компаний вот уже в течение пяти лет в 60 странах мира, подсчитали, что один невовлеченный сотрудник в компании означает понижение ее годовой прибыли на $10 тыс.

Рис. 3. Карьерные цели студентов в России, в Китае и в США. Цели ранжированы по предпочтениям (10-максимум, 1-минимум) (по данным ипгуегэит)

По информации Д. Николаевой, не менее 40% работников в РФ можно смело отнести к невовлеченным. Значит компания со штатом 1 тыс. человек теряет порядка $4 млн. в год. По данным Росстата, в стране сейчас работают почти 72 млн. человек, а следовательно, потери российских компаний составляют около $288 млрд в год. В других оценках российские работники также уступают иностранным. Так, показатель культуры эффективности, который определяется тем, насколько сотрудники компании понимают цели рабочей деятельности, у россиян составляет 52%, а у их иностранных коллег — 79%.

Вместе с тем, студенты России, Китая и США (рис. 3) солидарно отмечают высокую важность стабильности своей работы и личной финансовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.