Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия предпринимательских структур в цепочках создания ценности на рынке инвестиционного строительства'

Проблемы взаимодействия предпринимательских структур в цепочках создания ценности на рынке инвестиционного строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ЦЕПОЧКА ЦЕННОСТИ / ПРОЕКТНЫЕ СЕТИ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / OUTSOURCING / VALUE CHAIN / PROJECT NETWORKS / BUSINESS-MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопцов Виктор Евгеньевич

В статье рассматриваются основные бизнес-модели на рынке инвестиционного строительства EPC и EPCM, их достоинства и недостатки, а также проблемы взаимодействия предпринимательских структур в рамках этих моделей. Автор моделирует проектную сеть и применяет элементы методологии анализа цепочки ценности для выявления проблем во взаимодействии ее основных участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of interfirm's interaction in value chain in the market of investment construction

In this article are considered the basic business-models in the market of investment construction EPC and EPCM their advantages and disadvantages, and interfirm's interaction problems in these models. Author simulates value network and applies the methodology of value chain a analysis to identify problems in the interfirm's interaction.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия предпринимательских структур в цепочках создания ценности на рынке инвестиционного строительства»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

129

В.Е. ПРОКОГЩОВ

Виктор Евгеньевич ПРОКОПЦОВ — соискатель кафедры маркетинга СПбГЭУ.

В 1994 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет железнодорожного транспорта.

Автор 7 научных работ.

Область научной специализации — экономика предпринимательства и бизнес-моделирование.

^ ^ ^

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ЦЕПОЧКАХ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ НА РЫНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА* *

Исследование проблем становления новых бизнес-моделей вокруг цепочек создания ценности становится все более актуальным для российских исследователей. Несмотря на неоднозначную трактовку сущности бизнес-модели и еще более разнообразные подходы к выделению основных элементов бизнес-модели следует отметить, что превалирует точка зрения об обязательном включении в бизнес-модель цепочки создания ценности как обязательного условия ее эффективного функционирования [6].

Одной из первых российских работ, рассматривающих цепочку ценности в качестве основного элемента бизнес-модели, была статья О.У. Юлдашевой и др., посвященная исследованию строительного рынка, в которой показана взаимосвязь между спецификой организации цепочки создания ценности и типами бизнес-архитектур строительной корпорации [5]. В дальнейшем в работах О.И. Юдина и др. было доказано, что конфигурация цепочки ценности определяет набор активов и ключевых компетенций компании, а также специфику построения взаимоотношений с партнерами по бизнесу [4; 6].

В основе развития новых бизнес-моделей лежат процессы аутсорсинга и формирования ключевых компетенций компаний [7]. Несмотря на определенную специфику, российские исследователи отмечают высокий потенциал развития аутсорсинга в России [2]. Благодаря процессам аутсорсинга формируются стратегические сети или сети создания ценности как аналоги цепочкам ценности, имеющим нелинейную конфигурацию. Поэтому «рыночные сети становятся важнейшими организационноуправленческими структурами в современном предпринимательстве» [3, с. 39].

Активизация исследований вокруг цепочек создания ценности (value chain) предопределила формирование новой методологии исследования. Согласно С.Б. Авдашевой, «по сравнению с классическим рыночным или отраслевым анализом, подход с точки зрения цепочек создания стоимости (value chain, цепочек ценности. — Прим, авт.) позволяет глубже исследовать аспекты межфирменного взаимодействия, выявить возможности и провалы конкурентоспособности фирм в рамках цепочек, определить барьеры, препятствующие развитию компаний, и выработать рекомендации в области государственной политики по их устранению» [1, с. 361]. Именно этот подход и будет применен в статье для выявления проблем взаимодействия предпринимательских структур в рамках проектных сетей ценности на рынке инвестиционного строительства.

Строительный рынок является ярким примером активного использования сетей создания ценности (в основном, проектных) в целях обеспечения комплексных решений для покупателей. Уже в начале

ГРНТИ 06.39.02 © В.Е. Прокопцов, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра экой, наук, проф. О. У. Юлдашевой.

130

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

2000-х гг. в связи с повышением динамики экономического развития России на строительном рынке стали реализовываться новые модели организации строительства объектов «под ключ» — ЕРС, ЕРСМ и др.

В рамках традиционной модели заказчик нанимает инжиниринговую компанию (проектный институт) для разработки проекта и его спецификаций, затем самостоятельно закупает основное оборудование и нанимает отдельных подрядчиков для выполнения различных строительно-монтажных работ. Заказчик может самостоятельно осуществлять управление подрядчиками или использовать специализированную инжиниринговую компанию.

Договор ЕРС (Engineering, Procurement, Construction — проектирование, поставки оборудования, строительство) — договор на строительство «под ключ» с фиксированной (паушальной) ценой (“lumpsum”). ЕРС-подрядчик — генеральный подрядчик или контрактор, выполняющий за твердую цену основной объем работ и принимающий на себя все риски осуществления инвестиционностроительного проекта с момента проектирования и до момента передачи готового объекта заказчику (инвестору-застройщику), включая выполнение гарантийных обязательств.

Разновидностью ЕРС-модели является ЕРСМ-контракт. Предметом договора ЕРСМ (Engineering, Procurement, Construction Management — управление проектированием, управление поставками оборудования и управление строительством) являются проектирование, поставка оборудования, строительство и передача заказчику полностью готового объекта «под ключ». Однако ЕРСМ-подрядчик является генеральным подрядчиком (т. е. договоры с субподрядчиками заключает от своего имени), полностью выполняющим инвестиционный проект и принимающим на себя риски по управлению проектом с момента проектирования и до момента передачи готового объекта заказчику (инвестору-застройщику), включая выполнение гарантийных обязательств. В отличие от ЕРС-моделей, ЕРСМ-контракты не несут все риски изменения стоимости работ, включая в контракты условия оплаты различных работ или материалов по факту их стоимости на момент оплаты. Основным качеством ЕРСМ-подрядчика является его компетентность и опыт в организации строительных и закупочных работ, найма персонала для управления и координации деятельности всех подрядчиков и субподрядчиков.

На рисунке предложена модель сети ценности ЕРС-подрядчика в виде проектной сети, т. е. функционирующей ограниченное время (на время реализации проекта). Основными участниками сети ценности являются генеральный проектировщик и его партнеры, генеральный поставщик и его партнеры, строительный подрядчик и его партнеры, а также фирма-застройщик как генеральный заказчик и потребитель, который в дальнейшем будет эксплуатировать объект строительства.

Таким образом, сеть ценности включает в себя не только непосредственно цепочку ценности (застройщик и контрактор с партнерами), но и многих стейкхолдеров, максимально учитывая окружение взаимодействующих компаний. Рассмотрение организации рынка с позиций концепции сети создания ценности позволяет включить в анализ множество неявных, на первый взгляд, факторов, что будет способствовать более эффективному и качественному планированию сети, разработке более адаптивных к реалиям процедур взаимодействия субъектов как внутри цепочки ценности, так и в рамках сети ценности, т. е. с учетом всех стейкхолдеров, а также последствий деятельности сети для макросреды, включая экосистему. Отсюда и подход к оценке эффективности взаимодействия субъектов в рамках сети создания ценности должен носить всеохватывающий комплексный характер, т. е. учитывать не только эффективность на уроне каждой отдельной компании или цепочки ценности, но и на уровне всей сети и макросреды.

Как видно, ЕРС и ЕРСМ-подрядчики являются основными организаторами цепочек по созданию ценности, определяя (нанимая) партнеров и координируя их совместную деятельность. Например, поставка оборудования на объект строительства осуществляется транспортно-логистической компанией. Проблема взаимоотношений между подрядчиком и логистической компанией при строительстве новых промышленных объектов выступает важнейшей проблемой координации цепочки ценности. Практика показывает, что такие поставки должны согласовываться с логистической компанией, а также основными регулирующими государственными структурами еще на стадии инвестиционного анализа, предшествующего строительству нового объекта. В противном случае поставка КТО может привести к значительному ущербу государственной инфраструктуре (дорогам) и экологии либо вообще оказаться под вопросом.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

131

макросреда

Государственные регулирующие органы (Ростехнадзор, Архитектурно-строительный надзор и др.)

- экосистема

- макроэкономика

- социум

- закон.-правовое регулирование

р

нок инвестиционного строительства

Инвестор-

застройщик

ЕРС-

подрядчик

(контрактор)

Управляющая

компания

- идея проекта; <

- финансирование^

- бизнеспланирование

-управление проектом;

- инжиниринг; -/юставка оборудо-ания;

'- строительство

Г енеральный поставщик

/

Транспортно-

логистическая

компания

Строительный

(генеральный)

подрядчик

Инвестор

застройщик

1 - эксплуатация;

I

• - реализация

Конкуренты

(ЕРС-

подрядчики)

Финансовые

институты

Общественные

организации

Федеральные и муниципальные власти

Другие внешние стейкхолдеры

Рис. Модель сети создания ценности на рынке инвестиционного строительства

Е1рактика работы показала, что наиболее важными проблемами неэффективного взаимодействия ЕР С-подрядчика, транспортно-логистической компании и государственных разрешительных структур являются: отсутствие тесного взаимодействия заказчика, ЕРС-подрядчика, а также производителя и поставщика оборудования (КТО) с транспортно-логистической компанией на стадии инвестиционного анализа для экспертизы возможностей доставки КТО на строительный объект; необходимость предварительного взаимодействия транспортно-логистической компании и государственных разрешительных структур (федеральных и муниципальных) для понимания технических условий и требований к доставке; необходимость создания СРО на рынке логистических услуг для разработки стандартов взаимодействия участников ЕРС-сети; создание процедур и механизмов взаимодействия всех участников рынка КТО и негабаритных грузов.

132

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Таким образом, использование сетевого подхода к моделированию проектных сетей на строительном рынке позволит включать в рассмотрение всю систему факторов влияния, а также ключевых стейкхолдеров и формировать адекватные механизмы их взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аедашееа С.Б., Буданов И.А., Беликова В.В., Яковлев АА. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимостей (на примере трубной и мебельной промышленности России) // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2005. № 3. С. 361.

2. Курбанов А.Х., Плотников ВА. Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия применения//Управленческое консультирование. 2011. № 3. С. 123-131.

3. Прокопцов В.Е., Юлдашева О. У., Багиев Б.Л. Стратегические сети — современные организационные формы совместного предпринимательства и построения цепочек создания ценности // Известия СПбУЭФ. 2013. № 2 (80). С. 49-55.

4. Юдин О.И., Прокопцов В.Е., Юлдашева О. У. Маркетинговые стратегии бизнес-моделирования // Современные проблемы экономики. 2012. № 4 (44). С. 235-238.

5. Юлдашева О. У., Никифорова С.В., Полонский С.Ю. Методология организации бизнеса на основе цепочки по созданию потребительской ценности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8: Менеджмент. 2007. Вып. 2. С. 32-48.

6. Юлдашева О. У., Юдин О.И. Моделирование цепочки по созданию потребительской ценности // Проблемы современной экономики. 2012. № 1 (41). С. 218-222.

7. Prahalad С., Hamel G. The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Review. 1990. May-June. P. 79-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.