Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия государства и общества'

Проблемы взаимодействия государства и общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3166
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВЛАСТЬ / МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ПРОТЕСТА / УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ / CIVIL SOCIETY / AUTHORITY / PUBLIC OPINION MONITORING / PROTEST POTENTIAL / THE LEVEL OF TRUST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морев Михаил Владимирович, Каминский Вадим Сергеевич

Игнорирование проблем взаимодействия государства и общества, обострившихся в условиях мирового финансово-экономического кризиса, создает опасность роста протестных настроений. В силу этого необходимо обеспечение деятельности органов государственной власти конструктивной, научно обоснованной программой. Институтом социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН) в 2013 г. было проведено исследование, целью которого стал анализ соответствия политики государства ключевым потребностям современного российского общества. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть состояние гражданского общества в России в целом и Вологодской области в частности после мирового финансового кризиса 2008 г.; выявить социально-экономические и общественно-политические проблемы, которые в первую очередь волнуют население Российской Федерации и Вологодской области в посткризисный период; охарактеризовать принимаемые государством меры по решению этих проблем. Авторы пришли к следующим выводам: 1. Гражданское общество как на федеральном, так и на региональном уровне находится в стадии формирования, но обладает значительным потенциалом. Это продемонстрировали протестные акции (декабрь 2011 г.), указавшие власти на необходимость реагировать на запросы растущего гражданского общества. 2. Граждан России и региона волнуют схожие проблемы. При этом жителей Вологодской области по сравнению с россиянами в целом тревожат несколько больше состояние жилищной сферы, меньше – социально-политические (коррупция), экологические и нравственные проблемы. 3. После избрания президентом В.В. Путина в марте 2012 г. вектор социальной политики был направлен на решение тех проблем, острота которых уже давно созрела в обществе. Однако реформы характеризуются несоответствием заявленных и реальных целей, значительной степенью декларативности, перекладыванием ответственности на региональные власти. Поэтому в качестве рекомендаций авторы предлагают: пересмотреть подход ко многим проблемам, волнующим население; отказаться от использования механизмов имитации при осуществлении реформ; способствовать дальнейшему развитию гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of state-society relations

The issues of state-society relations that have become especially acute in the conditions of the world financial and economic crisis cannot be neglected, because it can trigger the growth of protest moods. This calls for the necessity to provide public authorities with a constructive, science-based programme. In 2013 the Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS (ISEDT RAS) carried out a research aimed at analyzing whether the state policy corresponds to the main requirements of the modern Russian society. In order to achieve this goal, the following tasks were set out: to review the state of the civil society in Russia and in the Vologda Oblast, in particular after the 2008 global financial crisis; to identify the socio-economic and socio-political problems, which arouse main concern among the population of the Russian Federation and the Vologda Oblast in the post-crisis period; to describe the measures undertaken by the government to address these issues. The authors came to the following conclusions:1. Civil society both at the federal and at the regional levels is at the stage of formation; nevertheless, it possesses significant potential. This has been proved by the protest actions (December 2011) that made it clear to the authorities that it was necessary to respond to the demands of the growing civil society. 2. The citizens of Russia and the region express their concern at similar issues. At the same time, the Vologda Oblast residents compared with the Russians in general express more concern about the condition of the housing sector, and less concern – about socio-political (corruption), ecological and ethical issues. 3. After V.V. Putin was elected President in March 2012, the social policy was focused on handling those issues that have long become vital in the society. However, the reforms are characterized by the discrepancy between the declared and the actual objectives, by the declarative nature in many aspects, by shifting the responsibility to the regional authorities. Therefore, the authors suggest the implementation of the following measures: to revise the approach to many issues at which the people express their concern; to abandon imitation in the execution of reforms; to promote further development of civil society.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия государства и общества»

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

УДК 316.42

ББК 60.527 (2 Рос - 4 Вол)

© Морев М.В., Каминский В.С.

Проблемы взаимодействия государства и общества

Михаил Владимирович МОРЕВ

кандидат экономических наук, научный сотрудник ИСЭРТ РАН [email protected]

Вадим Сергеевич КАМИНСКИЙ

инженер-исследователь ИСЭРТ РАН [email protected]

Игнорирование проблем взаимодействия государства и общества, обострившихся в условиях мирового финансово-экономического кризиса, создает опасность роста протестных настроений. В силу этого необходимо обеспечение деятельности органов государственной власти конструктивной, научно обоснованной программой. Институтом социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН) в 2013 г. было проведено исследование, целью которого стал анализ соответствия политики государства ключевым потребностям современного российского общества.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть состояние гражданского общества в России в целом и Вологодской области в частности после мирового финансового кризиса 2008г.; выявить социально-экономические и общественно-политические проблемы, которые в первую очередь волнуют население Российской Федерации и Вологодской области в посткризисный период; охарактеризовать принимаемые государством меры по решению этих проблем.

Авторы пришли к следующим выводам:

1. Гражданское общество как на федеральном, так и на региональном уровне находится в стадии формирования, но обладает значительным потенциалом. Это продемонстрировали

протестные акции (декабрь 2011 г.), указавшие власти на необходимость реагировать на запросы растущего гражданского общества.

2. Граждан России и региона волнуют схожие проблемы. При этом жителей Вологодской области по сравнению с россиянами в целом тревожат несколько больше состояние жилищной сферы, меньше — социально-политические (коррупция), экологические и нравственные проблемы.

3. После избрания президентом В.В. Путина в марте 2012 г. вектор социальной политики был направлен на решение тех проблем, острота которых уже давно созрела в обществе. Однако реформы характеризуются несоответствием заявленных и реальных целей, значительной степенью декларативности, перекладыванием ответственности на региональные власти.

Поэтому в качестве рекомендаций авторы предлагают: пересмотреть подход ко многим проблемам, волнующим население; отказаться от использования механизмов имитации при осуществлении реформ; способствовать дальнейшему развитию гражданского общества.

Гражданское общество; власть; мониторинг общественного мнения; потенциал протеста; уровень доверия.

Характерной чертой глобального мира XX — начала XXI в. стала крупномасштаб-ность гражданских процессов. Огромные массы людей, ранее не обладавших полными правами, вошли в своих странах в сферу гражданских отношений, экономическую, социальную, политическую жизнь. Начался процесс преобразования демократии меньшинства в демократию большинства [11, с. 16].

Население начинает играть всё более заметную роль в общественно-политической жизни. Данный процесс имеет два последствия: во-первых, государство уже не может игнорировать мнение граждан по наиболее острым социально-экономическим и политическим проблемам. Во-вторых, стало необходимым условием обеспечение деятельности органов государственной власти конструктивной, научно обоснованной программой, предусматривающей систематическую, плановую апелляцию власти к социологии [2, с. 26].

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., оказал существенное влияние на российское общество, причём его негативные последствия носили не только экономический характер. Кризис поставил

под сомнение адекватность идейно-политической доктрины либерализма, согласно которой богатство должно победить бедность с помощью экономического роста, основанного на свободном нерегулируемом рынке. Именно неконтролируемый рынок привёл мировую экономику на грань катастрофы. Поэтому в 2008 г. стало очевидно, что «невидимая рука» рынка должна быть дополнена «видимой рукой» государства [3, с. 12].

Другими словами, мировой финансовый кризис обострил проблемы взаимодействия государства и общества. Сегодня их игнорирование создает реальную опасность стремительного роста протестных настроений, может привести к ещё большему разобщению интересов населения и власти.

Научное сообщество не остается в стороне от круга проблем, связанных со взаимодействием государства и общества. Институтом социально-экономического развития территорий РАН в 2013 г. было проведено исследование, целью которого стал анализ соответствия политики государства ключевым потребностям современного российского общества.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние гражданского общества в России и Вологодской области после мирового финансового кризиса 2008 г.

2. Выявить социально-экономические и общественно-политические проблемы, которые в первую очередь волнуют население Российской Федерации и Вологодской области в посткризисный период.

3. Проанализировать характер ответных мер, предпринимаемых государством по решению наиболее актуальных проблем современного гражданского общества.

Проблемы сущности, функционирования и развития гражданского общества глубоко разработаны зарубежными учёными. Системный подход к нему восходит к трудам Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, К. Поппера. Х. Анхайер, М. Глазиус и М. Калдор, которые разработали концепцию глобального гражданского общества, представляющего собой пространство идей, ценностей, институтов, организаций, сетей и индивидов, находящихся между семьёй, государством и рынком и действующих поверх границ обществ, государств и экономик [24].

Новейшие труды зарубежных исследователей (Дж. Бартелсон [22], А. Бенеси [23], Дж. Рагги [25]) посвящены концептуальным основам и перспективам гражданского общества в контексте устойчивого развития. В работах Дж.Л. Коэна, К. Шмитта, Р. Шмиттера, Й. Шумпетера, Дж. Кина исследуются основные институты гражданского общества, формы их взаимодействия с государством [10].

Для изучения гражданского общества постсоветской России характерно разнообразие дисциплинарных и методологических подходов. В трудах российских обществоведов подчеркивается, что в осмыслении данной категории пока так и не появилось необходимой теоретической

ясности, концептуального описания или исчерпывающей оценки её состояния. Наиболее комплексными исследованиями гражданского общества в России являются:

1. «Индекс гражданского общества — СГУЮиБ», измеряемый национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Данный индекс, согласно методологии проекта, учитывает 5 основных измерений: количественные и качественные характеристики некоммерческих организаций (НКО), степень вовлечённости населения в их деятельность, суждения граждан, экспертов и представителей общественных организаций о влиянии данных объединений на решение различных общественных проблем, ценности, присущие гражданскому обществу, а также состояние социально-экономических, культурных и внешних условий, влияющих на жизнь гражданского общества [21].

2. Исследование состояния гражданского общества, осуществляемое Институтом социально-политических исследований [8]. Здесь основными параметрами выступают суждения людей о степени развития общественных организаций, политических партий, самоуправления, правового государства, демократии и т.д.

3. Значительный объём информации по данному вопросу содержится в докладах Общественной палаты «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации». Авторы докладов включают в состав гражданского общества некоммерческие организации, систему местного самоуправления, СМИ [5].

Таким образом, при всём разнообразии теоретико-методологических подходов к изучению гражданского общества, общепризнанным является утверждение, что его институциональная основа — некоммерческие организации, а важнейшее условие развития — уровень общественной активности людей, готовность их к консолидации, отношение к НКО.

Таблица 1. Показатели активности участия в общественной жизни населения Вологодской области, в % от числа опрошенных*

Вариант ответа 2011 г. 2013 г. Изменение 2013 г. к 2011 г. (+ -)

Как бы Вы оценили степень Вашего участия в общественной и политической жизни?

Активное и скорее активное 27,1 23,0 -4

Пассивное и скорее пассивное 48,3 49,8 +2

Готовы ли Вы объединиться с другими людьми

для каких-либо совместных действий для защиты общих интересов?

Готов и скорее готов 47,1 43,0 -4

Не готов и скорее не готов 25,2 19,9 -5

*Вопрос задавался только в 2011 и 2013 гг. Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.

Главный вывод, к которому приходят исследователи, заключается в следующем: гражданское общество в России не поддаётся однозначной оценке «хорошо — плохо», оно находится в стадии формирования, ему присущи как недостатки, так и некоторые положительные качества. В частности, к его слабым сторонам относятся следующие:

1. Люди склонны доверять только своему ближайшему окружению и редко соглашаются на социальное взаимодействие. В то же время наметился процесс медленного восстановления солидарного сознания и практик.

2. Авторитет некоммерческих организаций в глазах населения и готовность граждан участвовать в их работе остаются на низком уровне. Гражданское участие носит преимущественно неоформленный характер (неформальное добровольчество, неорганизованные пожертвования).

3. Гражданское общество слабо интегрировано во взаимоотношения с государством, не является проводником, с помощью которого ценности населения доносятся до элит, поэтому принимаемые политические решения редко учитывают мнение рядовых граждан.

Сильными сторонами гражданского общества являются:

1. Относительно высокий уровень организованности (51,4%), что свидетель-

ствует об институциональной устойчивости. Следует отметить, что в этом компоненте наблюдаются позитивные тенденции. Так, по данным Росстата зафиксирован значительный рост числа НКО: если в 2008 г. их насчитывалось 73,2 тыс. [14, с. 57], то в январе 2013 г. — 85,2 тыс. [15, с. 66].

2. Значительный потенциал. Так, социальная база гражданского общества в России (люди, участвующие в социальных практиках гражданского общества либо ориентированные на такое участие) составляет не менее 90% её взрослого населения.

Каково состояние гражданского общества в регионе? Согласно данным мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН1, активно в общественной и политической жизни участвует лишь каждый четвёртый житель области (27—23%; табл. 1). С другой стороны, потенциал гражданского участия более чем в два раза превышает степень реального участия: половина жителей области относят себя к тем, кто готов и скорее готов объединиться с другими людьми для каких-либо общих действий по защите своих интересов (43%). Исходя из этих данных, можно утверждать, что для развития гражданского общества есть потенциал, но он остается нереализованным.

1 Мониторинг общественного мнения ИСЭРТ РАН проводится раз в два месяца. Опрашивается 1500 респондентов в возрасте от 18 лет и старше в городах Вологде и Череповце и 8 районах Вологодской области. Метод опроса—анкетирование по месту жительства респондентов.

В 2012 г. в Вологодской области было зарегистрировано 909 общественных объединений, в 2011 г. — 908, в 2010 г. — 907. Количество НКО за период с 2010 по 2012 г. увеличилось с 762 до 801, или на 5%. В то же время количество положительных решений о государственной регистрации НКО за 2012 г. снизилось на 10%, а количество отказов по сравнению с 2011 г. увеличилось на 47% [4, с. 23].

Менее оптимистично выглядит ситуация, связанная с отношением населения к деятельности некоммерческих организаций: в 2013 г. подавляющее большинство опрошенных не являлись членами или волонтёрами ни одной из НКО (88%), каждый третий ничего не знает о деятельности НКО (34%), а каждый четвёртый считает, что они не оказывают никакого влияния на жизнь области (26; табл. 2).

Следовательно, состояние гражданского общества в регионе противоречиво. С одной стороны, согласно данным официальной статистики, ситуация с НКО характеризуется стабильностью. С другой стороны отмечается низкая степень

участия населения в их работе, скептицизм при оценке влияния некоммерческих организаций на жизнь общества. Несмотря на то что значительная часть граждан проявляют потенциальную готовность к объединению с другими людьми для защиты каких-либо общих интересов, этот потенциал остается нереализованным [4, с. 19].

Для дальнейшего развития гражданского общества необходимо:

1. Повышение мотивации людей к активному участию в общественной жизни.

2. Создание условий для консолидации различных слоев населения, солидаризации общества в отстаивании базовых политических, гуманитарных и общегражданских ценностей.

3. Поиск механизмов взаимодействия общества и власти.

4. Расширение сферы деятельности НКО.

В новых условиях российское государство всё более вынуждено считаться с общественным мнением относительно решения проблем, наиболее волнующих граждан.

Таблица 2. Вопросы об отношении населения Вологодской области к некоммерческим организациям, в % от числа опрошенных

Вариант ответа 2008 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. Изменение 2013 г. к 2008 г. (+ -)

Знаете ли Вы о деятельности некоммерческих (общественных) организаций?

Знаю, лично сталкивался 8,9 12,3 8,1 12,7 +4

Что-то слышал 40,7 40,3 39,7 34,7 -6

Ничего не знаю 38,7 24,5 34,0 33,6 -5

Принимаете ли Вы участие в деятельности некоммерческих организаций (региональных отделений партий, профсоюзов, религиозных, правозащитных, благотворительных организаций и т.д.) или являетесь членом какой-либо из них?

Являюсь членом организации 8,2 7,0 5,4 4,5 -4

Принимаю участие как доброволец, волонтер 11,3 9,9 10,4 6,2 -5

Не участвую и не состою 80,5 83,5 84,2 88,2 +8

На Ваш взгляд, в какой степени некоммерческие (общественные) организации влияют на жизнь области?**

Оказывают большое влияние н.д. 5,8 6,5 4,7 -1

Оказывают незначительное влияние н.д. 18,4 29,7 22,4 +4

Не оказывают никакого влияния н.д. 22,3 26,5 26,0 +4

* В 2010 и 2012 гг. вопрос не задавался. ** В 2008 г. вопрос не задавался. Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.

В 2008—2012 гг., согласно данным ИСПИ РАН, в круг этих проблем входят:

— социально-экономические: дороговизна жизни (51%), повышение тарифов на услуги ЖКХ (43%), повышение цен на продукты питания (29%), безработица (24%), разделение общества на богатых и бедных (24%; табл. 3);

— социально-политические: произвол чиновников (44%);

— социальные: преступность (31%), личная безопасность (24%);

— проблемы нравственности: падение нравов, культуры (26%);

— экологическая обстановка (24%).

Итак, наиболее актуальные для россиян проблемы связаны преимущественно с их материальным положением. Аналогичные данные были получены на территории Вологодской области по результатам мониторинга общественного мнения (табл. 4). Инфляция, низкий уровень жизни, бедность, расслоение населения на богатых и бедных — эти проблемы наиболее часто отмечаются жителями региона как самые острые. В 2008 г. их актуальность логично было бы объяснить влиянием мирового финансового кризиса, который повлёк за собой потерю рабочих мест, ухудшение материального положения населения.

Таблица 3. Проблемы современной жизни, тревожащие жителей России, в % от числа опрошенных

Вариант ответа Ноябрь 2008 г. Декабрь 2012 г. Изменение 2012 г. к 2008 г. (+ -)

Дороговизна жизни 58 51 -7

Произвол чиновников 28 44 +16

Повышение тарифов на услуги ЖКХ 35 43 +8

Преступность 32 31 -1

Повышение цен на продукты питания 36 29 -7

Падение нравов, культуры 29 26 -3

Экологическая обстановка 32 24 -8

Безработица 23 24 +1

Разделение общества на богатых и бедных 22 24 +2

Безопасность Ваша и Ваших близких 24 24 0

Источник: данные Центра стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4. Какие проблемы современной жизни Вы считаете наиболее острыми для России в целом?, в % от числа опрошенных*

Вариант ответа 2008 г. 2012 г. Изменение 2012 г. к 2008 г. (+ -)

Инфляция 56,3 55,3 -1

Низкий уровень жизни, бедность 41,4 43,2 +2

Расслоение населения на богатых и бедных 31,4 37,5 +7

Проблема жилищного обеспечения, низкая доступность жилья 36,3 28,6 -7

Рост алкоголизма 26,5 27,3 0

Высокий уровень преступности, незащищённость от криминалитета 28,4 25,5 -2

Неудовлетворительное качество инженерной инфраструктуры (ЖКХ, дороги, транспорт и т.д.)** - 25,3 -

Социальная незащищённость граждан 24,8 22,3 -3

Коррупция,взяточничество 17,5 19,8 +2

Экономическая нестабильность, остановка предприятий 16,9 16,5 0

* Проблемы представлены в порядке убывания по результатам опроса 2012 г. ** Вопрос задаётся с 2010 г. Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (по Вологодской области).

Однако проблемы материального характера и в 2012 г. остаются наиболее актуальными для населения. Более того, по сравнению с 2008 г. произошло увеличение доли жителей региона (с 31 до 38%), по мнению которых самой острой проблемой современной жизни является социальная дифференциация. Иными словами, структура ожиданий населения не меняется, общественные запросы носят долговременный характер, что может выступать фактором роста социальной напряженности и про-тестных настроений.

Таким образом, граждан России и региона волнуют схожие проблемы (инфляция, расслоение населения на богатых и бедных, состояние жилищно-коммунального хозяйства, преступность). При этом, как показывают результаты опросов, жителей Вологодской области по сравнению с россиянами в целом тревожат несколько больше состояние жилищной сферы, меньше — социально-политические (коррупция), экологические и нравственные проблемы.

Рассмотрим наиболее ключевые, согласно оценкам населения региона, проблемы более внимательно. Более половины его жителей обеспокоено темпами инфляции (55%). По данным официальной статистики, за период с 2008 по 2011 г. индекс потребительских цен вырос на 41,4% (табл. 5) [16, с. 334]. Реальные располагаемые денежные доходы населения за тот же период снизились на 3% [16, с. 85].

Это, в свою очередь, актуализирует проблему бедности, низкого уровня жизни. Так, доля людей с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения региона в 2008—2011 гг. возросла на 2% (с 15,8 до 17,8%) [16, с. 85]. Данные социологических опросов также свидетельствуют об увеличении доли людей, идентифицирующих себя с «бедными» и «нищими» (с 41 до 45%; рис. 1).

Одной из важнейших проблем для населения региона является расслоение на богатых и бедных (см. табл. 4). Данные статистики подтверждают наличие сильной имущественной дифференциации. Средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами в 2011 г., как и в 2008 г., значительно превышает средний уровень доходов 10% населения с самыми низкими доходами (в 11,3 и 12,5 раза соответственно, табл. 6) [16, с. 86].

Продолжает ухудшаться ситуация и в сфере жилищного строительства. По оценкам жителей области, в 2012 году меньше половины из них в достаточной мере были обеспечены жильём (46%). При этом в 2012 г. было введено 389,1 тыс. кв. метров общей площади жилья, что на 28,7% меньше, чем в 2008 г. (табл. 7). За этот же период на первичном рынке жильё подорожало на 9%. На вторичном рынке цены росли ещё более высокими темпами: средняя цена квартиры увеличилась на 18,7%.

Таблица. 5. Динамика инфляции и реальных располагаемых доходов населения Вологодской области в 2008-2011 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Изменение 2011 г. к 2008 г. (+ -)

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, в %) 114,3 107,2 109,2 105,7 +41

Реальные располагаемые доходы населения (в % к предыдущему году) 98,7 90,4 108,6 100,1 -3

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

Рисунок 1. К какой категории Вы себя относите, в % от числа опрошенных

Бедным и нищим ^^^Людямсреднегодостатка ^^^Богатым

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (по Вологодской области).

Таблица. 6. Динамика индикаторов имущественного расслоения населения Вологодской области в 2008-2011 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 12,5 11,4 11,7 11,3

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,381 0,369 0,372 0,368

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

Таблица. 7. Жилищный фонд Вологодской области в 2008-2011 гг., в % к предыдущему году

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Изменение 2012 г. к 2008 г. (+ -)

Всего построено жилья 111,6 89,8 83,7 106,0 89,6 -29

Весь ветхий и аварийный жилищный фонд 95,3 108,2 102,4 100,0 102,8 +14

Средние цены по типам квартир на первичном рынке жилья 101,2 85,8 100,6 115,3 109,5 +9

Средние цены по типам квартир на вторичном рынке жилья 101,7 94,0 98,3 110,1 116,7 +19

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

Значительная часть жилищного фонда области не удовлетворяет потребностям населения по своим качественным характеристикам, не имеет того или иного вида благоустройства. В 2012 г. доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного

одновременно водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составила лишь 57,6%. Растёт площадь ветхого и аварийного жилищного фонда (на 13,9% к уровню 2008 г.) [6, с. 7].

Каждый четвёртый житель области в 2012 г. был обеспокоен ростом алкоголизма (27%; см. табл. 4). Численность людей, взятых под наблюдение с диагнозом, установленным впервые, в 2011 г. составила 1,2 тыс. чел. [19, с. 123]. По уровню заболеваемости алкогольными психозами Вологодская область находится на 54 месте среди регионов РФ и на 6 месте среди субъектов Северо-Запада; по уровню смертности от алкогольных отравлений — на 38 месте в РФ и 7-м — в СЗФО (в 1990 г. — 42 и 4 соответственно).

Население Вологодской области, как и России в целом, тревожат высокий уровень преступности, незащищённость от криминалитета. В частности, за период с 2008 по 2012 г. уменьшился удельный вес жителей, чувствующих себя в безопасности дома и на улице в дневное время (с 82 до 77% и с 75 до 66% соответственно); менее половины населения чувствует себя в безопасности на улице вечером (39—40%; рис. 2).

Проблема незащищённости населения от криминалитета напрямую связана с негативным отношением к деятельности правоохранительных органов. Удельный вес не удовлетворённых тем, как полиция исполняет свои функции, вырос в 2010— 2012 гг. в два раза (с 14 до 27%; рис. 3). Хотя доля негативных мнений относительно способности правоохранительных органов справиться с преступностью сократилась (на 12 п.п.), однако она по-прежнему значительно превышает удельный вес позитивных суждений (44 и 19% соответственно; рис. 4).

Одной из главных проблем, волнующих российское население, является неудовлетворительное качество инженерной инфраструктуры (ЖКХ, дороги, транспорт). Особую тревогу вызывает состояние жилищно-коммунального хозяйства. С данной сферой в 2012 г. была связана почти половина (49%) всех обращений граждан в Общественную палату РФ [5, с. 29].

Рисунок 2. Чувствуете ли Вы себя в безопасности в настоящее время? (вариант ответа «да и скорее да, чем нет»), в % от числа опрошенных

_

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (по Вологодской области).

* Вопрос задаётся с 2010 г.

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (по Вологодской области).

Рисунок 4. Считаете ли Вы, что полиция в настоящее время способна справиться с преступностью?, в % от числа опрошенных

^^^да^^^нет

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (по Вологодской области).

После двух запланированных повышений тарифов на коммунальные ресурсы с 1 июля и 1 сентября 2012 г. в 20 субъектах Федерации совокупный платёж за квартиру вырос более чем на 15% [5, с. 30].

Население Вологодской области также обеспокоено состоянием ЖКХ. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в регионе выросли за период с 2008 по 2011 г. на 72% [19, с. 338]. Большинство людей несогласны с таким положением вещей. Так, в 2013 г. 74% жителей г. Вологды считали тарифы ЖКХ и не соответствующими качеству предоставляемых услуг (табл. 8).

Таким образом, в посткризисный период актуальность наиболее важных проблем, волнующих население, не ослабевала, приобретая затяжной характер. Следствием этого стало снижение уровня доверия к работе бюрократического аппарата, что, в свою очередь, порождает неучастие населения в общественно-политической жизни страны [12, с. 5]. Основные причины такой ситуации:

1. Коррупция, поразившая всю систему общественных отношений: экономику, политику, социальную сферу. Механизмы защиты от коррупции оказались неэффективными, подверженными проникновению криминала. Дисфункции государственных институтов, достигшие критических уровней, принимают форму национального бедствия.

2. Исключённость большинства населения из сферы общественной политики и

принятия решений. Например, с декабря

2011 по февраль 2013 г. сократилась доля жителей Вологодской области, согласных с тем утверждением, что они могут лично повлиять на события в городе (с 12 до 7%), области (с 8 до 3%) и стране (с 7 до 3%).

Показательно, что за 2008—2012 гг. уровень доверия ко всем без исключения государственным органам и общественным структурам на территории области снизился, в то время как в целом по стране ситуация выглядит более оптимистичной (табл. 9). Не менее важный вывод из данных нашего анализа состоит в том, что в посткризисный период именно государственные структуры в первую очередь утратили доверие населения.

В 2012 г., как и в предыдущие годы, большинство населения России и Вологодской области было убеждено, что в политической системе много недостатков, которые необходимо устранять (73 и 68% соответственно; табл. 10)

Однако, при негативном отношении к политической системе в целом и низком доверии институтам власти в частности, среди жителей России и области сохраняется высокое доверие к Президенту РФ (49 и 46% соответственно). Ликвидировать это и другие социально-политические противоречия предстоит в ближайшем будущем, иначе и так не очень большой кредит доверия общества к существующей власти может быть окончательно потерян [11, с. 21].

Таблица. 8. Соответствуют ли, на Ваш взгляд, тарифы ЖКХ качеству предоставляемых услуг?,

в % от числа опрошенных*

Вариант ответа 2009 2010 2011 2012 2013 Изменение 2013 г. к 2009 г. (+ -)

Да 5,1 5,1 9,9 3,9 6,2 +1

Нет 59,9 69,9 74,6 76,0 74,0 +14

Затрудняюсь ответить 35,0 25 15,5 20,1 19,9 -15

* В 2008 вопрос не задавался. Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (по г. Вологде).

Таблица 9. Определите, пожалуйста, своё отношение к действующим в стране общественным структурам и институтам власти (вариант ответа «доверяю»),

в % от числа опрошенных

Институт Вологодская область Российская Федерация

2008 г. 2012 г. Изменение 2012 г. к 2008 г. (+ -)* 2008 г. 2012 г. Изменение 2012 г. к 2008 г. (+ -)

Президент 65,2 45,7 -19 62,3 49,0 -13

Церковь 51,9 41,4 -11 47,0 53,5 +7

Правительство РФ 60,2 39,6 -20 41,0 36,0 -5

Суд 41,3 36,1 -5 11,7 15,5 +4

Руководство области 48,6 34,6 -14 - - -

Прокуратура 40,9 33,9 -7 11,7 15,5 +4

ФСБ 43,8 33,2 -11 - - -

Совет Федерации РФ 47,6 32,3 -16 22,7 25,5 +3

Армия 37,8 31,3 -7 43,7 47,5 +4

Государственная Дума 42,0 30,5 -11 17,0 20,0 +3

* В порядке убывания, по результатам опроса 2012 г. Источники: данные ИСПИ РАН (по Российской Федерации); данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (по Вологодской области).

Таблица. 10. С каким из нижеперечисленных суждений о политической системе нашего общества Вы согласны в большей мере?, в % от числа опрошенных

Вариант ответа 2008 г. 2012 г. Изменение 2012 г. к 2008 г. (+ -)

Российская Федерация

Меня полностью устраивает политическая система нашего общества 14,0 14,5 +1

В политической системе нашего общества много недостатков, но их можно устранить путём постепенных реформ 50,5 44,5 -6

Меня не устраивает политическая система нашего общества, её необходимо радикально изменить 20,0 28,5 +9

Вологодская область

Меня полностью устраивает политическая система нашего общества 8,8 11,1 +2

В политической системе нашего общества много недостатков, но их можно устранить путём постепенных реформ 47,7 44,8 -3

Меня не устраивает политическая система нашего общества, её необходимо радикально изменить 20,3 23,4 +3

Источники: данные ИСПИ РАН (по Российской Федерации), данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (по Вологодской области).

Уровень гражданской культуры общества, усилия граждан и политиков оказались достаточными для того, чтобы избежать социальных протестов и забастовок после кризиса 2008 г. [11, с. 17]. Тем не менее толерантная реакция населения на последствия кризиса не означала, что социум не был наполнен критическими настроениями.

В ноябре 2008 г., сразу после начала кризиса, по мнению более чем половины рос-

сиян, проводимые государственной властью экономические преобразования не отвечали интересам большинства населения (52%). К декабрю 2012 г. доля опрошенных, придерживающихся данной точки зрения, практически не изменилась (53%) [8, с. 9]. Среди жителей региона за 2008—2012 гг. выросла доля отрицательных суждений о курсе экономических реформ, проводимых президентом страны (с 12 до 19%; рис. 5).

Рисунок 5. Как Вы относитесь к курсу экономических реформ, проводимых президентом страны?, в % от числа опрошенных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (по Вологодской области).

Экономический кризис обострил тревожные ожидания населения по поводу личного материального положения. По данным ВЦИОМ, с августа 2008 по август

2012 г. доля граждан России, которые считают, что через год их семья будет жить несколько или значительно хуже, выросла на 4% (с 11 до 15%) [1]. За это же время удельный вес жителей Вологодской области, прогнозирующих в течение ближайшего года ухудшение своего материального положения, вырос на 10% (с 11 до 21%).

Таким образом, социально-политическое противоречие между результатами политики государства и коренными интересами общества остаётся главной движущей силой конфликта, который затухает или обостряется в зависимости от конъюнктуры [11, с. 18].

Эскалация этого конфликта произошла во время выборов в Государственную Думу VI созыва (декабрь 2011 г.) и президентских выборов (март 2012 г.). Каждый десятый гражданин России готов был взять в руки

оружие, а треть были готовы к активным гражданским действиям в защиту своих интересов [11, с. 19]. Среди жителей региона за период с августа 2011 по декабрь 2011 г. выросла доля тех, кто для защиты своих интересов подпишет обращение к властям (с 19 до 22%), выйдет на митинг, демонстрацию (с 11 до 13%), будет участвовать в забастовках (с 4 до 6%). Необходимо отметить, что жители региона выбирают законные средства защиты своих интересов: за указанный период удельный вес тех, кто в случае необходимости возьмёт в руки оружие и выйдет на баррикады, снизился с 4 до 2%.

В декабре 2011 г. во всех крупных городах России состоялись массовые митинги и демонстрации. Так, 10 декабря в Москве на Болотной площади прошел самый крупный за последнее десятилетие митинг, на котором побывало, по разным оценкам, от 85 до 150 тыс. человек. В Вологде в этот же день в акции протеста приняло участие около тысячи человек.

Это не могло не сказаться на общем уровне оптимистических настроений граждан. Например, только треть граждан считают, что Президенту РФ удастся изменить ситуацию в стране в лучшую сторону, 37% придерживаются противоположного мнения и 30% граждан затрудняются ответить на этот вопрос [11, с. 21].

После выборов Президента РФ противоречия в обществе стали снижаться. В апреле 2012 г. по сравнению с ноябрём 2011 г. сократилась доля граждан, по мнению которых значительные противоречия и неприязнь наблюдаются между богатыми и бедными (с 79 до 77%), низшими и высшими классами (с 75 до 73%), работодателями и работниками (с 56 до 52%), млад-

шим и старшим поколением (с 40 до 36%), а также предпринимателями и чиновниками (с 38 до 34%; табл. 11).

В Вологодской области наблюдались аналогичные тенденции. Так, судя по данным опроса, за период с декабря 2011 по февраль 2013 г. несколько сократилась доля суждений о преобладании несогласия в обществе, разобщённости в стране и области, а также в ближайшем окружении (табл. 12).

Результаты парламентских и президентских выборов показали, что на фоне мирового финансового кризиса в российском обществе сформировалась новая социально-политическая реальность, важной чертой которой является неудовлетворён-

Таблица 11. Оценки уровня противоречий и неприязни в современном российском обществе, в % от числа опрошенных

Наличие значительных противоречий между группами населения Июл. 2008 г. Дек. 2010 г. Июн. 2011 г. Ноябрь 2011 г. Апр. 2012 г. Изменение ноябрь 2011 г. к июлю 2008 г. (+ -) Изменение апрель 2012 г. к ноябрю 2011 г. (+ -)

Богатыми и бедными 77 69 71 79 77 +2 -2

Низшими и высшими классами 69 65 67 75 73 +6 -2

Работодателями и работниками 40 49 49 56 52 +16 -4

Младшим и старшим поколением 35 35 33 40 36 +5 -4

Предпринимателями и чиновниками 31 34 33 38 34 +7 -4

Источник: данные ИСПИ РАН (по Российской Федерации).

Таблица 12. Чего сегодня больше: согласия, сплочённости или несогласия, разобщённости?, в % от числа опрошенных*

Вариант ответа В стране В области В Вашем окружении

Дек. 2011 г. Фев. 2013 г. Изменение февраль 2013 г. к декабрю 2011 г. (+ -) Дек. 2011 г. Фев. 2013 г. Изменение февраль 2013 г. к декабрю 2011 г. (+ -) Дек. 2011 г. Фев. 2013 г. Изменение февраль 2013 г. к декабрю 2011 г. (+ -)

Согласия, сплочённости 14,2 14,1 0 19,3 15,9 -3 46,9 52,1 +5

Несогласия, разобщённости 61,1 59,5 -1 55,6 54,4 -2 29,3 23,2 -6

*Вопрос задавался только в 2011 и 2013 гг. Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (по Вологодской области).

ность граждан социальными результатами проводимой политики. Общество недовольно своим положением и в подавляющем большинстве выступает за перемены и ждёт этих перемен.

Протестные акции населения продемонстрировали рост потенциала гражданской активности, указав власти на необходимость реагировать на запросы растущего гражданского общества.

Не случайно в первых же указах В.В. Путина после его вступления в должность Президента РФ в мае 2012 г. вектор социальной политики был направлен именно на те проблемы, острота которых уже давно созрела в обществе. В частности, предполагалось:

— повысить реальные доходы граждан;

— решить проблему социальной незащищённости;

— улучшить жилищные условия, повысить доступность жилья и качества жилищно-коммунальных услуг;

— усовершенствовать сферу здравоохранения [17].

Были расширены масштабы борьбы с коррупцией. По инициативе В. Путина развернулось декларирование чиновниками и депутатами своих вкладов в иностранных банках и недвижимости за рубежом [7, с. 10].

Кроме того, президентом были приняты меры по реформированию политической системы:

1. Либерализация законодательства о политических партиях. Минимальная численность политической партии была снижена с 40 тысяч до 500 человек [19].

2. Возвращение выборов губернаторов [20].

3. Расширение сферы деятельности общественных советов, являющихся одной из главных форм повышения эффективно-

сти взаимодействия между властью и обществом. Так, в состав Общественного совета при Управлении МВД по Вологодской области входит комиссия по общественному контролю за деятельностью ОВД. При Общественном совете города Череповца создана рабочая группа по реформированию ЖКХ [7, с. 62].

Попытки установления обратной связи с обществом предпринимаются не только федеральной, но и региональной властью. Так, идея открытой оценки деятельности конкретных институтов власти воплощается в таких проектах Губернатора Вологодской области О.А. Кувшинникова, как «Команда губернатора: Ваш выбор!» (главная цель проекта — выявить лидеров доверия вологжан), «Команда губернатора: Ваша оценка» (цель — общественная оценка эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти, формирование нового качества власти, нового качества жизни населения) [9, с. 102].

Майские указы и первые шаги по их реализации (например, принятие 27 декабря 2012 г. Правительством РФ государственной программы «Социальная защита граждан» [13]) привели к снижению в обществе градуса недовольства. В итоге потенциал протеста в среднем по Вологодской области за 8 месяцев 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. сократился на 2% (с 20 до 18%). В июне

2013 года по сравнению с предшествующим годом сократилась доля жителей региона, которые считают наиболее острыми проблемами России инфляцию (с 56 до 51%), высокий уровень преступности, незащищённость от криминалитета (с 26 до 23%), неудовлетворительное качество инженерной инфраструктуры (с 25 до 21%), коррупцию (с 20 до 17%).

В то же время можно отметить слабые стороны принимаемых государством мер. Среди них:

1. Несоответствие заявленных и реальных целей реформ. Например, либерализация законодательства о политических партиях, вероятно, на деле преследовала цель отвлечь людей видимостью свободы волеизъявления при отсутствии шансов реального участия в законодательных и представительных органах власти. Манипуляции с политическими партиями не что иное, как попытки обещать желаемое, но на деле лишь имитирующие заботу о демократии [18, с. 25].

2. Перекладывание ответственности за реализацию майских указов на региональные власти, зачастую не имеющие необходимых ресурсов.

3. Большинство задач, поставленных майскими указами, должно быть решено лишь к 2018 г. Однако, по данным социологических опросов, население уже сейчас ожидает улучшения своего материального положения, ситуации в жилищной сфере, в области здравоохранения и т.д. Поэтому проблемы, волновавшие граждан до выборов 2011—2012 гг., по-прежнему остаются актуальными.

Несоответствие декларируемых целей реальному положению дел вновь может привести к росту протестных настроений. Необходимы более активные и последовательные действия по удовлетворению ключевых запросов общества, поскольку от этого зависит стратегическая траектория развития страны. Для этого требуется:

1. Пересмотреть подход ко многим проблемам, волнующим население, в частности усовершенствовать методику расчёта инфляции.

2. Отказаться от абстрактных, ни к чему не обязывающих формул «повышения

качества и уровня жизни», использования различных механизмов имитации при осуществлении реформ; стремиться к реальному и как можно более оперативному решению проблем населения.

3. Установить более тесный и открытый диалог с обществом, способствовать дальнейшему развитию гражданского общества.

Со стороны органов местной власти также необходимы системные меры по совершенствованию законодательства всех уровней и сильной институциональной поддержке образования, здравоохранения, а также развитию региональной инфраструктуры.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Гражданское общество как в России, так и на территории Вологодской области находится в динамичном процессе развития, поэтому в настоящее время ему нельзя дать однозначную оценку. В то же время очевидно, что уровень развития гражданского общества в России достиг той точки, при которой власть уже не может не реагировать на его запросы.

2. На федеральном и региональном уровнях население тревожат во многом схожие проблемы (инфляция, расслоение на богатых и бедных, состояние жилищнокоммунального хозяйства, преступность). При этом жителей Вологодской области в большей степени, чем россиян в целом, не удовлетворяет состояние жилищной сферы.

3. Государство пытается реагировать на запросы общества, что во многом обусловлено протестными акциями, состоявшимися в конце 2011 г. Магистральные направления по решению ключевых проблем населения были сформулированы в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.

Однако меры, принимаемые органами федеральной власти, характеризуются значительной степенью декларативности, имитации. Окончательное решение практически всех вопросов запланировано на долгосрочную перспективу. Поэтому граждане не ощущают непосредственных, текущих позитивных результатов проводимой государством политики.

Во избежание новой волны протеста власть должна предпринимать более активные и последовательные шаги по реальному и оперативному решению основных проблем, волнующих общество. Ключом к этому являются меры широкого гражданского политического информирования, обучения и практического участия.

Литература

1. База данных исследований ВЦИОМ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wciom.ru/data-base/

2. Горшков, М.К. Общество — социология — власть: к вопросу о взаимодействии [Текст] / М.К. Горшков // Социологические исследования. — 2012. — №7. — С. 23-28.

3. Гринберг, Р.С. Россия в турбулентном мире: вызовы и императивы [Текст]: материалы к актовой лекции в Международном университете в Москве 25 сентября 2012 г. / РС. Гринберг. — М., 2012. — 67 с.

4. Доклад о состоянии гражданского общества в Вологодской области за 2012 г. [Текст] / Общественная палата Вологодской области. — Вологда, 2013. — 69 с.

5. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2012 год [Текст] / Общественная палата Российской Федерации. — М., 2012. — 123 с.

6. Жилищный фонд Вологодской области [Текст]: информационная записка / Вологдастат. — Вологда, 2013. - 35 с.

7. Ильин, В.А. Тревожные ожидания остаются [Текст] / В.А. Ильин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — №2 — С. 9-17

8. Как живёшь, Россия? [Электронный ресурс]: XXXVII этап социологического мониторинга, декабрь 2013 г. / В.К. Левашов, В.А. Афанасьев, О.П. Новоженина, И.С. Шушпанова. — М.: ИСПИ РАН, 2012. — 48 с.

9. Кожина, Т.П. Институциональное доверие: региональный аспект [Текст] / Т.П. Кожина // Проблемы развития территории. — 2013. — №3. — С. 100-115.

10. Кин, Дж. Демократия и гражданское общество [Текст] / Дж. Кин. — М., 2001. — 400 с.

11. Коэн, Дж.Л. Гражданское общество и политическая теория [Текст] / Дж.Л. Коэн., Э. Арато. — М., 2003. — 784 с.

12. Левашов, В.К. Новая реальность: экономический кризис и выбор общества [Текст] / В.К. Левашов // Социологические исследования. — 2012. — №12. — С. 12-22.

13. Молодов, О.Б. Доверие как фактор консолидации общества (на примере Вологодской области) [Электронный ресурс] / О.Б. Молодов. — Режим доступа: http://vtr.isertran.ru/file.php?module=Articles&act ion=view&file=article&aid=2989

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2012 №2553-р об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.rg.ru/2012/12/31/socpodderjka-site-dok.html

15. Российский статистический ежегодник 2009 [Текст]: стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — 791 с.

16. Россия в цифрах 2012 [Текст]: краткий статистический сборник. / Росстат. — М., 2012. — 573 с.

17. Статистический ежегодник Вологодской области 2011 [Текст]: стат. сб. / Вологдастат. — Вологда, 2012. — 374 с.

18. Тощенко, Ж.Т. Новые лики деятельности: имитация [Текст] / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. — 2012. — №12. — С. 23-36.

19. Указы Президента Российской Федерации от 7.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Текст] // Российская газета. — 2012. — №5775.

20. Федеральный закон от 2.04.2012 №28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» [Текст] // Российская газета. — №5746.

21. Федеральный закон от 2.05.2012 №40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. — №5772.

22. Шумпетер, Й. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / Й. Шумпетер. — М., 1995. — 540 с.

23. Якобсон, Л.И. Гражданское общество в модернизирующейся России [Текст]: аналитический доклад по итогам реализации исследования «Индекс гражданского общества в России — CIVICUS» / Л.И. Якобсон, И.В. Мерсиянова, О.Н. Кононыхина. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. - 60 с.

24. Bartelson, J. Making Sense of Global Civil Society [Text] / J. Bartelson // European Journal of International Relations - 2006. - Vol. 12. - P. 371-395.

25. Benessaieh, A. Seven Theses on Global Society: A Review Essay [Text] / A. Benessaieh // Cultural Dynamics.

- 2003. - Vol. 15. - P. 103-126.

26. Glasius, M. Global Civil Society [Text] / M. Glasius, M. Kaldor, H. Anheir / Oxford University Press, 2002.

- P. 35-54

27. Ruggie, J.C. Reconstitution the Global Public Domain [Text] - Issue, Actors, and Practices / J.C. Ruggie // European Journal of International Relations. - 2004. - Vol. 10. - P. 499-531.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.