РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 2 • январь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
>
Креативная экономика
издательство
проблемы взаимодействия фискальной и монетарной политики в странах, использующих режим инфляционного таргетирования
Белова Е.А.1, Перевышин Ю.Н.2, 3
1 Фонд «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара», Москва, Россия
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва,
Переход к политике инфляционного таргетирования предполагает ответственность Банка России за динамику общего уровня цен. Однако действия правительства, проводящего фискальную политику, могут затруднять достижение цели по инфляции для центрального банка. В связи с этим исследование способов взаимодействия между монетарными и фискальными властями оказывается важной практической задачей. В статье представлен обзор основных подходов к моделированию взаимодействия фискальной и монетарной политики как в теоретических, так и эмпирических исследованиях: проблема компромиссного выбора между выпуском и инфляцией, обеспечение устойчивости государственного долга и темпа инфляции, смена режима с активного на пассивный. Проводится эконометрическое тестирование режима монетарной политики на примере Новой Зеландии в период с 1990 по 2016 год с использованием моделей марковского переключения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фискальная политика, монетарная политика, бюджетный дефицит, инфляция, активная монетарная политика, пассивная монетарная политика, модели с марковским переключением.
problems of interactions between fiscal and monetary policies in countries using the inflation targeting regime
Belova E.A.1, Perevyshin Yu.N.2, 3
1 Gaidar Institute for Economic Policy, Moscow, Russia
2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
3 Institute for Macro-economic Research, Moscow, Russia
введение
В настоящее время популярным режимом денежно-кредитной политики (ДКП) является таргетирование инфляции. В 2016 году более 30 стран использовали такой режим монетарной политики. Управляя процентной ставкой, Центральный банк влияет на реше-
Россия
3 Институт макроэкономических исследований, Москва, Россия АННОТАЦИЯ:
ния экономических агентов и в конечном итоге на темп инфляции. Однако на пути достижения монетарным органом своей приоритетной цели могут возникать различные трудности. Одной из них является несоответствующая достижению цели по инфляции фискальная политика правительства. Эта проблема представляется актуальной для российской экономики, так как в 2015 году дефицит федерального государственного бюджета составил 2,6 % ВВП, а в 2016 году его величина, по оценкам экспертов Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара1, превысит 3 трлн руб. и возрастет до 3,7 % ВВП. Все это создает дополнительные трудности на пути достижения Банком России целевого темпа инфляции в 4 %. Таким образом, рассмотрение способов взаимодействия органов фискальной и монетарной власти при проведении государственной экономической политики, а также последствий, к которым это может приводить, являются актуальными вопросами.
теоретические аспекты взаимодействия фискальной и монетарной политики
Имеющуюся литературу в области исследования взаимодействия бюджетно-налоговой (БНП) и денежно-кредитной политики можно условно разделить на две большие группы. Первая группа исследований рассматривает проблему компромиссного
1 http://iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2016_16-34_October.pdf
ABSTRACT:_
Transition to inflation targeting policy implies the responsibility of the Bank of Russia for the dynamics of the price level. However, the actions of the government, conducting the fiscal policy, can impede the achievement of the inflation target for the central bank. In this regard, the study of the ways of interaction between monetary and fiscal authorities has an important practical task. The article provides an overview of the main approaches to modeling the interaction of fiscal and monetary policies in both theoretical and empirical research: the problem of trade-off between output and inflation; the problem of sustainability of public debt and the rate of inflation, the regime change from active to passive. The paper also shows the econometric testing of monetary policy regime using a Markov switching model by the example of New Zealand over the time period 1990-2016.
KEYWORDS: fiscal and monetary policy, the budget deficit, inflation, active monetary policy, passive monetary policy, Markov-switching models.
Received: 01.02.2017 / published: 31.01.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Belova E.A. (Lbe[ova920gmai[.com)
CITATION:_
Belova E.A., Perevyshin Yu.N. (2017) Problemy vzaimodeystviya fiskalnoy i monetarnoy politiki v stranakh, ispolzuyuschikh rezhim inflyatsionnogo targetirovaniya [Problems of interactions between fiscal and monetary policies in countries using the inflation targeting regime ]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (2). - 133-146. doi: 10.18334/rp.18.2.37266
выбора между выпуском и инфляцией при координации действий фискальных и монетарных властей. Этот подход довольно подробно рассматривался российскими исследователями в работе [1] (Pekarskiy S.E., Atamanchuk M.A. and Merzlyakov S.A., 2010), где была построена теоретическая игровая модель, адаптированная для экспортоориентированной экономики, содержащей стабилизационный фонд. Рассмотрев в ней взаимодействие фискальной и монетарной политики по Курно и Штакельбергу, авторы пришли к выводу, что для российской экономики взаимодействие по Курно является неэффективным из-за высокого уровня инфляции и значительного отклонения выпуска от желаемого уровня. Как следствие, это приводит к большим потерям общества. Наименьшие общественные потери достигаются при взаимодействии по Штакельбергу с правительством-лидером. Теоретико-игровые подходы к моделированию взаимодействия фискальных и монетарных властей рассматриваются в работах [2-4] (Dixit A., Lambertini L., 2001; Dixit A., Lambertini L., 2003; Dixit A., Lambertini L., 2001).
Вторая группа исследований рассматривает проблемы устойчивости государственного долга и темпа инфляции. В этих работах изучается влияние действий фискальных властей на инфляцию, иными словами, показывается, что инфляция -это не только монетарный феномен, но и фискальный. Впоследствии это направление получило название фискальная теория цен. Механизм влияния бюджетно-налоговой политики на текущий уровень цен был подробно рассмотрен в работе [5] (Sargent T., Wallace N., 1981), в которой авторы показали, что постоянное финансирование текущего дефицита бюджета за счет наращивания государственного долга в определенный момент времени приведет к денежной эмиссии, что может вызвать увеличение инфляции уже в текущий момент времени, если Центральный банк будет проводить сдерживающую монетарную политику. Ключевыми работами по фискальной теории цен являются исследования [6-10] (Leeper E. M., 1991; Sims C., 1994; Woodford M., 1994; Woodford M., 1995; Woodford M., 2001). Эта теория идет вразрез с монетаристским подходом, суть которого М. Фридман изложил в ставшем знаменитым афоризме «инфляция - всегда и везде денежное явление». Современные макроэкономические модели, описывающие динамику общего уровня цен, учитывают влияние как ДКП, так и БНП на темпы инфляции [11] (Leeper E. and Leith C., 2016).
ОБ АВТОРАХ:_
Белова Елена Александровна, научный сотрудник, магистр экономики (Lbe[ova920gmai[.com) Перевышин Юрий Николаевич, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук (Perevyshin-yn0ranepa.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Белова Е.А., Перевышин Ю.Н. Проблемы взаимодействия фискальной и монетарной политики в странах, использующих режим инфляционного таргетирования // Российское предпринимательство. - 2017. -Том 18. - № 2. - С. 133-146. doi: 10.18334/rp.18.2.37266
Проблема устойчивости государственного долга и темпа инфляции рассматривается в двух направлениях. В рамках первого непосредственно анализируется связь между размером дефицита государственного бюджета и темпом инфляции. Из классической теории можно выделить модели Саржента и Уоллеса [5] (Sargent T., Wallace N., 1981), Вудфорда [8-10] (Woodford M., 1994; Woodford M., 1995; Woodford M., 2001), Бруно-Фишера [12] (Bruno M., Fischer S., 1990).
Второе направление касается активного и пассивного поведения монетарных и фискальных властей. Отправной точкой данного направления в литературе принято считать работу Эрика Липера [6] (Leeper E. M., 1991), в которой автор показывает, что устойчивое состояние со стабильным уровнем государственного долга и темпом инфляции может быть достигнуто только при сочетании активной и пассивной политики: действия одной политики должны быть активными, а действия другой - пассивными.
Липер в своей работе характеризует поведение властей как «активное», если их действия ничем не ограничены на пути достижения своей цели. В качестве ограничения для властей Липер называет государственный долг. В связи с этим если правительство заботится о размере государственного долга, то такое поведение будет пассивным, поскольку любые действия правительства будут ограничены необходимостью стабилизации государственного долга. Поведение фискальных властей будет рассматриваться как активное, если правительство при проведении БНП не реагирует на растущее значение государственного долга, например, не будет увеличивать налоги или сокращать государственные расходы.
Вудфорд в своей работе [9] (Woodford M., 1995) использует другое определение для характеристики поведения фискальных властей относительно государственного долга: пассивная политика в его терминологии соответствует ситуации рикардиан-ской эквивалентности, а при активном режиме БНП рикардианская эквивалентность выполняться не будет.
Если Центральный банк заботится только об инфляции и не принимает во внимание размер и динамику государственного долга, то такое поведение называется активным. В случае использования режима инфляционного таргетирования в ответ на ожидаемый рост инфляции Центральный банк должен увеличивать номинальную ставку процента таким образом, чтобы произошло повышение реальной ставки. Однако действия монетарного регулятора при достижении цели могут быть ограничены активными действиями правительства, которое финансирует дефицит государственного бюджета за счет наращивания долга, не заботясь о стабилизации его величины. В такой ситуации повышение Центральным банком процентной ставки может привести к резкому увеличению стоимости обслуживания государственного долга и оказать еще большее давление на инфляцию. Согласно работе [11] (Leeper E. and Leith C., 2016). в случае активной фискальной политики монетарному регулятору лучше оставить ставку процента неизменной, проводя пассивную ДКП.
В работе [13] авторы эконометрически оценивают уравнение для монетарной
политики и уравнение для фискальной политики. При этом формулируется определение активного/пассивного поведения властей в терминах коэффициентов. Для поведения центрального банка используется правило Тейлора:
г = а0 + а1(п1:-п*) + а2(у1:-у;:), (1)
где ц - номинальная процентная ставка (инструмент центрального банка); п— уровень инфляции; п* - целевой уровень инфляции; (у - у*) - отклонение фактического выпуска от потенциа льног о уровн я. В терм инах ко эффи циентов монетарная политика характеризуется как активная, если ах>1 , а если аг<1 , то денежно-кредитная политика является пас сивно й.
Действия фискальных властей описываются уравнением:
^t = Yo + - ! + у 2 У : + Уз 91 + (2)
где т( - налоговая выручка в % ВВП; Ь—1 - величина государственного долга в прошлый м омент времени в % ВВП; у- разрыв выпуска; qt- государственные расходы в % ВВП; е1: - ошибка. В терминах коэффициентов, если у1 >0, то поведение фискальных вл а с тей характеризуется как пассивное: с ростом государственного долга прои сход ит увеличение налогов. При у1< 0 поведение фискальных властей характеризуется как активное, так как их действия не ограничены размером госу-дарственн о го до лга.
В работе [14] (Davig Т., Ьеерет Е.М., 2011) была предложена классификация ситуаций в экономике, исходя из сочетаний поведения монетарных и фискальных властей (табл. 1).
Ситуацию, когда монетарная политика ведет себя пассивно, а фискальная активно, авторы называют фискальной теорией цен. При таком сочетании действий властей на уровень инфляции оказывает давление экспансио нисткая бюджетно-налоговая политика (у1< 0 из уравнения 2), в то время как центральный банк вынужден реагировать на рост инфляци и не по при нц ипу Тей лор а (н е а1> 1 , а а1< 1 из ур авнения 1). Ситуацию, когда монетарная политика ведет себя активно, а фискальная пассивно, авторы называют рикардианской эквивалентностью: способ финансирования дефицита государственного бюджета правительством, заботящимся о стабилизации
Таблица 1
классификация ситуаций взаимодействия фискальной и монетарной политики
Ситуации взаимодействия Монетарная политика
Активная Пассивная
Фискальная политика Активная Неустойчивость Фискальная теория цен
Пассивная Рикардианская эквивалентность Неопределенность
Источник: [15]
государственного долга, не оказывает влияния на решение экономических агентов об объеме потребления и как следствие не влияет на темп инфляции. В такой ситуации уровень инфляции полностью контролируется Центральным банком. Ситуация, когда ДКП и БНП являются активными, характеризуется неустойчивым состоянием: согласно теоретическим работам в таком случае должен наблюдаться взрывной рост инфляции.
Эмпирические исследования проблемы устойчивости государственного долга и уровня инфляции
Взаимосвязь между размером дефицита бюджета и уровнем инфляции
При эмпирическом исследовании взаимосвязи между размером дефицита государственного бюджета и уровнем инфляции, как правило, тестируются следующие гипотезы:
1) переход к инфляционному таргетированию (ИТ) оказывает значимое положительное влияние на размер бюджетного дефицита;
2) внедрение фискальных правил оказывает значимое положительное влияние на уровень инфляции;
3) использование фискальных правил при режиме инфляционного таргетирова-ния оказывает значимое положительное влияние на темп инфляции и размер бюджетного дефицита.
В таблице 2 представлены работы, в которых проверяются эти гипотезы. Основным выводом представленных исследований является подтверждение факта о том, что переход к режиму инфляционного таргетирования оказывает дисциплинирующий эффект на фискальные власти (размер бюджетного дефицита снижается). Однако стоит заметить, что в некоторых работах данный результат справедлив только в отношении развитых стран. Хотя при анализе влияния размера дефицита бюджета на уровень инфляции эта связь оказывается значимой только в развивающихся странах. Есть работы, которые показывают, что влияние размера дефицита на темп инфляции будет значимо только в период высокой инфляции.
Активное и пассивное поведение фискальных и монетарных властей
В современных эконометрических исследованиях, посвященных анализу взаимодействия монетарной и фискальной политики, часто используются модели с марковским переключением режимов. Авторы работ [15] (Cevik E.I., Dibooglu S., and Kutan A.M., 2014), [13] (Davig T., Leeper E.M., 2006) обнаруживают, что поведение властей может меняться во времени, например, в кризисные времена или под воздействием какого-либо шока (военное и мирное время). Таким образом, оценивание линейной модели (без учета изменений во времени) может приводить к неверным выводам. Представленные в таблице 3 эконометрические исследования использовали в качестве монетарного правила уравнение Тейлора (модифицированное
Таблица 2
Эмпирические исследования взаимосвязи бюджетного дефицита и инфляции
Гипотеза Авторы Метод Выборка Результат
1. Переход к инфляционному таргети-рованию снижает размер бюджетного дефицита Kadria, et.al. (2016) [18] propensity score matching (метод подбора контрольной группы по индексу соответствия) 41 страна (20 - ИТ, 21 - не ИТ) В год перехода к ИТ дефицит бюджета снижается на 0,3 п.п. С течением времени величина эффекта увеличивается до 1,8 п.п.
Abo-Zaid, et.al. (2012) [19] Статистические данные, Diffs-in-diffs регрессия (метод «разность разностей») Развитые и развивающиеся страны, 1980-2007 гг. Заметное снижение бюджетного дефицита после перехода к ИТ наблюдается только в развитых странах
Combes, et.al. (2014) [20] Панельные данные 152 страны (развитые и развивающиеся), 1990-2009 гг. Переход к ИТ увеличивает баланс бюджета на 3 п.п.
2. Размер бюджетного дефицита оказывает значимое влияние на уровень инфляции Cottarelli, et.al. (1998) [21] Панельные данные 47 стран, 1993-1996 гг. Размер дефицита значимо влияет на уровень инфляции в развитых и развивающихся странах.
Asi, et.al. (2015) [22] GMM (обобщенный метод моментов) Азиатские страны, 1985-2016 гг. Значимое влияние бюджетного дефицита на инфляцию
Lin, et.al. (2013) [23] The dynamic panel quantile regression (динамическая панельная квантильная регрессия) 91 страна, 1960-2006 гг. Дефицит бюджета значимо влияет на инфляцию в период высокой инфляции, а в период низкой инфляции это связь заметно ослабляется
3. Совместное применение ФП и режима ИТ эффективнее Combes, et.al. (2014) [20] Панельные данные 152 страны (развитые и развивающиеся), 1990-2009 гг. 1. Использование ФП и ИТ увеличивает первичный баланс бюджета на 3 п.п. и снижает инфляцию на 2,6 п.п. 2. Введение ФП перед переходом к ИТ оказывается эффективнее
Примечание: ФП - с шскальные правила, ИТ - инфляционное таргетирование
Источник: составлено авторами
или стандартное), а в качестве фискального правила - уравнение, предложенное в работе [13] (Davig T., Leeper E.M., 2006). Рассмотренные исследования подтвердили гипотезу о том, что режимы фискальной и монетарной политики меняются во времени. Им удалось выделить периоды активного и пассивного режимов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
Однако стоит заметить, что в этих работах получены результаты, противоречащие выводам теоретических моделей. В частности, если в активном режиме находятся обе политики, то, согласно предсказаниям теоретических моделей, инфляция должна увеличиваться взрывными темпами. Но на фактичес ки х данных этот вывод не находит подтверждения. В качестве п римера можно рассм отреть динамику темпа инфляции в Польше (рис 1).
Авторы работы [15] (Cevik E.I., Dibooglu S., and Kutan A.M., 2014) определили, что с 1999 по 2002 год в Польше денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика вели себ я активно. Однако фактический темп инфляции в этот промежуток времени снизился с 10 % до 2 % (рис. 1), что идет вразрез с выводами теоретических моделей.
Попробуем провести датировку режимов активной/пассивной политики с использовани ем моделей с марковским переключением на примере Новой Зеландии. Выбор э той страны связан с тем, что Резервный банк Новой Зеландии осуществил переход к режиму инфляционного таргетирования в 1990 году, поэтому имеется зна-чительн ый мас с ив данных, достаточный для реализации используемого подхода. На рисунке 2 представлена динамика темпов инфляции.
Темп инфляции в начале 1990-го года довольно быстро снизился с 7,62 % до уровня, м ен ьш е 1 %, и оставался относительно стабильным на всем промежутке времени.
Эконометрический анализ поведения монетарной политики проводился на периоде с 1990 по 2016 год на квартальных данных. Оцен ивалось уравнение (3):
h = «oOt) + ai(st)7rt + a2(st)xt + a3(st)ext + et, (3)
где - номинальная процентная ставка на межбанковском рынке; - темп инфляции к соответствующему периоду времени в прошлом; Х^ - отклонение фактического выпуска от потенциального (потенциальный уровень определялся с помощью фильтра Ходрика-Прескотта); ßXj- - отклонение реального валютного курса от своего трендового значения (тренд выделялся с помощью фильтра Ходрика-Прескотта); Ef- - ошибка; Sf- - ненаблюдаемая переменная состояния, которая может находиться в двух режимах. В таблице 4 представлены результаты оценивания уравнения (3) с помощью модели с марковским переключением режимов.
На рисунке 3 представлена сглаженная вероятность для режима 0.
На основе полученных результатов, представленных в таблице 4, можно проинтерпретировать выделенные режимы. Так режим 0 характеризуется жесткой реакцией Резервного банка на увеличение инфляции (коэффициент перед инфляцией
Рисунок 1. Динамика темпа инфляции в Польше (в % к соответствующему периоду в прошлом) Источник: МВФ
Таблица 3
Эконометрические исследования с мар ко вс ким пер еключ е н и е м р ежимов
Автор Страна/Период Уравнение
0еу1к е1:.а1 (2014) [15] Чехия, Эстония, Польша, Словения, Словакия (1995-2010) 1 с р а 0 0() + а ! (я () т+ с+к + а 2 (5 с+ Хс+р+ п + ^ Р£ 0+ ) т г-1 + ^ а=1 т с = ао(5 с) + а1 («с - 1 а +2 Ос + ++0 0 с г + с + р ?= 1 0+ ) Тс - 1 + Хс
0о1, е1:.а1 (2012) Япония (1980-2010) т с = а о ++ + а 1 О ) г т с + а а 0° + 1 + +с 3 Ор) е 1с + £+ Тс = +0 Ос г + +1 0( г - 1 + +аО с + Хс + ++з Ос+е с + ^с
Оау|д, 1_еерег (2007) [13] США (1948-2004) 1 с р а о о с + + а 1 Ос+т + а а Ос+х+ + £с Тс р +оО с+ + +1О с+Ь с- 1 + +2 ( « с+1 с + (( ))
Источник: составлено авторами. Примечание: обозначение переменных в уравнениях: £(. - номинальная ставка процента, тг^ - темп инфляции, л г - отклонение фактического выпуска от потенциального уровня, ехг - отклонение реального валютного курса от трендового значения, д^ - государственное потребление, -государственный долг, - налоговые доходы, - ненаблюдаемая переменная состояния (имеет два режима), - ошибка.
8 7 6 5 4 3 2 1 0 -1
Рисунок 2. Динамика темпа инфляции в Новой Зеландии Источник: МВФ
Таблица 4
Результаты оценивания модели (3) с марковским переключением режимов для
новой зеландии
Коэффициент режим 0 1990q1-2002q4 2006q1-2009q2 режим 1 2003q1-2005q4 2009q3-2016q2
1 Q2*** 0.39*
а2 -0.39* 0 72***
«3 Q.25** 0 21***
Качество модели LR=102.29 [0.00] Normality test: 5.20 [0.0743]
Примечание: * - значимость на 10% уровне значимости, ** - значимость на 5% уровне значимости, *** - значимость на 1% уровне значимости. LR - тест на линейность модели, Normality test - тест на нормальность распределения ошибок.
Источник: расчеты авторов.
равен 1), никакого внимания не уделяется разрыву выпуска (коэффициент не значим на 5 % уровне). Поэтому можно утверждать, что режим 0, в котором монетарная политика Резервного банка Новой Зеландии находилась с 1990 по 2002 годы, а также с 2006 до середины 2009, соответствует режиму активной монетарной политики в теоретических моделях.
При режиме 1 снижается коэффициент перед инфляцией (принцип Тейлора в этом режиме не выполняется), а коэффициент перед разрывом выпуска становится статистически значимым на 5 % уровне и положительным. Значит, у монетарного
ааааааааааааааааааааааааааа
Р [Regime О] smoothed
J_1_|.......I_1_I I Л |_| | I. I |_| | |_1--Г- I
1990 1995 2000 2005 2010 2015 Рисунок 3. Сглаженная вероятность для режима 0
Примечание: цветом выделена область действия режима 0, а белым цветом - режим 1. Источник: составлено авторами
регулятора помимо инфляции появляется еще одна цель - поддержание выпуска. Поэтому можно говорить о том, что при режиме 1 монетарная политика находилась в пассивном состоянии в соответствии с теоретическими моделями. Таким образом, мы делаем вывод о том, что Резервный банк Новой Зеландии в период с 2003 по 2005 год и с середины 2009 года по настоящее время большее внимание уделяет выпуску, нежели инфляции.
Так как динамика инфляции, представленная на рисунке 2, в Новой Зеландии не носит взрывного характера, то, согласно выводам теоретических моделей, период действия активной монетарной политики (режима 0) (1990-2002 гг. и 2006:1-2009:2), должен совпадать с пассивным поведением фискальных властей, целью которых должна быть стабилизация государственного долга. Оценка фискального правила для тестирования данной гипотезы является целью будущего исследования.
заключение
В статье были рассмотрены основные аспекты взаимодействия бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики: проблема компромиссного выбора между выпуском и инфляцией, устойчивость государственного долга и уровня инфляции. Проблема государственного долга и инфляции рассматривалась в двух направлениях: влияние перехода политики инфляционного таргетирования на фискальную дисциплину, а также устойчивость инфляционной динамики в рамках активного и пассивного режимов фискальной и монетарной политики.
Результаты большинства эмпирических работ подтверждают значимое положи-
1.00г
0.75 I 0.50 L 0.25 I
тельное влияние перехода к режиму инфляционного таргетирования на фискальную дисциплину.
Современные теоретические модели, учитывающие взаимодействие фискальной и монетарной политики, приводят их авторов к выводу, что для стабилизации темпа инфляции и динамики государственного долга, необходим активный режим политики со стороны Центрального банка/правительства и пассивный - со стороны правительства/Центрального банка.
Были рассмотрены эмпирические работы, которые с помощью модели с марковским переключением режимов выделяют периоды активного и пассивного режима государственной экономической политики.
На основе моделей с марковским переключением режимов проведен экономе-трический анализ режимов денежно-кредитной политики Резервного банка Новой Зеландии. Монетарная политика находилась в активном режиме в период с 1990 по 2002 год, а также с 2006 по середину 2009 года. Пассивный режим для монетарной политики Банка Новой Зеландии был характерен с 2003 по 2006 годы и с третьего квартала 2009 года по настоящее время.
ИСТОЧНИКИ:
1. Пекарский С.Э., Атаманчук М.А., and Мерзляков С.А. Стратегическое взаимодейст-
вие фискальной и монетарной политики в экспортно ориентированной экономике // Деньги и кредит. - 2010.
2. Dixit A., Lambertini L. Monetary-fiscal policy interactions and commitment versus discretion in a monetary union // European Economic Review. - 2001. - № 4. - p. 977-987.
3. Dixit A., Lambertini L. Interactions of commitment and discretion in monetary and fiscal
policies // The American Economic Review. - 2003. - № 5. - p. 1522-1542.
4. Dixit A., Lambertini L. Symbiosis of monetary and fiscal policies in a monetary union //
Journal of International Economics. - 2003. - № 2. - p. 235-247.
5. Sargent T., Wallace N. Some unpleasant monetarist arithmetic // Federal Reserve Bank of
Minneapolis Quarterly Review. - 1981. - № 5. - p. 1-17.
6. Leeper E.M. Equilibria under 'active'and 'passive'monetary and fiscal policies // Journal of
monetary Economics. - 1991. - № 1. - p. 129-147.
7. Sims C. A simple model for study of the determination of the price level and the interaction
of monetary and fiscal policy // Economic theory. - 1994. - № 3. - p. 381-399.
8. Woodford M. Monetary policy and price level determinacy in a cash-in-advance economy
// Economic theory. - 1994. - № 3. - p. 345-380.
9. Woodford M. Price-level determinacy without control of a monetary aggregate // Carnegie-
Rochester Conference Series on Public Policy. North-Holland. - 1995. - p. 1-46.
10. Woodford M. Fiscal Requirements for Price Stability // Journal of Money, Credit, and Banking. - 2001. - № 3. - p. 669-728.
11. Leeper E and Leith C, \"Understanding inflation as a joint monetary-fiscal phenomeno,\"
National Bureau of Economic Research, Working Paper w21867, 2016
12. Bruno M., Fischer S. Seigniorage, operating rules and the high inflation trap 1990
13. Davig T., Leeper E.M. Fluctuating macro policies and the fiscal theory // NBER Macroeconomics Annual. - 2006. - p. 247-316.
14. Davig T., Leeper E.M. Monetary-fiscal policy interactions and fiscal stimulus // European Economic Review. - 2011. - № 2. - p. 211-227.
15. Cevik E.I., Dibooglu S., and Kutan A.M. Monetary and fiscal policy interactions: Evidence from emerging European economies // Journal of Comparative Economics. - 2014. - № 4. - p. 1079-1091.
16. Samuelson P. Stabilization policies in the contemporary US economy // Monetary Process and Policy: A Symposium, ed. by G. Horwich and D. Richard (Homewood, IL, Irwin). - 1967. - p. 3-11.
17. Sargent T.J. The ends of four big inflations // Inflation: Causes and effects. - University of Chicago Press. - 1982. - p. 41-98.
18. Kadria M., Aissa M. Inflation targeting and public deficit in emerging countries: A time varying treatment effect approach // Economic Modelling. - 2016. - p. 108-114.
19. Abo-Zaid S., Tuzemen D. Inflation Targeting: A three-decade perspective // Journal of Policy Modeling. - 2012. - № 5. - p. 621-645.
20. Combes J.L., et.al. Inflation Targeting and Fiscal Rules: Do Interactions and Sequencing Matter? 2014
21. Cottarelli C., Griffiths M.E., and Moghadam R. The nonmonetary determinants of inflation: A panel data study 1998
22. Asi N. Effects of fiscal deficit and money M2 supply on inflation: evidence from selected economies of Asia // Journal of Economics, Finance and Administrative Science. - 2015. - p. 49-53.
23. Lin H.Y., Chu H.P. Are fiscal deficits inflationary? // Ournal of International Money and Finance. - 2013. - p. 214-233.
REFERENCES:
Abo-Zaid S., Tuzemen D. (2012). Inflation Targeting: A three-decade perspective
Journal of Policy Modeling. (5). 621-645. Asi N. (2015). Effects of fiscal deficit and money M2 supply on inflation: evidence from selected economies of Asia Journal of Economics, Finance and Administrative Science. 49-53.
Cevik E.I., Dibooglu S., and Kutan A.M. (2014). Monetary and fiscal policy interactions: Evidence from emerging European economies Journal of Comparative Economics. (4). 1079-1091.
Davig T., Leeper E.M. (2006). Fluctuating macro policies and the fiscal theory NBER Macroeconomics Annual. 247-316.
Davig T., Leeper E.M. (2011). Monetary-fiscal policy interactions and fiscal stimulus European Economic Review. (2). 211-227.
Dixit A., Lambertini L. (2001). Monetary-fiscal policy interactions and commitment versus discretion in a monetary union European Economic Review. (4). 977-987.
Dixit A., Lambertini L. (2003). Interactions of commitment and discretion in monetary and fiscal policies The American Economic Review. (5). 1522-1542.
Dixit A., Lambertini L. (2003). Symbiosis of monetary and fiscal policies in a monetary union Journal of International Economics. (2). 235-247.
Kadria M., Aissa M. (2016). Inflation targeting and public deficit in emerging countries: A time varying treatment effect approach Economic Modelling. 108-114.
Leeper E.M. (1991). Equilibria under 'active'and 'passive'monetary and fiscal policies Journal of monetary Economics. (1). 129-147.
Lin H.Y., Chu H.P. (2013). Are fiscal deficits inflationary? Ournal of International Money and Finance. 214-233.
Pekarskiy S.E., Atamanchuk M.A., and Merzlyakov S.A. (2010). Strategicheskoe vzaimodeystvie fiskalnoy i monetarnoy politiki v eksportno orientirovannoy ekonomike [Strategic interaction between fiscal and monetary policies in the export-oriented economy]. Dengi i kredit. (in Russian).
Samuelson P. (1967). Stabilization policies in the contemporary US economy Monetary Process and Policy: A Symposium, ed. by G. Horwich and D. Richard (Homewood, IL, Irwin). 3-11.
Sargent T., Wallace N. (1981). Some unpleasant monetarist arithmetic Federal Reserve Bank of Minneapolis Quarterly Review. (5). 1-17.
Sargent T.J. (1982). The ends of four big inflations Inflation: Causes and effects. -University of Chicago Press. 41-98.
Sims C. (1994). A simple model for study of the determination of the price level and the interaction of monetary and fiscal policy Economic theory. (3). 381-399.
Woodford M. (1994). Monetary policy and price level determinacy in a cash-in-advance economy Economic theory. (3). 345-380.
Woodford M. (1995). Price-level determinacy without control of a monetary aggregate Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy. North-Holland. 1-46.
Woodford M. (2001). Fiscal Requirements for Price Stability Journal of Money, Credit, and Banking. (3). 669-728.