Научная статья на тему 'Проблемы выявления и раскрытия экономических и налоговых преступлений'

Проблемы выявления и раскрытия экономических и налоговых преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3521
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОПЕРАТИВНЫЙ ПОИСК / ОПЕРАТИВНАЯ РАЗРАБОТКА / СООТНОШЕНИЕ ПОИСКА И РАЗРАБОТКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PROBLEMS OF IDENTIFICATION AND DISCLOSURE OF CRIMES / QUICK SEARCH / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / SEARCH AND DEVELOPMENT RATIO / ECONOMIC / TAX CRIME / MARKET RELATIONS / EXPEDITIOUS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапов Сергей Александрович

Исследование посвящено проблемам выявления и раскрытия экономических и налоговых преступлений. Переход экономики страны к рыночным отношениям заставляет пересмотреть прежние подходы в теории оперативно-розыскной деятельности по выявлению и раскрытию данных латентных преступлений. Проблемы в оперативном обслуживании экономических объектов разной формы собственности, невозможности их гласной проверки аппаратами экономической безопасности приводят к увеличению объема оперативно-поисковой деятельности сотрудников экономической безопасности по отношению к документированию преступных действий, уже выявленных и разрабатываемых лиц. Увеличение поисковой деятельности, в ущерб оперативной разработке, приводит к снижению раскрываемости данных преступлений. Предлагается создание специальной службы, которая взяла бы на себя задачу осуществления оперативного поиска. При этом данные подразделения могут частично разгрузить основные оперативные подразделения в плане ведения оперативного поиска и дополнительно снабжать их информацией о происходящих значимых криминальных процессах, тем самым, в частности, поставив их под независимый ведомственный контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND REVELATIONS OF ECONOMIC AND TAXING CRIMES

Investigation is devoted to problems of identification and disclosure of economic and tax crimes. National economy transition to the market relations forces to reconsider former approaches in the theory of operational search activity on identification and disclosure of these latent crimes. Problems in expeditious service of economic objects of different form of ownership, impossibility of their public check by devices of economic security leads to increase in volume of quick and search activity of employees of Economic Security in relation to documenting of the criminal acts which have been already revealed and developed persons. The increase in search activity, to the detriment of expeditious development, leads to decrease in solvability of these crimes. Creation of special service which would assume a problem of implementation of quick search is offered. Thus, these divisions can partially unload the main operational divisions in respect of conducting quick search and in addition supply them with information on occurring significant criminal processes, thereby, in particular, having put them under independent departmental control.

Текст научной работы на тему «Проблемы выявления и раскрытия экономических и налоговых преступлений»

УДК 343.1

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

© Сергей Александрович ПОТАПОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых основ безопасности государства, e-mail: potapov.1995@yandex.ru

Исследование посвящено проблемам выявления и раскрытия экономических и налоговых преступлений. Переход экономики страны к рыночным отношениям заставляет пересмотреть прежние подходы в теории оперативно-розыскной деятельности по выявлению и раскрытию данных латентных преступлений. Проблемы в оперативном обслуживании экономических объектов разной формы собственности, невозможности их гласной проверки аппаратами экономической безопасности приводят к увеличению объема оперативно-поисковой деятельности сотрудников экономической безопасности по отношению к документированию преступных действий, уже выявленных и разрабатываемых лиц. Увеличение поисковой деятельности, в ущерб оперативной разработке, приводит к снижению раскрываемости данных преступлений. Предлагается создание специальной службы, которая взяла бы на себя задачу осуществления оперативного поиска. При этом данные подразделения могут частично разгрузить основные оперативные подразделения в плане ведения оперативного поиска и дополнительно снабжать их информацией о происходящих значимых криминальных процессах, тем самым, в частности, поставив их под независимый ведомственный контроль.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; проблемы выявления и раскрытия преступлений; оперативный поиск; оперативная разработка; соотношение поиска и разработки; экономическая; налоговая преступность; рыночные отношения.

По данным экспертов, экономические и налоговые преступления характеризуются высокой латентностью, и в сферу официальной статистики их попадает в среднем всего 3-10 % от общего числа подобных преступлений [1]. Доля лиц, совершивших экономические преступления, в числе всех выявленных преступников и того меньше - 1,52,2 %. Осуждаются около 40 % выявленных экономических преступников, а остальные освобождаются от уголовной ответственности по различным основаниям [2].

Приведенные данные свидетельствуют о низких уровнях регистрации экономических преступлений, выявления экономических преступников и доказывания их деяний, в связи с чем около 60 % выявленных лиц не несут уголовной ответственности.

Согласно оценке исследователей в области экономической деятельности, размер «теневой экономики» в России продолжает оставаться на высоком уровне и измеряется величиной порядка 25-45 % от всего валового внутреннего продукта. В сфере теневой экономики занято около 9 млн человек [3, с. 15].

Экономическая преступность причиняет основной материальный ущерб обществу. Если весь ущерб, причиненный всеми совершенными в 2014 г. 2166,4 тыс. преступ-

лениями, исчисляется 349,34 млрд руб., то от указанных преступлений - 107,3 тыс., он составил 194,56 млрд руб., или 56 %. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 61,0 %. Подразделениями ОВД из преступлений экономической направленности, раскрытых всеми правоохранительными органами России, выявлено 96,6 тыс. Их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 90 % [4].

Экономическая преступность является финансовым фундаментом организованной преступности, коррупции и терроризма.

Рассматриваемые преступления ввиду их латентности выявляются, в основном, в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделениями экономической безопасности ОВД.

Исторический анализ формирования теории и практики оперативно-розыскной деятельности в нашей стране показывает, что этот процесс, в основном, происходил в условиях становления и развития в ней «социалистического тоталитаризма». При этом понятие «социалистический тоталитаризм» дополнительно характеризовалось не только единством всепроникающей во все власти,

но и подчинением государству всей собственности страны. За незыблемостью сконструированной государством структуры оно следило, широко используя в управлении административно-командный метод, применяя его во всех процессах, протекающих как в обществе, так и в экономике.

В этот исторический отрезок времени оперативно-розыскная деятельность рассматривалась не как самостоятельное направление работы ОВД, а как мера обеспечения его уголовно-процессуального направления функционирования. При этом оперативные подразделения ОВД, осуществляющие ОРД, обладали сильной административно-правовой функцией, присущей всей административно-командной системе, которая во многом, на наш взгляд, компенсировала оперативно-розыскную деятельность и, может быть, в какой-то мере сдерживала ее развитие. Например, оперативные работники ОВД как представители власти от имени государства имели право проходить на все государственные объекты народного хозяйства, закрепленные за ними к оперативному обслуживанию, получать доступ ко всем технологическим процессам данного производства, а также к документам, отражающим их деятельность. В их компетенции была возможность проводить гласную проверку экономической деятельности предприятий.

В настоящее время страна развивается в условиях рыночной экономики посредством создания многообразия разных форм собственности - частной, государственной, муниципальной и др. При этом государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях, а административно-командный метод постепенно уступает рыночным механизмам управления экономическими процессами.

Для ОВД, в частности, оперативных подразделений экономической безопасности (ЭБ), данный процесс закончился с принятием Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797, на основании которого были приняты федеральные законы от 26 декабря 2008 г. № 293-Ф3 и № 294-ФЗ [5-7]. Указанными федеральными законами были внесены изменения в ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части предоставления права и установления порядка

изъятия документов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий.

В целях реализации Федеральных законов МВД России был издан приказ от 8 января 2009 г. № 12, которым были отменены приказы МВД России от 16 марта 2004 г. № 177 и от 2 августа 2005 г. № 636 [8-10], регламентировавшие деятельность милиции в контрольно-проверочной сфере бизнеса.

С отменой вышеуказанной правовой базы подразделения ЭБ и налоговых преступлений (НП) утратили право гласно проводить проверки на объектах экономической деятельности. В настоящее время оперативные сотрудники данных служб не имеют права гласно получать доступ к технологическим процессам этих предприятий, а также к документам, отражающим их деятельность. При этом у них сохранилось право проводить данную работу путем осуществления негласной оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, в этой ситуации мы наблюдаем процесс вытеснения оперативных подразделений ЭБ с экономических объектов их обслуживания. Это заставляет их, в свою очередь, отслеживать их деятельность по большей части не с самого объекта, а изучать его внешнюю экономическую деятельность, т. е. применять в своей работе проблемно-поисковый принцип обслуживания. В итоге, это значительно увеличивает объем разведывательно-поисковой работы оперативных подразделений и вынуждает переходить их на сравнительно новые и более дорогие методы получения информации, в частности и через создание легендированных экономических предприятий.

Как итог, проблемы в оперативном обслуживании объектов приводят к увеличению объема оперативного поиска по отношению к разработке и снижают раскрываемость преступлений.

Так, по статистическим данным МВД России, число регистрируемых экономических преступлений, начиная с 2008 г., неуклонно сокращается с 448,8 тыс. до 107,3 тыс. преступлений в 2014 г., что составляет 76 %. Только за 2014 г., в сравнении с 2013 г., их количество уменьшилось на 24 % [11].

Для более ясного понимания этих процессов рассмотрим основные направления деятельности оперативных работников по раскрытию преступлений: создание и обес-

печение работы поисковой системы на объектах обслуживания; осуществление проверки первичной оперативной информации, полученной в ходе обслуживания поисковой системы объектов; ведение оперативной разработки по информации, подтвердившейся в ходе проведения проверочных мероприятий.

Два первых направления деятельности осуществляются в рамках оперативного поиска, третье - в рамках оперативной разработки.

Вся вышеуказанная работа, т. е. и оперативный поиск, и оперативная разработка, осуществляется одним оперативным работником одновременно. Если рассматривать деятельность конкретных субъектов ОРД ОВД, то их соотношение будет разным (табл. 1).

Например, сотрудник подразделения уголовного розыска (УР) большее время своей работы находится в оперативной разработке, что подтверждается данными статистики. Так, за 2008 г. нагрузка на одного оперативного сотрудника УР составила 27,8 дела. Это связано с тем, что общеуголовные преступления, над раскрытием которых он работает, являются в основном низколатентными, и в отношении их следователь сразу же возбуждает уголовное дело, а сотрудник УР обеспечивает его оперативно-розыскное сопровождение в рамках оперативной разработки.

Кроме этого, качественные показатели его работы также заставляют его уделять больше времени оперативной разработке в ущерб создания и обеспечения работы поисковой системы и проверке первичной оперативной информации, полученной в ходе ее обслуживания.

На основании вышесказанного можно понять позицию Г.К. Москвина, что такая

организационно-тактическая форма ОРД, как выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, т. е. оперативный поиск, характерна только первому этапу развития теории ОРД ОВД, а в дальнейшем она «изжила себя» [12]. И, действительно, организация и тактика проведения оперативного поиска аппаратами УР на практике почти «изжила себя», т. к. оперативные сотрудники УР основное время в своей деятельности уделяют разработке раскрытия неочевидных преступлений.

Нагрузка на одного оперативного сотрудника подразделений ЭБ составляла в том же 2008 г. 12,3 дела, сотрудника НП - 2,2.

Данные цифры указывают на то, что экономические преступления и преступления, совершенные организованной преступностью, являются латентными и раскрываются вышеуказанными сотрудниками в основном по схеме «от лица к преступлению». Они подтверждают и тот факт, что большее время своей работы ими отводится на проведение оперативного поиска криминально значимой информации о вышеуказанных преступлениях.

Это согласуется и с данными экспертов, по которым латентность экономических преступлений все время повышается, и в сферу официальной статистики попадает в среднем всего 3-10 % от общего числа подобных преступлений [13, с. 92]. То же можно сказать и про налоговые преступления, выявление которых составляет не более 5 % от реально совершенных уголовно наказуемых фактов нарушения налогового законодательства [14].

Таблица 1

Соотношение видов деятельности сотрудников уголовного розыска, подразделений экономической безопасности и налоговых преступлений

УР ОП ОР

ЭБ ОП ОР

НП ОП ОР

Примечание: оперативный поиск (ОП); оперативная разработка (ОР).

Осложнение ситуации с обслуживанием по организации и проведению на них опера-объектов экономической деятельности до- тивного поиска, что, конечно, влияет на ка-полнительно приводит к увеличению работы чество оперативных разработок и, как итог,

на количество возбужденных по ним уголовных дел, т. к. одновременно проводятся одним и тем же оперативным сотрудником.

В 1990-е гг. при изучении положительного опыта работы оперативных подразделений ОВД было отмечено, что в одном из них его руководитель, интуитивно понимая данную проблему, разделил ведение оперативно-поисковой работы и оперативные разработки. Одна часть его личного состава занималась поиском значимой информации, вторая по этим полученным данным проводила оперативную разработку.

В то время оперативным работникам хватало времени одновременно осуществлять уголовно-процессуальную и административно-правовую функции, обеспечивая их при этом оперативно-розыскными мерами, и главными факторами их разделения были личные качества, необходимые сотруднику в данной работе, которые трудно совместить в одном человеке. Так, для ведения поиска от него требуется проявление таких качеств личности, как коммуникабельность, определенные актерские способности, умение влиять на людей и т. д., а для ведения оперативной разработки, которая по содержанию более соответствует следственной работе, -усидчивость, педантичность, скрупулезность, являющиеся полной противоположностью первым.

В поисковой работе кроме определенных знаний сотруднику также необходимо наличие организаторских способностей, большого жизненного опыта, волевых качеств, авторитета, т. е. тех данных, которые приходят к человеку с возрастом.

Кроме всего этого, поисковая работа требует от сотрудников постоянной, ритмичной, динамичной работы. Чего трудно достичь, одновременно ведя поисковую работу и оперативную разработку по разным материалам. Осуществляя разработку, оперативный сотрудник обычно приостанавливает, а иногда и полностью прекращает поиск, задавая в нем рваный, прерывистый ритм работы. Здесь он уделяет больше времени той деятельности, которая является критерием оценки его работы. Поэтому чем она «серьезнее» и «перспективнее», тем больше времени по отношению ко всей остальной работе занимает в ущерб, конечно, его поисковой деятельности.

Современная поисковая деятельность оперативных сотрудников, кроме вышеуказанных, имеет еще ряд больших недостатков:

- она приспособлена для сбора тактической информации на ограниченном пространстве - объекте обслуживания;

- осуществляется только одним сотрудником;

- дает ему возможность манипулировать информацией, полученной от поисковой системы, либо полностью ее укрывать от регистрации.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

В настоящее время поисковая деятельность оперативных сотрудников приспособлена только для сбора тактической информации на ограниченном пространстве, расположенном в границах объекта обслуживания. Ранее, при административно-командной системе управления, эти границы были жестко обозначены либо местом проживания - пропиской, либо местом работы. В современных условиях они размываются, т. е. фигурант может постоянно менять как место жительства, или при этом одновременно проживать в разных местах, так и открывать в разных местах филиалы своего предприятия, переводя в них, в зависимости от ситуации и экономической выгоды, свою основную производственную деятельность. Тем самым уходя от возможностей слежения за ним данной поисковой системы.

Конспирация, которая необходима в данной работе, оставляет оперативника одного в этой деятельности, не считая, конечно, непосредственного начальника, осуществляющего контроль. И здесь возможны следующие варианты: либо оперативная информация о криминальных процессах здесь имеется, либо она полностью отсутствует. Омоложение оперативного состава, конечно, не способствует этому. Так, по данным 2006 г. почти половина (45,7 %) личного состава имели стаж работы в ОВД менее трех лет, 26,6 % - 4-5 лет, 6,5 % - 5-10 лет, 8,5 % -10-15 лет, 9,6 % - 15-20 лет, 1,1 % - свыше 20 лет [15, с. 59]. То есть 72,3 % личного состава ОВД имели стаж практической работы менее 5 лет. Кроме этого, в ней наблюдается большая текучесть кадров, что не способствует созданию стабильной поисковой системы на объектах обслуживания.

Практика оперативно-розыскной деятельности показывает, что руководителями оперативных подразделений среднего звена как УР, так и ЭБ, все чаще становятся сотрудники, имеющие опыт практической работы не более 3 лет.

Если сотрудник УР эту проблему (получения и проверки информации) частично может решить с помощью следователя, который, отрабатывая версии по уголовному делу, может вынести постановление, помогающее ему проникнуть с ним на любой объект и вскрыть при этом любой вид тайны, то в борьбе с экономическими преступлениям и организованной преступностью здесь возникают большие трудности.

Кроме этого, современная организация проведения поисковой работы позволяет оперативному сотруднику манипулировать информацией, полученной им от его поисковой системы, либо полностью ее укрывать от регистрации. Для того чтобы понять данный недостаток, проследим порядок прохождения оперативной информации, полученной сотрудником в ходе обслуживания созданной им поисковой системы. Полученная от нее информация необходимым образом оформляется и докладывается руководству. Так как она обычно освещает криминальные события, предупреждение и раскрытие которых входит в компетенцию данного сотрудника, то ему же она им и отписывается для проведения по ней проверочных мероприятий. Если в данное время сотрудник полностью загружен работой, то увеличение новой, содержащей определенные сроки для ее проверки, крайне для него нежелательно, что заставляет его управлять этим процессом, подавая дозировано в регистрацию, либо полностью ее укрывать. Проверить данные факты, допущенные в этой работе оперативным сотрудником, действующим в условиях строгой конспирации, практически невозможно. Эти происходящие в поисковой деятельности процессы искажают общее представление о состоянии оперативной обстановки на данных объектах обслуживания и выше.

Данные проблемы, на наш взгляд, можно решить путем создания специальной службы, которая взяла бы на себя задачу осуществления оперативного поиска. При этом возможны два варианта. Эта служба частично разгружает основные оперативные подразделения в плане ведения оперативного поиска и дополнительно снабжает их информацией о

происходящих значимых криминальных процессах, тем самым, в частности, ставит их под независимый ведомственный контроль, либо она полностью берет на себя функцию по ведению оперативного поиска, тем самым разграничивая компетенцию оперативных сотрудников, оставив в их ведении только осуществление оперативной разработки. При этом специальными, преимущественно негласными, подразделениями проводить оперативный поиск и отдельно, гласными подразделениями, осуществлять оперативную разработку.

Изучение зарубежного опыта показывает, что отличие в работе наших оперативных подразделений от подразделения криминальной полиции зарубежных стран, в частности США, заключается в том, что у нас разведывательно-поисковая деятельность оперативных сотрудников по выявлению информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес и ее реализация совмещена. В США уже в 1960-1970-е гг. в составе полицейских управлений стали создаваться т. н. разведывательные подразделения (отделы, отделения, группы), в задачу которых входило независимое обеспечение оперативной информацией как руководство системы управления полицией, так и ее оперативных подразделений. Разведывательные подразделения как структурные звенья в настоящее время существуют во всех городских департаментах (управлениях) полиции. Причем штатная их численность бывает довольно значительной. Например, вся служба полицейской разведки несколько лет назад насчитывала около 9 тыс. оперативных сотрудников [16].

Организация деятельности оперативных подразделений в нашей стране эффективно действовала в прежних экономических условиях, в современных рыночных отношениях она дает сбои. Кроме этого, она, безусловно, является экономичной, но сильно зависимой от личности оперативного сотрудника, т. е. субъективного фактора. В настоящих условиях, на наш взгляд, необходимо создать такую систему организации данной работы, которая была бы рассчитана на «среднего» сотрудника, свела к минимуму влияние личностного фактора. Кроме этого, организация профессиональной работы по созданию современных поисковых систем сбора, обработки, проверки и накоплению криминальной информации давно требует отдельного научного изучения.

1. Серебрякова В.А. Преступность и реформы России. М., 1999.

2. Лунев В.В. О криминализации экономических преступлений предпринимателей. URL: http:// cj.isea.ru/pdf.asp?id=10611/ (дата обращения: 18.01.2015).

3. Бабаев М.М. [и др.]. Прогноз криминологической ситуации на территории Российской Федерации. М., 2005.

4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2014 г. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/ statistics/reports/item/1609734/ (дата обращения: 18.01.2015).

5. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности, а также налоговых проверок (с изменениями и дополнениями от 7.02.2011 г.): федеральный закон от 26.12.2008 г. № 293-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6248.

7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (с изменениями и дополнениями от 31.12.2014 г.): федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Доступ с информационно-правового портала «Кон-сультантПлюс».

8. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов МВД России: приказ МВД России от 8.01.2009 г. № 12. Доступ с информационно-правового портала «Гарант».

9. Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: приказ МВД России от 16.03.2004 г. № 177. Доступ с информационно-правового портала «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и

ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности: приказ МВД России от 02.08.2005 г. № 636. Доступ с информационно-правового портала «КонсультантПлюс».

11. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2013 г. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost /statistics/reports/item/1609734/ (дата обращения: 18.01.2014).

12. Москвин Г.К. Организация и тактика оперативного поиска аппаратами уголовного розыска в общественных местах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

13. Серебрякова В.А. Преступность и реформы России. М., 1999.

14. Гильмутдинова Н.С. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

15. Гирько С.И. Криминологическая обстановка в Российской Федерации и прогноз ее развития. М., 2006.

16. Смирнов М.П. Полиция зарубежных стран и ее оперативно-розыскная деятельность. М., 1995.

1. Serebryakova V.A. Prestupnost' i reformy Rossii. M., 1999.

2. Lunev V.V. O kriminalizatsii ekonomicheskikh prestupleniy predprinimateley. URL: http://cj. isea.ru/pdf.asp?id=10611/ (data obrashcheniya: 18.01.2015).

3. Babaev M.M. [i dr.]. Prognoz kriminologi-cheskoy situatsii na territorii Rossiyskoy Federatsii. M., 2005.

4. Kratkaya kharakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossiyskoy Federatsii za yanvar'-dekabr' 2014 g. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/ statistics/reports/item/1609734/ (data obrashcheniya: 18.01.2015).

5. O neotlozhnykh merakh po likvidatsii administrativnykh ogranicheniy pri osushchest-vlenii predprinimatel'skoy deyatel'nosti: ukaz Prezidenta RF ot 15.05.2008 g. № 797. Dostup iz informatsionno-pravovogo portala "Garant".

6. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti isklyucheniya vneprotsessual'nyx prav organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, kasayushchikhsya proverok sub"ektov predprinimatel'skoy deyatel'nosti, a takzhe nalogovykh proverok (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 7.02.2011 g.): federal'nyy zakon ot 26.12.2008 g. № 293-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2008. № 52 (ch. 1). St. 6248.

7. O zashchite prav yuridicheskikh lits i individual'nykh predprinimateley pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) v otnoshenii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 31.12.2014 g.): federal'nyy zakon ot 26.12.2008 g. № 294-FZ. Dostup s informatsionno-pravovogo portala "Konsul'tant-Plyus".

8. O priznanii utrativshimi silu otdel'nykh normativnykh pravovykh aktov MVD Rossii: prikaz MVD Rossii ot 8.01.2009 g. № 12. Dostup s informatsionno-pravovogo portala "Garant".

9. Ob utverzhdenii Instruktsii o poryadke pro-vedeniya proverok organizatsiy i fizicheskikh lits pri nalichii dostatochnykh dannykh, ukazyvayushchikh na priznaki prestupleniya, svyazannogo s narusheniem zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o nalogakh i sborakh: prikaz MVD Rossii ot 16.03.2004 g. № 177. Dostup s informatsionno-pravovogo portala "Konsul'tantPlyus".

10. Ob utverzhdenii Instruktsii o poryadke pro-vedeniya sotrudnikami militsii proverok i reviziy finansovoy, khozyaystvennoy, predprinima-tel'skoy i torgovoy deyatel'nosti: prikaz MVD

Rossii ot 02.08.2005 g. № 636. Dostup s informatsionno-pravovogo portala "Konsul'tant-Plyus".

11. Kratkaya kharakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossiyskoy Federatsii za yanvar'-dekabr' 2013 g. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost /statistics/reports/item/1609734/ (data obrashcheniya: 18.01.2014).

12. Moskvin G.K. Organizatsiya i taktika operativnogo poiska apparatami ugolovnogo rozyska v obshchestvennykh mestakh: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1998.

13. Serebryakova V.A. Prestupnost' i reformy Rossii. M., 1999.

14. Gil'mutdinova N.S. Ugolovnaya otvetstvennost' za uklonenie ot uplaty tamozhennykh platezhey: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1998.

15. Gir'ko S.I. Kriminologicheskaya obstanovka v Rossiyskoy Federatsii i prognoz ee razvitiya. M., 2006.

16. Smirnov M.P. Politsiya zarubezhnykh stran i ee operativno-rozysknaya deyatel'nost'. M., 1995.

nocTynnna b pega^Hro 6.02.2015 r.

UDC 343.1

PROBLEMS AND REVELATIONS OF ECONOMIC AND TAXING CRIMES

Sergey Aleksandrovich POTAPOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of Crime-Law Basics of Security of the State, e-mail: potapov.1995@yandex.ru

Investigation is devoted to problems of identification and disclosure of economic and tax crimes. National economy transition to the market relations forces to reconsider former approaches in the theory of operational search activity on identification and disclosure of these latent crimes. Problems in expeditious service of economic objects of different form of ownership, impossibility of their public check by devices of economic security leads to increase in volume of quick and search activity of employees of Economic Security in relation to documenting of the criminal acts which have been already revealed and developed persons. The increase in search activity, to the detriment of expeditious development, leads to decrease in solvability of these crimes. Creation of special service which would assume a problem of implementation of quick search is offered. Thus, these divisions can partially unload the main operational divisions in respect of conducting quick search and in addition supply them with information on occurring significant criminal processes, thereby, in particular, having put them under independent departmental control.

Key words: operational search activity; problems of identification and disclosure of crimes; quick search; expeditious development; search and development ratio; economic; tax crime; market relations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.