УДК 378(571.1X091) 1920/2008
ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КУЗБАССА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИСТОРИКОВ (1920 - 2008)
Л. В. Липунова
В современных условиях ученые и специалисты в области образования пытаются с новых позиций оценить роль и задачи российской высшей школы, проанализировать основные тенденции ее развития. Накопленный отечественными вузами опыт в деле подготовки кадров для профилирующих отраслей экономики может быть использован для дальнейшего совершенствования системы высшего образования в стране с учетом преобразования всех сфер жизни российского общества. В статье проведен анализ литературы, посвященной истории высшего образования.
In modern conditions scientists and experts in the field of formation try to estimate from new positions a role and problems of the Russian higher school to analyse the basic tendencies of its development. The experience saved up by domestic high schools in business of a professional training for main branches of economy can be used for the further perfection of system of higher education in the country in view of transformation of all spheres of life of the Russian society. In clause the analysis of the literature devoted to a history of higher education is carried out.
Ключевые слова: высшее образование, история, историография, высшие учебные заведения.
История высшего образования - явление многоплановое. С одной стороны, она включает в себя следующие аспекты: развитие отдельных вузов как организаций с определенной кадровой и материально-технической базой, совершенствование учебного процесса со всеми его составляющими, создание целостной системы подготовки кадров высшей квалификации в рамках одного государства и пр. С другой стороны, проблему можно рассматривать сквозь призму таких явлений, как государственное и партийное руководство обществом, культурное строительство, развитие науки и т. д. Поэтому вклад в изучение истории высшего образования внесли представители самых различных отраслей научного знания: историки, философы, педагоги, культурологи, социологи и др.
В ходе анализа литературы необходимо учитывать следующие принципиальные моменты. Во-первых, естественная и закономерная связь историографии с общим ходом исторического процесса. Во-вторых, разноплановость и сложный характер изучаемых проблем. Нижняя хронологическая рамка историографии была определена 1920-ми гг. В это время появились исследования, в которых руководители партии и государства, непосредственные руководители системы образования пытались дать оценки работы в этой области, осмыслить итоги политики в отношении высшей школы. Историками высшего образования стали практики-руководители народного комиссариата просвещения, деятели большевистской партии, ученые. Во многом их методология, а скорее, политические оценки, стали решающими в развитии как самого образования, так и первых исследований.
В начале 1930-х гг. были опубликованы работы, затрагивающие как общие, так и частные вопросы высшей школы, в целом всей системы образования. Особый интерес представляет монография
А. Е. Бейлина «Кадры специалистов СССР. Их формирование и рост» [1]. В этом исследовании показана роль государства в формировании высшей школы, а также изучена проблема подготовки кадров. В аналогичном ключе рассматривается система высшего образования в коллективном труде И. Г. Авту-
хова, И. Т. Огородникова, И. А. Хаит «Организация и методика работы в высшей школе» [2].
Следует отметить, что многие публикации этого периода носили иллюстративный, политизированный характер, где события показаны без глубокого анализа и критического осмысления. Основной акцент ставился на агитацию и пропаганду достижений в деле образования и просвещения. При этом объем конкретной информации о развитии вузов Кузбасса в этих публикациях был небольшим, и они представляют интерес только как попытка обрисовать общую ситуацию в высшей школе. Так, в статье И. Матюшина «ВТУЗ металлургов» дается информация о становлении СМИ и развитии в нем металлургической специальности как необходимом условии успешного выполнения планов пятилетки [3].
В целом следует признать важность изданий того времени, заложивших основы исследовательского фундамента, на котором начался процесс создания обобщающих работ как по истории высшей школы в целом, так и по истории вузов Кузбасса.
В 1950 - 1980-е годы появилось большое количество исследований, в которых предметом научного анализа стали процессы реформирования всей системы образования, история ее отдельных компонентов. Монографии, статьи, коллективные труды обогащаются новым фактическим материалом, делаются попытки вписать преобразования высшей школы в общий процесс культурного строительства в СССР.
К обобщающим трудам, характеризующим деятельность как советской высшей школы за годы Советской власти, так и подготовку технических кадров, следует отнести работы С. В. Кафтанова, Е. В. Чуткерашвили, В. В. Украинцева, В. П. Елютина и других авторов [4]. Ученые, опираясь на солидную источниковую базу, проанализировали систему подбора, подготовки и научно-педагогической аттестации профессорско- преподавательского состава отечественных высших учебных заведений, дали характеристику образовательной, научноисследовательской и общественной деятельности вузов. В значительно меньшей степени было уделено внимание материальному и социальному обеспе-
чению, быту ученых. Результаты этих работ представляют значительный интерес, так как содержат анализ общих тенденций и процессов развития высшей школы в 1950-х годах.
Многие исследователи в это время глубоко и последовательно раскрывали роль партийного руководства в строительстве высшей школы, анализировали практику перестройки взаимоотношений государства и системы вузов. Серьезного внимания заслуживает работа Н. Л. Сафразъян, в которой на обширном фактическом материале историк поэтапно воспроизвел процесс реорганизации высшего образования в новых политических условиях [5].
Выделение в советской историографии темы си-биреведения, характеризовалось появлением глубоких исследований в области формирования высшей школы Сибири, которые имели возможность и ставили своей целью обратить внимание на развитие отдельных ведущих сибирских вузов и вузовской системы отдельных областей. И если первые публикации о вузах Кузбасса, относящиеся к 1950-м годам, содержали лишь рекламную информацию, касавшуюся истории отдельных вузов (СМИ, КузПИ), то в 1960-е годы историография поднялась на новую ступень развития, что отчасти объясняется появлением в Сибири первых специалистов в области истории культуры. Среди них: В. Л. Соскин, Л. Г. Баландина, Е. Ф. Курочкин, Ф. А. Лукинский, И. М. Поспелов, Н. Е. Таскаев.
Исследования по истории высшей школы Западной Сибири в 1970-е годы велись в различных научных центрах Сибири, однако проблемы поднимались в узких хронологических и тематических рамках. Например, в 1974 году вышла работа
А. М. Балбеко «Формирование профессорско-преподавательских кадров высшей школы Западной Сибири в годы переходного периода от капитализма к социализму (1917 - 1936 гг.)» [6]. Автор детально изучил преобразования в высшей школе Сибири, касавшиеся главным образом системы управления вузами и методов преподавания. Довольно подробно изучалась в то время проблема подготовки инженерно-технических кадров накануне и во время Великой Отечественной войны, деятельность партийных организаций по развитию высшего образования в период семилетнего народно-хозяйственного плана.
В 1970-е годы наблюдалось бурное развитие историографии истории высшего образования в Кузбассе. Проблема становления системы высшей технической школы в Кемеровской области нашла отражение в исследованиях кузбасских историков Г. Я. Алексеевой, И. З. Габидулина, К. А. Заболотской, З. Г. Карпенко, Т. П. Малаховой, А. К. Серди-това, Н. Г. Цукровой, К. Ф. Боченкова, И. И. Комо-горцева, Н. З. Сбеглова, М. Ф. Ломакова, Н. И. Качанова, В. Л. Соскина, Н. Е. Таскаева.
З. Г. Карпенко, на богатом архивном материале Кузбасса рассмотрев проблему количественного и качественного роста кадров в отдельных отраслях промышленности, отметила самый высокий удельный вес специалистов с высшим образованием в наиболее трудоемких и наукоемких отраслях - черной металлургии, энергетике, химической промыш-
ленности. Автор подчеркивала, что увеличившийся спрос на инженерные кадры, в связи с интенсивным развитием основных отраслей тяжелой промышленности, значительно превышал их выпуск высшими учебными заведениями Кемеровской области [7].
К. А. Заболотская, В. Н. Михайлова, Т. П. Малахова, Н. Г. Цукрова в своих исследованиях рассмотрели совершенствование методов подготовки кадров ИТР в 1950 - 1970-е годы, а также развитие материально-технической базы некоторых вузов Кузбасса, в том числе и Сибирского металлургического института [8].
К. Ф. Боченков, И. И. Комогорцев, Н. З. Сбеглов, М. Ф. Ломаков, анализируя в своих работах индустриальное развитие Кузбасского региона в период семилетки (1959 - 1965 гг.), особое внимание уделяли становлению высшего технического образования как одного из факторов, влиявших на экономическое состояние области [9].
Большой научный интерес представляет диссертационное исследование А. К. Сердитова [10]. В своей работе автор, анализируя подготовку инженерно-технических кадров в Кузбассе, изучил вопросы укрепления материально-технической базы учебных заведений и повышения уровня квалификации преподавательских кадров. Диссертация
А. К. Сердитова является значимым исследованием истории становления высшего технического образования в Кемеровской области.
В целом для подавляющего числа работ, вышедших до конца 1980-х гг., характерно определенное замалчивание проблем, существовавших в деятельности высшей школы, что объясняется общим состоянием общественных наук в тот период. Их авторы, раскрывая положительный опыт и достоинства советской системы образования, фактически не уделяли внимания выявлению противоречий и недостатков, накопившихся в системе высшей школы, и причин, их породивших.
Критические работы с глубоким анализом проблем отечественного высшего образования появились в начале 1990-х гг. в связи с изменением общей обстановки в стране. Стремление связать новые факты, новые подходы с взвешенным научным анализом, свести воедино теорию и практику, дать комплексный анализ и объективное освещение истории вызвало желание у многих крупных ученых систематизированно изложить материал по советскому периоду отечественной истории.
Так, М. И. Шведов, анализируя формы и методы учебной работы в высшей школе после 1917 года, дал критическую оценку некоторым реформам в системе обучения, в частности, бригадно-
лабораторному методу [11]. В. И. Жуков связал причины нынешнего кризиса высшего образования с основными тенденциями развития высшей школы периода первых пятилеток: экстенсивным ростом вузов, идеологизацией содержания обучения, стремлением к расширенному выпуску специалистов [12].
Интересные данные приводятся в работе Б. С. Митина [13]. Автор, изучив состояние высшего технического образования на рубеже XX - XXI веков, пришел к выводу, что современное российское
государство испытывает острый дефицит специалистов с высшим техническим образованием. При этом Б. С. Митин считает высшую школу одной из немногих сфер общественной жизни в России, сохранивших свой потенциал.
Большой интерес представляют труды, в которых затрагиваются отдельные аспекты истории отечественной высшей школы. В первую очередь, следует отметить работы томской школы историков под руководством профессора С. Ф. Фоминых. Содержащаяся в исследованиях информация не только представляет много интересных сведений из жизни людей, внесших большой вклад в развитие культуры Томского региона, но и содержит колоссальный объем фактических сведений по истории культурного развития Сибири конца ХІХ-ХХ вв. Работы специалистов томской школы, отличающиеся наличием солидной репрезентативной источниковой базы, а также использованием современных методов сбора и обработки источников, задают общий теоретико-методологический вектор в изучении истории высшей школы региона и существенно расширяют возможности для использования сравнительно-исторического метода с целью выявления общих и специфических характеристик функционирования различных вузов.
Существенный вклад в изучение проблемы становления высшего образования в Сибири внес В. В. Петрик. Исследователь в своих работах рассматривает различные компоненты становления вузовской системы: материально-техническое оснащение вузов, пополнение научно- педагогических кадров, повышение квалификации профессорско-преподавательских коллективов и т. д. Автор широко использовал документальный материал с привлечением значительного количества неопубликованных ранее архивных источников. К концу ХХ века накопилось большое количество исследований по проблемам высшего образования в Сибири и монография В. В. Петрика «Высшая школа Сибири в конце 50-х-начале - 90-х годов ХХ века» представляет собой первую попытку аналитической систематизации имеющихся данных [14].
Весьма значимыми являются работы Т. А. Мо-зыревой, Г. Г. Халиулина, К. А. Заболотской,
В. П. Машковского, Т. О. Машковской' [15]. Авторы в своих трудах уделяют внимание комплексу теоретических, методических и практических вопросов, связанных с характеристикой научных кадров Кемеровской области. Особый интерес представляет работа Г. Г. Халиулина, где рассмотрен процесс создания СМИ и его роль в подготовке инженерных кадров для региона.
Проблемы развития вузовской науки Кузбасса и процесса формирования квалифицированных профессорско-преподавательских кадров нашли отражение в статьях В. Н. Бреля и М. Г. Леуховой [16]. Авторы, опираясь на законодательные, статистические и архивные материалы, в своих работах дают анализ проблем развития высшей школы Кузбасса в довоенный и послевоенный период.
Немалый интерес представляют диссертационные исследования этого периода (начало 1990-х гг. -2008 г.), авторами которых являются кузбасские ученые: Т. О. Машковская, Т. А. Реховская,
Е. А. Степанов, И. С. Соловенко, А. А. Костюков, Л. В. Щурова, М. А. Борисова.
Значительное внимание в своих работах исследователи уделяют научно-технической политике и социально-экономическому развитию сибирского региона, истории становления высшего технического образования в целом.
Немаловажными являются диссертации Л. В. Щуровой и М. А. Борисовой. Л. В. Щурова поставила своей задачей комплексно рассмотреть историю высшей школы Кузбасса. В частности, были исследованы такие вопросы, как создание материально-технической базы вузов, формирование профессорско-преподавательского состава и расширение студенческого коллектива. Представленный материал касается семи вузов Кузбасса [17].
Исследуя проблемы высшего технического образования в Кузбассе, М. А. Борисова рассмотрела различные аспекты - программы инженерной подготовки, саму структуру специальностей по техническим дисциплинам, научно-исследовательскую деятельность студентов в рамках высшей технической школы, ее взаимосвязь с производством - на примере Сибирского металлургического института и Кемеровского горного - Кузбасского политехнического института [18].
Итак, развитие высшей школы и подготовка квалифицированных кадров всегда вызывали интерес у исследователей. Но особое внимание к проблеме возникло в послевоенный период и в последующие годы. В это время в научных исследованиях определились основные направления: исследование процесса формирования и развития системы высшего образования в СССР, социально-экономического потенциала страны и отдельных ее регионов и изучение вопросов по подготовке квалифицированных кадров, в том числе и инженерных, для предприятий отраслей тяжелой промышленности.
Условно в изучении проблем становления высшей технической школы Кузбасса можно выделить два основных этапа, причем границы между ними относительны: советский (1920-е - 1980-е гг.) и постсоветский (начало 1990-х - 2008 гг.).
На первом этапе только формировались подходы к изучению проблемы, многие работы носили партийно-политический характер, в них часто идеализировались политика советской власти и перспективы социалистического строительства в стране. Вполне естественно, что господствовавшие в этот период марксистско-ленинская идеология и строгий классовый подход являлись доминирующими факторами в исторических исследованиях. Вузы рассматривались как верные помощники партии в социалистическом строительстве. К концу 1980-х гг. сложилась ситуация, когда часть проблем нуждалась в переосмыслении в связи с изменениями в общественно-политической жизни, расширением круга источников. Появились серьезные исследования по проблемам истории высшей школы, об особенностях ее развития в СССР и в России. Были сделаны попытки исследовать историю отдельных вузов, рассмотреть их традиции и наработки в сфере высшего образования.
Первый этап, в свою очередь, можно разделить на два периода: 1) 1920-е - начало 1950-х гг.; 2) 1950-е -1980-е гг. В 1920-е - начале 1950-х гг. лишь намечались подходы к изучению проблемы, собиралась информация о становлении и развитии высшего отечественного образования, в т. ч. в Кузбассе. Обобщающие работы были посвящены не столько истории становления высшей школы, сколько проблеме подготовки кадров, что объясняется главной стратегической линией государства в то время. При этом объем конкретной информации о развитии вузов Кузбасса, особенностях учебного процесса в этих публикациях был небольшим, и они представляют интерес только как попытка обрисовать общую ситуацию в высшей школе в связи с проблемой подготовки кадров для народного хозяйства.
Вступление СССР в 1950-е гг. в эпоху научнотехнической революции поставило перед высшими учебными заведениями новую задачу - сочетать научную и педагогическую деятельность. В связи с этим волна научных исследований, посвященных различным аспектам образовательной политики, начала возрастать. Предметом научного интереса стал широкий круг вопросов становления и развития высшего образования. Монографии, статьи, коллективные труды обогащаются новым фактическим материалом, преобразования высшей школы рассматриваются как составная часть общего культурного строительства в СССР, что «знаменовало начало нового качественного подъема исследований».
На втором этапе, начиная с 1990-х годов, значительно расширились рамки региональных исследований. При изучении истории становления высшей школы на этом уровне внимание исследователей сосредоточено на специфических условиях своего региона и особенностях развития того или иного вуза.
Таким образом, в отечественной историографии накоплен немалый опыт исследований по проблеме формирования вузовского образования - в стране, в сибирском регионе и в Кемеровской области. Если в советский период многим публикациям по истории формирования системы высшей школы были присущи определенная идеологическая ангажированность, избирательность в изложении фактов, то в настоящее время в изучении региональной истории высшего образования формируется исследовательская база, посвященная анализу ключевых проблем, динамики и своеобразия развития системы высшего образования.
Литература
1. Бейлин, А. Е. Кадры специалистов СССР. Их формирование и рост [Текст] / А. Е. Бейлин. - М., 1935. - 207 с.
2. Автухов, И. Г. Организация и методика работы в высшей школе [Текст] / И. Г. Автухов, И. Т. Огородников, И. А. Хаит. - М., 1934. - 117 с.
3. Матюшин, И. ВТУЗ металлургов: (история СМИ) [Текст] / И. Матюшин // Десять лет города угля и металла. - Сталинск, 1939. - С. 225 - 229.
4. Чуткерашвили, Е. В. Развитие высшего образования в СССР [Текст] / Е. В. Чуткерашвили. - М.: Высшая школа, 1961. - 342 с.; Украинцев, В. В.
КПСС - организатор революционных преобразований высшей школы [Текст] / В. В. Украинцев. - М.: Наука, 1963. - 298 с.; Елютин, В. П. Высшая школа СССР за 50 лет (1917-1967) [Текст] / В. П. Елютин. -М.: Наука, 1967. - 560 с.
5. Сафразъян, Н. Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы [Текст] / Н. Л. Саф-разъян. - М.: Наука, 1977. - 137 с.
6. Балбеко, А. М. Формирование профессорско-преподавательских кадров высшей школы Западной Сибири в годы переходного периода от капитализма к социализму (1917-1936 гг.) [Текст] / А. М. Балбеко // Вопросы формирования и развития советской социалистической интеллигенции. - Кемерово, 1974. -С. 16 - 24.
7. Карпенко, З. Г. Из истории Кузбасса [Текст] /
З. Г. Карпенко. - Кемерово, 1964. - 84 с.; Карпенко, З. Г. К вопросу о социальных последствиях современной научно-технической революции. 1917 - 1967 гг. [Текст] / З. Г. Карпенко // Из истории рабочего класса в Кузбассе: сб.статей. Вып. III. - Кемерово, 1968.
- С. 119 - 139.; Карпенко, З. Г. Изменение численности и состав кадров угольной промышленности Кузбасса в 40 - 60-е годы [Текст] / З. Г. Карпенко // Из истории рабочего класса Сибири: сб.статей. -Кемерово, 1970. - С. 23 - 29.; Карпенко, З. Г. Кузнецкий угольный. 1921 - 1971. [Текст] / З. Г. Карпенко. - Кемерово, 1971. - 111 с.
8. Малахова, Т. П. Влияние научно- технического прогресса на количественный и качественный состав кадров химической промышленности Кузбасса в семилетке (1959 - 1965 гг.) [Текст] / Т. П. Малахова // Из истории рабочего класса в Кузбассе: сб.статей. Вып. III. - Кемерово, 1968. - С. 151 - 161; Михайлова, В. Н. К вопросу о численности кадров горняков Кузбасса в послевоенный период [Текст] /
B. Н. Малахова // Из истории рабочего класса в Кузбассе: сб.статей. Вып. VI. - Кемерово, 1974. - С. 24
- 32; Заболотская, К. А. Изменение культурнотехнического уровня рабочих кадров угольной промышленности Кузбасса в 20-70-е гг. [Текст] / К. А. Заболотская // Рабочие Кузбасса в период развитого социализма: сб.статей. - Кемерово, 1977. -
C. 3 - 19.
9. Боченков, К. Ф. Развитие системы народного образования и культуры - одно из условий подъема экономики Кузбасса (1959-1965 гг.) [Текст] / К. Ф. Боченков // Осуществление ленинских идей превращения Сибири в экономически развитый район страны. - Кемерово, 1972. - С. 15 - 25; Комогор-цев, И. И. Расцвет российской науки в Сибири и ее роль в развитии производительных сил в период коммунистического строительства [Текст] / И. И. Комогорцев // Осуществление ленинских идей превращения Сибири в экономически развитый район страны. - Кемерово, 1972. - С. 376 - 387; Сбег-лов, Н. З. К вопросу о формировании производственного персонала новых промышленных предприятий Кемеровской области [Текст] / Н. З. Сбеглов // Осуществление ленинских идей превращения Сибири в экономически развитый район страны. - Кемерово, 1972. - С. 176 - 189; Ломаков, М. Ф. Научнотехнический прогресс и повышение уровня образо-
вания шахтеров Кузбасса в 60-х годах [Текст] / М. Ф. Ломаков // Осуществление ленинских идей превращения Сибири в экономически развитый район страны. - Кемерово, 1972. - С. 524 - 528.
10. Сердитов, А. К. Формирование кадров инженерно-технических работников угольной промышленности Кузбасса в условиях научно-технической революции [Текст] / А. К. Сердитов: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 1978. - 19 с.
11. Шведов, М. И. Высшая школа РСФСР в период с 1921 по 1925 годы: новые подходы и оценки (на примере вузов Москвы) [Текст] / М. И. Шведов.
- М., 1994. - 187 с.
12. Жуков, В. И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты [Текст] / В. И. Жуков. - М., 2000. - 156 с.
13. Митин, Б. С. Инженерное образование на пороге XXI века [Текст] / Б. С. Митин. - М.: Издательский дом Русанова, 2001. - 224 с.
14. Петрик, В. В. Университетское образование в Сибири в 1980-е годы [Текст] / В. В. Петрик: дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 1995. - 218 с.; Петрик, В. В. Исторический опыт подбора и расстановки педагогических кадров на руководящие должности в высших учебных заведениях Сибири (конец 50-х-начало 90-х гг. ХХ века) [Текст] / В. В. Петрик // Известия Томского политехнического университета. - 2004. -Т. 307. - № 2. - С. 183 - 186; Петрик, В. В. К проблеме подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (докторов наук) в вузах Сибирского региона 1958 - 1991 гг. [Текст] / В. В. Петрик // Вестник Томского политехнического университета. - 2004. - Вып. 5. Серия: Педагогика. - С. 86
- 90; Петрик, В. В. Деятельность вузовских коллективов Сибири по совершенствованию научно -исследовательской работы студентов в конце 1950-х
- начале 1990-х годов (исторический аспект) [Текст] / В. В. Петрик // Известия Томского политехнического университета. - 2005. - Т. 308. - № 3. - С. 202
- 208; Петрик, В. В. Из истории развития высшего вечернего и заочного образования в Сибири (конец 50-х - начало 90-х гг. ХХ века) [Текст] / В. В. Петрик // Известия Томского политехнического университета. - 2005. - Т. 308. - № 4. - С. 212 - 216; Петрик, В. В. Подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру в высших учебных заведениях Сибири. 1958 - 1991 гг. (к истории вопроса) [Текст] / В. В. Петрик // Известия Томского политехнического университета. - 2005. - Т. 308. - № 2.
- С. 187 - 194; Петрик, В. В. Развитие учебно -материальной базы высшей педагогической школы Сибири в 1958 - 1991 гг. [Текст] / В. В. Петрик // Педагогика. - 2005. - № 7. - С. 85 - 88. Петрик,
В. В. Высшая школа Сибири в конце 50-х - начале 90-х годов ХХ века [Текст] / В. В. Петрик. - Томск: ТГУ, 2006. - 648 с.
15. Халиулин, Г. Г. Формирование социалисти-
ческой производственно-технической интеллигенции в Западной Сибири (1921 - 1937 гг.) [Текст] / Г. Г. Халиулин. - Томск, 1983. - 211 с.;
Мозырева, Т. А. Текучесть и стабилизация инженернотехнических кадров на предприятиях Сибири [Текст] / Т. А. Мозырева. - Новосибирск, 1986. - 195 с.; Маш-ковский, В. П. Экономические преобразования и научно-техническая политика партии в угольной промышленности [Текст] / В. П. Машковский. - Томск, 1991. - 287 с.; Заболотская, К. А. Угольная промышленность Сибири (конец 1890-х - начала 1990 гг.) [Текст] / К. А. Заболотская. - Кемерово, 1995. - 341 с.; Машковская, Т. О. Федеральные и региональные особенности развития российской науки (середина 50-х - 90-е годы) [Текст] / Т. О. Машков-ская. - Кемерово, 1998. - 278 с.
16. Брель, В. Н. Развитие высшей школы и науки в Кузбассе в послевоенный период (1945 - 1955 гг.) [Текст] / В. Н. Брель // Актуальные проблемы отечественной новейшей истории: сб.статей. - Кемерово,
2001. - С. 6 - 14.; Он же. Развитие высшего технического образования в Кузбассе в первые послевоенные годы [Текст] / В. Н. Брель // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России. II Всероссийские научные чтения. - Кемерово. -
2002. - С. 68; Леухова М. Г. Проблемы формирования кадров ИТР в угольной промышленности Кузбасса в условиях модернизации страны [Текст] / М. Г. Леухова // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: II Всероссийские научные чтения. - Кемерово. - 2002. - С. 172 - 176.
17. Щурова, Л. В. Формирование и развитие высшей школе в Кузбассе (1931-1991) [Текст] / Л. В. Щурова: дис. . канд. ист. наук. - Кемерово, 2007. - 209 с.
18. Борисова, М. А. Подготовка инженерных кадров в технических вузах Кузбасса для предприятий отраслей тяжелой промышленности в 50 - 80-е гг. ХХ в. [Текст] / М. А. Борисова: дис. . канд. ист. наук. - Кемерово, 2006. - 240 с.