Научная статья на тему 'Проблемы выбора организационных моделей кооперативов в аграрном секторе региона'

Проблемы выбора организационных моделей кооперативов в аграрном секторе региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ СРЕДА / СТРАТЕГИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КООПЕРАТИВА / ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / MARKET ENVIRONMENT / STRATEGY / COOPERATIVE ORGANIZATION MODEL / FORMAL AND INFORMAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Светлана Георгиевна, Володина Наталья Геннадьевна

Рассмотрены факторы выбора организационных моделей кооперативов в аграрном секторе региона и предложен его алгоритм, основанный на взаимосвязи и взаимозависимости трёх ключевых составляющих «рыночная среда стратегия организационная модель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы выбора организационных моделей кооперативов в аграрном секторе региона»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 631.115.8:631.152 С.Г. Головина,

Н.Г. Володина

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ КООПЕРАТИВОВ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РЕГИОНА

Ключевые слова: рыночная среда,

стратегия, организационная модель

кооператива, формальные и неформальные институты.

Введение

В подтверждение справедливости слов известного учёного в области экономической теории кооперации И.В. Емельянова о том, что «разнообразие кооперативов подобно калейдоскопу, а их изменчивость бесконечна», многие российские и зарубежные авторы проводили исследования движущих сил модификации организационных моделей сельскохозяйственных кооперативов [1]. Некоторые из них связывают появление и трансформацию кооперативов с рыночными неудачами (властью монополий, избыточным предложением, нехваткой рынков сбыта), новыми технологиями и политическими инициативами, другие — с экономическими кризисами и социальными переворотами [2]. Большинство исследователей сходится во мнении, что неоднородная социально-экономическая среда порождает различные модели сельских кооперативов, и их успех в одних условиях далеко не гарантирует аналогичные достижения в других.

Деятельность современных кооперативов находится под давлением внешней среды, которая через существующие в ней институты влияет на среду рыночную [3]. Современная обстановка такова, что поведение участников рынка определяется преференциями потребителей, которые всё более сегментированы в зависимости от доходов, образа жизни, возраста и т.д. Агропродовольственная цепочка становится всё длиннее, а производители добавленной стоимости и получатели основной части дохода всё более удаляются от сельскохозяйственного производства. Что-

бы сохранить свою жизнеспособность, кооперативы, привыкшие функционировать на традиционных рынках и имеющие на них конкурентные преимущества за счет стратегии низких издержек, должны избирать новые, соответствующие рыночным условиям стратегии дифференциации и фокусирования, а также новые организационные устройства.

Объекты и методы

Объектами данного исследования являются сельскохозяйственные кооперативы — снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и обслуживающие (за исключением кредитных и страховых), а также рыночная среда, в условиях которой они создаются и развиваются. Отбор методов исследования базировался на методологии выбора организационных моделей сельскохозяйственных кооперативов, основанной на взаимосвязи и взаимозависимости трёх ключевых составляющих: «рыночная среда — стратегия — организационная модель». Эффективность деятельности кооператива зависит от соответствия избранной им стратегии рынку, в котором он функционирует, а выбранная стратегия может быть реализована, если кооператив адаптирует определённую организационную модель.

Разработка алгоритма выбора организационных моделей кооперативов в аграрном секторе региона предполагала несколько этапов. На первом этапе нами была сформулирована теоретическая модель выбора организационного устройства (модели) сельскохозяйственного кооператива (рис. 1а) и уточнены конкретные составляющие характеристики рыночной среды (степень либерализации рынка, уровень монополизации сферы маркетинга и поставок ресурсов, степень господ-

ства потребителя на рынке), имеющие значение для данного исследования (рис. 1б). Кроме того, учтено, что формальные институты (главным из которых является законодательство) и неформальная среда воздействуют не только на выбор кооперативной модели, но и на выбор стратегий.

На втором этапе были выдвинуты следующие гипотезы.

H1: Чем выше степень либерализации рынка, тем всё более бизнес-ориентированные стратегии вынуждены избирать сельскохозяйственные кооперативы.

H2: Высокий уровень монополизации рынка вынуждает сельскохозяйственные кооперативы выбирать всё более сложные, позволяющие конкурировать с монополистами или олигополистами стратегии, в то время как конкурентный рынок позволяет следовать традиционным стратегиям или частично комбинировать их с современными.

H3: Господство потребителя на рынке приводит к необходимости всё более тесной координации всех участников рынка, а для кооперативов — к выбору всё более изысканных стратегий для проникновения в

близлежащие звенья агропродовольствен-ной цепи.

H4: Чем более либерально и мобильно законодательство по отношению к бизнесу, тем больше возможностей для инноваций в стратегиях и организационных формах оно создаёт.

H5: Склонность членов кооператива и сельских сообществ к индивидуализму в отношениях, ответственности и собственности позволяет кооперативным организациям выбирать более индивидуализированные стратегии и модели.

Третий этап означал отбор исследовательских инструментов, позволяющих верифицировать выдвинутые гипотезы. Для оценки параметров предложенной модели в исследовании применен двухшаговый подход. Первый шаг — проверка значимости предполагаемых связей и оценка компонентов модели путём подтверждающего факторного анализа с целью определения значений параметров модели, которая с приемлемыми ошибками объясняет изменчивость наблюдений. Второй шаг — оценка ещё трех моделей, построенных на базе теоретической (поочередно один из компонентов связи приравнивается к нулю), в целях сравнения их с точки зрения применяемой статистики пригодности. а

Рис. 1. Теоретическая модель выбора организации сельскохозяйственного кооператива Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 10 (72), 2010 I

Экспериментальная часть

Для проведения эмпирического анализа были отобраны кооперативные организации (case studies), которые служили объектами исследований в последние годы. Помимо отечественных сельскохозяйственных кооперативов, расположенных в Уральском федеральном округе и функционирующих в форме традиционных кооперативных организаций, исследованию подлежали кооперативы США, Канады, Швеции и других стран, которые исходя из основных организационных аспектов были отнесены к одной из предложенных организационных моделей. В результате, в анализ были включены кооперативы, вовлечённые в переработку и маркетинг различной сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо, фрукты, овощи, картофель, зерно и т.д.), а также в оказание большого спектра услуг для своих членов.

Для оценки параметров теоретической модели был проведен подтверждающий факторный анализ, который, прежде всего, показал адекватность и высокую пригодность предложенной теоретической модели (табл.). Если сравнить показатели теоретической модели с тремя другими, то мы видим, что она имеет лучшие оценки пригодности: показатели х2 и X2/df — самые низкие, индексы пригодности (CFI и NFI) — самые высокие.

Результаты и их обсуждение

Эмпирические исследования подтвердили верность всех выдвинутых на основе теоретических изысканий гипотез, а оценённая теоретическая модель демонстри-

Итоги подтверждающ

рует не только направление, но и степень влияния отдельных показателей состояния рыночной среды, формальных и неформальных институтов на выбор кооперативами рыночных стратегий и адекватных для их реализации организационных моделей (рис. 2).

Таким образом, движущими силами модификации сельскохозяйственного кооператива являются изменения степени либерализации аграрной экономики, уровня монополизации сферы производства и маркетинга, а также предпочтений потребителей. Все эти изменения требуют предпринимательской, адаптивной и ры-ночно-ориентированной организационной структуры кооперативов.

Заключение

Сегодня создание кооперативов в стране и регионе инициируется в большей степени не участниками кооперации, а государством. При этом традиционная кооперативная модель, предусмотренная российским законодательством, слабо мотивирует сельхозтоваропроизводителей к кооперации, вследствие принятых ограничений прав собственности (порядка владения и распоряжения имуществом, присвоения части дохода и пр.). Предложенный алгоритм позволяет сделать выбор организационной модели сельскохозяйственного кооператива и его стратегии, наиболее адекватный сложившимся политическим, экономическим и социальным условиям, поэтому имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Таблица

факторного анализа

Связи Теоретическая модель Модель 1 Модель 2 Модель 3

Степень либерализации рынка — кооперативные стратегии 0,43* 0 0,52* 0,51

Уровень монополизации рынка — кооперативные стратегии 0,37** 0,14 0 0,42*

Степень господства потребителей на рынке — кооперативные стратегии 0,51* 0,48* 0,37* 0

Кооперативные стратегии — организационные модели 0,93* 0,83 0,56 0,61

Законодательство — кооперативные стратегии 0,24* -0,16 0,19** 0,23*

Неформальные институты — кооперативные стратегии 0,13 0,17** -0,13* 0,19*

Законодательство — организационные модели 0,31* 0,42* 0,51 0,24

Неформальные институты — организационные модели 0,53** 0,41* 0,39* 0,11**

х2 100,12 186,65 106,38 152,02

df 76 77 77 77

х2^ 1,32 2,42 1,38 1,97

CFI 0,99 0,97 0,98 0,98

0,98 0,95 0,97 0,96

* Статистически значимы при p < 0,05; ** статистически значимы при p < 0,01.

Степень либерализации рынка

Уровень монополизаци рынка

Степень господства потребителя

Статистически значимы при р < 0,05; ** статистически значимы при р < 0,01 Рис. 2. Модель выбора организации сельскохозяйственного кооператива

Библиографический список

1. Emelianoff I. Economic Theory of Cooperation: Economic Structure of Cooperative Organizations / I. Emelianoff. — Ph.D. dissertation, Columbia University. — 1942. — P. 13.

2. Bakken H.H. The Economics of Cooperative Marketing / H.H. Bakken,

A.S. Marvin. — New York: McGraw-Hill Book Company, 1937.

3. Володина Н.Г. Организационные модели аграрных кооперативов / Н.Г. Володина, С.Г. Головина, П.Е. Подгорбунских. — Курган: Изд-во КГСХА, 2009. — 498 с.

+ + +

УДК 330.332 (571.15)

Л.А. Семина

НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНВЕСТИЦИИ» ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: инвестиции, капитальные вложения, агропромышленный комплекс, цели инвестирования, конкурентные преимущества, выгода.

Введение

Современный этап российской экономики неразрывно связан с решением проблемы активизации инвестиционной деятельности как в общегосударственном, так и в региональном масштабе. В этом контексте представляется целесообразным раскрыть экономическое содержание понятия «инвестиции». Многообразие субъектов инвестиционного процесса, источников инвестиций, необходимость

формирования инвестиционных рынков, изменения всей системы многообразных воспроизводственных отношений в инвестиционной сфере потребовали более широкого системного подхода к теории инвестиций, так как уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества; от его динамики зависит множество макропропорций в национальной экономике.

Объекты и методы исследования

В качестве объекта исследуется экономическая категория «инвестиции» для предприятий агропромышленного комплекса.

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 10 (72), 2010

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.