Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА КОНСТРУКЦИИ ШУМОЗАЩИТНОГО БУФЕРА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ПРИМАГИСТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ'

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА КОНСТРУКЦИИ ШУМОЗАЩИТНОГО БУФЕРА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ПРИМАГИСТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУМОЗАЩИТНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ГОРОДСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бондарь А.В.

В статье рассматривается актуальная проблема конструкции и технологии устройства буферной защиты в процессе организационно-технологической подготовки производства работ на объектах озеленения примагистральной застройки и застройки участков, прилегающих к промзонам. Тема актуальна, так как в условиях отсутствия свободных городских территорий для жилой застройки приходится осуществлять примагистральную городскую застройку и застройку территорий, прилегающих к промзонам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бондарь А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА КОНСТРУКЦИИ ШУМОЗАЩИТНОГО БУФЕРА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ПРИМАГИСТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ»

А.В. Бондарь

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА КОНСТРУКЦИИ ШУМОЗАЩИТНОГО БУФЕРА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ПРИМАГИСТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ

В статье рассматривается актуальная проблема конструкции и технологии устройства буферной защиты в процессе организационно-технологической подготовки производства работ на объектах озеленения примагистральной застройки и застройки участков, прилегающих к промзонам. Тема актуальна, так как в условиях отсутствия свободных городских территорий для жилой застройки приходится осуществлять примагистральную городскую застройку и застройку территорий, прилегающих к промзонам.

Ключевые слова: Шумозащитное озеленение, городское строительство, производственные издержки, календарное планирование, рациональная технология, комплексная механизация, технико-экономический анализ.

Одной из важнейших проблем развития современных городов является ограниченность территории для их расширения. Решение задач строительства нового жилого фонда выявило недостатков свободных площадок, что вынуждает вплотную заступать на территории промышленных зон предприятий, а также осуществлять примагистральную застройку. При этом остро стоят вопросы обеспечения экологической безопасности, в их числе обеспечение шумозащиты, защиты от пыли и загрязнённого воздуха от потока автотранспорта на магистралях%[2,4,7]. Проблема осложнена ситуацией с резкого сокращения озеленения придомовых территорий, скверов, спортивных площадок и рекреаций. В настоящее время в крупных городах площадь зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, набережная, бульвары), приходящаяся на одного жителя, в среднем составляет порядка 5 кв. м., а по санитарным нормам согласно СНИП 2.07.01.89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений») должна составлять не меньше 10 кв. м. [9]. Поэтому с учетом фактического роста антропогенных нагрузок, недостаточного уровня озеленения требуется пересмотр подходов к организации политики улучшения экологического состояния территорий для городской застройки [4,6,8].

Среди прогрессивных направлений организации комфортной городской среды - системный подход к комплексному благоустройству городских территорий. Выбор инновационных технологий озеленения, опираясь на зарубежную и отечественную практику возможен из достаточно широкого набора, в их числе устройство примагистрального озеленения новой городской застройки; вертикальное и кровельное озеленение зданий; буферной защиты различных конструкций; широкое использование травяного коврового покрытияи др.

Так, проблема обеспечения комфортной городской среды для населения, в том числе при застройке территорий, прилегающих к промзонами автодорожным магистралям организационно разрешается созданием буферных шумозащитных зон из зеленых насаждений. Известно, что данная проблема нашла отражение в трудах исследователей ряда стран в том числе Чехии, Венгрии, России и др. [2,4,5,6].

В частности, экспериментальные измерения параметров шумопоглощения проводились с разновозрастными лиственными (акация 3 и 36 лет), (тополь 10 лет, дуб 19 и 75 лет), хвойными (сосна 5 и 17, ель 11 лет), смешанными (дуб, сосна, граб 17 лет) насаждениями и в зарослями кустарников [5,6,7]. Исследования позволили сформулировать ряд рекомендаций, в частности было установлено, что по степени шу-мозащитной эффективности различные насаждения должны располагаться в следующем порядке: сосновые, еловые, кустарниковые (лиственные разных видов) и лиственные древесные. Например, согласно рекомендаций кустарников [6,7] выбор варианта конструкции буферной шумозащитной зоны может быть:

© А.В. Бондарь, 2023.

Научный руководитель: Сергеева Нина Дмитриевна - доктор технических наук, профессор, Брянский государственный инженерно-технологический университет, Россия.

- полоса зеленых насаждений шириной 10м из лиственного ассортимента деревьев в трехрядной шахматной посадке с двухъярусной живой изгородью из кустарника;

- полоса зеленых насаждений шириной 15 м из лиственного ассортимента деревьев в четырехрядной шахматной посадке с опушечным рядом и подлеском из кустарника;

- полоса зеленых насаждений шириной 20 м из лиственного ассортимента деревьев в пятирядной шахматной посадке с пушечным рядом и подлеском из кустарника;

- полоса зеленых насаждений 25 м из лиственного ассортимента деревьев в шестирядной шахматной посадке деревьев с двухъярусной живой изгородью из кустарника;

- полоса зеленых насаждений шириной 15 м из хвойного ассортимента деревьев в четырехрядной шахматной посадке с двухъярусной живой изгородью из кустарника;

- полоса зеленых насаждений шириной 20 м из хвойного ассортимента деревьев в пятирядной шахматной посадке с двухъярусной живой изгородью из кустарника.

Профессор Цыганков В.В. в своих трудах отмечает, что при неправильном расположении зеленых насаждений по отношению к источникам звука за счет отражательной способности листвы можно получить противоположный эффект, т. е. усилить уровень шума. Это может произойти при посадке деревьев с плотной кроной по оси городской магистрали в виде бульвара. В этом случае зеленые насаждения играют роль экрана, отражающего звуковые волны по направлению к жилой застройке.

Рядовые посадки деревьев с открытым подкроновым пространством шум не поглощают, так как между поверхностью земли и низом крон создается своеобразный звуковой коридор, в котором многократно отражаются и складываются звуковые волны. Отражение звука происходит прежде всего в зоне прямого контакта с поверхностью шумозащитной полосы и зависит от применяемой конструкции полосы и плотности фронтальной зоны, воспринимающей звуковой удар. Поэтому наилучший эффект снижения шума достигается при многоярусной посадке деревьев с густыми кронами, смыкающимися между собой, и опушечными рядами кустарника, полностью закрывающими подкроновое пространство.

Другим эффективным решением снижения шума является размещение полосы из растений с высоким удельным весом зелени (все хвойные породы в среднем на 6-7 дБ эффективнее лиственных), но в городских условиях их применение осложняется высокой чувствительностью к загрязнению окружающей среды. Оптимальная ширина шумозащитной полосы в городских условиях находится в пределах 10--30 м. Увеличение ширины полосы не дает существенного снижения шума. Полоса шириной 10 м должна состоять из не менее трех рядов деревьевкустарников [7].

Важен также выбор рациональных технологий размещения так, деревья, посаженные в шахматном порядке (высокие деревья ближе к источнику шума) с кустарником, подлеском, снижают уровень шума на 3-4 дБ больше, чем растения, размещаемые по технологии рядовой конструкции, имеющие одинаковые размеры и характеристики полос.

Изучение рекомендаций отечественных и зарубежных исследователей позволило авторам при разработке методики организационно-технологической подготовки производства работ на объектах примаги-стральной застройки учесть, что эффективность снижения уровня транспортного шума полосами зеленых насаждений различной ширины, дендрологического состава и конструкции дает посадка шириной 20 м, т. е. размещение в 5 рядов хвойных деревьев и 2 ряда кустарников.

Достижение эффекта более интенсивного снижения шума по сравнению с равномерным сплошным озеленением достигается при посадке нескольких плотных полос деревьев на таком расстоянии друг от друга, чтобы их кроны не смыкались, тогда каждый ряд деревьев с плотной живой изгородью снижает шум на 1-2 дБ А, становясь новой преградой на пути шума. Наилучшим шумозащитным эффектом обладает сформированная из деревьев и кустарников зеленая полоса, расположенная на экранизирующем барьере - земляном кавальере. При расположении магистрали в выемке целесообразно озеленить верхнюю бровку откосакустарников [4,6,9].

Отметим также, что среди жилой застройки, внутри микрорайона распространены высокочастотные источники шума: спортивные, игровые и детские площадки, бассейны, хозяйственные площадки и т. д. Плотные зеленые насаждения снижают уровень, звука и в высокочастотном диапазоне, поэтому их применяют в комплексе со специальными стенками-экранами в соответствии с нормами расстояний их размещения. При этом растения не только улучшают акустическую ситуацию в городе, но и служат действенным средством оздоровления городской среды, регулируя и улучшая санитарно-гигиенические и микроклиматические показатели, оказывая положительное психологическое и эстетическое воздействие. Внешний вид и долговечность растений в шумозащитной полосе во многом определяются степенью воздействия городской среды и экологическими особенностями растений (прежде всего их дымо- и газоустойчивостью и способностью сохранить свои свойства при длительном воздействии выхлопных газов автомобилей).

Например, исследования ряда ученых показали, что все фасады жилых зданий подвергаются шумовому воздействию менее 60 дБА, 90 % фасадов - менее 55 дБА и 34 % совсем не подвержены воздействию

от шума автомагистрали. Поскольку уровень шума в городах постоянно возрастает, то его следует учитывать при проектировании новой жилой застройки города, так как ограничение, а тем более снижение шума в сложившихся городских условиях - задача достаточно сложная, но как отмечено выше технологически решаемая.

Заключение

Таким образом, решение проблемы расширения границ современных городов в условиях ограниченности свободных площадей, вынуждает заступать на территории промышленных зон предприятий, а также осуществлять примагистральную застройку. Шумовое загрязнение, вызванное интенсивным движением городского транспорта, производственной деятельностью снижает качество жизни населения.

В связи с этим считаем, что:

- наиболее действенным решением для осуществления новой жилой примагистральной застройки, закладываемым на стадии разработки проектной документации (ПОС и ПОР) является функциональное разделение территории с выделением шумных промышленных и транспортных зон;

- обеспечение комфортной городской среды для проживания населения, в их числе при застройке территорий, прилегающих к промзонами автодорожным магистралямразрешается созданием буферных шумозащитных зон из зеленых насаждений;

- на основе рекомендаций отечественных и зарубежных исследователей в процессе подготовки проектной документации предусмотреть выбор конструкции буферной шумозащитной полосыиз зеленых насаждений различной ширины, дендрологического состава;

-эффективность снижения уровня транспортного шума дает буферная шумозащитная полоса, например состоящая из растений с размещением их по ширине в 20 м, в 5 рядов хвойных деревьев и 2 рядов из кустарников.

Библиографический список:

1 .Вронский В.А. Экология и здоровье населения промышленных городов /В.А.Вронсктй, И.Н.Саламаха // Экология человека.-2005 - № 3 -С.42

2.ГОСТ 31296.1-2005 Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности.

3.ГОСТ Р 53187-2008 Акустика.

4.Голотвина И.А., Сергеева Н.Д./ Совершенствование метода проектирования объектов вертикального озеленения зданий для условий Нечерноземья / М-во науки и высшего образ. РФ, Нац. исследоват. Моск. гос. строит. ун-т.-2019. С 145-148.

5.Затуранов Ю.Н., Антипова Т.Н. / Оценка шумового загрязнения городской среды: модели и методы повышения экологической безопасности -Статья. - Журнал «Экономика и экологический менеджмент» (март 2013) УДК 628.517.2.001

6.МУК 4.3.2194-07 Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях

7.Сергеева Н.Д., Цыганков В.В.Методология организационно-технологической подготовки на объектах при-магистрального шумозащитного озеленения. Монография. Брянск, БГИТУ. - 2018-С.146

8.СНИП 2.07.01.89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

9.СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»

БОНДАРЬ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - магистрант, Брянский государственный инженерно-технологический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.