Научная статья на тему 'Проблемы временной привязки исходных данных при расчете налогового потенциала муниципальных образований в Республике Башкортостан'

Проблемы временной привязки исходных данных при расчете налогового потенциала муниципальных образований в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зулькарнай И.У.

В статье критически анализируется формула расчета налогового потенциала муниципальных районов и городских округов, которая стала использоваться в Республике Башкортостан с 2006 г. при расчете дотаций из республиканского бюджета. Предложения, сделанные в работе, направлены на облегчение расчета налогового потенциала без потери точности расчета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зулькарнай И.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы временной привязки исходных данных при расчете налогового потенциала муниципальных образований в Республике Башкортостан»

12 (69) - 2006

Расчет и оценка Налогового потенциала проблемы временной привязки

исходных данных при расчете

налогового потенциала муниципальных образований в республике башкортостан

И.У. ЗУЛЬКАРНАЙ,

кандидат экономических наук, доцент Институт социально-экономических исследований Уфимского центра РАН

Ранее был проведен критический анализ формулы расчета налогового потенциала поселений, рекомендованный в Республике Башкортостан [1, 2] для применения при расчете дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений:

ФОТ,

нп,

ПД V ФОТрайон

йфОТ +

сх,

СХр1

сх,

СХпай о

СИхи СХМыш

((фОТ + (ИхТ+ (з ЕМ + (шм)

(1)

где НШг — налоговый потенциал ьго поселения; ПД — суммарный по данному муниципальному району прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех поселений;

ФОТ,, ФОТрайон — фонд оплаты труда в г'-м поселении и по муниципальному району в последнем отчетном году;

СХ, СХ , — прибыль сельскохозяйственных

г' район *

предприятий в г'-м поселении и по муниципальному району в последнем отчетном году;

КС,, КСрайон — кадастровая стоимость земель в г'-м поселении и по муниципальному району в последнем отчетном году;

СИм, СИм , — стоимость имущества физи-

г район

ческих лиц в г-м поселении и по муниципальному району в последнем отчетном году;

¿ФОТ, ¿СХ, ¿ЗЕМ, ¿НИм — доли налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц, единому сельскохозяйственному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в общем объеме прогнозируемых налоговых доходов муниципального района.

Формула (1) ввиду ее очевидной сложности была подвергнута методологическому усовершенствованию в следующих направлениях:

• упрощена для понимания путем замены обозначений на аббревиатуры, отражающие названия налогов и налоговых баз;

• освобождена от необоснованных, на взгляд автора, операций, в результате чего число арифметических операций, необходимых для расчета налогового потенциала поселения, уменьшилось более чем вдвое;

• были уточнены определения величин, используемых в формуле, а именно была показана необходимость использования величин налоговой базы и налоговых поступлений по всем поселениям муниципального района в тех случаях, когда авторы формулы (1) предлагают учитывать их по муниципальному району;

• формула расчета налогового потенциала поселения была разложена в алгоритм действий, на каждом шаге которого расчет проводится по простым формулам, имеющим очевидный экономический смысл.

В результате этого было предложено заменить расчет по формуле (1) на расчет по системе простых формул. Так, налоговый потенциал поселения целесообразно рассчитывать по формуле:

НПпос, = НПнфЁ + НПП0Т? + НПпъс I + НПшфл,(2)

тттгНДФЛ

где НИ пос! ,

ттттЕХХН

НП Пос, ,

иттш ггт-тНМФЛ

НП пос,, НП пос, — величи-

ны налогового потенциала поселения г по каждому из четырех налогов:

ттттНДФЛ = ^ПТ /НДфЛ ; ТГТТ НП Пос, —фО1Пос11ВсеПос> НП

НДФЛ .

"ПрХТПпс ! t Все Пос,

НП Пос I = СХ Пос I t Все Пос; НПша = ХтМФЛПос, ( н е Пос) (3)

Расчет и оценка налогового потенциала

12 (69) - 2006

где ФОТП , ПрСХПП , КСП , СтИФЛП .- база

^ Пос V г Пос V Пос V Пос г

налогов поселения г соответственно по НДФЛ, ЕСХН, ЗН, НИФЛ;

Ж , & , , Ж - эффективные

налоговые ставки, средние по поселениям муниципального района. Средние эффективные налоговые ставки, очевидно, рассчитываются по формулам:

¿НДФЛ _ I Все Пос ~

НДНДФЛ НД

Все Пос . ЕСХН

.ЗН

I Все Пос '

ФОТ Все По

НДВН Пос КС Все Пос

НДФЛ ттттЕСХН

,ЕСХН I Все Пос '

ЕСХН Все Пос

.НИФЛ _ I Все Пос '

Пр СХПВсе Пос

ндНИФЛ

НД Все Пос

СтИФЛвсе Пос Г НИФЛ

(4)

ТГТТПДФЛ ТТТТЕСЛН тт-ГГЗН ТТТТЛИФЛ

где НД Все Пос , НД Все Пос , НДВсе Пос , НДВсе Пос — прОТ-

нозные налоговые доходы всех поселений соответственно по НДФЛ, ЕСХН, ЗН, НИФЛ.

Однако попытка использовать формулы (4) проявляет еще одну методологическую проблему, скрытую ранее сложностью формулы (1). Данная статья посвящена обсуждению этой проблемы, связанной с временной привязкой данных.

Дело в том, что Методика распределения дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений РБ предлагает при расчете налогового потенциала использовать налоговые базы по данным за последний отчетный год, в отношении налоговых поступлений — прогноз на следующий год [1]. Нелогичность этой части методики неочевидна при использовании громоздкой формулы (1), но после того как мы упростили ее, убрав лишние операции, и разложили на элементарные действия, данный факт просто бросается в глаза.

Действительно, согласно методике данные в числителях формул (4) с учетом временной привязки должны быть по прогнозу на следующий год, а данные в знаменателях — за последний отчетный год. К примеру, если бюджетное планирование осуществляется в 2005 г. на будущий, 2006 г., то временная привязка в формуле расчета средней эффективной ставки НИФЛ будет иметь вид:

НПс(2006 год) _

НДВипос(пРогно3 на 2006 г.) СтИФЛ Все Пос(отчет за 2004 г.)

(5)

Использование отчетных данных встречается в практике расчета налогового потенциала, но это имеет место в тех случаях, когда расчет основывается на добавленной стоимости отраслей экономики территории. Например, согласно методике распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки регионов расчет налогового потенциала субъектов Федерации основывается на добавленной стоимости (валовом региональном

продукте) регионов за последний отчетный год и за три года, предшествующие последнему отчетному году. Кроме того, методические рекомендации Минфина России допускают, что добавленная стоимость может быть положена в основу расчета налогового потенциала муниципальных образований. В этом случае рекомендуется использовать отчетные данные за несколько лет в целях обеспечения наиболее стабильного распределения финансовой помощи [3].

В случае формулы (1), как видно из изложения ее в виде (2) — (4), фактически применяется метод репрезентативных налоговых ставок. Для этого случая методические рекомендации предлагают использовать прогнозные значения налоговой базы налогов, входящих в выборку, принимаемую во внимание при расчете налогового потенциала [3]. Действительно, поскольку налоговый потенциал должен отражать потенциальные возможности налоговых поступлений в местный бюджет в будущем году, необходимо использовать данные о налоговой базе за будущий год, если это возможно.

Аргументом в пользу использования отчетных данных вместо прогнозных значений налоговой базы могла бы быть невозможность получения последних на момент планирования финансовой помощи. Этот аргумент не выдерживает критики, по крайней мере, в отношении системы муниципальный район — поселение. Ведь на практике на момент расчета налогового потенциала поселения прогноз налоговой базы уже должен быть, так как на его основе составляется прогноз налоговых доходов. Например, прогноз налоговых поступлений НИФЛ всех поселений МР представляет собой сумму прогнозных налоговых поступлений отдельных поселений:

НДНИшМрогноз 2006 г.) _

N пос

_ £ НДтФ?(прогноз 2006 г.).

] _1

В свою очередь прогноз поступлений НИФЛ в поселении j на 2006 г. определяется как произведение прогнозного значения стоимости имущества физических лиц на 2006 г. на значение ставки этого налога, установленной на 2006 г.:

НДПИФ?(прогноз 2006 г.) _

_ СтИФЛ пос (прогноз 2006 г.);НИФЛ(2006 г.).

Тем самым прогноз налоговой базы на будущий год уже должен быть известен в момент планирования бюджетов. А это позволяет узнать прогноз налоговой базы НИФЛ всех поселений МР:

РасчеТ и оценка Налогового поТеНциала

12 (69) - 2006

ХтМФЛВсеПос(пР0гноз 2006 г.) =

N пос

= X ХтМФЛПс(прогноз 2006 г.).

j=1

Стоимость имущества физических лиц прогнозируется на следующий год на основе планов введения и выбытия жилья. Также нет принципиальных проблем с прогнозированием налоговой базы других налогов. Налоговая база НДФЛ — фонд оплаты труда поселений прогнозируется на основе планируемого повышения заработной платы, создания новых и выбытия существующих рабочих мест, территориальной реорганизации предприятий, а также учета других поддающихся планированию или прогнозированию факторов. Налоговая база земельного налога — кадастровая стоимость стала рассчитываться недавно, и этот процесс незавершен. В силу трудоемкости этого процесса перерасчет кадастровой стоимости будет производиться раз в несколько лет. Тем самым в качестве прогнозных значений кадастровой стоимости органы местного самоуправления будут использовать, как правило, значения последней кадастровой оценки. Прогноз прибыли сельхозпроизводителей — базы ЕСХН производится на основе прогноза экономической активности в целом так же, как и прогноз налоговых баз налога на прибыль и налога на вмененный доход.

Таким образом, использование прогнозных значений налоговой базы при расчете налогового потенциала поселения представляется не только целесообразным, но и практически возможным.

Суммируя обсуждение методики расчета налогового потенциала поселения, проведенное в этой и предыдущих статьях автора, приведем рекомендуемый алгоритм расчета налогового потенциала поселения в Республике Башкортостан.

1. На первом шаге необходимо рассчитать по формулам (4) эффективные налоговые ставки, средние по всем поселениям. При этом надо ис-

пользовать прогнозные значения как по налоговым базам, так и по налоговым поступлениям, совокупным по всем поселениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. На втором шаге необходимо рассчитать налоговые потенциалы поселений по каждому налогу, используя формулы (3). При этом необходимо использовать прогнозные значения налоговых баз

ФОТпоср ШРСХШшосГ КСпоег СтИФЛПж , для каждого поселения и каждого налога.

3. Заключительная операция — суммирование по формуле (2) и получение значения налогового потенциала поселения по всем налогам.

Если в системе муниципальный район — поселение использование прогнозных значений налоговой базы является не только целесообразным, но и не вызывает никаких методологических затруднений, то в системе субъект Федерации — муниципальный район (городской округ) это может вызвать некоторые затруднения. Во-первых, министерство финансов Республики Башкортостан должно иметь прогноз базы налогов на следующий год по всем муниципальным районам и городским округам уже в сентябре-октябре текущего года, для того чтобы иметь возможность рассчитать размер дотаций ко второму чтению бюджета республики в государственном собрании — Курултае Республики Башкортостан. Во-вторых, если данный прогноз не составляется министерством самостоятельно, а используются данные, подготовленные муниципальными образованиями, то со стороны последних можно ожидать оппортунистическое поведение, продиктованное их заинтересованностью в занижении значения налоговых баз.

Однако эти факторы не являются непреодолимыми обстоятельствами и, на взгляд автора, при расчете налогового потенциала МР (ГО) также необходимо использовать прогнозные значения налоговых баз налогов, входящих в выборку по методу репрезентативных налоговых ставок.

Литература

1. Постановление правительства РБ от 07.09.2005 № 196 «О мерах по реализации закона Республики Башкортостан «О межбюджетных отношениях в Республике Башкортостан».

2. Постановление правительства РБ от 15.11.2005 № 243 «О внесении изменений в постановление правительства РБ от 07.09.2005 № 196 «О мерах по реализации закона Республики Башкортостан «О межбюджетных отношениях в Республике Башкортостан».

3. Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений (приказ министра финансов РФ от 27.08.2004 № 243).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.