Научная статья на тему 'Проблемы возрождения системы образования в крупных городах юга СССР во второй половине Великой Отечественной войны'

Проблемы возрождения системы образования в крупных городах юга СССР во второй половине Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
добровольчество / образование / школа / война / Сталинград / управление / профсоюзы / восстановление / volunteerism / education / school / war / Stalingrad / management / trade unions / restoration

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серенко М.Н.

В статье рассматривается проблема вовлечения населения в восстановление Сталинграда, на примере возрождения системы образования, роль и задачи власти, как организующей и направляющей силы. Выделяются основные события начального периода восстановления Сталинграда и характеризуются уникальные методы управленческой деятельности в сложных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of reviving the education system in large cities in the south of the USSR in the second half of the Great Patriotic War

The article deals with the problem of involving the population in the restoration of Stalingrad, using the example of the revival of the education system, the role and tasks of the government as an organizing and directing force. The main events of the initial period of the restoration of Stalingrad are highlighted and unique methods of managerial activity in difficult conditions are characterized.

Текст научной работы на тему «Проблемы возрождения системы образования в крупных городах юга СССР во второй половине Великой Отечественной войны»

Серенко М.Н.

Преподаватель, Волгоградский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Лауреат премии города-героя Волгограда в области образования.

Проблемы возрождения системы образования в крупных городах юга СССР во второй половине Великой Отечественной войны

Сражения на южном участке советско-германского фронта весной 1942 - зимой 1943 года были наполнены драматизмом и велись на огромной территории. Они охватили пространство от Донбасса, до гор Кавказа, флангами достигнув Дона и Волги.

В полной мере последствия суровых боевых действий, ощутили на себе большие, густонаселенные, мощные в экономическом отношении, регионы юга СССР. Это, прежде всего Ростовская, Сталинградская, Воронежская области и Краснодарский край. Если Ростов и Краснодар лежали на острие атаки главного ударного клина немецких войск [18], то удары в направлении Воронежа и Сталинграда, в первую очередь, выполняли роль флангового обеспечения действий ударной группировки. [7]. Задача подавления экономического потенциала этих регионов была важной, но второстепенной, с военной точки зрения, задачей. Однако, начавшись как фланговые маневры на прикрытие ударного клина, битвы за Воронеж и Сталинград развернулись в мощнейшие сражения, которые принесли страшные разрушения. Любопытно, что операции по освобождению Воронежской и Сталинградских областей от врага, так же велись в тесном взаимодействии фронтов Красной армии [5].

Немецкие генералы предполагали нанести сокрушительные удары по всем направлениям, чтобы ошеломить советские войска и достичь цели. [8]. В рамках своего плана, немцы в июле захватили Ростов - на - Дону, ворвались в Воронеж [15], в августе оккупировали Краснодар и вышли к Сталинграду [3].

К началу Великой Отечественной войны, крупные регионы юга СССР, такие, как Сталинградская, Ростовская, Воронежская области и Краснодарский край, имели сформированную, функциональную, многоуровневую систему общего и профессионального образования. Это были крупные экономически важные для страны, территории.

Например, Сталинград был важнейшим промышленным узлом. Ме- ■

таллургический гигант «Красный Октябрь» выплавлял уникальные виды стали. В том числе, броню для танков Красной армии. Рядом с ним располагался артиллерийский завод «Баррикады», производивший дивизионные пушки и орудия особой мощности. Тракторный завод был занят в производстве танков Т-34, накануне войны принятых на вооружения. Кроме того, Сталинград был важнейшим транспортным узлом, который связывал нефтеносный Кавказ с центром страны. Достаточно сказать, что через Сталинградский транспортный узел (железная дорога и речной транспорт), шла перевозка нефти из Северного Кавказа и Азербайджана. Только на Азербайджан приходилось свыше 70 процентов нефти, добываемой во всем Советском Союзе [10]. В ходе боев лета 1942 года существовавшая логистика доставки нефтепродуктов по реке Волге, была нарушена. Нефтепродукты для нужд промышленности и Красной армии вынуждены были направляться кружным путем, через порт Красноводск на Каспийском море (ныне Туркмения), и далее по железной дороги. Один этот факт наглядно говорит о важности судоходства по Волге, не только для экономики страны, но и для бесперебойного снабжения фронта [2].

Промышленность Краснодарского края так же успешно работала на нужды Красной армии. Столь необходимый стране цемент производили в Новороссийске, завод им. Седина выпускал уникальную для страны продукцию - карусельные станки [9].

Нужды обороны прочно обеспечивались системой общего и профессионального образования. Например, в Ростовской области, к началу войны, были сформированы и осуществляли образовательную деятельность 17 ремесленных училищ (РУ) и 19 школ фабрично - заводского обучения (ФЗО). Отдельно существовало специализированное железнодорожное училище.

Все названные учебные профессиональные заведения имели свой профиль. Расположенные в городе Шахты, учебные заведения подготавливали специалистов для горно-рудной и угольной промышленности. РУ и ФЗО города Таганрога отвечали за подготовку специалистов металлургии.

В Краснодарском крае так же существовала разветвленная сеть подготовки рабочих кадров. В крае имелась своя, региональная, специфика экономики, что нашло отражение в номенклатуре учебных заведений. С учетом большого значения Краснодара, как

важнейшего транспортного узла Кавказа, здесь были организованы _

■ сразу три железнодорожных училища. Так же здесь существовало

16 РУ и ФЗО. [1]

В Сталинграде специалистов для промышленности, транспорта, энергетики, связи и других отраслей народного хозяйства, готовили в РУ, железнодорожных училищах, школах ФЗО, техникумах и вузах. В условиях войны и восстановления промышленного потенциала города, мощная сеть подготовки профессиональных кадров, испытывала серьезную нагрузку.

После завершения боев на территориях Краснодарского края, Ростовской, Воронежской и Сталинградских областей, началась работа по восстановлению и налаживанию системы образования. Если судим по цифрам, проводилась такая работа весьма эффективно.

Формально, к концу Великой Отечественной войны, в пострадавших регионах, таких, как Сталинградская, Ростовская, Воронежская области и Краснодарский край, общее число школ достигло довоенного уровня. В частности, в Сталинградской области в 1945 году было 1971 школа, что в целом, соответствовало уровню 1940 года. Тогда в регионе насчитывалось 1996 школ [6].

Но количество резко контрастировало с качеством. Огромная часть школ, восстановленных после боев, представляли собой небольшие помещения, рассчитанные на небольшое число учеников. Эти помещения носили характер временных сооружений и объектов. В первые недели, после завершения боев, школой часто называли небольшое помещение, имеющие стены, но не всегда прикрытое от осадков крышей. Такие школы могли не иметь окон, а партами служили ящики из под артиллерийских снарядов.

Что касается РУ, школ ФЗО, вузов, то здесь процесс восстановления, по большей части1 зависел от промышленных и транспортных предприятий, которые нуждались в подготовленных кадрах.

Общими для всех названных регионов, был ряд проблем, касающихся подготовки профессиональных кадров рабочих специальностей. В частности, нехватка учебных и бытовых площадей. Промышленные предприятия были заинтересованы в квалифицированных рабочих, которых готовили, например, школы ФЗО. Именно поэтому, восстановление инфраструктуры системы профессионального образования шло активнее, в сравнении с учреждениями общего образования. Но объективные факторы не позволяли решить проблемы полностью. Острой была проблема удаленности общежитий школ ФЗО и РУ от места обучения и от предприятий, к которым обучающиеся были прикреплены. Например, школа ФЗО, готовившая _

специалистов для металлургического завода «Красный Октябрь» умело общежитие в 7 километрах от завода. Мало того, значительная часть обучающихся, проживала в палатках. В условиях суровой сталинградской зимы, это было настоящим испытанием для молодых людей [11]. При этом следует учитывать тот факт, что огромную часть обучающихся в РУ и школах ФЗО составляли девушки. Так, например, в Сталинграде, школы ФЗО в 1944 году закончили чуть больше 1400 человек. Из этой массы, половину составляли лица женского пола [12].

Еще одной большой проблемой в организации работы учебных заведений начального профессионального образования, были социальная неустроенность, проблемы с продовольственным и вещевым довольствием и трудности быта. Все обучающиеся в РУ и школах ФЗО зачислялись на государственное обеспечение. Им выплачивалась денежная стипендия, выдавалась одежда. Предметы гигиены. Государство обеспечивало их жильем, постельными принадлежностями и многим другим. В годы войны, со всем этим страна испытывала огромные трудности, что сказывалось и на работе РУ и школ ФЗО. Голод постоянно сопровождал обучающихся. В поисках дополнительно питания, они массово продавали форму, обувь, постельные принадлежности и даже мебель из общежитий. Проблема носила массовый характер [13]. Однако, не смотря на эти сложности, молодые люди активно и качественно овладевали рабочими профессиями. Например, на упомянутом выше металлургическом заводе «Красный Октябрь» в разрушенном Сталинграде, в 1943 году лишь пять процентов выпускников школы ФЗО не выполняли план [14].

Кроме того, в регионах активно работали высшие учебные заведения. Тем не менее, общей проблемой системы оставалась слабая обеспеченность преподавательскими кадрами. Война усугубила эту проблему. Однако, и до войны вузы ощущали нехватку подготовленных педагогических кадров. И причин тому было несколько, в их числе, и кадровые чистки. Безусловно, годы политических репрессий, сказались и на системе образования. Так, например, только Сталинградский педагогический институт, главная кузница учительских кадров в регионе, в результате репрессий, потерял 25 процентов профессоров и преподавателей [17]. С началом Великой Отечественной войны, масса педагогических работников была призвана в ряды Красной армии. Тем не менее, система образования продолжала выполнять поставленные задачи.

В 1941 - 1942 годах, вузы Сталинградской, Ростовской, Воро-

нежской областей и Краснодарского края, были направлены в эвакуацию. После завершения боев на этих территориях, начался долгий и трудный процесс реэвакуации вузов. В ряде случаев, вузы вынуждены были организовывать работу сразу в двух локациях - в эвакуации и в родном городе. Это было трудно, а в условиях кадрового дефицита профессорско-преподавательского состава, почти невозможно.

Например, Воронежский государственный университет, в 1942 году был эвакуирован в Татарскую АССР, на относительно недалекое расстояние. Тем не менее, возвращение вуза заняло долгие месяцы и закончилось лишь к сентябрю 1944 года [4].

В Сталинграде реэвакуация вузов заняла еще больше времени, тем более, что ряд из них был отправлен в глубокий тыл. Например, механический институт был направлен на Урал, в город Челябинск и активно включился в подготовку квалифицированных инженерных кадров. Востребованность вуза была столь высока промышленным сектором Урала, что о возвращении института обратно в Сталинград, долго не шла речь. А когда решение было принято, часть вуза осталась на Урале и продолжила готовить инженерные кадры, образовав самостоятельное высшее учебное заведение, Челябинский механико-машиностроительный институт [16].

Основной проблемой вузов, при возвращении к нормальной работе в родных городах, была острая нехватка площадей. Речь шла не только об административных или учебных площадях, но и об общежитиях. Сталинград и Воронеж имели значительные повреждения жилого и социального фонда, в Краснодаре и Ростове эта проблема стояла менее остро, но она, тем не менее, существовала. Вузам катастрофически не хватало места и это являлось главным препятствие в деле реэвакуации высших учебных заведений.

Вторая большая проблема - отсутствие материальной учебной базы. Не хватало учебников, пособий, различного учебного оборудования. Даже тетради и чернила студентам не могли быть отпущены в полном объеме [13].

Тем не менее, можно утверждать, что уже к концу Великой Отечественной войны, на разоренных и разрушенных территория южной части СССР, система образования была восстановлена до состояния нормального функционирования. О полном, качественном, восстановлении системы, речь тогда не шла. Перед руководителями образования стояла задача вернуться к выполнению важнейшей функции - обучения детей и молодежи, подготовки профессиональных рабо-

чих и инженерных кадров для промышленности. И эта задача была выполнена.

Библиографический список

1. Агеева В.А. Общеобразовательная школа и трудовые резервы Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Автореферат канд.ист.наук. Ростов-на-Дону. 2006. 32с.

2. Байбаков Н.К. Нефтяной фронт. - М.: 2006. 91с.

3. Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда 1589-1967. - М.: Издательство «Наука». 1968. 448с.

4. Воронежский государственный университет. История. // URL: https://www.vsu.ru/ru/ university/general/history/index.html (Дата обращения: 05.03.2024)

5. Воронов Н.Н. На службе военной. - М.: Издательство министерство обороны СССР. 1963. 440 с.

6. Гладкова Е.О. Восстановление и развитие школьной системы в Нижнем Поволжье в 1945-1953 гг. Автореферат канд.ист.наук. Волгоград. 2012. 25 с.

7. Исаев А. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. - М.: «Яуза». 2008. 448 с.

8. Казаков К. П. Всегда с пехотой, всегда с танками. - М.: Воениздат. 1969. 248 с.

9. Как развивалась промышленность на Кубани в военные годы. // URL: https:// kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews/645a06029a79478c4ce29939?from=copy (Дата обращения: 05.03.2024)

10. Кравченко Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М. Издательство «Экономика». 1970. 392 c.

11. Материалы к протоколам бюро горкома ВКП (б) за 1944 год // Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф.71. Оп. 4. Д. 22. 68л.

12. Областные сводки по трудовым резервам и по труду и зарплате за 1944 год // Государственный архив Волгоградской области. Ф. 686. Оп. 19. Д. 35. 122л.

13. Серенко М.Н. Особенности управления системой образования Сталинграда в период восстановления города на заключительном этапе Великой Отечественной войны / М.Н. Серенко, А.Н. Буров // Парадигмы управления, экономики и права / Волгоградский институт управления РАНХиГС. 2021. № 2. С. 36-46. // URL: https://paradigmy34. ru/issues/Parad_2021_N2.pdf. (Дата обращения: 05.03.2024)

14. Справки, информации отдела пропаганды и агитации обкома ВКП (б) о состоянии агитационно-массовой работы на стройках, предприятиях и культурно-бытовом обслуживании на заводах и стройках в 1943 году // Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф. 113. Оп. 14. Д. 116. 62л.

15. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди. В 2 кн. Авторский коллектив под руководством В.А. Жилина. - М.: «ОЛМА - ПРЕСС». 2002. 1 кн. 911с.

16. Тулинский С.В. Южно-Уральский государственный университет, 1943-2003: исторический очерк. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. 88л.

17. Эмирова Л. Д. Государственная политика и практика школьного исторического образования в России в 1930-х - начале 1950-х годов: на материалах Нижнего Поволжья. Автореферат канд.ист.наук. Астрахань. 2009. 25с.

18. Эрнстхаузен А. Война на Кавказе. Перелом. Мемуары командира артиллерийского дивизиона горных егерей. 1942-1943. - М.: Центрполиграфиздат. 2012. 286 с.

References

1. Ageeva V.A. Comprehensive school and labor reserves of the Don and Kuban during the Great Patriotic War (1941-1945). Abstract of Candidate of Historical Sciences. Rostov-on-Don. 2006. 32p.

2. Baibakov N.K. Oil front. - M.: 2006. 91 p.

W

3. Vodolagin M.A. Essays on the history of Volgograd 1589-1967. - M.: Publishing house "Science". 1968. 448 p.

4. Voronezh State University. Story. // URL: https://www.vsu.ru/ru/university/general/his-tory/index.html (03.05.2024)

5. Voronov N.N. In military service. - M.: Publishing house USSR Ministry of Defense. 1963. 440 p.

6. Gladkova E.O. Restoration and development of the school system in the Lower Volga region in 1945-1953. Abstract of Candidate of Historical Sciences. Volgograd. 2012. 25 p.

7. Isaev A. Stalingrad. There is no land for us beyond the Volga. - M.: "Yauza". 2008. 448 p.

8. Kazakov K. P. Always with infantry, always with tanks. - M.: Military Publishing House. 1969. 248 p.

9. How industry developed in Kuban during the war years. // URL: https://kuban.rbc.ru/ krasnodar/freenews/645a06029a79478c4ce29939?from=copy (03.05.2024)

10. Kravchenko G. S. Economy of the USSR during the Great Patriotic War (1941-1945). M. Publishing house "Economy". 1970. 392 p.

11. Materials for the protocols of the bureau of the city committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks for 1944 // Center for Documentation of the Contemporary History of the Volgograd Region. F.71. Op. 4. D. 22. 68 l.

12. Regional reports on labor reserves and on labor and wages for 1944 // State Archive of the Volgograd Region. F. 686. Op. 19. D. 35. 122 l.

13. Serenko M.N. Features of managing the education system of Stalingrad during the restoration of the city at the final stage of the Great Patriotic War / M.N. Serenko, A.N. Bu-rov // Paradigms of management, economics and law / Volgograd Institute of Management RANEPA. 2021. № 2. P. 36-46. // URL: https://paradigmy34.ru/issues/Parad_2021_N2.pdf. (03.05.2024)

14. Certificates, information from the department of propaganda and agitation of the regional committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks (Bolsheviks) on the state of mass propaganda work at construction sites, enterprises and cultural and public services at factories and construction sites in 1943 // Center for Documentation of the Contemporary History of the Volgograd Region. F. 113. Op. 14. D. 116. 62 p.

15. Battle of Stalingrad. Chronicle, facts, people. In 2 books. The team of authors under the leadership of V.A. Zilina. - M.: "OLMA - PRESS". 2002. 1 book. 911c.

16. Tulinsky S.V. South Ural State University, 1943-2003: historical essay. Chelyabinsk: SUSU Publishing House, 2003. 88 p.

17. Emirova L. D. State policy and practice of school historical education in Russia in the 1930s - early 1950s: based on materials from the Lower Volga region. Abstract of Candidate of Historical Sciences. Astrakhan. 2009. 25 p.

18. Ernsthausen A. War in the Caucasus. Fracture. Memoirs of the commander of an artillery division of mountain rangers. 1942-1943. - M.: Tsentrpolygraphizdat. 2012. 286 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.