Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ'

ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ) СЕКТОР / GOVERNMENT PROCUREMENT / STATE (PUBLIC) SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заварзина Т.С., Мирославская М.Д.

В данной статье проведено исследование проблем в области государственных закупок. Раскрываются законодательные акты в рассматриваемой сфере, а также рассматриваются варианты предотвращения и решения проблем в области закупок на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS ARISING IN THE PROCESS OF MANAGING STATE PURCHASES

This article has investigated the problems in the field of public procurement. Legislation in this area is disclosed, and options for preventing and solving problems in the field of procurement at the state level are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ»

УДК 351.712

Заварзина Т. С. студент 4 курса кафедры «Экономика и управление» Мирославская М.Д. студент 3 курса кафедры «Экономика и управления» ШАДИ (ф) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова Россия, г. Шахты Zavarzina T.S. 4st year student, department of «Economics and management» «Economics and management» Miroslavskya M.D. 3st year student, department of «Economics and management» the Shakhty Branch of South Russia State Technical University Russia, Shakhty

ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ

Аннотация

В данной статье проведено исследование проблем в области государственных закупок. Раскрываются законодательные акты в рассматриваемой сфере, а также рассматриваются варианты предотвращения и решения проблем в области закупок на государственном уровне.

Ключевые слова

Государственные закупки, государственный (общественный) сектор.

PROBLEMS ARISING IN THE PROCESS OF MANAGING STATE

PURCHASES

Annotation

This article has investigated the problems in the field of public procurement. Legislation in this area is disclosed, and options for preventing and solving problems in the field of procurement at the state level are considered.

Keywords

Government procurement, state (public) sector.

Основная цель государственных закупок является в обеспечении закупки работ, услуг и товаров для государственных и муниципальных нужд, также экономно и эффективно использовать государственные средства.

Закупка и поставка продукции для обеспечения государственных нужд размещаются в организациях с помощью заключения государственных контрактов, но при их заключении возникают проблемы.

Первая проблема в 44-ФЗ - это кадровая проблема. На современном этапе госзакупки обязаны проводить лишь сотрудники, имеющие профессиональное образование в сфере закупочной деятельности, но подзаконные акты до сих пор не определили, что именно считать таким образованием. Трудность возникает в том, что, несмотря на обязательное обучение, в итоге организации не могут получить квалифицированных специалистов, которые смогут применять этот закон без нарушений. Заказчики, пройдя первоначальное обучение по 44-ФЗ, понимают, что на каждого ложится колоссальная персональная ответственность, соответственно, начинаются массовые увольнения [2].

Второй не менее важной проблемой для поставщиков является сокращение сроков размещения заказов. Кроме того, смущает еще большая бюрократизация системы государственных закупок. Но прежнему самый острый вопрос сегодня - это коррупционная составляющая. Такой важный момент, как борьба со сговорами на торгах, не нашел в 44-ФЗ должного отражения, а ведь результатом сговора на торгах становится заключение контракта то в условиях отсутствия конкуренции и снижения эффективности закупки заказчик получает минимальную экономию бюджетных средств или не получает ее вообще.

Следующей проблемой является сложность и перегруженность закона. Для проведения обычной закупки необходимо знание Закона № 44- ФЗ, а это 339 страниц, также комментарий к закону. Не обойтись и без знания подзаконных актов плюс - классификаторы (ОКВЭД, ОКПД, ОКЕИ). Для любого эксперта довольно непросто не только изучить, но и удержать в памяти столько информации, так же выросло количество подготавливаемых документов для оформления и размещения обычной закупки, которые подготавливать должен заказчик.

С целью по защите прав и законных интересов участников покупок ФАС РФ исполняет рассмотрение жалоб участников покупок, поданных в строгом соответствии с главой 6 Законодательство о контрактной системе.

К примеру, в I - III кварталах 2018 г. в ФАС РФ поступило 61 772 жалобы на действия (бездействия) заказчика, при осуществлении закупок (рисунок 1).

Из 61 772 поступивших жалоб:

• 11 432 закупки, осуществляемые для обеспечения федеральных нужд.

• 27 715 - закупки, осуществляемые для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации,

• 22 625 - закупки, осуществляемые для обеспечения муниципальных

нужд.

Рисунок 1 - Основные нарушения, выявленные в результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении

жалоб

В I - III кварталах 2018 г. ФАС России возбуждено 21 194 дела об нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. По итогам рассмотрения вынесено 17 784 постановления о назначении административных штрафов на общую сумму 277 788,67 тыс. руб [1].

Для решения выше перечисленных проблем должны быть приняты соответствующие меры как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В первую очередь, что бы решить проблему с кадрами и их квалификацией необходимо внести дополнения в 44-ФЗ, где будет указанно в каких образовательных учреждениях должны проходить обучения должностные лица, каким требованиям должны соответствовать эти учреждения, за какие средства они должны проходить это обучение. Как показывает практика, организации не охотно занимаются этими вопросами, ограничиваясь лишь назначением сотрудников на эту должность, поэтому эти моменты должны быть установлены законом, где нужно четко прописать требования к образованию контрактных служащих, создать перечень образовательных учреждений способных обучать специалистов данной области, четко определить на какие средства должно проходить обучение этих специалистов.

Еще одним необходимым фактором решения кадровой проблемы является повышение престижа должности контрактных служащих. Ведь контрактные служащие не готовы за ту же оплату труда брать на себя большую ответственность, в том числе и материальную, в случае со штрафными санкциями. Очевидно, что у работников нет стимула выполнять свою работу качественно, он будет выполнять свою работу с минимальными для него рисками, и не в угоду качеству закупаемого товара. В связи с этим,

необходимо выдавать денежные поощрения за проведение контракта с отличным результатом, и так далее. Все это создаст стимул работников организации бороться за это место, соответственно на эту должность будут отбираться лучшие сотрудники, способные и желающие пройти дополнительное обучение [3].

Так же следует обратить внимание на проблему коррупции в сфере госзакупок. Эта проблема является очень серьезной, по данным экспертов, ежегодный ущерб от коррупции в госзакупках составляет от 15 до 20 % от всего объема госконтрактов за год. В 44-ФЗ законодатели уделили особое внимание, ведь приоритетом нового закона как раз и было повышение прозрачности и доступности госзакупок и борьба с коррупцией. И в целом этот механизм стал показывать положительные результаты, удалось значительно снизить количество контрактов с единственным поставщиком, выросла конкуренция, побеждать в торгах стали не только организации приближенные к представителям органов власти, но и как говориться «компании с улицы», что с одной стороны является безусловно положительной тенденцией, но с другой стороны, как мы уже отмечали ранее, это допустило к участию в торгах недобросовестных поставщиков.

В данном случае законодатель не учел, что снизив уровень коррупции с одной стороны, он повысит ее уровень с другой стороны. То есть уровень коррупции снизился со стороны госзаказчиков, но вырос со стороны исполнителей госзаказа. Это значит, что если раньше госзаказчик закупал товары по достаточно завышенной цене у «своих» организаций, но в качестве был уверен, то сейчас, когда в тендерах побеждают компании готовые работать за минимальную цену, то и качество товаров и услуг минимальное.

Конечно, необходимо отметить что для борьбы с коррупцией, как и с любыми другими преступлениями существуют специализированные органы, занимающиеся пресечением этих преступлений, и наверное уровень коррупции так же зависит и от эффективности работы данных органов.

Таким образом, можно сделать вывод, что ни один закон не способен исключить факты возникновения проблем в контрактной службе.

Использованные источники:

1. Официальный сайт Федеральной Антимонопольной Службы. - Режим доступа: http://fas.gov.ru/activity/kontrol-goszakaza.html

2. Смотрицкая И. И. Экономика государственных закупок. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

3. Галанов В. А. Государственные закупки и конкуренция / В.А. Галанов, О. А. Гришина, С. Р. Шибаев. М.: ИНФРА-М, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.