Научная статья на тему 'Проблемы, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом, и пути их решения'

Проблемы, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом, и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4407
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / CUSTOMS CONTROL / RAIL TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмаева Даяна Баатровна

В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом. Изучен анализ предварительной информации на всех уровнях таможенной системы с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, позволяющих в режиме реального времени проводить автоматизированную обработку поступающей предварительной информации на предмет соответствия критериям, задаваемым должностными лицами, осуществляющими анализ. На основе изучения этих проблем изложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадмаева Даяна Баатровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом, и пути их решения»

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Бадмаева Д.Б. Email: Badmaeva656@scientifictext.ru

Бадмаева Даяна Баатровна - студент, факультет таможенного администрирования и безопасности,

Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом. Изучен анализ предварительной информации на всех уровнях таможенной системы с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, позволяющих в режиме реального времени проводить автоматизированную обработку поступающей предварительной информации на предмет соответствия критериям, задаваемым должностными лицами, осуществляющими анализ. На основе изучения этих проблем изложены пути их решения. Ключевые слова: таможенный контроль, железнодорожный транспорт.

PROBLEMS ARISING IN THE PROCESS OF MOVEMENT OF GOODS THROUGH THE CUSTOMS BORDER OF THE EAEC RAILWAY TRANSPORT WAYS OF THEIR SOLUTION

Badmaeva D.B.

Badmaeva Dayana Baatrovna - Student, FACULTY OF CUSTOMS ADMINISTRATION AND SECURITY, NORTH-WEST INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, ST. PETERSBURG

Abstract: this article discusses the problems that arise in the process of moving goods across the customs border of the EAEU by rail. The analysis ofpreliminary information at all levels of the customs system was studied using information and software tools of the Unified Automated Information System of the customs authorities, which allow realtime automated processing of incoming preliminary information for compliance with the criteria set by the officials performing the analysis. Based on the study of these problems outlined ways to solve them. Keywords: customs control, rail transport.

УДК 339.543

ФТС России уделяет особое значение внедрению новых прогрессивных технологий таможенного администрирования, оптимизации таможенных операций, развитию таможенной инфраструктуры и ее технической оснащенности. Главным принципом ускорения совершения таможенных операций в пунктах пропуска является наличие предварительной информации, представляемой в таможенный орган. Предварительная информация используется для автоматизации процессов таможенного контроля и для целей применения системы управления рисками.

Анализ предварительной информации на всех уровнях таможенной системы осуществляется с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, позволяющих в режиме реального времени проводить автоматизированную обработку поступающей предварительной информации на предмет соответствия критериям, задаваемым должностными лицами, осуществляющими анализ.

В 2015 - 2017 годах отмечалось существенное улучшение информационного взаимодействия таможенных органов и предприятий железнодорожного транспорта. Для координации вопросов взаимодействия с предприятиями ОАО «РЖД», внедрения новых информационных технологий, включая электронный документооборот, ФТС России вместе с ОАО «РЖД» создала рабочую группу по вопросам совершенствования таможенных операций и таможенных процедур.

На данный момент существует несколько основных проблем, связанных с перемещением товаров через таможенную границу железнодорожным транспортом. Самыми существенными из них являются: отсутствие полного электронного документооборота между таможенными органами и перевозчиком; простой вагонов на станциях прибытия по причине отсутствия круглосуточного режима работы должностных лиц таможенных органов назначения; увеличение срока таможенного контроля в железнодорожных пунктах пропуска из-за разницы ширины железнодорожной колеи.

Интеграция России в мировую экономику способствует росту её внешнеторгового оборота, непосредственному увеличению транспортных потоков, интенсификации выполнения таможенных операций таможенного декларирования и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Вышеназванные аспекты осуществления внешнеторговой деятельности выступают в качестве необходимых предпосылок для активного внедрения и использования таможенными органами для создания максимальных удобств и более благоприятных условий участникам рынка и «новых технологий таможенного оформления».

Электронная форма представления необходимого пакета документов выступает в качестве одного из главных путей сокращения времени совершения таможенных операций, что необходимо как таможенным органам, так и участникам внешнеторговой деятельности. Электронный документооборот необходим не только в таможенной структуре, но и в структуре РЖД. Это позволит обеспечить весьма значительное сокращение времени таможенного контроля и оформления товаров, а также кроме этого сведет к минимуму случаи простаивания вагонов в пунктах пропуска, из-за отсутствия актуальных сведений о товаре на бумажных носителях.

На сегодняшний день сто процентов деклараций участников внешнеэкономической деятельности в настоящее время выпускаются в электронном виде. Есть некоторый объём деклараций, который выпускается на бумажном носителе, но это специально оговорено нормативными актами Правительства.

Для обеспечения комплексного подхода к решению вышеназванных вопросов совершенствования таможенных операций и таможенных процедур на железнодорожном транспорте действует рабочая группа ОАО «РЖД» и ФТС России. Одним из приоритетных направлений совместной работы является развитие информационного взаимодействия для совершения таможенных операций в электронном виде [1, с. 98].

Подписанный 11 июля 2017 года президентом ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым и руководителем Федеральной таможенной службы Владимиром Булавиным совместный план мероприятий до 2020 года предполагает поэтапный переход к совершению таможенных операций в электронном виде на железнодорожном транспорте.

«Его реализация позволит перевести в электронный формат совершение таможенных операций, связанных с декларированием транзита, операциями в пути следования, декларированием ввоза/вывоза иностранных вагонов и будет

способствовать оптимизации таможенных процедур и сокращению времени проведения административных формальностей в железнодорожных пунктах пропуска и на станциях назначения».

Также второй существующей на сегодняшний день проблемой является достаточное длительное ожидание таможенного осмотра в местах прибытия груза железнодорожным транспортом. Несмотря на то, что железнодорожные пункты пропуска поездов при фактическом пересечении границы практически все переведены на круглосуточный режим работы, таможенные органы назначения работают не всегда в одинаковом режиме с железнодорожными станциями прибытия. При прибытии состава с грузом на станцию, вагоны с товаром ограждаются на путях железнодорожной станции в ожидании представителя таможенных органов. Ввиду того, что многие таможенные органы работают по пятидневному графику работы с восьмичасовым рабочим днем (особенно это касается отдаленных станций назначения), в отличии от круглосуточного графика работы всех без исключения железнодорожных станций, то нередки случая простаивания вагонов на станции и нарушения сроков доставки грузов.

Для решения данной проблемы необходимо пересмотреть график работы конкретных таможенных органов, и по предварительному уведомлению о прибытии товаров, требующих таможенного контроля, на станцию, обеспечить присутствие представителя таможни для своевременного оформления необходимых документов. Данная мера поможет снизить временные издержки, минимизировать случаи нарушения сроков доставки, увеличить поездную пропускную способность железнодорожных станции (за счет быстрого освобождения приёмоотправочных путей) [2, с. 233].

Существует и реальная техническая проблема, которая заключается в отличии ширины железнодорожной колеи (в частности, различные стандарты приняты на территории Европы, бывшего СССР, некоторых азиатских стран). Актуальна эта проблема для перевозчиков, осуществляющих регулярное сообщение с Европой, а также для крупных городов азиатской части России (Красноярск, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Кемерово, Владивосток, Хабаровск, Новосибирск), ж/д перевозки в/из которых реализовываются в Китай и станы Юго-Восточной Азии.

Решение данной проблемы совершенно очевидно и общеизвестно - замена колесных пар при пересечении границы или перегрузка содержимого на подвижной состав соответствующего стандарта. Естественно, это создает требующие учета дополнительные задержки в транспортировке, хотя их длительность относительно невелика. То есть реальным решением проблемы может стать оптимизация и создание, а также своевременное внедрение совершенно новых технологий, позволяющих ускорить процессы замены колесных пар, операции перегрузки.

Список литературы /References

1. Матвиенко Г.В. Таможенная проверка: правовые вопросы регулирования и применения // Государственный аудит. Право. Экономика, 2012. № 3. С. 98-101.

2. Павлова А.И., Митина С.П. Проблемы осуществления таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ЖД транспортом // в сборнике: Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2016 Сборник научных трудов 3-й Международной молодежной научной конференции. Ответственный редактор Горохов А.А., 2016. С. 233-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.