Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ-АУТИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ-АУТИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / КОММУНИКАЦИИ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смагина Т.В., Ляхова О.Л., Анашкина А.А.

Представленные материалы посвящены одной из наиболее актуальных проблем специальной педагогики, коррекционной психологии при обучении студентов с расстройством аутического спектра (РАС) для успешной адаптации их к социуму. Дан анализ распространённости аутизма, объяснены причины возникновения и диагностики данного расстройства. Проанализирована проблема социализации и интеграции обучающихся с аутизмом. Дан сравнительный анализ мировых методик по осуществлению психологической помощи впри-обретении навыков самоорганизации, независимости и планирования для студентов с РАС. Изучен уровень информированности обучающихся и профессорско-преподавательского состава ОГУ им. И.С. Тургенева с проблемами аутизма. Отражены тенденции и задачи с которым сталкивается профессорско-преподавательский состав при обучении студентов с аутизмом. Изложены результаты мониторинга дальнейшего развития системы сопровождения студентов с РАС и разработаны методические рекомендации для реализации программ направленных на повышения качества образования данной категории лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смагина Т.В., Ляхова О.Л., Анашкина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PERCEPTION OF AUTISTIC STUDENTS IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM

The presented materials are devoted to one of the most urgent problems of special pedagogy, correctional psychology in teaching students with autism spectrum disorder (ASD) for their successful adaptation to society. An analysis of the prevalence of autism is given, and the reasons for the occurrence and diagnosis of this disorder are explained. The problem of socialization and integration of students with autism is analyzed. A comparative analysis of the world's methods for the implementation of psychological assistance in acquiring skills of self-organization, independence and planning for students with ASD is given. The level of awareness of students and faculty of OSU named After I. S. Turgenev with autism problems was studied. The article reflects the trends and challenges faced by the teaching staff when teaching students with autism. The results of monitoring the further development of the support system for students with ASD are presented and methodological recommendations are developed for the implementation of programs aimed at improving the quality of education of this category ofpersons.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ-АУТИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»

УДК 377 СМАГИНА Т.В.

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: belaya97@yandex.ru ЛЯХОВА О.Л.

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ol-lyakho@yandex.ru АНАШКИНА А.А.

аспирант направления подготовки 19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии, профиль Технология и товароведение продуктов функционального и специализированного назначения и общественного питания, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: anashkina.n97@rambler.ru

UDC377 SMAGINA T.V.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Anatomy, Physiology, Hygiene and Human Ecology, Orel State

University E-mail: belaya97@yandex.ru LYAKHOVA O.L.

Candidate of Biological Sciences, Professor, Head of Department of Anatomy, Physiology, Hygiene and Human

Ecology, Orel State University E-mail: ol-lyakho@yandex.ru ANASHKINA A.A.

Craduate Areas of Training 19.06.01 Industrial Ecology and Biotechnology, Profile Technology and Commodity Products of Functional and Specialized Purpose and Public

Catering, Orel State University E-mail: anashkina.n97@rambler.ru

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ-АУТИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ PROBLEMS OF PERCEPTION OF AUTISTIC STUDENTS IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM

Представленные материалы посвящены одной из наиболее актуальных проблем специальной педагогики, коррекционной психологии при обучении студентов с расстройством аутического спектра (РАС) для успешной адаптации их к социуму. Дан анализ распространённости аутизма, объяснены причины возникновения и диагностики данного расстройства. Проанализирована проблема социализации и интеграции обучающихся с аутизмом. Дан сравнительный анализ мировых методик по осуществлению психологической помощи впри-обретении навыков самоорганизации, независимости и планирования для студентов с РАС. Изучен уровень информированности обучающихся и профессорско-преподавательского состава ОГУ им. И.С. Тургенева с проблемами аутизма. Отражены тенденции и задачи с которым сталкивается профессорско-преподавательский состав при обучении студентов с аутизмом. Изложены результаты мониторинга дальнейшего развития системы сопровождения студентов с РАС и разработаны методические рекомендации для реализации программ направленных на повышения качества образования данной категории лиц.

Ключевые слова: аутизм, коммуникации, система высшего образования, адаптация, социализация.

The presented materials are devoted to one of the most urgent problems of special pedagogy, correctional psychology in teaching students with autism spectrum disorder (ASD) for their successful adaptation to society. An analysis of the prevalence of autism is given, and the reasons for the occurrence and diagnosis of this disorder are explained. The problem of socialization and integration of students with autism is analyzed. A comparative analysis of the world's methods for the implementation of psychological assistance in acquiring skills of self-organization, independence and planning for students with ASD is given. The level of awareness of students and faculty of OSU named After I. S. Turgenev with autism problems was studied. The article reflects the trends and challenges faced by the teaching staff when teaching students with autism. The results of monitoring the further development of the support system for students with ASD are presented and methodological recommendations are developed for the implementation of programs aimed at improving the quality of education of this category ofpersons.

Keywords: autism, communication, higher education system, adaptation, socialization.

С недавних пор 2 апреля считается Днем распространения информации об аутизме, который называют чумой XXI. «Число людей с диагнозом «аутизм» растет во всем мире. По статистике каждый 88-й ребенок на планете рождается с расстройством аутистического спектра (РАС). Во всем мире сегодня живет более 67 млн. людей с аутизмом. В России, по наблюдению спе-

циалистов, гораздо чаще стали встречаться дети с одной из легких форм аутизма» [4].

Проявления РАС чрезвычайно разнообразны. «Некоторые дети овладевают речью, другие нет. Одни отстают в умственном развитии (примерно 45%), у других проявляется блестящий интеллект или феноменальная память. Индивидуальность тех, кто страда-

© Смагина Т.В., Ляхова О.Л., Анашкина А.А. © Smagina T.V., Lyakhova O.L., Anashkina A.A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ет аутизмом, проявляется, прежде всего, в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает свою реальность. Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает, они думают и учатся по своему, иначе воспринимают информацию. Кто-то из них успешно продвигается в своем развитии, а кто-то так и не сможет научиться читать» [5].

С начала XXI века до настоящего времени в мире произошли немаловажные изменения в понимании и диагностике аутизма. Внимание специалистов начал привлекать не только так называемый «классический аутизм» (синдром Каннера), но и аутизм с сохранением речи и интеллекта. В мае 2013 года Министерство здравоохранения РФ направило письмо в адрес правительства РФ, в котором сообщалось: «Проблема расстройства аутистического спектра является одной из ведущих в сохранении психического здоровья населения как основы национальной безопасности России с учетом высокой распространенности (в среднем 1% детской популяции)». Так же в обращении было указано на то, что «медикаментозная коррекция аутизма обязательно должна сочетаться с развивающим обучением»

[17].

В настоящее время актуален вопрос получения людьми с РАС высшего образования. Это считается возможным благодаря тому, что аутизм сочетается во многих случаях с высоким интеллектом, интенсивным интересом к отдельным областям знаний, а также в некоторых случаях - с талантами и выдающимися способностями. При этом раскрытие аутичными людьми своего потенциала в образовании затрудняет специфические сложности, связанные с навыками социального взаимодействия.

После окончания школы большинство выпускников обычно пытаются поступить в университет, а люди с РАС, если им удалось окончить школу или лицей, идут домой, так как немногие вузы готовы обеспечить данную категорию лиц соответствующей системой сопровождения, адаптированными образовательными программами, методиками обучения, методическими рекомендациями.

Одна из непростых задач высшего образования -разработка программ предназначенных для студентов с РАС. В 2002 году в Университете Маршалла в Хантингтоне, штат Западная Вирджиния появилась первая подобная программа. С тех пор в США насчитывается более 60 программ поддержки студентов с аутизмом. По проведенным исследованиям 17% детей с аутизмом поступают в вузы, по сравнению с 21% детей с нарушениями обучения и 40% детей с инвалидностью по зрению или слуху. И лишь 39% из них получают диплом о высшем образовании, по сравнению с 52% выпускников с типичным развитием. Препятствием в получении диплома являются отсутствие образовательных условий, в которых нуждаются студенты данной категории. Среди австралийских студентов, которые не получали высшее

образование, каждый третий считал депрессию, тревожность и одиночество своими важными проблемами в учебном процессе [15].

Для студентов получающих профессиональное образование в штате Коннектикут осуществляются услуги по оказанию психологической помощи в приобретении навыков самоорганизации, независимости и планирования для детей с РАС. Программы помощи обучающимся с аутизмом направлены на приобретение данных навыков. Программа Технологического института Рочестера стала образцом для других вузов. Практикуемая программа существует в университете более 10 лет и включает множество ключевых компонентов: адаптацию к учебной и социальной среде, поддержку со стороны других студентов и помощь в карьерном развитии. По проведенным исследованиям в университете Рочестера 75% до 90% первокурсников, прошедших программу, продолжили учебу, что соответствует 89% среди всех студентов в целом. Некоторые из выпускников смогли устроиться на отличные должности в Майкрософт и Google [15].

Совершенно другая ситуация складывается в России. По данным, предоставленным субъектами РФ в ходе мониторинга, «высшее образование получают всего 8 человек (из 6 регионов). Отсутствие необходимых специальных условий в учебных заведениях, которые реализуют адаптированные образовательные программы профессионального уровня для лиц с РАС, препятствуют обеспечению преемственности при переходе выпускников школ в организации среднего и высшего профессионального образования. Трудности организации непрерывного образования не обеспечивают лицам с РАС возможности полноценной подготовки к самостоятельной жизни и приобретения профессии» [16].

Согласно исследованиям, в России четверть родителей особенных детей считают, что они не смогут во взрослом возрасте самостоятельно зарабатывать себе даже на еду. А каждый пятый родитель не уверен, что его ребенок вообще сможет получить образование. Во многом причина неготовности общественного мнения помогать людям с РАС - отсутствие специализированной системы обучения для людей с аутизмом. Классы, в которых таким детям помогают усваивать обычную школьную программу, до сих пор даже в Москве существует единицы. А получить специальное техническое образование у подростков с аутизмом до недавнего времени не было вообще. Это проявляется так же в неготовности преподавателей к обучению лиц с РАС, а также в принципе к работе с подобной аудиторией.

Таким образом, получение образования для человека с РАС в России проблематично. Что ведёт к «недоиспользованию потенциала людей с РАС (которых в стране около 1 млн.) и число их растет. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем. Российское общество к восприятию таких людей с РАС еще не готово» [6].

Целью нашего исследования явилось изучение уров-

ня информированности обучающихся и профессорско-преподавательского состава ОГУ им. И.С. Тургенева о проблемах связанных с расстройством аутического спектра.

Нами было проведено анкетирование, включающее в себя 10 вопросов.

Респондентами стали 20 человек студентов по направлению 06.03.01 Биология профиль «Биомедицина» и 20 человек профессорско-преподавательского состава университета.

Результаты исследования представлены в таблицах

1, 2.

Таблица 1.

Результаты анкетирования студентов.

п/п Вопрос Варианты ответов

верно не верно

абс. % абс. %

1 Аутизм - это болезнь. 12 60 8 40

2 Аутизм заразен. 1 5 19 95

3 В рождении детей с аутизмом виноваты родители. 15 75 5 25

4 Можно ли сказать «болен аутизмом». 10 50 10 50

5 Люди с аутизмом опасны для общества. 1 5 19 95

6 У людей с аутизмом всегда наблюдаются нарушения умственных способностей. 8 40 12 60

7 Люди с аутизмом не могут адаптироваться к жизни в социуме. 9 45 11 55

8 Все аутисты - гении. 4 20 16 80

9 Аутизм можно вылечить. 3 15 17 85

10 Люди с аутизмом могут не улавливать намеки и сигналы, которые легко понимают другие люди 16 80 4 20

Таблица 2. Результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава.

п/п Вопрос Варианты ответов

верно не верно

абс. % абс. %

1 Аутизм - это болезнь. 15 75 6 25

2 Аутизм заразен. 0 0 20 100

3 В рождении детей с аутизмом виноваты родители. 7 35 13 65

4 Можно ли сказать «болен аутизмом». 8 40 12 60

5 Люди с аутизмом опасны для общества. 4 20 16 80

6 У людей с аутизмом всегда наблюдаются нарушения умственных способностей. 8 40 12 60

7 Люди с аутизмом не могут адаптироваться к жизни в социуме.

9 45 11 55

8 Все аутисты - гении. 8 40 12 60

9 Аутизм можно вылечить. 5 25 15 75

10 Люди с аутизмом могут не улавливать намеки и сигналы, которые легко понимают другие люди 16 80 4 20

Рисунок пиктограммы (рисунок 1) показывает, что многие преподаватели (60%)и студенты (25%)считают, что аутизм это болезнь. Большинство (75%) студентов думают о том, что аутизм можно вылечить, педагоги склоняются в большинстве своем к мнению, что аутизм не излечим. Наибольшее число опрошенных - 95% считают, что аутисты не опасны для общества. 75% студентов и 35% преподавателей считают, что в рождении детей с аутизмом виноваты их родители. По мнению педагогов люди с аутизмом не могут адаптироваться к жизни в социуме, так как у многих из них наблюдаются нарушения умственных способностей, они не могут улавливать намеки и сигналы, которые легко понимают другие люди. И лишь некоторые участники анкетирования (20 - 25%) считают аутистов гениями.

»ппс

■Студенты

Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос вопрос Вопрос

1 2 3 Вопрос 5 6 7 8 3 10

Рис. 1. Результаты анкетирования

Данное анкетирование показывает, что информированность профессорско-преподавательского состава университета об аутизме немного выше, чем у студентов. На наш взгляд, это объясняется большим опытом преподавательской деятельности в Вузе, грамотностью и образованностью, жизненным опытом педагогов. Но, несмотря на это большинство анкетированных преподавателей так же недостаточно осведомлены о РАС, как и студенты.

Также цель нашего исследования заключалась в привлечении внимания студентов и педагогов университета к проблеме аутизма через распространение информации.

В мировой практике информирование о проблемах аутизма происходит различным образом. Люди ведут блоги, выступают с лекциями, пишут книги на аутич-ную тематику, работают с родителями аутичных детей, рассказывая им об аутизме и отвечая на их вопросы, осуществляются пожертвования в фонд для людей с ау-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

тизмом. Общество настроено моментально обращать внимание на необычное поведение ребенка и стараются как-то ему помочь [3,4].

В целях распространения информации о проблемах аутизма, нами была проведена следующая работа: проведен курс лекций-дискуссий с презентациями, показы документальные фильмы о людях с аутизмом, оформлены информационные стенды, буклеты. Лекционные материалы содержали актуальную информацию по обобщению опыта работы зарубежных стран в сфере сопровождения, обучения и воспитания лиц с РАС.

По результатам наших исследований на кафедре анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека было разработаны методические рекомендации «Аутизм и вербально-поведенческий подход к студентам с РАС» для проведения занятий по дисциплине «Педагогическая физиология». В данных рекомендациях рассматриваются психологические основы кор-рекционной работы с обучающимися с расстройством аутического спектра, приведены примеры анализа современных исследований проблем по работе с детьми с задержкой психического развития и студентами - аутистами, разработаны методики проведения педагогической диагностики, клинико-психологическая классификация расстройства, методы коррекции и адаптации студентов с аутизмом для повышения качества их обучения.

Результаты исследований были доложены на заседании секции недели науки в ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» на кафедре анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека и опубликованы в материалах сборника Международной научно-практической конференции «Естественные и гуманитарные науки в современном мире» (13- 15 мая 2020 г., г. Орёл), в сборнике тезисов докладов I Международной научно-практической конференции «Инновационные направления интеграции науки, образования и производства», Керчь, 2020.

После реализации мероприятий, направленных на распространение информации о проблеме аутизма нами было проведено повторное анкетирование тех же групп респондентов.

Результаты повторного заполнения анкеты респондентами представлены на рисунке 2.

Как видно из представленных данных 90% респондентов, из числа опрошенных ответили, что аутизм это неврологическое расстройство, а не психическая болезнь. Большинство педагогов и студентов (92,5%) ответили, что аутизм вызван генетическими особенностями, что данная патология является пожизненным расстройством.

На вопрос к чему приводит аутизм 67,5% проанкетированных ответили: к задержке речи и трудностям с использованием речи для общения, нарушениям в способностях к общению, например, в умении поддерживать контакт глазами, понимать выражения лиц, интонации и так далее, ограниченному, стереотипному поведению, трудностям в случае неожиданных изменений.

Рис. 2. Результаты повторного анкетирования

Большинство опрошенных (77,5%) указали, что аутизм требует постоянного обучения недостающим навыкам и не поддается медикаментозному лечению.

Многие преподаватели и студенты считают, что поведение аутистов индивидуально им сложно фильтровать звуковой поток и отделять фоновый шум от речи, общаться с ними нужно как с обычными людьми, но, не ожидая от них обязательного ответа. Лишь 11% опрошенных посчитали, что все люди с аутизмом бывают агрессивны, 3% - посчитали, что они имеют умственную отсталость, 8,5% - что все аутисты талантливы или имеют уникальные способности. Это указывает на то, что информация, полученная слушателями во время проведения исследования общая, недостаточная и поверхностно затрагивает глубину данной проблемы. Большинство респондентов 80% считают, что обществу необходимо быть более информированными о людях с синдромом РАС.

Вопросы анкеты о поддержке людей с аутизмом в России и внесении своего вклада в развитие их социума позволяют нам определить отношение молодых людей и преподавателей к аутичным людям в социуме.

Ответы демонстрируют неравнодушие педагогов к обучению детей аутистов, развитие инклюзии, видят в ней необходимость и реальную помощь таким детям. Проявляют готовность сотрудничать с людьми с аутизмом. Большинство считают, что дети с аутизмом могут учиться в обычных школах, средних профессиональных образовательных учреждениях, вузах.

Проанализировав результаты анкет, мы пришли к выводу, что студенты положительно настроены к сверстникам с особенностями развития. В ответах обучающихся отмечается определенная закономерность - если студент знает об аутизме, то готов принять такого сверстника и даже группу, и стать его другом. Если студент ничего не знает о людях с аутизмом, то он сомневается в своем принятии человека с особенностями развития. Результаты мониторинга подтверждают актуальность дальнейшего развития системы сопровождения детей с РАС, дальнейшего проведения мероприятий по разработке и реализации программ, методических пособий, рекомендаций направленных на повышение качества образования данной категории лиц.

Библиографический список

1. Белоусова М.В., Прусаков В.Ф. Уткузова М.А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача // Практическая медицина. 2009. № 6 (38). С. 36-40.

2. Клевитов С.И., Терентьева О.С. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6 (134). С. 133-138.

3. Кэрролл В. Инклюзивное образование в Великобритании: текущее состояние, перспективы и практическая реализация // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 53-60.

4. Морозов С.А. Помощь лицам с расстройствами аутистического спектра за рубежом. URL:http://detskiisad29.ru/d/484781/d/ morozov_s_a_detskiy_autizm_i_osnovy_yego_korrektsii.pdf

5. Смагина Т.В., Ляхова О.Л., Анашкина А.А., Учасов Д.С. Проблемы студентов с расстройством аутистического спектра в системе высшего образования России//Естественные и гуманитарные науки в современном мире / материалы Международной научно-практической конференции (13-15 мая 2020 г., г Орёл). Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020. С. 589-592.

6. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3 (64). С. 3-11.

7. Эстербрук С.А., Дрейфус А., Орлова Е.А. Обучение учащихся с диагнозом «нарушения аутистического спектра» в обычных классах государственных школ в Соединенных Штатах Америки //Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции /ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015, С.127. - / URL: http://eduopen.rU/Portals/0/Indusion_conf_2015/indusion_conf_2015_coUected_articles.pdf

8. Department of Education (2014). Special Educational Needs in England: January 2014 available from statistics: special educational needs (SEN), last accessed 12th May 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Evidence-Based Practices and Treatments for Children with Autism / Ed. B.Reichow et al. N.Y.: Springer, 2011.

10. Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders / Ed. F.Volkmar. N.Y.: Springer, 2013-2016.

11. Flynn F. (2010). Inclusion strategies for students with Autism Spectrum Disorders Retrieved from [Electronic resource]. URL:http://www.learnnc.org/lp/editions/every-learner/6692.

12. Gordon, J.-S. (2013). Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. Vol. Human Rights and Disability.Р. 754 - 767.

13. Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders, 3d edn, ^2.(Редакторы F.R. Volkmar, R. Paul, A. Klin, D.Cohen - John Wiley & Sons, Inc., 2005. P.1003 - 1054.

14. International Meeting For Autism Research. Abstract Book / Baltimore: International Society for Autism Research, 2016.

15. Фонд содействия решению проблем аутизма в России "Выход"[Электронный ресурс] Как вузам подготовиться к студентам с аутизмом?URL: https://outfund.ru/kak-vuzam-podgotovitsya-k-studentam-s-autizmom/, свободный (дата обращения: 10.09.2020).

16. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - https://psyjournals.ru/autism/2019/n3/khaustov_schumskih_full.shtml [Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года - Аутизм и нарушения развития - 2019.Том. 17, № 3].

17. Точка опоры [Электронный ресурс]: Российский деловой журнал/ Издание «Точка Опоры» ООО «Альмега» - Электрон. журн. Москва: 2017. - режим доступа к журн.:https://www.to-inform.ru/images/issues/233.pdf

Refences

1. Belousova M. V., Prusakov V. F. Utkuzova M. A. Disorders of the autistic spectrum in the practice of a child doctor / / Practical medicine. 2009. no. 6 (38). Pз. 36-40.

2. Klevitov S. I., Terentyeva O. S. The Essence, specificity of autism and problems of socialization of autists in modern society // Bulletin of Tambov University. Series: Humanitarian Sciences. 2014. No. 6 (134). Pp. 133-138.

3. Carroll V. Inclusive education in the UK: currentstate, prospects and practical implementation // Inclusive education: results, experience and prospects: collection of materials IIII nternational scientific and practical conference / ed. by S.V. Alyokhina. Moscow: MGPPU, 2015. Pp. 53-60.

4. MorozovS. A. Assistance to persons with autistic spectrum disorders abroad. URL: http://detskiisad29.ru/d/484781/d/morozov_s_a_ detskiy_autizm_i_osnovy_yego_korrektsii.pdf

5. Smagina T. V., Lyakhova O. L., Anashkina A. A., Uchasov D. S. Problems of students with autism spectrum disorder in the higher education system of Russia//Natural and human Sciences in the modern world / proceedings of the International scientific and practical conference (may 13 - 15, 2020, Orel). Orel: OSU named after I. S. Turgenev, 2020. Pp. 589-592.

6. haustov A.V., Shumskikh M. A. Organization of education of students with autism spectrum disorders in the Russian Federation: results of the all-Russian monitoring of 2018 / / Autism and developmental disorders. 2019. Vol. 17. No. 3 (64). Pp. 3-11.

7. Esterbrook S. A., Dreyfus A., Orlova E. A. Teaching students with a diagnosis of "autism spectrum disorders" in regular classes of public schools in the United States of America //Inclusive education: results, experience and prospects: collection of materials of the III International scientific and practical conference / ed. by S. V. Alyokhina. - Moscow: MGPPU, 2015, Pp. 127 - / URL: http://eduopen.ru/ Portals/0/Inclusion_conf_2015/inclusion_conf_2015_collected_articles.pdf

8. Department of Education (2014). Special Educational Needs in England: January 2014 available from statistics: special educational needs (SEN), last accessed 12th May 2015.

9. Evidence-Based Practices and Treatments for Children with Autism / Ed. B.Reichow et al. - N.Y.: Springer, 2011.

10. Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders / Ed. F. Volkmar. - N.Y.: Springer, 2013 - 2016.

11. Flynn F. (2010). Inclusion strategies for students with Autism Spectrum Disorders Retrieved from [Electronic resource]. URL:http://www.learnnc.org/lp/editions/every-learner/6692.

12. Gordon, J.-S. (2013). Is Inclusive Education a Human Right // Journal of Law, Medicine and Ethics. Vol. Human Rights and Disability. Pp. 754-767.

13. Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders, 3d edn, V. 2. (Editors F. R. Volkmar, R. Paul, A. Klin, D. Cohen -John Wiley &Sons, Inc., 2005. P.1003 - 1054.

14. International Meeting For Autism Research. Abstract Book / Baltimore: International Society for Autism Research, 2016.

15. Fund to facilitate the solution of problems of autism in Russia «Exit»[Electronic resource] How do universities prepare for

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

students with autism?URL: https://outfund.ru/kak-vuzam-podgotovitsya-k-studentam-s-autizmom/, free (accessed: 10.09.2020).

16. Portal of psychological publications PsyJournals.ru - https://psyjournals.ru/autism/2019/n3/khaustov_schumskih_full.shtml [Organization of education of students with autism spectrum disorders in the Russian Federation: results of the all-Russian monitoring of 2018-Autism and developmental disorders - 2019, Vol. 17, no. 3].

17. Point of support [Electronic resource]: Russian business magazine / Publication «Point of support» LLC «Almega» - Electron. zhurn. - Moscow: 2017. - access to journals: https://www.to-inform.ru/images/issues/233.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.