Научная статья на тему 'Проблемы восприятия лицом, осуществляющим предварительное расследование функций по профилактике преступлений'

Проблемы восприятия лицом, осуществляющим предварительное расследование функций по профилактике преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME PREVENTION / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / CRIMINALISTIC PERCEPTION / DETECTION OF CRIMES / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Алексей Евгеньевич, Ткачук Наталья Алексеевна, Бутенко Татьяна Павловна

В статье затронуты проблемы осуществления профилактической деятельности лицами, осуществляющими предварительное расследование. Авторами выявлены недостатки в формировании правильного восприятия значимости профилактики и выработаны предложения по совершенствованию предупредительной деятельности лиц, осуществляющих предварительное расследование.The article deals with issues of conducting preventive activity by those who are carrying out preliminary investigation. The authors revealed some shortcomings of realization of the prevention importance and suggested some ways for improvement of precautionary activity of the persons carrying out the preliminary investigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлов Алексей Евгеньевич, Ткачук Наталья Алексеевна, Бутенко Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы восприятия лицом, осуществляющим предварительное расследование функций по профилактике преступлений»

3. Инспекция труда / под ред. Э.В. Петросянца. - Женева, 1994.

4. Исаев, И.А. История государства и права России. - М.: Юриздат, 2002.

5. История Международной организации труда. - Женева, 1994.

6. Каутский, К. Законодательная охрана труда и 8-часовой рабочий день. - Одесса: Книгоиздательство Г.К. Кипера, типография «Порядок», 1906.

7. Курс российского трудового права / под общ. ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова - Т. 1. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

8. Лексин, И.В. Действительные и мнимые конституционные принципы // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 10.

9. Чиркин, В.Е. Принцип социальной справедливости в конституционном измерении // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 11.

УДК 343.9

А.Е. Михайлов, Т.А. Ткачук, Т.П. Бутенко

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ЛИЦОМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье затронуты проблемы осуществления профилактической деятельности лицами, осуществляющими предварительное расследование. Авторами выявлены недостатки в формировании правильного восприятия значимости профилактики и выработаны предложения по совершенствованию предупредительной деятельности лиц, осуществляющих предварительное расследование.

Ключевые слова: предупреждение преступности, криминалистическое восприятие, раскрытие преступлений.

PROBLEMS OF PERCEPTION OF THE PERSON CONDUCTING PRELIMINARY INVESTIGATION OF CRIME PREVENTION FUNCTIONS

The article deals with issues of conducting preventive activity by those who are carrying out preliminary investigation. The authors revealed some shortcomings of realization of the prevention importance and suggested some ways for improvement of precautionary activity of the persons carrying out the preliminary investigation.

Key words: Crime prevention, criminalistic perception, detection of crimes.

В науке криминалистике предупреждение преступности традиционно рассматривается как элемент методики раскрытия и расследования преступлений1. В криминологическом преломлении данная деятельность рассматривается как специально-криминологическое предупреждение. Специфику криминалистического предупреждения преступлений отечественные криминалисты впервые выделили еще в 30-х гг. ХХ в., отмечая, что органы предварительного следствия не могут ограничиваться только раскрытием и расследованием преступлений, они обязаны предпринимать меры, на-

правленные на предупреждение ближайших причин и условий, благоприятствующих совершению преступлений2. Развитие данной идеи привело к формированию традиционного для отечественной науки восприятия криминалистической методики как методики раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

В настоящее время различные аспекты криминалистического предупреждения преступности изучаются в рамках освоения дисциплин криминалистического цикла в отечественных юридических вузах и на факультетах юридического профиля, рассматриваются в учебной и научной литературе3. Более того, в соответствии со ст. 173 УПК РФ сведения об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, составляют один из главных фактов доказывания по уголовному делу. Безусловно, успешная борьба с преступностью немыслима без применения упреждающих мер, препятствующих совершению новых преступлений, что, в свою очередь, требует обязательного доступа лица, осуществляющего расследование уголовного дела, к объективной и полной информации о причинах конкретного преступления и условиях, способствующих его совершению.

Поэтому вполне очевидно, что профилактические функции следователя не исчерпываются качеством расследования уголовного дела, в рамках которого реализуются уголовно-правовые задачи общей и частной превенции. Немаловажное значение в этом аспекте приобретает и возможность следователя предпринять иные профилактические меры вспомогательного характера по отношению к основной задаче по расследованию уголовного дела: вынесение представлений по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, проведение индивидуальных бесед, взаимодействие со средствами-массовой информации и населением и др.

Однако ознакомление с правоприменительной практикой показывает, что лица, осуществляющие предварительное расследование, зачастую игнорируют общепринятые в науке и праве, а также закрепленные в должностных инструкциях положения, предусматривающие реализацию ими профилактических функций. Так, в 83% случаев из 180 изученных нами приостановленных уголовных дел профилактические мероприятия не нашли документального отражения - в уголовных делах отсутствуют представления по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступле-ния4. На наш взгляд, это указывает на определенные искажения в восприятии5 своих профилактических функций лицами, осуществляющими предварительное расследование.

Проведенный нами анализ причин такого искажения информации позволяет отметить стадию его формирования на следующих уровнях:

1) в рамках получения профессионального образования и повышения квалификации (научно-образовательный уровень);

2) в рамках личного понимания и усвоения норм права (правовой уровень);

3) в рамках осуществления профессиональной деятельности (практический уровень).

Характеризуя научно-образовательный уровень, следует отметить, что, несмотря на признание в криминалистике значения профилактической деятельности следователя, в современной учебной

6

литературе этот вопрос рассмотрен, как нам представляется, недостаточно .

Так, общая библиотека Владимирского юридического института ФСИН России слушателям факультета очного обучения по специализации «Предварительное расследование» среди раздаточной литературы для использования в учебном процессе предлагает по абонементу четыре учебника по криминалистике, изданных за последние пять лет. Из них только в двух учебниках профилактической

7

деятельности следователя посвящены самостоятельные разделы , причем затрагивающие данное направление лишь в общих чертах.

В целом следует также отметить, что не во всех учебных заведениях юридического профиля рабочие программы дисциплин криминалистического цикла предусматривают изучение вопросов

криминалистической профилактики. Например, в учебных заведениях ФСИН России в силу ограниченного количества учебных часов, отведенных на изучение криминалистики, в рабочих программах по указанной дисциплине не нашли должного отражения вопросы, касающиеся форм и методов предупреждения преступности при расследовании уголовных дел. Учитывая, что действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность возбуждения уголовных дел и производство неотложных следственных действий сотрудниками уголовно-исполнительной системы, формирование правильного понимания криминалистической профилактики при подготовке оперативных работников ФСИН России представляется необходимым. Не менее важно это и при подготовке юристов по направлениям «Правоохранительная деятельность».

Конечно, проблематику профилактической деятельности лиц, осуществляющих предварительное расследование, можно изучить самостоятельно. При этом следует отметить, что научные исследования проблематики криминалистического предупреждения существенно дополняют материал, изложенный в учебной литературе. Однако необходимо указать, что наибольшее внимание при научных исследованиях этого вопроса уделялось технико-криминалистическим способам предупреждения преступности. Конечно, специфика криминалистической профилактики рассматривалась и в рамках криминалистической тактики, а также методики расследования отдельных видов преступлений, но в целом мы склонны согласиться с Д.В. Косовым, отметившим, что проблематика профилактики преступлений с помощью тактико-криминалистических средств и криминалистических методов остается мало исследованной8. Сказанное, на наш взгляд, указывает, что формирование в процессе обучения верного представления о значимости профилактической деятельности лиц, осуществляющих предварительное расследование, сталкивается с определенными трудностями восприятия объективного характера: это недостаточность отведенных учебных часов для формирования компетенций в области криминалистического предупреждения, недостаточность освещения данной проблематики в учебной литературе и недостаточность ее научного исследования.

В итоге, вполне закономерными представляются результаты опроса слушателей юридических вузов последнего года обучения, касающихся полноты сформированного у них в процессе обучения восприятия профилактических функций лиц, осуществляющих предварительное следствие. Только 60,4% респондентов отметили, что реализация профилактической функции следователем или дознавателем, наряду с реализацией функций по раскрытию и расследованию преступлений, является основополагающим направлением деятельности указанных субъектов уголовного судопроизводства. При этом лишь 56,2 % учащихся указали, что при расследовании уголовных дел нужно выносить представления по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Интересно, что из названных респондентами криминалистических мер профилактики наиболее распространенными явились воспитательная беседа в рамках допроса участников процесса - 85%, вынесение представлений по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, - 47,9% и выступление с лекциями - 14,2 %. Только 4,2% респондентов отметили, что качественное и полное расследование преступлений само по себе является одним из существеннейших направлений предупреждения преступности в рамках реализации идеи общей и частной превенции9. Сказанное, по нашему мнению, указывает, что профилактическая деятельность рассматривается обучающимися как дополнительная, не связанная с основными задачами нагрузка на лицо, осуществляющее предварительное расследование. При этом восприятие методов профилактики у большинства из них достаточно поверхностное.

Изменить подобные негативные проявления в формировании профессиональных компетенций у обучающихся можно посредством включения в рабочие программы учебных дисциплин криминалистического цикла тем, касающихся профилактики преступлений в рамках раскрытия и рассле-

дования преступления, в том числе и за счет увеличения аудиторных учебных часов изучаемых дисциплин. На наш взгляд, для усвоения необходимых для профессиональной деятельности следователя и дознавателя навыков профилактической деятельности требуется как минимум 2 часа лекторских занятий, 2 - семинарских и не менее 2 часов практических занятий, что позволит обучающимся не только сформировать правильное представление о значимости профилактической деятельности, но и приобрести навыки применения специальных криминалистических методов профилактики.

Если корреспондировать результаты нашего исследования с деятельностью по раскрытию и расследованию преступлений, следует отметить, что сложившееся неполное восприятие значимости профилактической функции еще больше отягощается при понимании и усвоении норм права и при восприятии правоприменительных традиций.

Оценивая правовую составляющую предупредительной деятельности лиц, осуществляющих предварительное расследование, следует отметить, что при наличии обязанности устанавливать обстоятельства, способствующие совершению преступления, норма, предусматривающая возможность реализации этих сведений посредством внесения заинтересованным лицам соответствующего представления (ч. 2 ст. 158 УПК РФ), имеет рекомендательный характер. А сама специфика российского общественного правосознания такова, что отсутствие императива в норме, как правило, порождает самоустранение исполнителя от ее реализации. Следователь или дознаватель, оказавшись перед выбором, выносить ли представление или нет, зачастую выбирает последнее.

Как показывает анализ практики, подобное решение объясняется тем, что, во-первых, таким образом уменьшаются временные и энергозатраты на предварительное расследование, во-вторых, снимается необходимость контролировать исполнение вынесенных представлений и, наконец, в-третьих, уменьшаются риски быть привлеченным к взысканиям вследствие возможных ошибок при вынесении данного представления. В итоге складывается ситуация, при которой наличие неполного восприятия значимости профилактической функции лица, производящего предварительное расследование, сформированного в процессе обучения, «усиливается» искаженным, противоречащим духу борьбы с преступностью восприятием указанной процессуальной нормы, что в итоге приводит к неприятию необходимых мер профилактического реагирования.

Так, 32% респондентов из числа следователей и дознавателей (в основном осуществляющих расследование неочевидных преступлений) отметили, что специально не заостряют внимания на исследовании причинного комплекса преступлений и никогда не принимали мер профилактического характера в рамках расследуемых уголовных дел, в том числе не выносили представлений по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Подавляющее число из них указало, что не выносило представлений в связи с тем, что это не входит в число обязанностей10. При этом следует отметить, что большинство респондентов правильно понимают значимость указанного профилактического метода, но проявляют безразличие к отдаленным последствия своего бездействия. Негативные проявления подобной ментальности, по нашему мнению, могут быть преодолены только при изменении рекомендательного характера нормы на императивный. В таком случае лицо, производящее предварительное расследование, будет вынуждено не только выяснять причинный комплекс преступления, но и принимать меры по воздействию на него.

Подобное решение позволит преодолеть и негативные проявления, прослеживающиеся в практической деятельности лиц, осуществляющих предварительное расследование. Так, результаты проведенного нами исследования показывают, что во многих следственных подразделениях по приостановленным уголовным делам в подавляющем большинстве случаев не выносятся представления по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений11. При этом на формирование подобной практики оказывает влияние множество факторов: большая загруженность, отсутст-

вие требовательности руководителя подразделения в этом вопросе и его личная позиция относительно необходимости реализации подобных функций, специфика взаимоотношений органов предварительного расследования с другими подразделениями органов внутренних дел12 и т.д. Нетрудно предположить, что молодой сотрудник, приступив к своей профессиональной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, будет воспринимать сложившуюся в конкретном подразделению практику организации расследования как образец, что при наличии рассмотренных нами негативных проявлений на образовательном уровне, а также на уровне восприятия и усвоения норм права, отрицательно скажется на реализации им профилактической функции в полном объеме.

По нашему убеждению, формирование правильного восприятия лицом, осуществляющим предварительное расследование, своих профилактических функций должно осуществляться комплексно. Большое значение имеет формирование в процессе обучения не только профессиональных компетенций в области криминалистической профилактики, но и развитие правильного понимания ее значимости в рамках деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Для понимания и усвоения норм права следует учитывать не только современный дух борьбы с преступностью, строящийся на идее недопущения новых преступлений, но и характер норм, регламентирующих профилактическую деятельность следователя. При этом, безусловно, требуется придание ч. 2 ст. 158 УПК РФ «Окончание предварительного расследования» императивного характера, формирующего обязанность внесения представлений по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. На уровне организации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений следует требовать от подчиненных обязательного выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, и вынесения представлений по их нейтрализации.

1 Криминалистика: Учеб. / под ред. Р.С. Белкина. - М.: Юридлит, 1986. - С. 339.

2 Горский, Г.Ф. Выявление и изучение причин преступности. - Воронеж, 1964. - С. 33.

3 Косов, А.В. Предупреждение преступлений с помощью технико-криминалистических средств: Автореф. дис. .. .канд. юрид наук - Владимир, 2004. - 23 с; Косов, Д.В. Тактические приемы и криминалистические методы профилактики преступлений: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. - Владимир, 2007. - 24 с.; Махтаев, Д.Ш. Технико-криминалистическое обеспечение предупреждения преступлений [электронный ресурс] //Военное право: электрон. науч. журнал. - URL : http://www.voenprav.ru/doc-3575-1.htm (дата обращения 14.04.2015 г.)

4 Изучены материалы архивных уголовных дел УМВД Костромской и Владимирской областей.

5 Восприятие рассматривается в двух аспектов: как чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. В нашем случае под восприятием понимается формирование представлений о каком-либо предмете или процессе материального мира.

6 Криминалистика: Учеб. для бакалавров / под ред. А.Г. Филиппова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 463 с.; Криминалистика: Учеб. / под общ. ред. Е.П. Ищенко и А.Г. Филиппова. - М.:Высшее образование, 2007. - 1274 с.; Криминалистика: Учеб. / под ред. Е.П. Ищенко. - М.: Юристъ, 2000. - 751с.; Россин-ская, Е.Р. Криминалистика. Вопросы и ответы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 351 с.; Криминалистика: Учеб. / отв. ред. Н.П. Яблоков. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 718 с.; Криминалистика: Учеб для вузов / под ред. Р.С. Белкина. - М.: Норма, 2001. - 990 с.; Криминалистика: Учеб. / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. - Изд. 3-е, перераб и доп. - М.: Норма, 2008. -941 с.; Криминалистика: Учеб. / Н.П. Яблоков. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Норма, 2012. - 400 с.; Криминалистика: Учеб. для бакалавров / под ред. А.Я. Драпкина. - М.: Юрайт, 2013. - 891 с.

7 Криминалистика: Учеб. / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. - Изд. 3-е.; Криминалистика: Учеб. /Н.П. Яблоков. - Изд. 2-е.

8 Косов, Д.В. Тактические приемы и криминалистические методы профилактики преступлений... - С. 11.

9 Было опрошено 85 учащихся Владимирского юридического института ФСИН России и Юридического института ВлГУ уголовно-правовой специализации. Рабочие программы учебных дисциплин криминалистического цикла в указанных учебных заведениях не содержат тем, специально затрагивающих вопросы криминалистического предупреждения.

10 Был опрошен 51 сотрудник органов предварительного расследования следственных отделов УМВД Владимирской и Костромской областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.