Научная статья на тему 'Проблемы воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества'

Проблемы воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
664
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО К НАКАЗАНИЮ / НЕ СВЯЗАННОМУ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА / PENAL INSPECTION / EDUCATIONAL WORK WITH PRISONERS REGISTERED IN PENAL INSPECTIONS / STAFF MANAGEMENT IN PENAL INSPECTIONS / FORMS AND METHODS OF EDUCATIONAL WORK WITH PRISONERS / A PERSON SENTENCED TO ALTERNATIVE SANCTIONS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна

в статье дается определение понятия воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, рассматриваются основные ее формы и методы. Кроме того, на основе анализа результатов собственного социологического исследования раскрываются проблемы организации воспитательной работы с подучетными лицами предлагаются пути ее совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF EDUCATIONAL WORK WITH OFFENDERS SENTENCED TO ALTERNATIVE SANCTIONS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

in the article the author defines the concepts of educational work with prisoners registered in penal inspections, considers the basic forms and methods. Besides on the basis of the analysis of the results of the sociological research mangement issues of educational work with registered persons are revealed and the ways of their development are offered

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества»

УДК 343.8 ББК 67.409.11 С50

I.N. SMIRNOVA*

ISSUES OF EDUCATIONAL WORK WITH OFFENDERS SENTENCED TO ALTERNATIVE SANCTIONS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

Аннотация: в статье дается определениепонятиявос-питательной работы с осужденными состоящими на учете в уголовно-исполнительныхинспекциях, рассматриваются основные ее формы и методы Кроме того, на основе анализа результатовсобственногосоциологичес-кого исследования раскрываются проблемы организации воспитательной работы с подучетными лицами и предлагаются пути ее совершенствования

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция; воспитательная работа с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях; кадровое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций; формы и методы воспитательной работы с осужденнымц личность осужденногок наказанию, не связанному с изоляцией от общества.

Annotation: in the article the author defines the concepts of educational work with prisoners registered in penal inspections, considers the basic forms and methods. Besides on the basis of the analysis of the results of the sociological research mangement issues of educational work with registered persons are revealed and the ways of their development are offered.

Key words: penal inspection; educational work with prisoners registered in penal inspections; staff management in penal inspections; forms and methods of educational work with prisoners; a person sentenced to alternative sanctions without isolation from society.

Напомним, что воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения1.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют воспитательную работу с осужденными к исправительным работам, а также к лишению права занимать определенную должность или заниматься определенной дея-тельностью2. Являясь одним из основных средств их исправления, она направлена на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческогообщежития и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК РФ).

При проведении воспитательной работы следует учитывать личность осужденного, опираться на его положительные качества, при этом особое внимание необходимо уделять лицам, имеющим стойкую антиобщественную направленность, ранее судимым к лишению свободы и нуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании.

Нами было проведено социологическое исследование по проблемам организации воспитательной работы с лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, респондентами которого стали начальники и сотрудники уголовно-исполнительных инспекций Псковской области.

Так, на вопрос анкеты: «Проводите ли вы воспитательную работу с лицами, состоящими на учете в уголовно-

--------------- исполнительной инспекции?» - все проанкетированные

* Кандидат юридических наук, начальник организационно-научного и редакционно-издательскогоотдела (Псковскийюридический институт ФСИН России).

Е-таЛ: naukapli@mail.ru

ИРИНА

НИКОЛАЕВНА

СМИРНОВА*

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

Проблемы уголовно9исполнительного права

Проблемы уголовно-исполнительного права

нами лица дали положительный ответ. Однако, к сожалению, подавляющее большинство осужденных относятся безразлично к воспитательной работе. Это отметили 77,8 % сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и 85,7 % начальников уголовно-исполнительных инспекций. Позитивное отношение к воспитательной работе лишь у каждого десятого подучетного.

Что касается основных направлений воспитательной работы с осужденными, то респонденты считают одинаково значимыми все из них: нравственное, правовое, трудовое. Кроме того, каждый десятый сотрудник использует в своей деятельности психологическое просвещение.

В числе основных форм воспитательной работы индивидуальные и групповые беседы с осужденными по разъяснению порядка и условий отбывания наказаний; оказание помощи осужденному в разрешении различных жизненных проблем; контроль за поведением осужденного, оказание психологической помощи; самовоспитание осужденного, причем на сознательной основе; проведение бесед с родственниками осужденного и лицами, способными оказывать на него влияние; посещение осужденного по месту жительства и др.

Чаще всего при проведении воспитательной работы наши респонденты используют беседу, которая является главным источником получения информации о личности осужденных. Однако ее эффективность значительно повышается в сочетании с другими методами. Конечно, для получения наиболее полных и достоверных данных об осужденном беседу следует хорошо спланировать, организовать и сделать це-ленаправленной3.

Не менее значимую информацию можно получить из личного дела, а также из характеристики с места работы и жительства осужденного, в ходе бесед с родственниками и иными лицами, из рекомендаций психолога.

Опрошенные нами сотрудникиуголовно-испол-нительных инспекций отметили, что личность осужденного должна изучаться постоянно, при этом следует применять такие методы, как изучение личного дела осужденного, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности осужденного. К сожалению, респонденты не придали особого значения педагогическомуэксперименту, а ведь он мог бы оказать большое значение в изучении личности.

Данные изучения личности осужденных позволяют выявить лиц, склонных к различным видам деструктивного поведения, которые в дальнейшем могут быть использованы для составления их

психологическойхарактеристики, прогноза поведения осужденных и выработки на этой основе рекомендаций по коррекции их поведения.

После постановки на учет с каждым осужденным проводится первоначальная беседа, в процессе которой ему, в частности, разъясняются4: порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, его права и обязанности, ответственность за их несоблюдение; последствия совершения повторного преступления.

К основным методам воспитательного воздействия на осужденных, согласно результатам нашего исследования, относятся:

- убеждение (его назвали все начальники и сотрудникиуголовно-исполнительных инспекций);

- принуждение (каждый десятый сотрудник и каждый третий начальник инспекции);

- внушение (каждый пятый сотрудник и каждый второй начальник инспекции).

Удивительно, что очень мало респондентов указали такой важный и эффективный, на наш взгляд, метод воспитательного воздействия, как личный пример. Кроме того, никто не использовал аутогеннуютренировку достаточно редко применялся и психотренинг. Вероятно, это можно объяснить недостаточным уровнем подготовки сотрудниковуголовно-исполнительных инспекций, а также большой нагрузкой на каждого из них.

Согласно данным нашего исследования, на всех этапах отбывания наказания необходимо активно привлекать психологов. Психологическое обеспечение осужденных включает в себя:

- изучение индивидуально-психологических особенностей личности и их динамики;

- изучение микросреды осужденных и ее влияния на их поведение;

- психологическую помощь в вопросах личных, семейного консультирования профориентации и устранении психологических трудностей при трудоустройстве, преодоление и кризисных и стрессовых ситуаций.

Психологам надо учитывать, что изучение личности осужденного затрудняется, в частности, из-за наличия внутренних противоречий личности осужденного; наличия психологических барьеров у осужденного к исследованию (предубеждение в неискренности исследователя, недоверие к нему, нежелание раскрывать свой внутренний психический мир); желания «подыграть» исследователю5.

Объект особого внимания психологов - несовершеннолетние осужденные, состоящие на учете уголовно-исполнительных инспекций, которые наиболее чувствительны к различного рода отрицательным и положительным воздей-

ствиям6. Психологи выделяют такие характерные для подростков в целом признаки, как экспериментирование с различными установками и поведением, определение и переопределение себя, постепенное удаление от родительского контроля7, и как результат - в общей массе потребителей наркотиков и иных одурманивающих веществ несовершеннолетние составляют около 9,8 %, а среди лиц, имеющих диагноз «наркомания», «токсикомания», удельный вес лиц в возрасте 18 лет - около 7 %8. Бравада, желание самоутвердиться, заслужить авторитет сверстников приводят к рискованному поведению. Многие подростки считают, что курение, употребление алкоголя, наркотиков делают их взрослыми. Что говорить о тех из них, кто попадает в сферу правосудия?

Выделяют следующие три группы несовершеннолетних осужденных, требующих в первую очередь внимания со стороны психолога9: с агрессивным поведением; заниженной самооценкой; конфликтным поведением.

По данным МВД, подавляющая часть подростков, совершивших преступления, воспитывалась в неблагополучных семьях10. В таких семьях ребенок изначально воспитывается в состоянии депривации, жизненные ориентиры у него отсутствуют11.

Мы согласны с авторами, утверждающими, что на государственном уровне механизм оказания содействия несовершеннолетним в бытовом и трудовом устройстве не отрегулирован, в реализации мер по социальной адаптации подростков ощущается разрозненность, отсутствует единая идеология, комплексные и согласованные действия, рассчитанные на перспективу12.

Одна из наиболее эффективных форм психологической работы - индивидуальное консультирование, которое проводится при соблюдении нескольких условий: желание осужденного измениться, авторитет личности психолога, установление необходимогоконтакта13.

Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций считают, что психологам следуетактивно работать и с семьями несовершеннолетних, в частности, с целью выявления микроклимата в семье; выяснения, как происходило становление ребенка. Родители могут помочь сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций выявить

ближайшее окружение подростка, тех, кто оказывал и оказывает на него влияние, пользуется у него наибольшим авторитетом. К сожалению, при имеющихся в штатах инспекций психологах реализовать все это достаточно сложно. Как утверждают практические работники, психолог нужен в каждой уголовно-исполнительной инспекции, чтобы в случае необходимости в любой момент иметь возможность получить требующуюся информацию об осужденном и внести коррективы в работу с ним14. Анализ практики показывает, что к сожалению, психологическую работу психологу приходится проводить в помещении уголовноисполнительных инспекций, в присутствии других сотрудников, что затрудняет установление психологического контакта.

Мы согласны с тем, что налаживание взаимодействия с общественными формированиями значительно повысит эффективность индивидуальной воспитательной работы с подучет-ными, позволит своевременно решать вопросы предупреждения совершения ими преступлений. Согласно нашим данным, содействие уголовно-исполнительным инспекциям в проведении воспитательной работы с осужденными оказывают родственники осужденных; администрация организаций и трудовые коллективы, в которых работают осужденные; ОВД, прокуратура; религиозные организации; администрация организаций и трудовые коллективы, в которых работают осужденные. Однако его организация затрудняется из-за: недостатка информационно-аналитического обеспечения; несовершенства нормативно-правовой базы, регламентирующей указанную деятельность; недостатка материально-технического обеспечения; недостатка кадрового обеспечения.

В заключение обозначим еще одну проблему в организации воспитательной работы - отсутствие у сотрудниковуголовно-исполнитель-ных инспекций необходимыхзнаний. Так, каждому пятому из наших респондентов не хватает психологических знаний. Это неудивительно, поскольку должности психологов в инспекциях введены лишь в 2005 г. Кроме того, ни один ведомственный вуз не осуществляет целенаправленной подготовки кадров для уголовно-исполнительных инспекций.

1 См.: Концепция воспитательной работы с осужденнымив условиях реформированияуголовно-исполни-тельной системы. М., 2000. С. 1-2.

2 См.: Об утвержденииИнструкции по организации исполнениянаказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ МинистерстваюстицииРоссийскойФедерации от 20 мая 2009 г. № 142.

Проблемы уголовно-исполнительного права

Проблемы уголовно-исполнительного права

3 См.: Меры уголовной ответственности, не связанные с изоляцией от общества: Пособие для сотрудников уголовно-исполнительныхинспекций / Под ред. В.А. Уткина. Томск; 2003. С. 55-61.

4 См.: Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ Министерстваюстиции РоссийскойФедерации от 20 мая 2009 г. № 142.

5 См.: УшатиковА.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань, 2003. С. 74-75.

6 См.: Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовноправовых мер, не связанных с изоляцией от общества: Сб. материалов передового опыта. М., 2006. С. 52-53.

7 См.: КрайгГ., БокумД. Психологияразвития. 9-е изд. СПб., 2007. С. 540-541.

8 См.: Страны и регионы Стат. справ. М., 2005. С. 175.

9 См.: Там же.

10 См.: Никитина Л. БудущееРоссии находитсяпод угрозой! Пути решения наболевших проблем детства в период перехода к рыночной экономике// http: journal. juverilejustice.ru / 2006/04/10/23.

11 См.: ГрибановаГ.В. Некоторыепсихологическиемеханизмы социальной дезадаптации подростков при семейном алкоголизме// Дефектология 1990. № 5. С. 15-23.

12 См.: Владимирова Т.В. Проблемы борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних// Проблемы исполненияуголовныхнаказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовноправового характера в отношении несовершеннолетних: Сб. материалов Междунар. науч-практ. конф. (Вологда, 7 декабря 2005 г.): В 2 ч. Вологда 2006. Ч. 2. С. 20.

13 См.: СолоненкоН., МельниковаА. Организация психологическойработы с осужденными без изоляции от общества // Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы 2007. № 2. С. 20.

14 См.: Шишков О.Г. Роль психологовуголовно-исполнительных инспекций в процессе исправления осужденных без лишения свободы в УФСИН России по Брянской области // Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества: Сб. материалов передового опыта. М., 2006. С. 52-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.