Комарова Т.С.
Доктор педагогических наук, профессор Заведующий кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. Шолохова Заслуженный деятель наук РФ Академик международной академии наук педагогического образования Москва, Россия
Проблемы воспитания и развития детей от рождения до школы на
современном этапе.
Сегодня всем известно, что дошкольное детство - важнейший период в жизни каждого человека. Именно в этот период формируются основные психические процессы, свойства и качества личности, черты характера. Становление и развитие личности в системе общественного дошкольного воспитания и образования во многом определяется педагогом. Это положение высказывали и развивали многие отечественные педагоги и психологи.(Ушинский К.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Караковский В.А., Рубинштейн М.М. и др.).
М.М. Рубинштейн подчеркивал, что ни одно государство, если оно жизнеспособно, не может отказаться от своих претензий определять образование и воспитание своих детей. Государство и общество не могут рассматривать детей как частное дело семьи и родителей. И именно такое отношение мы видим сегодня со стороны руководителей нашего государства и широкой общественности к вопросам обеспечения дошкольными учреждениями детей младшего возраста, поиску путей расширения сети детских садов и организации их работы. Отрадно, что и у правительства, и у общественности вызывает беспокойство и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.
Остановимся на наиболее важных проблемах, решение которых очень важно и для страны в целом, и для родителей и специалистов-ученых и практиков воспитания детей младшего возраста. Назовем эти проблемы.
1. Решая острую проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях не следует избирать путь ухудшения условий пребывания детей в группах за счет увеличения детей( особенно малышей). Трудности и риск здесь очевидны:
недостаток мебели, площади для игр самостоятельной деятельности детей; невозможность качественного проветривания, лишение детей чистого воздуха, недостаточность кислорода; быстрое распространение инфекций; нервные перегрузки и у детей, и у педагогов, повышается раздражительность; педагог не может в полной мере «дойти» до каждого ребенка, отчего дети чувствуют себя незащищенными, ненужными, возникают капризы, агрессивность, в то время как для детей необходимо жизнерадостное состояние, о чем писали и пишут известные педагоги и психологи и отечественные и зарубежные.
К сожалению, у нас нет исследований, которые могли бы дать ответ: каково оптимальное число детей в группе (в соответствии с возрастом ребятишек).
Какова мера и цена этого явления увеличения детей в группах? Мы не можем предсказать это с достоверностью. Ведь у нас не проводилось исследований, либо они неизвестны учёным и практикам: какое оптимальное число детей могут одновременно в течение нескольких часов находиться вместе. Какое количество ребятишек может охватить своим вниманием педагог?
Как это может сказаться на выполнении воспитателем основных функций: взаимодействия с детьми, охраны их жизни и здоровья и материнской функции (особенно это важно в группах малышей). Ведь если воспитатель за свою смену не поговорит с ребенком, не поможет ему, не скажет ему доброе слово, малыш, да и более старший ребенок, чувствует себя отверженным, не нужным, у него формируется низкая самооценка, а это уже серьезная проблема, в этом случае нельзя сформировать чувство собственного достоинства. А у педагога формируется профессиональная деформация. Как отмечает Прокопцева Н.В., исследовавшая эту проблему, у педагогов наступает усталость, нарушается самочувствие, появляется раздражительность, конфликтность. А это, как известно, отрицательно сказывается на повышении педагогического мастерства, проявлений доброты и внимания к детям.
2. Одна из главных проблем, как отмечается во Всемирном докладе по Мониторингу Программы ЮНЕСКО «Образование для всех», Париж 2007 год.) -подготовка педагогов для дошкольных учреждений и повышение их квалификации. Однако и здесь есть трудности: учителя повышают квалификацию с отрывом от
работы, а воспитатели, как правило, без отрыва (на усмотрение муниципальных органов), а это «усложнение» не всегда отвечает интересам педагогов дошкольных учреждений.
Особого внимания требует подготовка педагога в колледжах и вузах. Известно: чем младше ребенок, тем более образованным должен быть педагог. Вместе с тем профессиональное сообщество беспокоит тот факт, что учебные планы, по которым готовятся педагоги дошкольных учреждений, даже по основным курсам постоянно сокращаются Минобразования и науки: уменьшается количество часов на лекции, семинарско-практические занятия, практика в дошкольных учреждениях. Зато увеличивается самостоятельная работа, на руководство которой часы не выделяются. Это не может не привести к снижению уровня подготовки.
К.Д. Ушинский подчёркивал, что педагог для ребёнка всё, и писал: "Как общество относится к учителю, так он относится к ученику".
Жизнерадостное состояние очень важно для детей. Е.И. Тихеева писала: "Радость - это та атмосфера, в которой пышно расцветают физические и нравственные силы ребенка; это тот рычаг, который удесятеряет энергию, бодрость духа, стремление к достижению, питает любовь и благорасположение". (с. 32) (Морозова М. Я., Тихеева Е. И. "Современный детский сад. Его значение и оборудование". СПб. 1914. - 110 с.)
Р. Штайнер подчеркивал, что радость и удовольствие - силы, способные формировать личность ребенка и черпаются из окружающего.
В.А. Сухомлинский - "Эмоциональная насыщенность процесса обучения" -"Сердце отдаю детям", 205, с 34, Киев, 1973.
Мы считаем необходимым формировать у детей жизнерадостность, положительное эмоциональное настроение. И при этом формировать у детей такие качества личности, которые необходимы для жизни: приобретение необходимых знаний о мире, об окружающих их предметах и объектах, овладение разнообразными видами деятельности, творчеством.
3. Третья проблема воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМ), по мнению наших и зарубежных учёных подготовка детей к школе. Как показывает практика сегодняшнего дня, понимается этот вопрос по-разному, двумя
преемственными системами непрерывного образования. По мнению экспертов ЮНЕСКО (см. Всемирный доклад по мониторингу Программы ЮНЕСКО "Образование для всех", Париж 2007 г.), школа должна адаптироваться к ребенку, учитель должен адаптироваться к ребенку. Невзирая на существующие исследования психологов и педагогов, показавшие, что прежде всего, необходима психологическая, личностная подготовка детей дошкольного возраста к школе, включающая мотивационную подготовку, интеллектуальную, коммуникационную и др. Известный в нашей стране и за рубежом учёный - детский психолог А.В. Запорожец подчеркивал, что основу подготовленности детей дошкольного возраста к школе составляет их всестороннее воспитание и развитие.
А школа выдвигает свои требования к детям, поступающим в начальную школу: уметь читать, писать, знать арифметику, более широко, чем это требуется по программе детского сада. Эти требования неправомерны, так как воспитатели дошкольного учреждения не подготовлены к обучению детей чтению и письму. Это не их функционал. Это не входит в программу колледжей и вузов, готовящих педагогов для дошкольных учреждений.
В дошкольном детстве у детей необходимо формировать умение учиться, и у старших дошкольников формировать предпосылки учебной деятельности - (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Исследования, проведенные психологами в начале 90-х годов под руководством В.И. Слободчикова, показали, что большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют образные представления, которые складываются в процессе занятий изобразительной деятельностью и конструированием. Именно в процессе этих занятий, если они проводятся в соответствии со спецификой детской деятельности, у детей формируется умение учиться.
Мы можем говорить об интеллектуально-эстетической подготовке детей к школе, включающей детскую художественную литературу, музыку, художественно-творческую изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, проектную деятельность, игру-драматизацию (по мотивам произведений художественной литературы, народных сказок). Эти виды детской деятельности
способствуют интеллектуально-эстетическому развитию детей, включающему образное восприятие, образные представления и воображение.
И в этой связи большое значение имеет формирование именно в раннем детстве и на протяжении всего дошкольного периода, разнообразных способностей и интеллектуальных и художественных и одаренности детей. А для этого необходимо обучение самых маленьких. В этот период дети начинают овладевать орудийными действиями (учатся есть ложкой, правильно держать карандаш), удерживать в руках предметы разной формы.
4. Важнейшей проблемой на современном этапе следует назвать просвещение родителей. В Советское время была разработана система просвещения родителей. Использовались различные формы как в образовательных учреждениях так и обществах знаний, создавались серии книг для родителей. Сегодня эта система разрушена, и взамен ничего не предложено. А родители нуждаются в квалифицированной помощи, информации. Большую работу по обсуждению актуальных вопросов воспитания и обучения детей, начиная с дошкольного возраста: от рождения до школы, приглашая специалистов: педагогов, психологов, родителей. Понимая большую потребность родителей в знаниях и умениях по воспитанию и развитию детей, Общественная палата Российской Федерации в 20112012 гг. совместно с Московским государственным гуманитарным университетом имени А.М. Шолохова организовала куры "Просвещённые родители" на 144 часа. Осуществляется эта работа по линии НОЦ (Научно-образовательный центр), созданного при кафедре эстетического воспитания педагогического факультета.
Многие родители стараются заниматься с детьми, записывают их в разные студии, кружки, секции, посещают вместе с детьми выставки театры и др. Однако это касается далеко не всех родителей; в этой работе нет системы. Детей в одних семьях перегружают, в других - не имеют возможности воспользоваться учреждениями дошкольного образования и заниматься с ними, даже читать книги многие родители не могут. Естественно, дети из этих семей пойдут в школу недостаточно, а то и вовсе неподготовленными.
В последние годы внимание ученых, педагогов и особенно психологов приковано к диагностике уровня развития детей дошкольного возраста. Конечно,
очень важно определить уровень развития детей по всем направлениям воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Вместе с тем, эта работа нуждается в упорядочении со стороны Министерства образования и науки с переадресовкой региональным руководителям.
Ведь сегодня чуть ли не каждый психолог в дошкольном учреждении и в школе разрабатывает (а иногда берет из старых, разработанных другими авторами, например, Керна-Ирасека или «придумывают» свои тесты, вопросы).
В результате, мы имеем огромное количество диагностических методик, которые далеко не всегда соответствуют своему назначению, а значит, не дают истинных знаний об уровне развития детей. А выводы позиционируют с указаниями на обучение, противоречащие основным, наиболее популярным программам «Воспитание и обучение в детском саду», «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и другие.
Чтобы не быть голословной, приведу пример. Около года назад на одной из встреч с педагогами дошкольных учреждений на курсах, воспитатели задали мне вопрос о методике рисования человека. Я решила уточнить, что их интересует: система занятия или какая-то отдельная тема. Слушатели мне ответили: «Рисование руки человека». Нас упрекают, что мы не учим детей рисовать руку человека. И заставляют учить детей рисовать руку с пятью пальцами. Я пошутила: «А вас не заставляют учить детей рисовать обнаженную натуру». Ведь все эти задачи подготовки художников в художественных училищах и ВУЗах. Поняв шутку, педагоги засмеялись. Я объяснила, что дети дошкольного возраста могут рисовать так, как умеют, и как получается, а обучение точной передаче кисти руки не наша задача. Потом стала думать, откуда этот тест. Видимо, из старых диагностических методик, по которым определялся уровень умственного развития детей по тому, сколько пальцев в кисти руки нарисованного человека передал ребенок.
Все это наводит на грустные размышления. Методики эти сейчас уже не применятся (по оценке одного из ведущих психологов), а психологи школ, да и детских садов, видимо, сделали для себя «открытие» и переадресовывали методику для руководства к действию в управляющие органы муниципалитета, которые тут
же скомандовали: «Учить детей рисовать кисть руки с пятью пальцами». Невзирая на то, что специалисты не считают это необходимым.
Работая над пособиями к программе «От рождения до школы», наш авторский коллектив пришел к выводу, что необходимо создать педагогическую диагностику, не обремененную большим количеством методик, требующих больших временных затрат на проведение и обработку результатов. К тому же для подобных тестов (их разработки и проведения) нужны квалифицированные психологи.
Кроме того, важную информацию о развитии детей педагоги получают ежедневно в процессе наблюдения за детьми. Эти наблюдения могут быть целенаправленными, спланированными и спонтанными. Такие наблюдения осуществляются в естественной для детей привычной обстановке, поэтому воспитатели получают возможность при необходимости корректировать реакции и поступки, поведение того или иного ребенка.
В дополнение к педагогической диагностике могут быть использованы так называемые контрольные занятия. Для детей это выглядит как обычная дидактическая игра, игра-драматизация, декоративное или сюжетное рисование и т.п. В этом случае дети чувствуют себя свободно, их не сковывает искусственность обстановки, неизбежно возникающая часто при проведении психологической диагностики.
В 1989 году была подписана практически всеми государствами мира Международная конвенция о правах ребенка. В 2009 году мир отмечал 20-летие Конвенции о правах ребёнка. В специальном выпуске, посвящённом этому событию "Положение детей в мире" (UNICEF) в разделе "Программа действий" (С. 6-7) подчеркивается: "Сделать наилучшее обеспечение интересов ребёнка основным критерием проверки эффектинвости управления. Каждый аспект управления, затрагивает права ребёнка. Касаются ли принятые решения налогообложения или торговли, дипломатии или задолженности - никакая тематика или программа, никакой закон, бюджет или план не могут быть нейтральными по отношению к ребёнку".
В связи с этим первостепенной задачей для государств участников является оценка широкого ряда законодательных или административных мер с точки зрения их последствий для детей.
Литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 27 усл.печ.л.
2. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе / под науч.ред. д.пед.н. Комаровой Т.С. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006. 8,04 усл.печ.л.
3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 7,7 усл.печ.л.
4. Прокопцева Н.В. Система работы по профилактике профессиональной деформации педагогов // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей: Вып. 35 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. М.: МПГУ - МОСПИ, 2010. С. 34-38. (0, 25 п.л.).