Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА'

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
210
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / СЕМЬЯ / СОСЕДСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / УБЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Очилова Г.А.

В статье подробно освещаются вопросы воспитания детей и социальных отношений. На научной основе анализируется сотрудничество семьи, школы, общества в воспитании детей. Выявлены причины и факторы, методы и инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА»

УДК 1

Очилова Г.А.

Каршинский инженерно-экономический институт (Республика Узбекистан)

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация: в статье подробно освещаются вопросы воспитания детей и социальных отношений. На научной основе анализируется сотрудничество семьи, школы, общества в воспитании детей. Выявлены причины и факторы, методы и инструменты.

Ключевые слова: образование, воспитание, педагогика, семья, соседство, личность, общество, ценности, убеждения, социализация.

«Наука, образование и воспитание - это краеугольный камень развития и сила, делающая страну сильной, а нацию - великой. Наш завтрашний день, светлое будущее нашей Родины тесно связано, прежде всего, с системой образования и воспитанием наших детей» [2.с 3]

Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев

«Образование для нас - это вопрос жизни или смерти, спасения или разрушения, счастья или бедствия», - сказал узбекский просветитель Абдулла Авлони в своей книге «Туркий гулистан или нравственность» [3. С 14].

Ведь, по мнению педагогов, какой человек вырастет как личность, зависит 15% от наследственности, 40% окружающей среды и 45% влияния воспитания. Социологи говорят, что здесь важны три фактора -наследственность, психофизиологическое состояние и уровень знаний личности.

Итак, начало воспитания с рождения укрепляет человеческое тело, углубляет разум, формирует прекрасную мораль. В этнологии и социологии процесс интеграции детей в общество с помощью различных методов воспитания называется «социализацией», т.е. ребенок постепенно адаптируется к обществу и социализируется. Этот процесс происходит под постоянным влиянием общества и окружающих его людей. В частности, контроль поведения ребенка семьей, школой, соседями, друзьями, сообществом является важным инструментом управления его поведением. Поэтому изменения в окружающей среде и воспитании, методах социального контроля закономерно приводят к изменениям в поведении и отношениях людей.

В формировании личности проявляются два условия: с одной стороны, общество влияет на личность, а с другой стороны, личность также влияет на социальную среду. С момента рождения ребенка первой средой, в которой он или она воспитывается, несомненно, является семья. Узбекская семья сформирована на основе самых благородных духовно-нравственных ценностей нашего народа. Нашим детям учаться уважению к предкам, родителям, старикам в семье. Зрелость и кризис подрастающего поколения также зависят от семьи. Если семья здорова, у родителей есть духовные качества, взаимоуважение, внимание к ценностям общества и вере, в таких семьях не будет плохих детей.

Неслучайно наш великий предок Амир Тимур относился к семье как к государственному делу. Например, Амир Тимур уделял серьезное внимание воспитанию своих детей и внуков. Он спросил семь поколений о будущих матерях своего поколения. Потому что он знал, что корни семьи будут прочными и родиться здоровое поколение.

Специалисты говорят, что к 5 годам человек усваивает 75% информации, как печатная бумага [5. С. 98]. Великий русский писатель Лев Толстой также отметил, что ранний период детства является решающим этапом в воспитании, написав, что «расстояние от пятилетнего ребенка до меня всего один шаг, а расстояние от младенца до пятилетнего невероятно велико». Следовательно,

«Разносторонний ребенок растет в здоровой семейной среде. Для этого, в первую очередь, необходимо усилить пропагандистскую деятельность, прежде всего, для изменения сознания родителей, их отношения к своим детям, а при необходимости и для обучения самих родителей»[4. С. 55].

Согласно Конституции Республики Узбекистан, если народ является единственным источником государства, то семья - источником народа, а основным источником семьи является ребенок. Статьи 63-66 конституции непосредственно посвящены семье, уходу за детьми и их воспитанию со стороны родителей, защите материнства и детства со стороны государства и заботе о взрослых детях о своих родителях. Таким образом, воспитание детей и семейные отношения поднялись до уровня конституционного права [1].

Семья всегда была для нас местом воспитания. Любовь, доверие и верность, честность и набожность, дружба и патриотизм формируются в семье, в образовательном процессе. Обязательства родителя перед ребенком, долги ребенка перед родителем неисчислимы. Духовное и нравственное здоровье и стабильность общества также начинаются с семьи. Вот почему семья признана основной ячейкой общества. Это потому, что основы человеческих поступков, такие как отношение к труду, духовному и материальному богатству, начинаются с семьи.

Здесь нельзя не обратить внимание на воспитание в образовании. Наш великий просветленный предок Абдулла Авлони назвал школу «частью образования всей нации». «Хотя между уроком и воспитанием есть небольшая разница, тело одного, неотделимое от другого, подобно телу с душой, обогащенной друг с другом» [3. С. 23-24]. Большое влияние оказывают традиции интернационального воспитания, передаваемые из поколения в поколение по наследству. Он сформирован на основе народной педагогики, фольклора, национальных традиций и обрядов, исторического опыта. Однако в нынешний период одного традиционного традиционного воспитания недостаточно. Родители, учителя, педагоги и тренеры должны хорошо разбираться в области

этики, психологии, педагогики. Без него невозможно воспитать ребенка. Потому что в сегодняшнюю информационную эпоху доступ детей к информации за пределами семьи, школы и района расширяется. Это, в свою очередь, формирует среду, в которой их сознание влияет на их мышление, их поведение. Интернет-социальные сети, фильмы и мультфильмы, различные компьютерные игры уже приглянулись большинству детей. Как сказал известный государственный деятель, первый Президент Узбекистана И. Каримов: Несомненно, это не отвечает требованиям времени и нашим благородным целям» [5. С. 114]. Потому что мы видим будущее нашего государства не в скорлупе, а в глубоком усвоении универсальных и демократических ценностей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие наших детей, чтобы быть по-настоящему гармоничным, показывать свои силы и потенциал, во всех отношениях зависит от полученного им образования, созданных условий и здоровой окружающей среды в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Конституция Республики Узбекистан. - Ташкент. «Узбекистан», 2018 г. Глава XIV, статьи 63-66.

Мирзиёев Ш.М. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии, посвященной книге учителей и тренеров. 30.09.2020 г.

Абдулло Авлони. Турецкий Гулистан или нравственность. - Ташкент. «Учитель», 1992 г. Стр. 14, 22, 23.

Каримов И.А. Здоровое поколение - наше будущее. - Ташкент. «Абу Али ибн Сино», 2000 г. Стр.55.

Каримов И.А. Высокая духовность - непобедимая сила. - Ташкент. Духовность, 2008г. Стр.98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.