Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РФ'

ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ / ОПРОС / ГЕОГРАФИЯ АВИАПЕРЕЛЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородина Елизавета Андреевна, Льготина Мария Сергеевна

Дан обзор проблем гражданской авиации в период в 2020 по 2022гг. Цель работы заключается в выявлении круга проблем авиации в период с 2020 по 2022 гг. Предложены способы их решения установленных проблем. Поставлены следующие задачи: выявление проблем в гражданской авиации РФ на 2020-2022 гг.; организация опроса среди людей, предпочитающих использовать данный вид транспорта; предложение способов решения выявленных проблем. При проведении опроса было выявлено, что основной проблемой гражданской авиации является дороговизна билетов и невозможность перелета без пересадки (или нескольких пересадок). Решение данной проблемы заключается в расширении географии авиаперелетов, а также в увеличении субсидированных билетов для жителей дальних регионов и некоторых других групп граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бородина Елизавета Андреевна, Льготина Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DOMESTIC AIR TRANSPORTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

An overview of the problems of civil aviation in the period from 2020 to 2022 is given. The purpose of the work is to identify a range of aviation problems in the period from 2020 to 2022. Methods for solving the identified problems are proposed. The following tasks were set: identifying problems in the civil aviation of the Russian Federation for 2020-2022; organization of a survey among people who prefer to use this type of transport; suggesting ways to solve the identified problems. During the survey, it was revealed that the main problem of civil aviation is the high cost of tickets and the impossibility of flying without a transfer (or several transfers). The solution to this problem is to expand the air travel geography, as well as to increase subsidized tickets for residents of distant regions and some other groups of citizens.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РФ»

Проблемы внутренних авиаперевозок в РФ

Problems of domestic air transportation in the Russian Federation

Бородина Елизавета Андреевна

Курсант 2 курса,

факультет подготовки авиационных специалистов Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Россия, 432071, Ульяновская область, город Ульяновск,

улица Можайского, дом 8/8 e-mail: elizaveta.borodina. 02@mail.ru

Borodina Elizaveta Andreevna

2nd year cadet faculty of aviation specialists training Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal

of Aviation B.P. Bugaev, 8/8, Mozhaiskiy St., Ulyanovsk city, Ulyanovsk region,

432071, Russia e-mail: elizaveta. borodina. 02@mail.ru

Льготина Мария Сергеевна

Курсант 2 курса,

факультет подготовки авиационных специалистов Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Россия, 432071, Ульяновская область, город Ульяновск,

улица Можайского, дом 8/8 e-mail: marya. lgotina@yandex. ru

Lgotina Maria Sergeevna

2nd year cadet faculty of aviation specialists training Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal

of Aviation B.P. Bugaev, 8/8, Mozhaiskiy St., Ulyanovsk city, Ulyanovsk region,

432071, Russia e-mail: marya. lgotina@yandex. ru

Научный руководитель: Назарова Ольга Николаевна

Кандидат технических наук, доцент, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Россия, 432071, Ульяновская область, город Ульяновск,

улица Можайского, дом 8/8 e-mail: olganazarova79@mail.ru

Scientific Director:

Nazarova Olga Nikolaevna

Ph.D. of Engineering, Associate Professor, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal

of Aviation B.P. Bugaev, 8/8, Mozhaiskiy St., Ulyanovsk city, Ulyanovsk region,

432071, Russia e-mail: olga nazarova 79@mail.ru

Аннотация.

Дан обзор проблем гражданской авиации в период в 2020 по 2022гг. Цель работы заключается в выявлении круга проблем авиации в период с 2020 по 2022 гг. Предложены способы их решения установленных проблем. Поставлены следующие задачи: выявление проблем в гражданской авиации РФ на 2020-2022 гг.;

организация опроса среди людей, предпочитающих использовать данный вид транспорта; предложение способов решения выявленных проблем. При проведении опроса было выявлено, что основной проблемой гражданской авиации является дороговизна билетов и невозможность перелета без пересадки (или нескольких пересадок). Решение данной проблемы заключается в расширении географии авиаперелетов, а также в увеличении субсидированных билетов для жителей дальних регионов и некоторых других групп граждан.

Annotation.

An overview of the problems of civil aviation in the period from 2020 to 2022 is given. The purpose of the work is to identify a range of aviation problems in the period from 2020 to 2022. Methods for solving the identified problems are proposed. The following tasks were set: identifying problems in the civil aviation of the Russian Federation for 20202022; organization of a survey among people who prefer to use this type of transport; suggesting ways to solve the identified problems. During the survey, it was revealed that the main problem of civil aviation is the high cost of tickets and the impossibility of flying without a transfer (or several transfers). The solution to this problem is to expand the air travel geography, as well as to increase subsidized tickets for residents of distant regions and some other groups of citizens.

Ключевые слова: проблемы авиации, опрос, география авиаперелетов.

Key words: aviation problems, survey, air travel geography.

В наше время большой по своим масштабам и видам деятельности авиационно-промышленный комплекс РФ представляет собой сложнейшую структуру, которая состоит из трех различных, связанных между собой индустрий, таких как авиастроение, наземная авиационная инфраструктура и воздушный транспорт. Все эти составляющие имеют свои рыночные цели и интересы, а также рассматриваться и существовать отдельно они не могут.

Что касается состояния отечественного авиастроения, то по данным Минпромторга, российское авиастроение сегодня - это 248 предприятий и организаций, находящихся по всей России: Москва, Смоленск, Воронеж, Таганрог, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Омск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ. В том числе серийные заводы, опытно-конструкторские бюро, государственные научные центры и научно-исследовательские институты, интегрированные институты. Централизованным механизмом управления предприятиями данной отрасли АПК России является ОАО «Объединенная авиастроительная компания» (ОАК).

Наиболее востребованной, активно развивающейся отраслью авиационно-промышленного комплекса России являются пассажирские перевозки. Эксперты гражданской авиации делают прогнозы на долгосрочное стремительное развитие рынка авиаперевозок в России: в период до 2030 года средние темпы роста авиатранспортного рынка оцениваются в 7,5% в год, что обеспечит удвоение объемов авиаперевозок за 10 лет и пассажирским перевозкам выйти на уровень 300 млрд пасс./км. за счет выхода российских авиакомпаний на рынок транзитных перевозок через территорию России. Это связано с увеличением реальных доходов населения, повышению конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным и автомобильным на рынке дальних пассажирских перевозок, а также с развитием процессов консолидации и интеграции авиаперевозчиков [5].

Надёжные авиасообщения между городами и регионами России очень важны для экономики страны и не только. Являясь самым скоростным видом транспорта, авиация служит средством перемещения потоков рабочей силы, товаров в глобальном и региональном масштабах, обеспечивает связь между городами, странами и континентами, поддерживает жизнедеятельность в удаленных уголках мира и нашей страны.

Для России с её огромными территориями авиасообщение имеет особое значение. Для тысяч жителей Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера авиасообщение является необходимым, так как это часто единственный способ добраться до города/поселка, получить необходимые товары, медицинскую помощь и просто поехать в отпуск и навестить родных.

После «провала» отечественного рынка региональных авиаперевозок в 1990-ые годы в последнее время

власти страны начали заниматься их восстановлением и развитием.

Следует отметить, что основная работа авиационного транспорта связана с перевозкой пассажиров. Надежное воздушное сообщение способствует повышению экономической активности людей, расширяет территориальные границы для труда и отдыха.

В 2000-е годы благодаря совершенствованию авиапарка и повышению эффективности перевозок воздушный транспорт получил значительный импульс для своего развития. Цены на пассажирские авиаперелеты с корректировкой на инфляцию снижались. За 20 лет реальные транспортные расходы сократились более чем вдвое, а число маршрутов между городами к 2020 году вдвое увеличилось.

Но, несмотря на это, вопрос авиасообщений между регионами остается актуальным.

Актуальность заключается в сложности перевозки пассажиров/грузов без пересадок, а также возможность перелетов в дальние регионы России.

Была разработана анкета из 5 вопросов для проведения опроса с учетом выявленных проблем:

1. Есть ли в вашем городе/населенном пункте аэропорт?

2. Как часто Вы пользуетесь самолетом?

3. Как часто приходится летать с пересадкой?

4. Во сколько в среднем Вам обходится авиабилет?

5. По какой причине Вы в некоторых случаях не предпочитаете путешествие самолетом?

Опрос проводился в группе курсантов и преподавателей ВУЗа (УИГА им. Б.П. Бугаева) в количестве 45 человек. Результаты опроса были проанализированы и представлены в виде диаграмм, которые позволяют проследить основные тенденции (рисунки 1 - 5).

Рисунок 1. Диаграмма результатов ответов на вопрос №1 «Есть ли в вашем городе/населенном пункте

аэропорт?»

В небольших городах, как правило, нет аэропортов, поэтому людям приходится добираться до ближайшего крупного города с аэропортом.

Рисунок 2. Диаграмма результатов ответа на вопрос №2 «Как часто Вы летаете самолетом?» В основном, большая часть людей часто выбирает путешествие самолетом.

Рисунок 3. Диаграмма результатов ответа на вопрос №3 «Как часто приходится летать в пересадкой?» Как мы видим, примерно 77% опрошенных людей сталкивались с транзитными рейсами.

Рисунок 4. Диаграмма результатов ответа на вопрос №4 «Во сколько в среднем Вам обходится авиабилет?» Результаты довольно позитивные, ведь большая часть приобретают билеты по выгодным ценам, но

также немаловажно, что практически 12% опрошенных приобретают билеты выше 10 тыс. руб.

Рисунок 5. Диаграмма результатов ответа на вопрос №5 «По какой причине Вы в некоторых случаях не

предпочитаете путешествие самолетом?»

Как мы видим, большинство не предпочитают путешествие самолетом из-за дорогих билетов, 6%

выбрали 1 и 2 пункт.

Первой проблемой, с которой сталкиваются люди при выборе и покупке авиабилета это рейсы с пересадками. Так как в нашей стране ХАБы крупных авиакомпаний в основном находятся в Москве, Санкт Петербурге и в крупных городах миллионниках, жителям провинциальных городов приходится лететь рейсом с пересадкой(ми). Чтобы избежать этого, люди предпочитают использовать другие виды транспорта или же вовсе личный транспорт.

Из этого вытекает другая проблема - дорогостоящие билеты. Так, например, цена на рейс Петропавловск-Камчатский - Москва варьируется от 30 до 60 тыс. Рейс Якутск - Москва обойдется в 30-40 тыс. рублей. Конечно же, цена на авиабилеты зависит не только от расстояния перелета, но и от других факторов, сейчас мы рассмотрим их подробнее. Первым немаловажным фактором является низкая плотность населения, которая не позволяет обеспечить такой же пассажиропоток как ,например, в Европе. Если лететь из Москвы в Ульяновск, в зимнее время года, то с трудом набирается хотя бы треть самолета. Вторым фактором является сезонность. Как показывает практика, зимой россияне летают намного реже, нежели чем в летнее время года. Третьим фактором выступает дорогое топливо. Доставлять топливо в какие-то отдаленные регионы, скажем, в Якутию очень сложная задача. Топливо не доставляют по воздуху, а перевозят в специальных цистернах поезда или машины, поэтому нужно ждать зимы, когда застынут болота. Особенно остро проблема стоит на Камчатке, куда невозможно добраться наземным транспортом. Четвертый фактор вполне понятен: у нас в стране практически нет своих самолетов. Отечественные авиакомпании несут огромнейшие расходы, приобретая самолеты у иностранных компаний, при этом оплачивать их нужно в валюте. А для европейских потребителей самолеты предлагаются еще и дешевле, чем для российских. Западные лизинговые компании считают, что климат в нашей стране суровее, соответственно, самолеты изнашиваются быстрее, это закладывается в его стоимость. За последние 10 лет произошло коренное изменение состава авиапарка. Сейчас количество воздушных судов зарубежного производство выросло в 10 раз, а количество российских самолетов не превышает 40 штук.

Также стоит отметить количество аэропортов, так на 2022 год их количество составляет 254, международных из них 78, аэродромов и аэропортов не в государственном реестре (действующих в статусе «посадочных площадок») 45 . По сравнению с 1991 годом, их количество сократилось практически в 6 раз (рисунок 6).

Число действующих аэропортов в РФ

1600

1450

1400

1302

1200

1169

1011

1000

400

800

600

200

0

Недостаточное количество аэропортов также сказывается на проблеме перелетов пассажиров/грузов. По данным Минэкономразвития РФ до 15% всех затрат авиакомпаний составляют выплаты аэропортам за обслуживание самолетов и пассажиров.

Примером решения такой проблемы как перелеты с пересадкой может стать расширение географии перелетов авиакомпаний и создание новых региональных А/К, которые будут совершать междугородние рейсы, рейсы в соседние регионы и по популярным направлениям, используя такие самолеты как Су-80, ATR-42, ATR-72, SSJ-100 и т.п.

Что касается цен на авиабилеты, то решением являются субсидированные авиабилеты. Такие билеты предоставляют следующие авиакомпании: «Аэрофлот», S7, «Якутия», NordStar, «Уральские авиалинии», Red Wings и «Алроса». Цены на эти билеты ниже обычных — обычно в два-три раза. Разницу в стоимости авиакомпаниям компенсирует государство. В 2022 году правительство выделило 27,5 млрд рублей на субсидированные перевозки. Право на такие билеты имеют следующие категории граждан: россияне младше 23 лет, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, взрослые и дети с инвалидностью и их сопровождение, члены многодетной семьи и жители Дальневосточного федерального округа.

Также с 2021 года начала свою деятельность программа развития межрегиональных перелетов с Дальнего Востока. Первые регулярные рейсы начали летать из Южно-Сахалинска в Петропавловск-Камчатский, из Шахтерска, Ногликов и Охи - в Хабаровск. А также перелеты из Владивостока в Читу и Улан-Удэ и из Южно-Сахалинска в Красноярск. Выполняет такие рейсы единая дальневосточная авиакомпания «Аврора». Стоит еще отметить чартерные рейсы, один из них летит с Сахалина в Москву. Такие рейсы должны повысить транспортную доступность всех регионов Дальнего Востока. По словам главы МинВостокРазвития, по некоторым маршрутам не летали с советских времен, а часть - абсолютно новые. На рейсах «Авроры» используют самолеты «Байкал». Они же будут востребованы и на других региональных маршрутах. В авиастроении появятся новые рабочие места. Новые маршруты должны стать востребованными благодаря доступным ценам на билеты, которые не могут быть дороже 10,9 тысячи рублей [1].

Если мыслить более глобально, то решение проблемы видится в замене иностранных судов отечественными. Тем более, учитывая положение нашей страны на мировой арене в данный момент, когда авиационная отрасль со всех сторон обложена санкциями иностранных государств. Импортозамещение иностранных компонентов и увеличение производства отечественных самолетов позволит сократить расходы на поставку, лизинг, техобслуживание и страхование ввозимых из-за границы воздушных судов, но оперативно заменить зарубежные ВС на отечественные все же не получится. Вопреки данным проблемам российское

авиастроение набирает обороты и предприятия «Ростеха» ускоряют работы по импортозамещению пассажирского лайнера МС-21, который может стать заменой таким самолетам как Boeing и Airbus. «Ростех» планирует поставить первые самолеты МС-21 с российским двигателем в 2024 году.[2, 3]

Также в России в 2022 году ведется работа по модернизации 42 аэропортов. Руководитель Росавиации рассказал, что в некоторых аэропортах проводится комплексная реконструкция. В некоторых из них ведется реконструкция аэровокзального комплекса и аэродромной инфраструктуры: взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, оборудование. По словам главы Росавиации, сейчас ведется активная работа по разработке авиационных маршрутов из регионов, минуя Москву [4].

В ближайшие годы основными тенденциями международного рынка будут являться и оставаться процессы консолидации отрасли и дальнейшее развитие авиационных альянсов, что приведет в недалеком будущем к появлению транснациональных авиационных групп. Происходящие кардинальные изменения в рыночной среде в целом, а также многочисленные прогнозы развития авиационно -промышленного комплекса России требуют разработки новых концепций создания, реализации, управления, которые учитывают не только современные подходы и методы, а также опыт, апробации и внедрения на различных предприятиях и аэропортах новейшего инструментария [5].

Список используемой литературы:

1.Программа развития межрегиональных перелетов // Российская газета/ [электронный ресурс] - URL: https://rg-ru.turbopages.Org/rg.ru/s/2021/08/05/reg-d. (дата обращения: 18.04.2022).

2.Меры поддержки для российских авиакомпаний // РБК / электронный ресурс] - URL: https://www.rbc.ru/politics/06/03/2022/6223dd6a9a7947. (дата обращения: 16.04.2022).

3.Импортозамещение агрегатов и компонентов МС-21 // ТАСС/ [электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/ekonomika/14409045 (дата обращения: 18.04.2022).

4. Модернизации 42 аэропортов в 2022 году // ТАСС/ [электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/ekonomika/13661385 (дата обращения: 18.04.2022).

5. Бадалова А.Г. Стратегическое управление рисками предприятий авиационно-промышленного комплекса. / А.Г. Бадалова, Э.С. Минаев. - М.: Изд-во МАИ, 2016. - 164 с.:ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.