5. Русский день в Давосе: санкции, реформы и новая бизнес-культура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/19/01/2017/5880e7b09a794757cd69ac587utm_sou rce=smi2&utm_medium=smi2&utm_campaign=smi2/ (дата обращения: 2.02.2017).
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ
УЗБЕКИСТАН Ольховская И.В.1, Азизова М.И.2 Email: [email protected]
'Ольховская Ирина Валерьевна - старший преподаватель; 2Азизова Манзура Ибрагимовна - старший преподаватель, кафедра информационно-коммуникационных технологий, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены проблемы внедрения внутреннего аудита в Республике Узбекистан. Основными задачами государственного финансового контроля являются ревизия и контроль над эффективным использованием бюджетных средств. В Узбекистане большое внимание уделяется вопросам аудита. Изучение опыта аудита других стран оказывает эффективное влияние на развитие нашей экономики. Внутренний аудит, успешно используемый в управлении рисками, остается значимым фактором в системе корпоративного управления, являясь гарантом в отношении управления существующими рисками. В Узбекистане проработана и усовершенствована современная нормативно-правовая аудиторская база.
Ключевые слова: рыночная экономика, бухгалтерская отчетность, финансовая деятельность, финансовый контроль, аудит, аудиторская проверка, бухгалтерский учет, внутренний аудит, аудитор, отчетность.
PROBLEMS OF INTRODUCTION OF INTERNAL AUDIT IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN Olkhovskaya I.V.1, Azizova M.I.2
'Olkhovskaya Irina Valerevna — Senior Lecturer; 2Azizova Manzura Ibragimovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT "INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES", TASHKENT FINANCIAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article considers the problems of introduction of internal audit in the Republic of Uzbekistan. The main task of the state financial control is audit and control over efficient use of budgetary funds. In Uzbekistan, much attention is paid to the audit. Studying the experience of other countries, auditing has an effective influence on the development of our economy. Internal audit, successfully used in risk management remains a significant factor in corporate governance, as a guarantor in respect of the management of existing risks. In Uzbekistan, developed and perfected the modern normative - legal auditing database.
Keywords: the market economy, accounting, financial operations, financial control, audit, auditing, accounting, internal audit, auditor, reporting.
УДК: 336.7
За время реформирования рыночной экономики в Узбекистане аудит стал частной предпринимательской деятельностью и необходимым условием развития современной экономики. Увеличились требования по осуществлению аудиторских проверок в сфере отчетности бухгалтерии, ее прозрачности, достоверности, тем самым снижая риск в финансовой деятельности.
Наиглавнейшей частью финансового контроля в условиях рыночной экономики является аудит, представляющий собой, систему контроля за деятельностью коммерческих организаций, хозяйственных обществ и государственных организаций, дающий полную оценку достоверного отчета и правильности применения вложенного в бизнес капитала. На государственных и муниципальных унитарных предприятиях, аудит проходит для контроля над использованием и сохранностью государственной собственности. В настоящее время в субъектах хозяйствования
сформировалась система внутреннего контроля, итоги, которые учитываются при прохождении аудиторских проверок [1].
Основным условием к реорганизации бухгалтерского учета и отчетности, становится эффективное оценивание возможностей развития организации, что заставляет формировать новую методологию аудита. Появились независимые аудиторские институты исследования проблем таких направлений, как организационное, экологическое и управленческое.
Формирование «внутреннего аудита» в Узбекистане, выявило проблему нехватки специалистов. До 2012 года в систему внутреннего аудита принимали сотрудников с несоответствующими сертификатами внешнего аудита. Возникла ситуация, когда сотрудник аудиторской компании устраивался на предприятие, которое проходило необходимую аудиторскую проверку. Деятельность внутреннего аудита отделения предприятия, по контролю работы исполнительного органа управления предприятия, осуществляется путем проверок и мониторинга выполнения законодательных актов Республики Узбекистан [2].
Полное и прозрачное отражение данных в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, обеспечивается установленными правилами и процедурами, настоящим положением, решением менеджмента предприятия, хозяйственных операциях, сохранностями активов.
Главными задачами службы внутреннего аудита являются:
• Сделать возможное, по результатам осуществления внутреннего аудита, управления предприятия качественной и своевременной информацией и представление предложений по усовершенствованию работы предприятия;
• своевременное предложение рекомендаций органам управления предприятия по исправлению найденных недостатков, во время внутреннего аудита;
• осуществление контроля по их устранению.
Основные функции службы внутреннего аудита:
• ежеквартальный и годовой внутренний аудит, осуществляющий проверки согласно направлениям, указанным в пункте 12 настоящего Положения, в соответствии с ежегодно утвержденным планом предприятия;
• экспертиза заключенных договоров на их соответствия требованиям законодательства;
• помощь подразделениям предприятия при ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, рекомендации по вопросам налогового, банковского, финансового законодательства;
• помощь в составлении технических заданий управлению предприятия, подготовка предложений для осуществления аудиторской проверки при выборе внешней аудиторской организации.
Внутренний аудит определяет риски, осуществляемые корпоративным управлением, информационными системами и финансовой деятельностью организации, то есть: осуществление поставленных стратегических задач организации; правильной и полной информации финансово-хозяйственной деятельности; целостности активов; в соответствии с требованиями закона, процедур, договорных обязательств и нормативных актов [2].
В соответствии с международными нормами внутреннего аудита, аудитор оценивает и дает рекомендации, согласно этическим нормам и ценностям самой организации, обеспечивая успешное управление и координацию деятельности организации, по вопросам риска и внутреннего контроля, использование информацией между внешними и внутренними аудиторами и управленческим персоналом [3].
Одним из основных звеньев функционирования системы контроля, является финансовый контроль, который используется наряду с учетом, регулированием, планированием и анализом в управлении экономического объекта. Основное его предназначение, выполнение законодательных норм в процессе создания и оперирование денежными средствами, вальвация экономической продуктивности финансово - хозяйственных сделок на всех этапах [4].
В Республике Узбекистан экономический контроль разделяется на координационные формы: это государственный контроль, суверенный контроль, местного самоуправления и самоконтроль. По результатам проверки аудитор должен дать заключение о достоверности: явно положительное, сравнительно положительное и неодобрительное аудиторское заключение.
В явно положительном аудиторском заключении мнение аудитора о предприятии означает, что проверка сделок или операций по расчетному счету удовлетворяет нормам законодательства Республики Узбекистан [5].
В неодобрительном аудиторском заключении аудитор выражает свое мнение о подготовке отчета таким образом, что он не соответствует настоящему Положению и нормативным актам.
Отказ аудитора по выдаче заключения, о подлинности бухгалтерского учета, действий по расчетному счету предприятия означает, что в результате проверки, аудитор не может выдать заключение в установленной форме. При формировании оценки, аудитор обязан учитывать все сопутствующие факты и условия, выявленные проверкой аудита. В аудиторском заключении всегда выделяется объект, отчетный период, наименование организации. Аудиторская оценка, должна учитывать влияния особых обстоятельств на оценочное содержание бухгалтерского учета предприятия [5].
Анализируя содержание: задачи, основные условия и методы аудита, следует обозначить, что аудит, как самостоятельный метод контроля фактического бухгалтерского учета и отчетности, является основным методом, с помощью которого можно подлинно и все объемлемо показать и исправить погрешности в учете и отчетности разных предприятий.
Современная нормативно-правовая аудиторская база в Узбекистане проработана и усовершенствована настолько, что аудиторы могут выдавать полноценное и комплексное заключение, в аудиторских проверках реальных предприятий, планировать порядок своих действий, предоставлять итоги в формате нормативного акта аудиторского заключения.
Реформирование норм и законодательных актов в Республике Узбекистан, упорядочивающий аудиторскую деятельность, говорит о постоянном интересе управляющих органов к вопросам модернизации аудита. Усовершенствование нормативной базы, осуществляет более полный и ответственный контроль деятельности хозяйствующих объектов, функционирующих в условиях развивающейся рыночной экономики.
Список литературы / References
1. Закон РУЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г. № 48. Ст. 554). [Регистрационный № 2844].
2. Постановления, КабМин РУЗ 02.2003 г. № 2528. «Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки». [Регистрационный №122321].
3. Закон РУЗ от 26 мая 2000 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РУЗ «Об аудиторской деятельности».
4. Пункт 4 статьи 10 в редакции Закона РУЗ от 15 апреля 1999 года № 772-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1999 г. № 5. ст. 124. «Расходы по проведению аудиторских проверок производятся за счет организаций, назначивших эти проверки».
5. Постановления КабМин РУЗ 06.2001 г. № 2430 «Действия аудиторской организации при выявлении искажений финансовой отчетности». [Регистрационный № 104517].
ЭФФЕКТ СИНЕРГИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ Абдуали Б.А.1, Береснева А.В.2 Email: [email protected]
'Абдуали Балагуль Аскаркызы — магистрант, кафедра менеджмента и маркетинга, Высшая школа экономики и бизнеса, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан; 2Береснева Анна Владимировна - кандидат экономических наук, кафедра экономического управления, экономический факультет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, г. Новосибирск
Аннотация: в статье анализируются мировой опыт построения интеграционных объединений и их результаты. Показаны количественные и качественные показатели мировых интеграционных объединений как результат синергетического эффекта. Определяются цель создания интеграций, а также теоретические аспекты эффекта синергии. Приводятся основные предпосылки образования международных интеграций и синергетический потенциал объединений. Рассматриваются успешные экономические интеграционные процессы и развитые страны в системе интеграционных процессов.
Ключевые слова: синергия, интеграционные процессы, экономические объединения.