Научная статья на тему 'Проблемы внедрения управленческого учета в организациях'

Проблемы внедрения управленческого учета в организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2453
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахорина М. В.

Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления. Основным критерием действенности системы управления является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов. Управленческий учет представляет для этого необходимый механизм, позволяющий комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета отдельных видов деятельности. В статье раскрываются проблемы, связанные с внедрением управленческого учета в организациях, и пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения управленческого учета в организациях»

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

М.В. ВАХОРИНА,

заместитель заведующего кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Института экономики и управления, г. Тула

Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления.

Основным критерием действенности системы управления является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов. Управленческий учет представляет для этого необходимый механизм, позволяющий комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета отдельных видов деятельности.

Схема управленческого учета на предприятии представлена на рисунке.

Известно, что в мировой практике общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджеров во внутрифирменном управлении, является система управленческого учета.

Так, под системой управленческого учета на предприятии, на взгляд автора, следует понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйс-

твенной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа в целях формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

Система управленческого учета на предприятии в условиях рынка должна выступать в качестве информационного фундамента управления. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90 % рабочего времени и ресурсов в области бухгалтерского учета тратят на постановку и ведение управленческого учета и только 10 % — на финансовую бухгалтерию или счетоводство. На отечественных предприятиях это соотношение выглядит с точностью до наоборот. Для положительного изменения такого соотношения в сторону управленческого учета необходимы как заинтересованность руководителей и специалистов предприятий, так и организационные предпосылки и условия функционирования управленческого учета.

Схема управленческого учета на предприятии

В современных рыночных условиях хозяйствования обеспечение прогнозируемого положения организации, ее устойчивый рост, достижение конкурентного преимущества невозможны без использования эффективной системы распределения и контроля за материальными и финансовыми ресурсами. Такая система, называемая управленческим учетом, позволяет руководителям своевременно реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, проводить в соответствии с ними финансово-хозяйственную деятельность организации.

Управленческий учет имеет место почти во всех типах организаций: в сфере производства и обслуживания, в общественном и частном секторах, в коммерческих и некоммерческих организациях. Детали могут быть разными, однако общая цель — представление полезной информации и общие принципы, связанные с вкладом управленческого учета в планирование, контроль и принятие решений, в значительной степени одинаковы независимо оттипа организации.

Управленческий учет является логическим следствием развития бухгалтерского учета, который как единая система учета имущества, капитала и прибыли возник в ХУв. Потребность в учете затрат и калькулировании себестоимости продукции возникла в период зарождения и расцвета мануфактурного производства. С появлением акционерного капитала учет, предназначенный для составления финансовой отчетности в целях контроля за действиями администрации организации и предоставления базы для налогообложения, выделился и трансформировался в самостоятельное направление бухгалтерского учета.

Усложнение хозяйственных связей и механизм рыночных отношений обусловили возникновение потребности в дополнительной информации, обеспечивающей успешное функционирование предприятия в этих условиях. Очевидно, что для внутреннего управления нужна была новая система формирования информации для анализа, выбора и обоснования управленческих решений. В связи с этим появилась необходимость в переориентации основной цели бухгалтерского учета на удовлетворение внутренних потребностей фирмы.

Бухгалтерский учет разделился на финансовый и производственный, причем в финансовом учете постепенно обособляется и управленческая функция.

Окончательное разделение финансового и управленческого учетов и формирование двух самостоятельных подсистем бухгалтерского учета, имеющих различные цели и задачи, произошло в начале XXв. Однако это не означает, что они

существуют независимо друг от друга. С одной стороны, в управленческом учете используются данные финансовой отчетности, а с другой — управленческий учет позволяет рассчитать такие важные показатели финансового учета, как себестоимость, остатки готовой продукции и др.

Для понимания сущности управленческого учета важно также определить его взаимосвязь с производственным учетом. Управленческий учет исторически является следствием производственного учета, включающего в себя в основном учет-но-расчетные процедуры, главная цель которых состоит в определении затрат на производство и выручки на единицу продукции. В рамках производственного учета рассчитываются себестоимость и рентабельность единицы продукции и определяются резервы повышения эффективности производственной деятельности.

Управленческий учет по своему составу шире, чем производственный, так как через функции управления он превращает производственный учет по существу в интегрированную систему учета затрат и доходов.

Что касается функций управления, то система управленческого учета осуществляет свои функции по трем уровням управления: стратегическому, тактическому и оперативному.

Приоритетом управления на стратегическом уровне является обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами наиболее значимых (в соответствии с установленными долгосрочными целями, миссией организации) проектов, мероприятий и операций, результатами которых могут быть значительные изменения финансового состояния организации, резкое изменение структуры и величины всех хозяйственных средств и источников их образования.

В рамках стратегического управления финансами руководителям организации необходимо определить стратегические показатели финансово-хозяйственной деятельности для всей производственно-хозяйственной системы и контролировать исполнение главного плана (мастер-бюджета) и прогнозов через систему стратегических отчетов, которые содержат ряд ключевых финансовых показателей (стандартов или нормативов). Эти показатели являются базовыми для оценки эффективности работы организации по достижению установленных стратегических целей и обеспечению благосостояния держателей акций (собственников).

Одной из основных проблем управления финансами на функциональном (тактическом) уровне является передача ответственности за исполнение специфических финансово-экономических пока-

зателей руководителям отдельных направлений, отвечающих за закупку сырья и материалов, производство и сбыт (отгрузку) продукции и ряд других специфических операций. В соответствии с задачами, возложенными на руководителей тактического уровня, управление финансами осуществляется с помощью системы планов, бюджетов и управленческих отчетов по направлениям и основным подразделениям. На этом уровне осуществляются согласование планов и бюджетов по направлениям деятельности и основным подразделениям и приведение краткосрочных целей и нормативов текущей деятельности в соответствие со стратегическими целями организации.

В состав задач, решаемых на тактическом уровне, входит подготовка предложений об инвестициях, изменениях в структуре оборотных средств и о потребностях в привлечении внешних источников финансирования и эмиссии акций организации. Решения по таким предложениям принимаются руководителями верхнего уровня управления на основании анализа информации об исполнении стратегических планов, о выявленных тенденциях изменения показателей деятельности организации, об изменениях конъюнктуры рынка и внешних общеэкономических факторов.

Функциональная направленность тактического уровня управления финансами и его значение для обеспечения взаимосвязи стратегических целей организации и повседневной деятельности отдельных подразделений определяет в качестве приоритетов для руководителей решение следующих задач:

— поиск и распределение необходимого количества финансовых ресурсов для обеспечения отдельных направлений деятельности организации (закупки, производство, сбыт) и основных подразделений;

— постановку среднесрочных и краткосрочных целей, контроль их исполнения и определение порядка привлечения использования финансовых ресурсов в соответствии с долгосрочными целями и избранной стратегией организации.

Под оперативным управлением финансами понимается комплексная система мероприятий по распределению и контролю финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности организации в рамках выполнения краткосрочных и среднесрочных планов. Приоритетом управления для оперативного уровня является эффективное использование имеющихся в наличии финансовых ресурсов.

Решение задач управления на всех уровнях организационной структуры неразрывно связано с выполнением функций планирования и контроля.

В соответствии с обязанностями, возлагаемыми на руководителей различных уровней, каждый из них осуществляет определенные задачи планирования и контроля в рамках своих полномочий.

Система планов и отчетов для оперативного управления финансами призвана обеспечить руководителей организации всех уровней информацией о ее текущей деятельности, необходимой для принятия решений по соблюдению стандартов (плановых показателей), заданных на стратегическом уровне, и стандартов и нормативов для определенных финансово-хозяйственных операций, установленного порядка расходования финансовых ресурсов и их перераспределения в пределах установленных лимитов.

Среди задач, решаемых в рамках оперативного управления финансами, особое место занимает увязка систем финансовых планов и управленческой отчетности в единую интегрированную информационную систему управления финансами организации. Такая единая интегрированная система позволяет обеспечить контроль за исполнением запланированных ключевых стандартов деятельности как на всех уровнях структуры управления, так и в рамках временных интервалов, определенных долгосрочными и краткосрочными планами.

Следует отметить, что внедрение в систему управления организации современных управленческих технологий позволяет значительно повысить эффективность управления, решать на современном уровне задачи планирования, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, что в свою очередь позволяет обеспечить ее прогнозируемое положение и устойчивый рост. Реализация данных задач базируется как на комплексе мер по совершенствованию информационной системы организации и ее автоматизации, так и на внедрении методов управленческого учета на базе процессов сбора, хранения и аналитической обработки бухгалтерской (финансовой) и иной экономической информации с помощью современных информационных технологий и средств вычислительной техники.

В экономическую жизнь нашей страны управленческий учет вошел вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. В конкурентной среде от правильных управленческих решений зависит зачастую не только процветание бизнеса, но и само его существование. В свою очередь для принятия таких решений необходимо располагать адекватной рыночным отношениям информацией, достаточной для всесторонней оценки ситуации, которую и предоставляет система управленческого учета. В частности, управленческий учет позволяет:

— обеспечить руководство предприятия информацией о том, каковы консолидированные результаты бизнеса, состоящего из неограниченного количества юридических лиц и структурных подразделений;

— выявить результаты работы отдельных направлений (ими могут быть виды деятельности, группы товаров или другие элементы в зависимости от специфики бизнеса) независимо оттого, как эти направления распределены между юридическими лицами, входящими в бизнес;

— оценить результаты работы по структурным подразделениям, которыми являются отделы, цеха, юридические лица;

— осуществить контроль за издержками путем их учета по видам и центрам затрат;

— собрать статистику о доходах и расходах предприятия в определенном разрезе и выявить общие тенденции;

— произвести планирование и контроль выполнения бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом, включая совокупность юридических лиц;

— вести оперативный учет расчетов с отдельными контрагентами, взаиморасчетов между собственными юридическими лицами.

На основе обобщения предложенного материала и литературы по управленческому учету можно сформулировать следующее определение сущности управленческого учета.

Управленческий учет — это установленная в рамках организации система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений, применяемая заинтересованными пользователями в процессе планирования, управления и контроля за этой деятельностью.

Другими словами, сущность управленческого учета состоит в предоставлении информации, которая необходима или может пригодиться менеджерам всех уровней в процессе управления предпринимательской деятельностью в объемах, не присущих финансовому учету. Для этого требуется создание интегрированной системы учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, классифицирующей информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что, с одной стороны, управленческий учет является частью информационной системы предприятия, а с другой — это деятельность, направленная на обеспечение информацией руководства для принятия решений и планирования, оперативного

управления и контроля, оценки результатов деятельности организации.

Для успешной организации управленческого учета в зависимости от отраслевых особенностей производства и целевой установки прежде всего целесообразно разработать экономически обоснованную классификацию затрат. Это позволит определить и сформировать места возникновения затрат, центры ответственности, носителей затрат. Затем необходимо выбрать наиболее приемлемый вариант, по которому будет организован управленческий учет. На предприятиях возможны четыре варианта организации управленческого учета.

При первом варианте управленческий учет полностью выделяется из финансового посредством ведения специальных отражающих зеркальных счетов. Данный вариант организации управленческого учета принят во Франции, Бельгии и некоторых африканских и латиноамериканских государствах. Для учета затрат и результатов используются синтетические счета и субсчета первого порядка, а также аналитические счета. При первом варианте специальный счет, связывающий финансовый учет с управленческим, ведется в управленческой бухгалтерии, а при втором варианте — в финансовой.

При втором варианте управленческий учет по отношению к финансовому становится автономным и в нем используются три класса счетов. Счета управленческого учета ведутся параллельно со счетами финансового учета, а взаимосвязь между ними осуществляется при помощи системы распределительных счетов. Второй вариант организации управленческого учета распространен в США, Канаде, Германии и во многом совпадает с первым вариантом. При этом варианте учет затрат в разрезе элементов ведется в финансовой бухгалтерии, а в разрезе статей калькуляции — в управленческой.

При третьем варианте управленческий учет не ведется, а учет затрат по их носителям для исчисления себестоимости продукции осуществляется оперативным путем, т. е. вне системы бухгалтерского учета. Этот вариант предполагает синтетический учет затрат по укрупненным статьям в единой финансовой и управленческой бухгалтерии на основе учета затрат в разрезе экономических элементов. Этот вариант использовался в основном в Германии, Венгрии, Бельгии и не оправдал себя. В настоящее время сфера распространения этого варианта управленческого учета весьма узка.

При четвертом варианте управленческий учет отсутствует, а учет производственных затрат осуществляется в системе финансового учета. Четвертый вариант организации управленческого учета основан на полной интеграции довольно гро-

моздкой системы учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции в общую бухгалтерию. Этот вариант возник на этапе становления промышленного учета и прекратил свое существование с возникновением аналитического управленческого учета.

Следует отметить, что данный вариант организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции до сих пор действует на отечественных предприятиях, хотя и в более усовершенствованном виде.

В настоящее время большинство предприятий находятся на стадии разработки системы управленческого учета (ССУ). Принимая решение о внедрении ССУ, генеральный директор и акционеры обязательно должны поставить вопрос: каких результатов следует ожидать от внедрения системы управленческого учета. Если рабочая группа по постановке на предприятии ССУ не сможет дать ответв самом начале проекта, то возникаютриски, что СУУ станет самоцелью и может превратиться лишь в бессмысленное заполнение непонятных и ненужных бумаг.

Практика показывает, что после постановки и реорганизации ССУ производственные компании, работающие на российском рынке, обычно могут рассчитывать на получение следующих эффектов.

1. Повышение маржинального дохода вследствие реструктуризации продуктовой линейки. Достоверные отчеты о реальной доходности отдельных продуктов позволяют более корректно подходить к формированию ассортиментной и ценовой политики предприятия, что в конечном счете выражается в повышении прибыли. Это может быть достигнуто благодаря пересмотру базы распределения общецеховых и общепроизводственных расходов. Тем самым предприятие может получить совершенно противоположную картину: те продукты, которые предприятие считало наиболее доходными, в реальности могут оказаться менее доходными или даже убыточными.

2. Повышение маржинального дохода вследствие реструктуризации политики ценообразования. Как правило, каждая компания дорожит наиболее крупными клиентами. На практике часто встречается ситуация, когда несколько крупных клиентов обеспечивают в совокупности более 54 % сбыта компании. Однако если все прямые и косвенные расходы, связанные с каждым клиентом, перераспределить корректно, может оказаться, что данные клиенты приносят на порядок меньше прибыли компании. Достоверные отчеты о доходности отдельных клиентов позволяют более обоснованно подходить к работе с ними.

3. Сфокусированная система мотивации коммерческих сотрудников. Формализация ответственности менеджеров по продажам в рамках исполнения бюджетов продаж является одним из наиболее эффективных инструментов по управлению продажами. Анализ выполнения бюджета продаж может быть упрощен, если каждый сотрудник отдела имеет конкретный план работ с детализацией до уровня клиентов. Базирование оценки сотрудников на показателях выполнения плана предоставляет ряд следующих преимуществ: осуществлять обоснованную ротацию сотрудников коммерческих подразделений; осуществлять привязку компенсации менеджеров к маржинальной прибыли; проводить специальные программы по стимулированию наиболее рентабельных продуктов и каналов дистрибуции.

4. Снижение производственной себестоимости. Это может быть достигнуто за счет бюджетирования общепроизводственных / общецеховых расходов. Планирование накладных производственных расходов выявляет многие непроизводительные затраты, которые осуществляются «де факто», но не создают дополнительную ценность для компании.

5. Снижение производственной себестоимости за счет пересмотра нормативов и технологических карт. Один из необходимых шагов в рамках производственного учета — пересмотр технологических карт и нормативов, большая часть которых сохранились с советских времен. Искаженные нормативы покрывают хищения и прочие злоупотребления на производстве. В результате пересмотра нормативов в большинстве случаев можно ожидать эффект от оптимизации производственной себестоимости в диапазоне от 0,3 до 4,5 % от производственной себестоимости.

6. Изменения в структуре запасов готовой продукции и материалов. Производство многих предприятий определяется планом производства, а не планом продаж. В результате, с одной стороны, нехватка необходимой продукции, а с другой — излишки на складе невостребованных потребителями товаров. Решением данной проблемы может являться жесткая связь бюджетов продаж и производства. Это потребует понимания сотрудниками процесса планирования продаж и специфики производственного процесса. Результат согласованной работы коммерческой и производственных служб — снижение неликвидных запасов и вероятности отсутствия на складе востребованной продукции. Так, в результате внедрения на предприятии СУУ остатки товарно-материальных запасов могут сократиться на четверть, что позволит повысить прибыль предприятия за счет экономии на процентах по кредитам на многие тысячи долларов США в год.

7. Структурные изменения в компании. Как правило, к процессам, которые выполняют внутренние службы в компании, относятся как к бесплатным ресурсам и не задумываются об их эффективности. Например, в результате реорганизации СУУ руководство может увидеть реальные затраты на содержание отдельного подразделения компании. Нередко оказывается, что компании выгоднее перейти на обслуживание в стороннюю компанию, нежели обслуживать данный объем работ собственными силами. Так, например, в результате реорганизации транспортного подразделения компания может сэкономить значительные финансовые средства.

8. Оптимизации кредитного портфеля. Кредитные линии для большинства предприятий являются дефицитным ресурсом, что ставит перед финансовой службой первоочередную задачу в постоянном поиске новых кредитов. Как избыток свободных денежных средств, так и их недостаток, постоянные кассовые разрывы негативно влияют на прибыль компании. Это можно считать следствием отсутствия и/или неоптимального использования финансовых бюджетов. Дисциплинированное аккуратное управление платежной позицией поможет компании 1) сократить затраты на капитал за счет тщательного планирования использования кредитных ресурсов; 2) повысить финансовый рычаг; 3) избежать кассовых разрывов.

9. Возможности по привлечению инвестиций. Отсутствие оперативной и достоверной консолидированной отчетности является одной из наиболее типичных проблем предприятий, которые привлекают инвестиции. Она может быть решена путем создания пакета отчетности, который включал бы в себя бюджет баланса и сам баланс, бюджет и отчет о движении денежных средств, бюджет и отчет о доходах и расходах.

Наличие консолидированной управленческой отчетности и бюджетов предприятия не только свидетельствует о высокой культуре финансового менеджмента, но и является лучшим инструментом упрощения взаимоотношений с финансовыми партнерами.

10. Поддержка при соблюдении нормативных актов. Законодательные акты Российской Федерации изменяются, что также сказывается на системе управленческого учета. Для четкого соблюдения нормативного документа, а также многих других документов предприятию требуется налаженная информационная система управления, какой является система управленческого учета и анализа.

Примером может служить Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором говорится, что призна-

ком банкротства может являться задолженность предприятия в размере 1 ООО минимальных размеров оплаты труда в течение трех месяцев.

Перечисленные эффекты являются важным аргументом при принятии решений о постановке и реорганизации СУУ в любой компании.

В Тульской области мало предприятий ведут управленческий учет, считая, что данный вид учета требует дополнительных затрат. Кроме того, большинство предпринимателей путают управленческий учет с бухгалтерским учетом. Бухгалтерский учет на предприятии ведется в целях правильного начисления налогов, таким образом, бухгалтер обслуживает не менеджмент компании, а государство, налоговую инспекцию, фонды и т. д. Однако если предприятию необходимы данные по прибыли, рентабельности, объемам производства, себестоимости продукции и др., то ответы на эти вопросы может дать именно управленческий учет, который и призван обслуживать внутренние вопросы предприятия. В этом и заключаются основные отличия бухгалтерского учета от управленческого.

В настоящее время управленческий учет признан одним из наиболее эффективных инструментов, помогающих не терять контроль над бизнесом и принимать правильные управленческие решения. Одним из предприятий, занимающихся внедрением управленческого учета, является ЗАО «Квартал», в которое входят сеть супермаркетов.

Предметом управленческого учета на предприятии ЗАО «Квартал» выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:

— производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

— хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

В состав производственных ресурсов входят:

— основные фонды — средства труда (машины, оборудование, производственные здания), их состояние и использование;

— нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения (право на землю, товарные знаки), их использование и состояние;

— материальные ресурсы — предметы труда, которые предназначены для обработки в процессе производства при помощи средств труда.

Эти ресурсы в управленческом учете представлены в качестве производственных ресурсов на складах, в кладовых цехов и на участках. Они

включают в себя сырье, трудовые ресурсы, которыми располагает предприятие на данный момент, и результат труда.

Ко второй группе объектов управленческого учета относятся следующие виды деятельности:

— снабженческо-заготовительная деятельность — приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинговая деятельность, которая связана со снабженческими процессами;

— производственная деятельность — процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;

— финансово-сбытовая деятельность — маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукта; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, которые содействуют росту объема продаж, начиная от рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями; контроль качества выпускаемой продукции;

— организационная деятельность — создание организационной структуры предприятия, выделение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью, которая отвечает требованиям внутренних связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления.

При построении системы управленческого учета применяются методы, с помощью которых осуществляется системная организация и интеграция существующих баз данных и заново формируемых. Под методом управленческого учета понимается совокупность различных приемов и способов, с помощью которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе организации. Основные из них следующие:

— документирование — полное отображение финансово-хозяйственной деятельности организации в первичных документах и на машинных носителях, гарантирующее управленческому учету достаточный объем информации. Первичный учет является основным источником информации для управленческого учета;

— инвентаризация — способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации проверяются отклонения учетных данных. Инвентаризация способствует сохран-

ности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации;

— группировка и оценка, контрольные счета — способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и делать выводы для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Контрольные счета — составная часть элемента классификации, позволяющая хранить информацию. Система контрольных счетов выступает связующим звеном бухгалтерского и управленческого учетов и позволяет установить полноту и правильность учетных записей;

— использование данных планирования, нормирования и лимитирования. При этом под под планированием понимается непрерывный циклический процесс, который направлен на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка; нормирование представляет собой процесс обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов; лимитирование включает в себя расчет норм расхода ресурсов на единицу готовой продукции, учетные и контрольные операции;

— контроль — завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность организации на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения;

— анализ, в процессе которого выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению ранее установленных заданий, а также отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства.

В заключение можно отметить, что постановка и внедрение управленческого учета в любой фирме позволит получить полноценную и достоверную информацию о компании (предприятии) в режиме реального времени:

— четко определить и сделать полностью управляемой структурудоходов и расходов;

— определить себестоимость продукции (работ, услуг);

— разработать системы планирования доходов и расходов на будущие периоды;

— разработать системы контроля;

— внедрить эффективное управление финансовыми потоками компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— снизить риски принятия ошибочных решений по причине использования недостоверной или устаревшей информации.

Исходя из практики внедрения управленческого учета, можно сказать, что основная проблема заключается в отсутствии четких стратегических целей. Если цели не определены, это приводит к неверному определению решаемых задач. Часто встречаются случаи не только отсутствия единой нормативной базы в компании, но даже единой терминологии. Необходим правильный выбор менеджера проекта. Большой проблемой является неправильное распределение ролей. Очень важна грамотная работа с персоналом, так как внедрение управленческого учета приводит к появлению дополнительных функций и должностных обязанностей, что вызывает недовольство персонала.

Часто определяются нереальные цели и сроки, а также неэффективное планирование и документирование проекта. Проект может оказаться неуспешным из-за отсутствия действенных механизмов контроля. Встречаются случаи недостоверности и несвоевременности предоставления информации, а также намеренная фальсификация данных.

Таким образом, с одной стороны, СУУ на предприятии является главным инструментом для планирования деятельности и осуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсов организации. С другой стороны, наличие СУУ существенно повышает инвестиционную привлекательность компании.

На российских предприятиях управленческий учет еще не нашел широкого распространения, и это несмотря на то, что данный вид учета является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятия выявить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, пользуясь данными управленческого учета, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. Оценить по достоинству возможности СУУ на предприятии могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

Список литературы

1. Березной А. Практический опыт российских организаций в ведении и организации системы управленческого учета. Роль в стратегическом и текущем управлении предприятиями // Исследование компании КПМГ: Доклад. Москва, Балчуг, 2001.

2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: ЮНИТИ, 1998. 783 с.

3. Кизилов А.Н., Карасева М.Н. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЭКСМО НАУКА-ПРЕСС, 2006. 319 с.

4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 719 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.