© Т.И. Окраинец, О.А. Фомина, 2010
УДК 336.228.32
Т.И. Окраинец, О.А. Фомина
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Раскрыто понятие налогового контроллинга, даны методические рекомендации по внедрению системы налогового контроллинга в практику угольных компаний. Ключевые слова: налоговые платежи, системы управления предприятием, налоговый контроллинг, инструменты управления
Семинар № 7
У^Ъдним из конкурентных преимуществ успешной деятельности предприятий в условиях развернувшегося финансового кризиса является грамотный менеджмент, направленный на оптимизацию финансовых ресурсов предприятий. В связи с этим особую актуальность приобретает внедрение системы контроллинга, как наиболее прогрессивной системы управления предприятием.
Главной отличительной чертой контроллинга является комплексный характер, т. е. управление не только на уровне предприятия в целом, но и на уровне каждой хозяйственной единицы, хозяйственной операции, на уровне всех видов работ и продукции, на всех стадиях производства и воспроизводственного процесса.
С организационных позиций контроллинг представляет собой совокупность обособленных подсистем управления, каждая из которых также включает в себя самостоятельные подсистемы.
Одной из наиболее важных подсистем контроллинга, особенно для предприятий угольной отрасли, является
подсистема налогового контроллинга -комплексная система управления налоговыми платежами предприятия: налоговые платежи отвлекают из оборота угольных предприятий до 90 % их собственных средств, существенно снижая возможности развития.
В России не только налоговый контроллинг, но и вся система контроллинга не нашла широкого распространения из-за недостаточности методологических разработок по её внедрению в отечественную практику хозяйствования, хотя отдельные инструменты налогового контроллинга (договорная политика, учетная политика, налоговое прогнозирование и др.) широко используются многими предприятиями.
Однако, успешное функционирование предприятий определяется не только эффективным использованием менеджерами современного управленческого инструментария, но правильной организацией системы служб предприятия, рациональным распределением прав, обязанностей и ответственности между работниками различных структурных подразделений, организацией документооборота между ними.
В налоговом контроллинге используется информация из различных областей функционирования предприятия (информационные ресурсы налогового контроллинга представлены на рис. 1), что требует привлечения специалистов, обладающих широкими знаниями в области налогообложения, юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов и др. В связи с этим в качестве организационной основы налогового контроллинга предприятия целесообразно использовать проектную организационную структуру. Гипотетическая проектная организационная структура налогового контроллинга приведена на рис. 2.
Проектная организационная структура предполагает создание проектной группы - команды квалифицированных специалистов различных подразделений предприятия - для решения поставленных задач в установленные сроки с заданным уровнем качества. Одновременно с участием в проекте члены проектной группы выполняют свои основные обязанности, и подчиняются и руководителю проекта, и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Состав и размер группы зависит от размера предприятия, количества самостоятельных подразделений, видов осуществляемой деятельности, объема учетной информации, технологии ее обработки и др.
Руководство группой осуществляет сотрудник отдела контроллинга предприятия, занимающейся вопросами управления налоговыми платежами, при отсутствии такового - заместитель директора по экономике и финансам.
Привлечение специалистов из различных отделов позволит устранить разрывы информационного поля, устано-
вить обратную связь между структурными подразделениями предприятия.
В целях рационализации распределения задач, прав и ответственности между различными структурными звеньями предприятия может использоваться линейная карта распределения обязанностей. Линейная карта предполагает использование матричного метода распределения задач, прав и ответственности и представляет собой таблицу, в верхней части которой (наименование столбцов) - перечень структурных подразделений и должностей, выполняющих те или иные функции налогового контроллинга, а в левой части (наименование строк) - перечень задач и функций, сгруппированных в соответствии с основными этапами налогового контроллинга. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий с помощью символов указываются управленческие действия, посредством которых реализуются права и обязанности субъектов контроллинга (табл. 1).
Матрица показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке решений и работе по их выполнению, отражает объем и характер полномочий каждого должностного лица при совместном участии в реализации функций налогового контроллинга, а также уточняет полномочия при распределении между ними общей работы.
Использование данного метода способствует более качественному решению вопросов распределения задач, прав и ответственности в системе налогового контроллинга.
Разграничение прав, обязанностей, и ответственности сотрудников предприятия осуществляется посредством должностных инструкций, определяющих ор-ганизационно-право-вое положение ра-
ботника, круг его должностных обязан- ностей, полномочий и ответственности.
Информационное обеспечение системы налогового контроллинга
£
Данные системні бухгалтерского учета
Данные гервдчных документов
(конфиденциальность)
Данные регистров бухгалтерского учета, внутреняя отчетность
(конфиденциальность)
Данные бухгалтерской (финансовой) отчетнсти
(общедоступность)
Данные системі налогового учета
Аналитически регистры, счтные таблицы
(конфеденциальность)
Статестические данные
Внутренняя статлика
(конфиденциальность)
Обшеэконэмш^кая и финансовая статлика
(общедоступность)
Данные финансово -экономической слуЖы предприятия
Стратегичежж и сгерашвные планці, отчеты
(конфиденциальность)
Аналитические данные предыдуших периодов
(конфиденциальность)
Несистемные данные
Внутренние оперативные данные
(конфиденциальность)
Документы нормативной базы учта и финансов
(общедоступность)
Грючи сведения из інших ^¡точников
(общедоступность)
Рис. 1. Информационная основа системы налогового контроллинга предприятия
Генеральный директор
Главный
контроллер
Отдел
контроллинга
Заместитель директора по экономике и финансам
Финансовый
отдел
Пганово-
экономический
отдел
Руководитель
юридического
отдела
Юридический
отдел
Главный
бухгалтер
Б/хгалгерия
Коммерчекий
директор
Коммерчекий
отдел
Заместитель директора по производству
Проюводственный
отдел
Группа реализации мероприятий налогового контроллинга
Сторонняя консультационняяи/или аудиторская комшния
Рис. 2. Гипотетическая проектная организационная структура налогового контроллинга предприятия
Должностные инструкции специалистов, занятых в процессе налогового контроллинга, должны содержать, помимо обязательных для административно-управленческого состава, специальные требования, связанные со спецификой налоговых отношений, их
также необходимо ежегодно пересматривать и уточнять в момент утверждения учетной политики.
Эффективность деятельности предприятия зависит также и от организации документооборота. Рационально организованный документооборот не
только обеспечивает стабильность хо-зяйственно-произ-водственных связей предприятия,
328
Таблица 1
Фрагмент матрицы принятия решений в системе налогового контроллинга
Мероприятия налогового контроллинга Собст- венники Генеральный директор Директор по экономике и финансам Плановоэкономический отдел Бухгал- терия Финансовый отдел Юриди- ческий отдел Налоговая группа
Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства К К Р, С, К И И И И У, П, К
Формирования стратегических целей деятельности предприятия в области налогообложения Р, К П, С, К У, И У У, И, К
Разработка системы мероприятий по налоговой оптимизации Р К С С С С П, И
Разработка схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков Р, к И И И И И, П, К
Составление графика исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств Р И И И П, К
Оценка риска реализуемых мероприятий Р И И И И И
Прогноз эффективности запланированных мероприятий Р И П
Координация стратегических и оперативных мероприятий К Р У, с С С С П, И, К
Правильность расчетов и документации И К
Мониторинг нормативно-правовой базы, определение налогооблагаемой базы, ставок и размера налоговых платежей К И И И
Контроль за своевременностью, правильность расчетов, составления первичной документации, ведения бухгалтерских и налоговых регистров, исполнения налоговых обязательств Р И И
Условные обозначения:
Р - принятие решения; П - подготовка информации для принятия решения; У - участие в подготовке решения; С - обязательное согласование на стадии подготовки и (или) принятия решения; И - исполнение решения; К - контроль исполнения решения
329
Таблица 2
Фрагмент документооборота предприятия в системе налогового контроллинга
Подразделение исходящего документа Подразделение входящего документа Наименование документа Общая характеристика документа
Бухгалтерия Налоговая группа Календарь налогоплательщика График выплаты по каждому налогу в соответствии с требованиями законодательства
Налоговая группа Органы МНС Заявление-запрос Согласование вопросов налогообложения, возникающих в практической деятельности в связи с противоречиями законодательства
Сторонний консультант Налоговая группа Аналитическая записка Обзор практики применения мероприятий налоговой оптимизации на аналогичных производствах и рекомендации по их использованию
Налоговая группа Налоговая группа Докладные и аналитические записки,справки Текущие рабочие вопросы, требующие разрешения совместными усилиями нескольких подразделений, оформляемые письменно
Налоговая группа Директор по экономике и финансам Аналитические записки, справки План мероприятий по налоговой оптимизации, обоснование экономической эффективности их осуществления; согласование и утверждение способов налоговой оптимизации
Финансовоэкономическая служба Директор по экономике и финансам Бюджет налоговых платежей Документ, отражающий расходование средств предприятия, для согласования и утверждения
Директор по экономике и финансам Финансовоэкономическая служба Бюджет налоговых платежей Утвержденный руководством бюджет в части исчисления и уплаты налоговых платежей на исполнение
Коммерческий блок Налоговая группа, Юридический отдел Аналитические записки Перечень контрагентов и схем хозяйственных операций
Юридический отдел Налоговая группа Договора Договора, составленные с учетом требований гражданского законодательства и схем взаимодействия с контрагентами
Налоговая группа Коммерческий блок Договора Схемы оформления отношений с контрагентами согласно экономикоправовой экспертизе договора
Финансовоэкономическая служба Директор по экономике и финансам Отчет об исполнении бюджета Анализ исполнения бюджетов, причин отклонений фактических и плановых показателей
Внешний аудитор, сторонний консультант Директор по экономике и финансам Заключение Оценка деятельности предприятия за анализируемый период и рекомендации по дальнейшей работе
но и позволяет осуществлять объективный контроль за их течением; правильно оформленные отношения по поводу оптимизации налоговых платежей позволяют предприятию аргументировано отстаивать свою позицию перед контролирующими органами. Примерный перечень документации, применяемой в налоговом контроллинге, должностные лица, ответственные за принятие того или иного документа, представлены в табл. 2.
Важным управленческим инструментом регулирования финансовых ресурсов в системе контроллинга является график документооборота, который определяет центры ответственности при осуществлении различных хозяйственных операций и оформлении отдельных первичных документов. График документооборота составляется самостоятельно каждым предприятием с учетом специфики его деятельности и организационноуправленческой структуры. Его отсутствие не влечет административной или финансовой ответственности, но усложняет работу управленческих служб предприятия. Обязательным приложением к нему являются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов внутренней отчетности предприятия.
Реализация системы контроллинга возможна только на основе использования автоматизированных информационных систем, обеспечивающих оперативный доступ к любым инфор-
мационным ресурсам предприятия в пределах компетенции и прав доступа специалистов. Наиболее широкими возможностями для решения задач контроллинга обладают следующие информационные системы: зарубежные - система ИУЗ фирмы SAP AG, отечественные - «Галактика» компании «Г алактика» и «М-2» фирмы «Клиент-Сервисные Т ехнологии».
Современные программные средства информационной поддержки систем управления, содержащие блоки «Контроллинг затрат», «Контроллинг финансов», «Контроллинг показателей эффективности», должны включать также блок «Налоговый контроллинг». В целях эффективного управления финансовыми ресурсам предприятия аналитический учет его налоговых платежей должен осуществляться в разрезе таких субконто как: объект обложения, объект отнесения, ставка налога, с использованием оптимизационной модели налоговой нагрузки предприятия.
Таким образом, правильная организация системы служб предприятия, рациональное распределением прав, обязанностей и ответственности между работниками различных структурных подразделений, грамотная организация документооборота между ними, использование современных программных продуктов позволит предприятию в кратчайшие сроки внедрить в практику своей деятельности систему налогового контроллинга, повысив тем самым эффективность деятельности предприятия в целом.
1. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: учебно-практическое пособие. - М.: ОСЬ-89, 2003. - 496 с.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 1994.
3. Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В.Г. Белолипецкий М.: КНОРУС, 2006. - 448 с.
4. Дайле А. Практика контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихпненковой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336с. - Пер. изд.: Deyhle A. Controller - Praxis. - Management Service.
5. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях/ А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - 2-е изд. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.
6. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Да-нилочкин, Н.Г. Данилочкина и др. / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ, 2002. -279 с.
7. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент.
- М.: Финансы и статистика, 1999. - 352 с.
8. Петренко С.Н. Контроллинг: Учебное пособие. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2004. - 328 с.
9. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой.
- М.: Финансы и статистика, 2001. - 228 с.
10. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 576 с. \ЕШ
і— Коротко об авторах
Окраинец Т.И. - кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансов горного производства
Фомина О.А. - кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры Финансов горного производства, [email protected]
Московский государственный горный университет, [email protected] Moscow State Mining University, Russia
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИИ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор
Название работы
Специальность
Ученая степень
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)
*
Данные систе бухгалтерского
РЫБАЛЬЧЕНКО Разработка промывочной жидкости
Юрий для бурения разведочных скважин в 25.00.14 к.т.н.
осложненных условиях
Михайлович