Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный стандарт / требования к квалификации / аттестация / трудовые функции / должностные инструкции / professional standard / qualification requirements / certification / labor functions / job descriptions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.И. Бородина, Е.Э. Лобанова

В статье показана актуальность внедрения профессиональных стандартов в сфере образования и систематизированы наиболее общие проблем. Обозначены направления решения отдельных проблем в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.И. Бородина, Е.Э. Лобанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTRODUCING PROFESSIONAL STANDARTS IN EDUCATION

The article shows the relevance of the implementation of professional standards in education and systematizes the most common problems. Directions for solving individual problems in this area are outlined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 658.5

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.И. Бородина Научный руководитель - Е.Э.Лобанова

Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

borodinayu@yandex.ru

В статье показана актуальность внедрения профессиональных стандартов в сфере образования и систематизированы наиболее общие проблем. Обозначены направления решения отдельных проблем в этой сфере .

Ключевые слова: профессиональный стандарт, требования к квалификации, аттестация, трудовые функции, должностные инструкции.

PROBLEMS OF INTRODUCING PROFESSIONAL STANDARTS IN EDUCATION

J.I. Borodina Scientific supervisor - E.E. Lobanova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

borodinayu@yandex.ru

The article shows the relevance of the implementation of professional standards in education and systematizes the most common problems. Directions for solving individual problems in this area are outlined.

Key words: professional standard, qualification requirements, certification, labor functions, job descriptions.

Появление профессиональных стандартов создало новый этап общеправового и методологического регулирования сферы профессиональных компетенций. Речь идет о внедрении единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам.

С 1 июля 2016 г. вступила в силу новая статья Трудового кодекса, которая определила порядок применения профессиональных стандартов. Необходимость создания профессиональных стандартов была связана с тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, перестали соответствовать современным условиям рынка труда [1].

Профессиональный стандарт - это квалификационный уровень работника, который позволяет ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к определенной должности (профессии). Профессиональный стандарт - достаточно сложный регулятор многих вопросов: трудоустройство педагога, определение его должностных функций, аттестации, системы оценки труда, разработки должностных инструкций, а также оплаты труда. В связи с его введением специалистам сферы образования предстоит справляться с задачей изучения на практике новых для них трудовых обязанностей и действий, а работодателям предстоит

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

овладеть требованиям профессионального стандарта для результативного управления коллективом педагогов [2].

Важнейшей идеей профессионального стандарта в сфере образования является характеристика квалификации педагога при помощи описания его трудовых функций, знаний, умений и компетенций, позволяющей его готовности работать с разными категориями обучающихся. Имеется в виду, с одаренными детьми; детьми мигрантов; детьми, имеющими проблемы в развитии; зависимыми, социально запущенными детьми; работать в условиях реализации программ инклюзивного образования [3].

Профессиональный стандарт педагога - это не просто набор функций, полномочий, а стимул для дальнейшего развития нестандартных подходов к обучению в современном мире, это создание оптимальных комфортных условий для реализации качественного образования, повышения престижа и статуса профессии педагога профессионала, направлен освободить педагога от выполнения лишних задач, а позволит сфокусироваться на прямых обязанностях. Стандарт ещё и отличная мотивация для систематического повышения квалификации педагогов [4].

При несоответствии квалификации работника государственного образовательного учреждения установленным профессиональным стандартом к образованию и обучению требованиям, программа по организации применения профессиональных стандартов должна включать в себя информацию о деятельности учреждения по устранению существующего несоответствия. Наиболее оптимальным считается непрерывное обучение управленческих кадров, направленное на индивидуализацию обучения.

При соответствии квалификации работника государственного образовательного учреждения установленным профессиональным стандартом к образованию и обучению требованиям у работника сохраняется право на получение дополнительного профессионального образования по направлению педагогической деятельности, не реже одного раза в три года. Считаем, что план по организации применения профессиональных стандартов необходимо дополнить мероприятиями по получению дополнительного профессионального образования. Отмечено, что специалисты сферы образования имеют право отказаться от данного обучения, если учреждение не может возместить необходимые финансовые затраты. Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счет их собственных средств. Для внесения полной ясности в данный вопрос предлагаем в профессиональных стандартах прямо закрепить условия осуществления той или иной деятельности [5].

Отсутствие официальной регламентации процедуры внедрения профессиональных стандартов нарушает права не только работников, но и работодателей. Например, в образовательных организациях руководство требует от работодателей проведения внеплановой аттестации на соответствие требованиям профессионального стандарта. Согласно ст. 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Порядок ее проведения определяется Министерством образования РФ и в нем не предусматривается возможность проведения внеочередной аттестации. Следовательно, ее проведение только для выявления соответствия работника требованиям профессионального стандарта на основании локального нормативного акта образовательной организации нарушает положения Приказа № 276 [6].

В настоящее время актуальным вопросом является аттестация педагогических работников, которая должна повысить рост квалификации и профессионального развития кадрового состава, качество образования, а также адаптировать имеющиеся формы работы к действующим стандартам, обеспечить правильное распределение заработной платы. В

соответствии с первоначальным вариантом «Правил разработки и утверждении профессиональных стандартов» профессиональные стандарты должны использоваться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Впоследствии данное положение утратило силу.

Внедрение профессиональных стандартов, как и любой новаторский процесс, сопровождается различными сложностями. Предполагается, что их внедрение поможет регламентировать распределение на ту или иную должность. Соискателям, претендующим на конкретную вакантную должность, необходимо будет соответствовать четко определенным требованиям к знаниям, умениям, навыкам и опыту. Благодаря такой системе может быть решена проблема отсутствия профессионализма, которая сегодня стоит достаточно остро в большинстве сферах деятельности, в том числе и в сфере образования. Однако для того, чтобы внедрение профессиональных стандартов начало положительно сказываться на работе образовательных учреждений, должны быть пересмотрены проблемные зоны, связанные с несоответствием требований, предъявляемых к сотрудникам учреждений, и реальных потребностей организаций и предприятий. Формальный подход к оценке персонала может привести к тому, что работодатели потеряют ценных сотрудников из-за несоответствия некоторым критериям, закрепленных в профстандартах.

Библиографические ссылки

1. Дудин М.Н. Профессиональный стандарт педагога: проблемы имплементации в мировой практике // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 3. - С. 267-288. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42624866 (дата обращения: 05.01.2021).

2. Забродин Ю. М., Рубцов В. В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы / Ю. М. Забродин, В. В. Рубцов // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М. : МГППУ, 2016. С. 13-29.

3. Митрофанова О. И. Профессиональные стандарты: учеб.-практ. пособие. М.: Юрид. фирма «Контракт», 2017. 136 с

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

5. Сочнева Е.Н. Введение профстандартов и требований к квалификации: «подводные камни» для работников и работодателей // Управление персоналом. - 2016. - № 24. - с. 10.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

7. Чекулина Т.А., Деминова С.В., Сучкова Н.А. Некоторые особенности применения профессиональных стандартов и образовательных учреждениях // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27875 (дата обращения: 03.01.2021).

© Бородина Ю.И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.