Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА'

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с нарушениями слуха / общеобразовательная программа / учебник / образовательный процесс / специальное образование. / children with hearing impairments / general education program / textbook / educational process / special education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаян Лусине Арташесовна, Мнацаканян Ани Нверовна

в работе представлены проблемы внедрения общеобразовательных программ и учебников в образовательный процесс детей с нарушениями слуха в Республике Армения, исследования уровня информированности работающих педагогов и результаты обобщения данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабаян Лусине Арташесовна, Мнацаканян Ани Нверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF GENERAL EDUCATIONAL PROGRAMS AND TEXTBOOKS IN THE FIELD OF SPECIAL EDUCATION FOR CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

the paper presents the problems of introducing general educational programs and textbooks into the educational process of children with hearing impairments in the Republic of Armenia, studies of the level of awareness of working teachers and the results of data generalization.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С

НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

1 2 Бабаян Л.А. , Мнацаканян А.Н.

1Бабаян Лусине Арташесовна - преподаватель, кафедра специальной педагогики и психологии;

2Мнацаканян Ани Нверовна - магистр, специализация: сурдопедагогика, факультет специального и инклюзивного образования, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в работе представлены проблемы внедрения общеобразовательных программ и учебников в образовательный процесс детей с нарушениями слуха в Республике Армения, исследования уровня информированности работающих педагогов и результаты обобщения данных.

Keywords: дети с нарушениями слуха, общеобразовательная программа, учебник, образовательный процесс, специальное образование.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF GENERAL EDUCATIONAL PROGRAMS AND TEXTBOOKS IN THE FIELD OF SPECIAL EDUCATION FOR CHILDREN

WITH HEARING IMPAIRMENT 12 Babayan L.A. , Mnatsakanyan A.N.

1Babayan Lusine Artashesovna - Lecturer, DEPARTMENT OF SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY;

2Mnatsakanyan Ani Nverovna - Master, SPECIALIZATION: DEAF PEDAGOGY, FACULTY OF SPECIAL AND INCLUSIVE EDUCATION, ARMENIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY KHACHATUR ABO VYAN,

YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the paper presents the problems of introducing general educational programs and textbooks into the educational process of children with hearing impairments in the Republic of Armenia, studies of the level of awareness of working teachers and the results of data generalization.

Keywords: children with hearing impairments, general education program, textbook, educational process, special education.

Наряду с развитием педагогики сохраняется ряд трудностей, связанных с освоением общеобразовательных программ для лиц с особыми образовательными потребностями и наличием предметных учебников. Поэтому необходимо проанализировать ряд важных вопросов, которые необходимо решить, предложив уникальные подходы к преодолению проблем, стоящих перед специальной педагогикой. В целях более эффективной организации процесса обучения детей с нарушением слуха необходимо время от времени обновлять и разрабатывать новые, современные эффективные средства обучения, в том числе программные адаптации к задачам образовательного процесса и, самое главное, организовывать развитие устной речи более эффективно и целенаправленно.

Цель работы проанализировать особенности внедрения предметных программ и подбор учебников в специальном образовательном комплексе для детей с нарушением слуха.

Основной целью нашего исследования является решение следующих задач:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме;

2. Проанализировать уровень осведомленности специалистов по проблеме;

3. Проанализировать и предложить пути повышения эффективности реализации предметных программ, подбор учебников и внедрение.

С целью выявления проблем внедрения учебных программ и учебников в образовательный процесс детей с нарушением слуха нами была проведена научно-исследовательская работа в «Специальном образовательном комплексе для детей с нарушением слуха».

Специальный учебный комплекс осуществляет разработку соответствующих образовательных программ, пособий, статей, их экспериментальную реализацию, применение и издание. Однако следует отметить, что специальный образовательный комплекс для детей с нарушениями слуха не обеспечен специальными учебниками для обучения детей с нарушениями слуха. Учебный процесс организован по учебникам для средней школы, локализующим темы. Учебные планы разрабатываются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Проведенное нами исследование было направлено на выявление проблем внедрения общеобразовательных программ, учебников в образовательный процесс детей с нарушениями слуха, эффективной организации образовательного процесса детей с нарушениями слуха. В

проведенном нами исследовании приняли участие учащиеся 2-го класса Ереванского специального образовательного комплекса для детей с нарушением слуха. Согласно учебному плану мы подобрали программные материалы в соответствующих классах и провели дальнейшую работу. Во 2 классе по программе проходили тему «Репка».

В начале исследования мы осуществляли перенос нового материала без применения адаптации материала. В ходе исследования было видно, что учащиеся испытывают трудности с пониманием содержания текста, введенных новых слов. После преподавания темы мы изучали уровень знаний детей с нарушением слуха по теме. У детей возникли трудности при выполнении задания в рамках темы. Большинство учащихся не смогли представить основную мысль сказки, не смогли полностью назвать и описать героев сказки.

Указывается характер ответов детей, которые оцениваются следующим образом:

• Отвечает правильно;

• Ответы с помощью педагога;

• Нет ответа;

Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели уровня знаний у детей с нарушением слуха до исследования

Задания и вопросы Слабослышащие п=6

Верный ответ С помощью педагога Не ответили

п % п % п %

1. Покажи героев сказки 1 16,6% 3 50% 2 33.3%

2. Кто/что это? 1 16,6% 3 50% 2 33.3%

3. Что делает? 2 33.3% 2 33.3% 2 33.3%

4. Какой? 0 - 4 66,7% 2 33.3%

Всего 16.82% 50% 33.15%

Из таблицы 1 видно, что ответы респондентов различаются. Например, на 2-й и 3-й вопросы были даны более правильные ответы (33,3%), чем на 1-е и 4-е задания, которые в основном выполнялись с помощью педагога (50%).

Таким образом, исследование показало, что передача нового материала в образовательном процессе детей с нарушениями слуха без адаптации материала малоэффективна.

Учащиеся не смогли назвать или описать героев сказки. Поскольку они не понимали содержания рассказа, дети не могли рассказать содержание рассказа или ответить на вопросы.

Полученные нами предварительные показатели исследования явились основой для организации нашей дальнейшей работы.

На основании данных исследования организована педагогическая работа, направленная на организацию эффективности образовательной деятельности детей с нарушением слуха с использованием адаптированных программных материалов.

Мы выбрали сказку "Репка". В целях углубления понимания рассказа, содействия развитию речи, повышения эффективности воспитательной деятельности мы разработали план работы. С учетом индивидуальных особенностей учащихся с нарушениями слуха мы адаптировали программный материал.

Мы выполняли работу поэтапно.

Первый этап - мы представили материал;

Второй этап - объяснение незнакомых слов в тексте;

Третий этап - составили задания по теме.

• Перепишите, написав слова вместо картинок.

• Перепишите, введя правильное слово.

• Допишите ряд в соответствии с содержанием рассказа.

• Выберите и подчеркните правильный ответ.

Четвертый этап - Затем учащиеся пытались воспроизвести текст, соединив фрагментированные картинки.

Пятый этап - мы вместе с детьми пересказали сказку. Рассказывая сказку, мы объясняли детям, что каждая сказка нас чему-то учит. Мы проанализировали героев сказки. Какие бабушка и дедушка, собака, кошка, мышка, внучка?

- Что посеял дед?

- Удалось ли дедушке вытащить репку?

- Кого позвал дедушка?

Мы убеждены, что такой способ работы над содержанием материала дал хорошие результаты в процессе усвоения детьми знаний.

Работа, конечно, не была бы столь эффективной без адаптации программного обеспечения.

Мы провели окончательную оценку, чтобы определить эффективность настроенной версии программного обеспечения.

На основании полученных данных была составлена таблица, в которой представлена успеваемость детей за период исследования /Таблица 2/.

Таблица 2. Показатели уровня знаний у детей с нарушениями слуха в конце исследования

Слабослышащие n=6

Вопросы и задания Верный ответ С помощью педагога Не ответил

n % n % n %

1. Покажи 5 83.3 % 1 16.6% 0 0%

героев сказки

2. Кто/что это? 3 50% 2 33.3% 1 16.6%

3. Что делает? 4 66.6 % 1 16.6% 1 16.6%

4. Какой? 5 83.3 % 1 16.6% 0 0%

Всего 70.8% 20,7% 8.3%

Из табл. 2 видно, что показатели респондентов значительно увеличились. Дети с большим удовольствием выполнили домашнее задание. Так, в среднем выполнение заданий в конце эксперимента составило 70,8 %, с помощью педагога - 20,7 %, не ответили 8,3 %.

Таким образом, подводя итог проделанной нами работы, можно сделать вывод, что все дети так или иначе добились положительного результата.

Поэтому можно сказать, что при организации процесса овладения знаниями детей с нарушением слуха необходимо уделять большое внимание программным адаптациям, так как они значительно повышают эффективность работы и качество обучения.

Список литературы /References

1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. М., 2005.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.

3. ДьячковА.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., 1957.

4. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. М., 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.