Научная статья на тему 'Проблемы внедрения дистанционного образования в вузе'

Проблемы внедрения дистанционного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / EDUCATION / DISTANCE LEARNING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшина Лариса Измайловна, Горева Ольга Михайловна

В условиях глобализации современная система образования призвана готовить компетентных специалистов, умеющих самостоятельно учиться, работать с информацией, совершенствовать профессиональную область познания. Современному человеку важно расширять сферу познания для того, чтобы ориентироваться в информационнообразовательной среде . Движение человечества к информационному обществу лежит через систему дистанционного образования. В связи с этим цель исследования заключается в обосновании необходимости применения дистанционного обучения в образовательном процессе российских вузов. Авторами проанализированы теоретические подходы к изучению научных категорий «образование», «дистанционное обучение». Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических опросов преподавателей Тюменского индустриального университета. Опросу подлежало 56 преподавателей данного вуза. Представленные результаты социологического исследования подтверждают необходимость расширения сферы дистанционного обучения в вузе. Одновременно выявлена степень готовности преподавателей к применению данной образовательной технологии на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF REMOTE UNIVERSITY EDUCATION

In the context of globalization the modern education system is designed to prepare competent specialists who can learn independently, work with information, and improve the professional fi eld of knowledge. It is important for a modern man to expand the scope of knowledge in order to navigate in the information and educational environment. The movement of mankind towards the information society lies through a distance learning system. In this regard, the purpose of the study is to justify the need for distance learning in the educational process of Russian universities. The authors analyzed theoretical approaches to the study of the scientifi c categories of "education", "distance learning". The empirical basis of the research is the results of sociological surveys of teachers of the Tyumen Industrial University. 56 teachers of the university were interviewed. The presented results of the sociological study confi rm the need to expand the fi eld of distance university learning. At the same time, the degree of readiness of teachers for the application of this educational technology in practice was revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения дистанционного образования в вузе»

DOI 10.26105/SSPU.2019.61.4.008

YAK 37.018.432:378 ББК 74.027.9+74.484

А.И. ЯШИНА, O.M. ГОРЕВА

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

L.I. YASHINA, O.M. GOREVA

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF REMOTE UNIVERSITY EDUCATION

В условиях глобализации современная система образования призвана готовить компетентных специалистов, умеющих самостоятельно учиться, работать с информацией, совершенствовать профессиональную область познания. Современному человеку важно расширять сферу познания для того, чтобы ориентироваться в информационно-образовательной среде. Движение человечества к информационному обществу лежит через систему дистанционного образования. В связи с этим цель исследования заключается в обосновании необходимости применения дистанционного обучения в образовательном процессе российских вузов. Авторами проанализированы теоретические подходы к изучению научных категорий «образование», «дистанционное обучение». Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических опросов преподавателей Тюменского индустриального университета. Опросу подлежало 56 преподавателей данного вуза. Представленные результаты социологического исследования подтверждают необходимость расширения сферы дистанционного обучения в вузе. Одновременно выявлена степень готовности преподавателей к применению данной образовательной технологии на практике.

In the context of globalization the modern education system is designed to prepare competent specialists who can learn independently, work with information, and improve the professional field of knowledge. It is important for a modern man to expand the scope of knowledge in order to navigate in the information and educational environment. The movement of mankind towards the information society lies through a distance learning system. In this regard, the purpose of the study is to justify the need for distance learning in the educational process of Russian universities. The authors analyzed theoretical approaches to the study of the scientific categories of "education", "distance learning". The empirical basis of the research is the results of sociological surveys of teachers of the Tyumen Industrial University. 56 teachers of the university were interviewed. The presented results of the sociological study confirm the need to expand the field of distance university learning. At the same time, the degree of readiness of teachers for the application of this educational technology in practice was revealed.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, образовательные технологии, информация.

Key words: education, distance learning, educational technology, information.

Введение. Современные глобализационные процессы оказывают существенное влияние на процесс модернизации системы высшего образования, в том числе и на изменение содержания обучения. Следует признать, что традиционные образовательные технологии в значительной степени исчерпали себя в плане прочности и современности. Проблемы образовательного процесса заставляет изыскивать инновационные пути его развития. Система высшего образования в основе своей деятельности должна обладать прочной научной базой в предоставлении знаний, способствовать качественной профессиональной подготовке и формированию инновационного и стратегического мышления молодых специалистов.

Справедливо замечено, что дистанционное обучение есть образовательная система XXI века. Система дистанционного обучения призвана обеспечивать выполнение следующих функций:

- формирование единое образовательное пространство независимо от места проживания, состояния здоровья и материального обеспечения студентов;

- повышение образовательного уровня населения;

- удовлетворение ресурсных потребностей страны компетентными специалистами;

- развитие профессиональной мобильности населения [3, с. 40].

При изучении дистанционного обучения внимание акцентируется, прежде всего, на активном использовании инновационных технологий в образовательном процессе. Данный аспект, как свидетельствует проведенный теоретический анализ, до настоящего времени не был предметом научного осмысления и требует проведения дополнительного исследования.

Материалы исследования. Модернизация системы высшего образования предполагает активное внедрение информационных технологий, что и становится отправной точкой возникновения дистанционного образования. В результате широкого применения информационных технологий существенным образом изменилась образовательная среда. Процесс образования становится практически необходимым условием в решении общественных проблем. Через обучения молодой человек познает себя и проектирует свое будущее. В связи с этим система образования призвана выполнять ряд требований: «быть разнообразной по содержанию, гибкой и доступной во времени и пространстве, претворять инновационный подход к осмыслению происходящих событий в обществе и развивать стремление к непрерывному образованию» [11, с. 85-88], что подтверждает необходимость движения к «обществу образования».

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится «образование есть целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций» [10]. Одновременно в Большой Советской Энциклопедии данное понятие трактуется как «результат освоения систематизированных знаний, умений и навыков» [2, с. 102]. Известно, что «образование представляет собой систему обучения, развития и социализации, предусматривающую усвоение индивидом имеющегося опыта человечества и используемого для успешной профессиональной деятельности [1, с. 122].

Проблема формирования дистанционного обучения стала предметом научного исследования многих отечественных и зарубежных исследователей. Использование инновационных информационных технологий в образовании предоставляет возможность студентам получать образование на расстоянии от учебного заведения. В данном контексте дистанционное обучение рассматривается, как «совокупность информационных технологий, обеспечивающих интерактивную передачу изучаемого материала студентам и предполагающих выполнение ими самостоятельной работы» [6].

В содержании научных публикаций Т. Гоббс подчеркивает, что именно в процессе реализации интересов, знаний человека формируются традиции общества, как своеобразные его законы [5]. Важнейшим выводом Т. Гоббса является утверждение о созидательной роли человека в создании условий не только своей жизнедеятельности, но и перспектив для будущих поколений.

В свою очередь В.Г. Домрачеев представляет дистанционное обучение в качестве «новой ступени обучения с применением информационных технологий на основе видеотехники» [7, с. 11]. По мнению А.Н. Тихонова, это «систематическое целенаправленное обучение, независимое от времени и пространства [8, с. 167]. Авторы статьи считают, что наиболее емкое понятие «дистанционное обучение» представлено преподавателями - исследователями Московского государственного университета экономики, статистики и информатики В.П. Тихомировым и В.И. Солдаткиным. Они характеризуют дистанционное обучение как «интерактивный образовательный процесс, реализуемый в специфической дидактической системе» [9].

Таким образом, данная образовательная технология становится важным направлением в деятельности вузов, поскольку предоставляет возможность получения качественного и мобильного образования более широкому составу населения России.

Методы и методики исследования. Теоретический анализ концептуальных подходов к изучению дистанционного обучения предопределил содержание авторского исследования и необходимость поиска исчерпывающей эмпирической интерпретации, придав структуре исследования более емкий характер. Комплексно и объективно исследовать проблему внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс позволяет подбор выбранных методов: анализ теоретических материалов по изучаемой проблеме; метод социологического опроса; изучение аналитических материалов учебного заведения.

Цель. Следует отметить, что недостаточная изученность дистанционного обучения побудила авторов статьи к проведению социологического исследования. Цель исследования заключается в обосновании необходимости применения дистанционного обучения в образовательном процессе российских вузов. Ключевыми задачами являются изучение мнения преподавателей в отношении внедрения дистанционного обучения в деятельности Тюменского индустриального университета, выявление достоинств и недостатков данной формы обучения. Опросу подлежали 56 представителей профессорско-преподавательского состава, выступивших в качестве экспертов.

Результаты исследования и их анализ. Процессы социально-экономического и социально-политического взаимодействия в современной России включает молодежь как достаточно эффективного субъекта социальной деятельности. При этом не только вузовская молодежь, приобретающая первое высшее образование, но и студенты системы послевузовского непрерывного образования повышают свой образовательный уровень в рамках дистанционного обучения. В связи с этим, Тюменский индустриальный университет подошел к решению данной проблемы с позиции системности, включив различные виды непрерывного образования в общую систему подготовки специалистов, взяв за основу процесс реализации стандарта обучения и стандарта образования. Исходным моментом такого подхода является изучение мнения преподавателей по поводу внедрения новых видов, методов, программ, форм обучения в образовательный процесс.

Как отмечалось выше, опросу подлежали 56 преподавателей - экспертов по вопросу внедрения дистанционного обучения в практику высшего учебного заведения. В ходе экспертов выявлено, что 2/3 респондентов указали на важность и необходимость внедрения технологий дистанционного обучения в вузе, треть опрошенных убеждены в необходимости расширения зоны применения информационных технологий в ближайшем будущем. Эксперты констатируют, что данная образовательная технология расширяет «границы образовательного взаимодействия» - 22%; 27% - помогает «осуществлять процесс обучения независимо от расположения вуза»; 21% - «расширяет круг возможностей вуза в условиях глобализации»; 28% - «экономичнее в материальном отношении»; 2% - затруднились с ответом.

На вопрос «Оцените состав целевой аудитории получения образования в дистанционном формате?» на первом месте размещена группа молодых людей, желающих получить высшее образование, на 2 месте - работающие граждане, 3 место заняли люди с ограниченными возможностями.

Следует отметить, что в содержании нормативных документов дистанционное обучение не рассматривается в качестве самостоятельной формы, а определяется как образовательная технология. По результатам исследования установлено, что около половины опрошенных высказались о необходимости внедрения дистанционного обучения на базе университета.

60% 50% 40% 30% 20% 10° а 0%

Рис. 1. Востребованность программ дистанционного обучения

в практике вуза

К сожалению, несмотря на востребованность дистанционного обучения, некую настороженность выразила треть экспертов к дистанционному преподаванию (33%), что является свидетельством начального этапа освоения дистанционных технологий в практике вуза. В свою очередь, 24% ППС отрицательно отнеслись к дистанционному обучению в силу своей не подготовленности к организации процесса обучения в данном режиме.

О Положительно относятся к обучению студентов ДО Ш Отрицательно относятся к обучению студентов ДО

Рис. 2. Мнения экспертов в отношении обучения дистанционных студентов

На основании приведенных результатов можно сделать вывод, что преподаватели осознают сложности в реализации информационных образовательных технологий и предвидят необходимость финансовых затрат на повышение квалификации научно-педагогических кадров для выполнения данной работы.

При этом важность приобретает вопрос готовности профессорско-преподавательского состава к обучению студентов в режиме дистанта. Известно, что в современных условиях видоизменяется роль и позиция преподавателя при выполнении образовательной функции. Как правило, он выступает не только источником подачи теоретических знаний, но и становится проводником инновационных идей в организации образовательного процесса.

В настоящее время современному преподавателю должны быть свойственны такие черты как:

- фундаментальная подготовка в области преподавания дисциплины;

- высокий уровень нравственности и коммуникабельности;

- способность к критическому и стратегическому мышлению;

- способность к применению инновационных методов и форм деятельности [4].

При выявлении факторов, способствующих повышению уровня обучен-ности студентов с использованием дистанционных технологий, результаты оказались следующими (рис. 3).

53%

Программы ДО востребованы сейчас

Программы ДО будут востребованы

Программы ДО слабо востребованы

Личные качества студентов Уровень компьютерной грамотности студентов Уровень учебной мотивации студентов Качество учебных материалов Уровень методической подготовки ППС

Качество электронной образовательной среды

0% 5% КГ., 15% 20% 25% 30% 35% Рис. 3. Факторы, повышающие эффективность дистанционного обучения

Примерно треть опрошенных определили основополагающим фактором повышения качества обучения студентов в формате дистанта - уровень учебной мотивации студентов, четверть экспертов отдали предпочтение методической подготовки ППС, 17% назвали состояние образовательной среды, 14% - качество используемых учебных материалов.

На вопрос Выскажите мнение, соответствуют ли программы дистанционного обучения социальному запросу на образовательные услуги? результаты опроса распределились следующим образом: «соответствуют» -34%, «скорее соответствуют» - 31%, «не соответствуют» - 13%, «скорее не соответствуют» - 18%, «затруднились с ответом» - 10%.

В отношении дистанционного обучения работодатели выразили следующее мнение:

1) сомневаются в трудоустройстве специалистов, получивших образование в режиме дистанта (46%);

2) дистанционное обучение предоставляет образование низкого качества (33%);

3) открытым остается вопрос о признании документов об образовании, полученном в дистанционной форме (21%).

Установлено, что эффективность реализации дистанционного образования в вузе зависит от трех составляющих: уровня учебной мотивации студентов, методической подготовки ППС и качества электронной образовательной среды. Дистанционное образование должно удовлетворять инновационной образовательной парадигме общества, формировать современную систему видения на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте [10].

Таким образом, развитие и внедрение дистанционного обучения в учебном заведении зависит от качества электронной образовательной среды, наличия профессионально подготовленного и компетентного профессорско-преподавательского состава и разработки фонда электронных учебных материалов соответствующего организации качественного образовательного процесса.

Выводы. Современная информационная цивилизация ускоряет различные социальные процессы, меняет приоритетность ценностей и ролевых функций социальных групп в обществе, основным капиталом которого становятся образованность, знания, интеллект человека. Неслучайно образовательные процессы охватывают все большее количество населения, меняя целевую направленность - от знаниевой парадигмы к творческо-интеллектуальной с применением различных технологий обучения, в том числе и дистанционной. Для успешного функционирования и перспектив-

ного развития учебного заведения необходимо разрабатывать инновационные технологии, прежде всего, для того, чтобы студенты в процессе обучения формировались как профессионально-компетентные и высококвалифицированные специалисты. Спецификой дистанционного обучения является его способность удовлетворения потребности студента, благодаря мобильной, виртуальной форме обучения, с одной стороны, а с другой - потребности общества в системе непрерывного образования в связи с необходимостью постоянного повышения уровня образованности. Однако результаты авторского исследования доказали, что чрезвычайно важным при дистанционном обучении становится реализация программы контроля за результативностью обучения студентов.

Литература

1. Бакштановский В.И. Университетская миссия и ценности гражданского общества // Ведомости прикладной этики. 2003. № 22. С. 122.

2. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская Энциклопедия, 1970. Т. 18. 933 с.

3. Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.Б. Новые информационные технологии. Алматы: Ин-т Новых технологий, 2011. 400 с.

4. Горева О.М., Осипова Л.Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии // Журнал «Современные проблемы науки и образования». 2014. № 5.

5. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 478 с.

6. Дистанционное образование в России. Используют ли россияне компьютер и Интернет для получения новых знаний и навыков? [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение», исследование от 09.10.2013. Режим доступа: http://fom.ru/obshchestvo/11118 (дата обращения: 27.05.2019).

7. Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 11.

8. Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-пресс, 1998. 284 с.

9. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний [Электронный ресурс] // Научно-практический журнал «Открытое образование». Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/st158. html (дата обращения: 28. 05.2019).

10. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Гос. думой 21 дек. 2012 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc;base=LAW;n=158429.

11. Чобану А.В., Осипова Л.Б. Модернизация системы высшего образования // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права: материалы Международного научного семинара. Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. С. 85-88.

References

1. Bakshtanovsky V.I. University mission and values of civil society. Vedomosti prikladnoj etiki [Vedomosti Applied Ethics], 2003, No 22, 122 p. (in Russian).

2. Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]. 3rd ed. M.: Soviet Encyclopedia, 1970, V. 18, 933 p. (in Russian).

3. Balafanov E.K., Buribaev B., Dauletkulov A.B. Novye informacionnye tekhnolo-gii [New information technology]. Almaty: Institute of New Technologies, 2011. 400 p. (in Russian).

4. Osipova L.B., Goreva O.M. Distance Learning at the University: Models and Technologies. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Journal Modern Problems of Science and Education], 2014. No 5. Available at: http://science-ed-ucation.ru/ru/article/view?id=14612 (accessed date: 16.08.2019) (in Russian).

5. Hobbes T. Leviafan [Leviathan]. M.: Thought, 2001. 478 p.

6. Distance education in Russia. Do Russians use computers and the Internet to gain new knowledge and skills? Fond «Obshchestvennoe mnenie», issledovanie

ot 09.10.2013 [Fund «Public opinion», research from 09.10.2013]. Available at: http://fom.ru/obshchestvo/11118 (accessed date: 05.27.2019).

7. Domracheev V.G. Distance Learning: Opportunities and Prospects. Vysshee ob-razovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 1994, No. 3, p. 11.

8. Tikhonov A.N., Abrameshin A.E. Upravlenie sovremennym obrazovaniem: social'nye i ekonomicheskie aspekty [Management of modern education: social and economic aspects]. M.: Vita-press, 1998. 284 p. (in Russian).

9. Tikhomirov V.P., Soldatkin V.I. Distance Learning: to Virtual Knowledge Environments. Nauchno-prakticheskij zhurnal «Otkrytoe obrazovanie» [Scientific and Practical Journal «Open Education»]. Available at: http://www.e-joe.ru/ sod/99/2_99/st158.html (accessed date: 28.05.2019).

10. The federal law of the Russian Federation of Dec. 21, 2012 No. 273-FZ «On Education in the Russian Federation» Konsul'tant Plyus [Consultant Plus]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? Req=doc; base=LAW; n=158429.

11. Chobanu A.V., Osipova L.B. Modernization of the system of higher education. Vuzovskaya nauka: teoretiko-metodologicheskie problemy podgotovki special-istov v oblasti ekonomiki, menedzhmenta i prava materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo seminara [University science: theoretical and methodological problems of training specialists in the field of economics, management and law materials of the International Scientific Seminar]. Tyumen: Tsogu, 2016, pp. 85-88 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.