Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СРЕДУ'

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ДИАГРАММЫ / ВОДИТЕЛИ / ПРОФСОЮЗ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев С. И., Епифанов В. В.

Посвящена прикладным проблемам внедрения инновационных беспилотных автомобилей в экономическую среду. Авторы представляют подход к визуализации взаимовлияния факторов, обуславливающих появление такой проблематики, на основе причинно-следственных диаграмм. В качестве основных исследуемых факторов выделены: целесообразность инвестиций, активность профсоюзов и экологические аспекты. Исследование показало, что переход к беспилотным автомобилям обеспечит снижение логистических затрат транспортных компаний и интенсивности выбросов на фоне социального конфликта и роста активности водителей и профсоюзов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTRODUCTION OF UNMANNED VEHICLES IN THE ECONOMIC ENVIRONMENT

The article is devoted to the applied problems of introducing innovative driverless cars into the economic environment. The authors present an approach to visualization of the mutual influence of factors that cause the appearance of such problems, based on causeeffect diagrams. The main factors studied are: the feasibility of investment, the activity of trade unions and environmental aspects. The study showed that the transition to selfdriving cars will reduce the logistics costs of transport companies and the intensity of emissions against the background of social conflict and increased activity of drivers and trade unions

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СРЕДУ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 621.113

С. И. ГУСЕВ, В. В. ЕПИФАНОВ

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СРЕДУ

Посвящена прикладным проблемам внедрения инновационных беспилотных автомобилей в экономическую среду. Авторы представляют подход к визуализации взаимовлияния факторов, обуславливающих появление такой проблематики, на основе причинно-следственных диаграмм. В качестве основных исследуемых факторов выделены: целесообразность инвестиций, активность профсоюзов и экологические аспекты. Исследование показало, что переход к беспилотным автомобилям обеспечит снижение логистических затрат транспортных компаний и интенсивности выбросов на фоне социального конфликта и роста активности водителей и профсоюзов.

Ключевые слова: беспилотный автомобиль, причинно-следственные диаграммы, водители, профсоюз, экология.

Появление автопилотируемого транспорта обусловлено информационной революцией, произошедшей в начале XXI в. Вектор развития автомобилестроения сместился с проблемы повышения экономических и экологических показателей двигателей на развитие и внедрение электронных систем управления. С этого момента начинается непрерывная модернизация «начинки» автомобиля. Транспортные средства оснащаются усовершенствованными системами активной и пассивной безопасности, АБС тормозами, системами, предотвращающими занос, датчиками давления в шинах, бортовыми компьютерами и др. [1; 6; 9]. Так, шаг за шагом мировая автостроительная промышленность пришла к концепции беспилотного транспорта. Оборудованный специальной системой управления и соответствующим программным обеспечением (ПО) автомобиль должен самостоятельно перемещаться на большие расстояния как в условиях городского трафика, так и при движении между городами [2; 4; 6].

Первой за разработку полноценного беспилотного автомобиля взялась компания Google [2], и в дальнейшем активный интерес к разработке данной концепции проявили многие крупные автомобильные концерны, такие как BMW, Daimler, Toyota и Tesla. На сегодняшний день беспилотные автомобили проехали сотни километров, прошли множество тестов и даже попадали в аварийные ситуации. Автопроизводители

© Гусев С. И., Епифанов В. В., 2021

представляют на рынок различные технологии, такие как автоматическая парковка (Volvo и BMW) или перестроения из ряда в ряд при магистральном движении (Toyota). Совсем недавно в Китае был изобретён новый вид автономного городского транспорта - безрельсовый поезд Autonomous Rail Rapid Transit (ART), являющийся гибридом трамвая и автобуса, обладающий всеми признаками беспилотного транспортного средства. Можно также отметить растущую тенденцию к удешевлению используемых технологий и их всё нарастающему массовому тиражированию, поскольку производители понимают актуальность данной концепции и стремятся обрести стратегическое преимущество за счёт эффекта масштаба. Исходя из этого, можно сказать, что процесс развития автопилотируемого транспорта носит естественный, эволюционный характер, он соответствует запросам рынка и потребностям потребителей.

Очевидно, что для многих компаний инновационный транспорт станет важным источником конкурентных преимуществ на новых и ещё не освоенных рынках, однако на сегодняшний день существует обширный ряд весьма специфических проблем, не позволяющих осуществить внедрение автопилотируемого транспорта повсеместно [5]. В этой связи цель данной статьи -исследование факторов, обуславливающих проблематику внедрения и развития автопилотируемого транспорта.

Автомобилестроение сегодня сталкивается с рядом существенных экономических, технологических и политических ограничений при

переходе к беспилотному автомобильному транспорту. Выделим самые существенные.

Законодательство во всех странах мира не адаптировано к использованию беспилотного транспорта. Так, компания Google смогла добиться разрешения на запуск беспилотного автомобиля лишь после того, как пролоббировала соответствующий закон в Неваде [2].

В свою очередь, разработка соответствующих законов представляется весьма непростой задачей, т. к. основной целью является обеспечение безаварийного движения в ходе взаимодействия традиционного и инновационного транспорта, и результат такого взаимодействия покажет, насколько современное общество готово к внедрению такой инновации. Важно отметить наличие временного лага между принятием закона и проявлением соответствующих результатов, по которым можно было бы судить о его эффективности.

Другой специфической особенностью являются ежегодное обновление и замена знаков дорожного движения, а также существенные различия знаков в разных странах. Это значит, что автопроизводитель должен будет адаптировать и регулярно обновлять ПО для каждого конкретного региона, что повлечёт за собой естественный рост издержек. Можно предположить, что решение этой проблемы лежит в интеграции автопроизводителей и законодательных структур. Но от мирового сообщества в целом потребуется решительный шаг навстречу инновациям, заключающийся во всеобщей унификации знаков и правил дорожного движения, которые буду легко распознаваться беспилотным транспортом.

Ещё одним важным аспектом является закономерное объединение политических и общественных сил, которые будут препятствовать потере водителями рабочих мест в результате внедрения автономного транспорта. Развитие новых технологий будет зависеть от структуры власти в стране и от того, насколько активны в ней политические силы.

Не менее важно отметить значимость уровня жизни и степени расслоения общества в конкретном регионе, поскольку владелец беспилотного автомобиля должен быть платёжеспособен, вовремя проводить техническую диагностику и соответствующий ремонт, чтобы минимизировать риск возникновения аварий.

Важную роль играют климатические условия и состояние улично-дорожной сети. На сегодняшний день беспилотный транспорт использует систему, которая проводит сравнение между заранее запечатлённой местностью путём фотографирования и сканирующими устройствами

автомобиля. В основе системы лежит технология идентификации объектов и определения расстояния, основанная на свойствах рассеивания и отражения света в различных средах [1]. Таким образом, сложные погодные условия в виде осадков затрудняют работу датчиков и могут привести к неверной оценке ситуации автопилотом, что с высокой вероятностью повлечёт за собой аварийную ситуацию. Кроме того, важно отметить, что при движении большую часть времени автомобиль находится в зоне ограниченной дорожной разметки, которую при выпадении снега может быть не видно, и если человек за рулём автомобиля легко справится с этим неудобством, то автопилот может не различить дороги и обочины. Эти факторы также обуславливают необходимость учитывать специфику каждого конкретного региона и вносить соответствующие поправки в работу автопилота.

Следующей проблемой, связанной с отсутствием водителя за рулём, является невозможность экстренного технического обслуживания. Подкачка шин во время движения или так называемые беспрокольные шины призваны частично решить этот вопрос, однако с заменой колеса при отсутствии водителя будут возникать существенные трудности. Исходя из этого, можно ожидать возникновения большого числа выездных автосервисов, и пока невозможно предположить какую-либо альтернативу их услугам.

Нельзя отрицать, что в ближайшем будущем технологии дозаправки автомобиля станут неизбежны, будь то традиционный транспорт или беспилотный. Рассматривая концепцию беспилотных транспортных средств, можно прийти к выводу, что возникает необходимость в разработке и создании конкретных и эффективных решений оплаты; т. к. водитель отсутствует, оплата будет производиться дистанционно, и, следовательно, для владельца важным будет вопрос соответствия уровня заправляемого топлива и счёта, выставляемого поставщиком. Кроме того, будет необходимо провести адаптацию заправочных станций к новым автомобилям.

Похожая ситуация будет возникать и при проверке документов на перевозимый груз на постах ДПС, т. к. на сегодняшний день автопилот не делает различий между просто человеком и сотрудником полиции. Подобные тонкости также потребуют дополнительного взаимодействия производителей и органов управления в каждой конкретной стране.

При отсутствии человека за рулём потребуется множество изменений в сфере обеспечения безопасности перевозимых грузов, т. к. автономный

Факторы, влияющие на внедрение и эксплуатацию БТС

Таблица 1

Группы факторов Уровень проявления

Мировой уровень Государственный уровень Уровень компании

Юридические Различие знаков и правил дорожного движения в разных странах 1. Отсутствие унифицированной законодательной базы, обеспечивающей взаимодействие традиционных и инновационных видов транспорта 2. Непостоянство правил дорожного движения Отсутствие системы регулирования ответственности за грузы, находящиеся в другой стране при отсутствии водителя

Экономические В разработку вовлечено большое число фирм и концернов, стремящихся обрести стратегическое преимущество в будущем 1. Необходимость вложения средств в инфраструктуру 2. Сокращение рабочей силы 3. Утилизация старой техники 1. Покупатели новых ТС должны быть финансово устойчивыми 2. Наличие финансовых ресурсов для инвестирования в инновацию

Климатические Непостоянство и существенные различия в климате различных регионов 1. Выпадение осадков выше определённой нормы вызывает неполадки в работе автопилота и трудности в эксплуатации 2. Затруднена эксплуатация в зонах очень высоких и очень низких температур Совершенствование технических устройств

Политические Масштаб действующих политических сил Уровень политической активности в стране, наличие или отсутствие предпосылок для формирования препятствий внедрения беспилотных ТС Согласование действий с разными странами

транспорт неизбежно станет мишенью для мошенников. Сегодня проблема взлома информационных систем является очень острой, и автопилотируемые технические средства с высокой вероятностью будут подвергаться попыткам перехвата управления или внесения неполадок в работу ПО.

В табл. 1 приведены факторы, обуславливающие специфику внедрения и эксплуатации беспилотных транспортных средств (БТС). Эти факторы систематизированы в соответствии со спецификой их проявления на различных уровнях в следующие группы - юридические, экономические, экологические, политические

При внедрении беспилотных автомобилей в реальную экономическую среду появляется большое число специфических факторов, которые не только имеют важность сами по себе, но и находятся во взаимодействии друг с другом. Возникает необходимость исследования и наглядного отображения этого взаимодействия, поскольку именно оно играет наибольшую роль при принятии управленческих решений относи-

тельно разработки подходов к внедрению беспилотных автомобилей. В статье в качестве средства визуализации взаимовлияния факторов предлагается использовать причинно-следственные диаграммы, применяемые в системной динамике

[3; 7].

Поставим дополнительное условие - при исследовании взаимного влияния факторов должны быть учтены три основные составляющие концепции устойчивого развития: экономика, экология, население. Это связано с обязательным требованием соблюдения условий ресурсосберегающей экологической политики [8].

Очевидно, что каждый новый беспилотный автомобиль в парке компании будет эквивалентен одному уволенному водителю. Закономерно предположить, что уволенные водители имеют некоторую силу убеждения, направленную на водителей, ещё находящихся в штате компании. Рост числа увольнений приведёт к росту недовольства водителей в компании, которые могут влиять на решения руководства посредством профсоюзной организации внутри предприятия,

забастовок, невыходов на работу и других рычагов воздействия [4].

Таким образом, возникает конфликт: с одной стороны, при замене традиционного автопарка на беспилотный снизится потребление топлива, а значит, и количество выбросов в атмосферу вредных веществ. Но, с другой стороны, огромное число людей, занятых в сфере управления автотранспортом, останутся без работы. Учитывая описанные процессы, можно приступить к разработке причинно-следственной диаграммы (рис. 1).

Как уже было сказано, замена одного автомобиля сопровождается увольнением одного водителя, что влечёт за собой уменьшение фонда заработной платы. Целесообразность инвестиций повышается в зависимости от числа нововведённого транспорта, и весь процесс будет обладать экспоненциальным характером роста, т. к. диаграмма на рис. 1 образует самовоспроизводящуюся петлю обратной связи.

Процесс замены автопарка также будет формировать и балансирующую петлю обратной связи (рис. 2), обусловленную процессами, происходящими в организации. Её формирование можно объяснить следующей логикой: с каждым новым уволенным водителем растёт степень недовольства в обществе водителей, а профсоюзные организации будут оказывать всё возрастающее воздействие на руководство компании, препятствуя замене автопарка.

Последним шагом в разработке комплексной причинно-следственной диаграммы должны стать экологические аспекты. Использование беспилотного транспорта позволит снизить расход топлива. Это приведёт к снижению логистических затрат, а также к уменьшению интенсивности выбросов отработанных газов. Введём последнюю составляющую в разрабатываемую диаграмму (рис. 3).

Доля автопилотируемого транспорта

Целесообразность инвестиций в новый тип транспорта Фонд заработной платы

ч /

Рис. 1. Причинно-следственная диаграмма

Рис. 2. Взаимодействие усиливающей и балансирующей петли

Рис. 3. Комплексная причинно-следственная диаграмма

В построенной диаграмме учитываются основные принципы концепции устойчивого развития: ресурсо- и энергосбережение, экологич-ность, экономическая эффективность и социальная ответственность [8]. На рис. 3 визуализированы проблемы перехода к беспилотным автомобилям: положительные аспекты (рост инвестиций, снижение логистических затрат транспортных компаний и интенсивности выбросов) будут ослабляться ростом активности водителей и профсоюзов, что в итоге может привести к социальным конфликтам в обществе.

Авторами были систематизированы и исследованы основные проблемы, возникающие при реальной технической эксплуатации беспилотных видов транспорта. Рассматривая транспортную инфраструктуру, важно учитывать протекание процессов в динамике с учётом взаимовлияния факторов, которые неизбежно будут сопровождать внедрение инноваций автоматизации на практике.

Результаты исследования показали, что руководство транспортными, торговыми, логистическими компаниями и правительство страны должны быть готовы к социальным конфликтам в обществе, связанным с внедрением систем, управляемых автоматикой. Перспективы развития таких автомобилей будут во многом зависеть от того, насколько общество и властные структуры будут готовы к инновациям в каждом конкретном регионе, насколько быстро и эффективно будут внесены изменения в соответствующие сферы социально-технического взаимодействия и какой социальный и экономический результат они будут иметь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов А. Как это работает: беспилотный автомобиль Google [Электронный ресурс] // Ро-ботоша: [сайт]. [19.05.2013]. URL: http:// robotosha.ru/robotics/how-it-worksdriverless-car-google.html (дата обращения: 23.11.2017).

2. Власти Невады легализовали автомобили, управляемые компьютером [Электронный ресурс] // РИА Новости: [сайт]. [27.06.2011]. URL: https://ria.ru/science/20110627/393955727.html (дата обращения: 11.09.2017).

3. Гараедаги Дж. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса / пер. с англ. Е. И. Недбальской; науч. ред. Е. В. Кузнецова. - Минск: Гревцов Букс, 2010. - 480 с.

4. Графкина М. В. Охрана труда и основы экологической безопасности. Автомобильный транспорт: учеб. пособие для использования в

учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образовании. - 3-е изд., стер. - М.: Academia, 2013. - 187 с.

5. Минделл Д. Восстание машин отменяется! Мифы о роботизации. — М.: Альпина нонфикшн, 2016. - 310 с.

6. Могилевкин И. М. Транспорт и коммуникации. Прошлое, настоящее, будущее. — М.: Наука, 2005. - 357 с.

7. О'Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 256 с.

8. Омельченко И. Н., Александров А. А., Бром А. Е., Белова О. В. Основные направления развития логистики XXI века: ресурсосбережение, энергетика и экология [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник: [сайт]. — 2013. — №10 (12). URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/ econom/log/118.html (дата обращения: 04.09.2017).

9. Соколов В. Г. Удалённый контроль параметров движения автомобиля // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура: электронный научный журнал. — 2017. — №2 (12). URL: http://www.adi-madi.ru/madi/article/view/421/pdf_282 (дата обращения: 23.11.2017).

REFERENCES

1. Antonov A. Kak eto rabotaet: bespilotnyj avtomobil' Google [How it works: Google's self-driving car] [Electronic resource] // Robotos: Robotosha: [website]. [19.05.2013]. URL: http:// roboto-sha.ru/robotics/how-it-worksdriverless-car-google.html (accessed: 23.11.2017).

2. Vlasti Nevady legalizovali avtomobili, upravlyaemye komp'yuterom. [The authorities of Nevada legalized cars controlled by a computer] [Electronic resource] RIA Novosti: [website]. [27.06.2011]. URL: https://ria.ru/science/20110627/393955727. html (accessed: 11.09.2017).

3. Garaedagi J. Sistemnoe myshlenie. Kak upravlyat' haosom i slozhnymi processami. Platforma dlya modelirovaniya arhitektury biznesa [Systems thinking. How to manage chaos and complex processes. Platform for modeling business architecture] per. s angl. E. I. Nedbal'skoj; nauch. red. E. V. Kuznecova [translated from English by E. I. Nedbalskaya; scientific ed. by E. V. Kuznetsov]. Minsk, Grevtsov Books, 2010, 480 p.

4. Grafkina M. V. Ohrana truda i osnovy ekologicheskoj bezopasnosti. Avtomobil'nyj transport: ucheb. posobie dlya ispol'zovaniya v uchebnom processe obrazovatel'nyh uchrezhdenij,

realizuyushchih programmy srednego

professional'nogo obrazovanii [Labor protection and fundamentals of environmental safety. Automobile transport: study. The manual is intended for use in the educational process of educational institutions implementing secondary vocational education programs]. 3rd ed., ster. M., Academia, 2013, 187 p.

5. Mindell D. Vosstanie mashin otmenyaetsya! Mify o robotizacii [The rise of the machines is canceled! Myths about robotization]. M., Alpina non-fiction, 2016,310 p.

6. Mogilevkin I. M. Transport i kommuni-kacii. Proshloe, nastoyashchee, budushchee [Transport and communications. Past, present, and future]. Moscow, Nauka, 2005, 357 p.

7. O'Connor J., McDermott I. Iskusstvo sistemnogo myshleniya: neobhodimye znaniya o sistemah i tvorcheskom podhode k resheniyu problem [The Art of system thinking: necessary knowledge about systems and a creative approach to problem solving]. Moscow, Alpina Business Books, 2006, 256 p.

8. Omelchenko I. N., Alexandrov A. A., Brom A. E., Belova O. V. Osnovnye napravleniya razvitiya logistiki XXI veka: resursosberezhenie, energetika i ekologiya [The main directions of logistics development in the XXI century: resource saving,

energy and ecology] [Electronic resource] Gumanitarnyj vestnik: [website]. 2013, №10 (12). URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/

econom/log/ 118.html (accessed: 04.09.2017).

9. Sokolov V. G. Udalennyj kontrol'para-metrov dvizheniya avtomobilya [Remote control of vehicle movement parameters] Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura: elektronnyj nauchnyj zhurnal [The car. Road. Infrastructure: electronic scientific journal]. 2017, №2 (12). URL: http://www.adi-madi.ru/madi/ article/view/421/pdf_282 (accessed: 23.11.2017).

Гусев Сергей Иванович, аспирант кафедры «Управление техническими системами» Ульяновского государственного технического университета, Е-mail: sergey-gusev1996 @yandex.ru. Епифанов Вячеслав Викторович, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» Ульяновского государственного техническо-гоуниверситета, Е-mail: [email protected].

Поступила 08.02.2021 г.

УДК 656.7.08

Р. А. САЙФУТДИНОВ, Д. Ю. БЕЛОГРУДОВА

МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБАД) как механизм обеспечения безопасности авиационной деятельности. Анализируется проблема управления безопасностью полётов, в частности, применение прогностического метода в виде метода оценки рисков «дерево фактов опасности» с целью снижения количества авиационных происшествий.

Ключевые слова: безопасность полётов, авиационная деятельность, оценка риска, прогнозирование, авиационное происшествие.

На сегодняшний день обеспечение безопасности авиационной деятельности является одной из главных задач в гражданской авиации, в связи с чем, согласно рекомендациям ИКАО, на каждом авиапредприятии должна быть создана система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБАД), а также должно быть обеспечено её должное функционирование. Основу функционирования СМБАД в Российской Федерации составляют:

© Сайфутдинов Р. А., Белогрудова Д. Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.