Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ «ОТАКУ» НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7-8 КЛАССОВ'

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ «ОТАКУ» НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7-8 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1114
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМЕ / СУБКУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / AN ANIME / A SUBCULTURE / A PSYCHOLOGY OF HUMAN BEING / ASOCIAL BEHAVIOR OF TEENAGERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тимофеева Яна Аркадьевна, Афанасьева Лира Иппатьевна

В данной статье рассматривается ситуация с влиянием японской анимации «аниме» на формирование мировоззрения детей подросткового возрастаThis article examines the situation with the influence of Japanese animation "anime" on the formation of the worldview of adolescent children on specific examples of its unsuccessful influence on the psyche and self-consciousness of people

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Тимофеева Яна Аркадьевна, Афанасьева Лира Иппатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ «ОТАКУ» НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7-8 КЛАССОВ»

Педагогика

УДК 376.54

студентка 1 курса Тимофеева Яна Аркадьевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ «ОТАКУ» НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7-8 КЛАССОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается ситуация с влиянием японской анимации «аниме» на формирование мировоззрения детей подросткового возраста.

Ключевые слова: аниме, субкультура, психология человеческого сознания, асоциальное поведение подростков.

Annotation. This article examines the situation with the influence of Japanese animation "anime" on the formation of the worldview of adolescent children on specific examples of its unsuccessful influence on the psyche and self-consciousness of people

Keywords: an anime, a subculture, a psychology of human being, asocial behavior of teenagers.

Введение. На сегодняшний день многие люди задаются вопросом о влиянии японской анимации на формирование психики подростка, учащегося в средних классах. Ведь именно в 7-8 классе средней школы подростки более восприимчивы к разным видам информации как эмоционально, так и духовно. Также в таком возрасте чаще всего человек определяет для себя свой будущий жизненный путь, формируя свой характер и собственные убеждения. Следовательно, этот период жизни предполагает собой внутренние изменения в духовном мире подростка, которые при получении определенной информации, могут привести к положительным или негативным последствиям, отражающимся в их будущей жизнедеятельности.

Изложение основного материала статьи. Субкультурой в современном мире принято считать совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо, но также дополняющей культуру общества в целом [5]. Исходя из этой формулировки определения, следует помнить, что представители какой-либо субкультуры не является специальной группировкой, маниакально следящей за чем-либо или кем-либо, как в последнее время это пропагандирует основная масса СМИ.

Ну, а в свою очередь, аниме - это японская анимация, отождествляющая душу японского народа, его менталитет и обычаи. Отсюда и этимологическое происхождение слова, - «anima» означающего с латинского «душа». Зачастую большая часть анимации рассчитана на подростковую и взрослую аудиторию, но также существует аниме для детей до 12 лет, хоть и выпускается оно реже.

Как описано в книге Екатерины Гаджиевой «Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии», японской культуре в целом свойственно повышенное внимание к символичности. Взять хотя бы представления классических театров Но или Кабуки, где от интерпретации любого жеста, взгляда и даже вздоха зависит правильное понимание всего содержания пьесы. Или традиционное искусство иллюстрации (кстати, прямого предка манги), где выбор того или иного цвета, позы изображенного человека или предметов, его окружающих, мог сказать очень многое не только о его душевном состоянии, но и о его отношении к тем или иным событиям [1, с. 28]. Соответственно, сама японская анимация проникнута глубокой культурой японского народа и его обычаями, что расширяет кругозор детей и подростков, являясь положительным эффектом от его просмотра.

Различается аниме по целевой аудитории:

• Кодомо-аниме, - манга и аниме, предназначенные для детей до 12 лет. Часто кодомо-аниме очень близко к европейской или американской анимационной школе и сильно отличается от других видов аниме не только по рисунку, но и по построению сериала.

• Сёнэн - аниме для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет). Основные признаки жанра: быстрое развитие и ярко выраженный динамизм сюжета (особенно в сравнении с сёдзё). Произведения содержат множество юмористических сцен, основываются на темах крепкой мужской дружбы, любого вида соперничества в жизни, спорте или в боевых искусствах.

• Сёдзе - аниме и манга для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет). В сюжете сёдзё аниме, как правило, присутствуют любовные отношения разной степени близости, в зависимости от возраста целевой аудитории, большое внимание уделяется развитию образов персонажей.

• Сэйнэн - аниме для взрослых мужчин (от 18 до 25-40 лет). Характерными чертами этого жанра являются элементы психологии, сатиры, эротики, больше внимания уделяется развитию персонажей. В редких случаях аниме или манга в жанре сэйнэн нацелены на бизнесменов в возрасте более 35-40 лет.

• Дзёсэй — аниме или манга для женщин. Сюжет чаще всего описывает повседневную жизнь женщины, живущей в Японии. Как правило, часть повествования отводится под события из школьной жизни главной героини (именно в это время она знакомится с другими действующими лицами и происходит завязка сюжета). В отличие от сёдзё, любовные отношения изображены в дзёсэе намного более проработанно [4].

Последователями данного течения представляются неприспособленные к жизни, стеснительные и не обладающими какими-либо умениями вербально воспроизводить информацию и общаться с другими людьми социофобами, которых волнует лишь ежедневный просмотр еще одного аниме-сериала, фанатизм и полная зависимость от этого. Таковыми являются некоторые подростки, имеющие проблемы с социальной адаптацией.

К сожалению, такое мнение чрезвычайно гиперболизирует образ анимешников и отаку (с японского «о» - уважительный префикс, «таку» - дом, что в сочетании образует словосочетание «ваш дом»), ведь насколько люди бывают разными, настолько и разные существуют виды отаку. В Японии отаку, увлекающихся аниме, называют также «аниота». Одни судорожно скупают вещи, предметы быта, фигурки, постеры и другие вещи с персонажами любимого аниме-сериала, читают стопками мангу, пока другие представляют из себя более облегченную версию предыдущих: они не так сильно привержены японской анимации и спокойно могут смотреть его в неделю по два-три раза, а то и меньше, особо не стараясь коллекционировать вещи с

персонажами и мангу, заваливая этими предметами все шкафы и полки в своем доме. Этот вид отаку и называют анимешниками, - людей, смотрящими аниме и читающими, что придется, иногда даже и прерывая эту деятельность на неопределенный срок. Это те люди, которым нравится «картинка» аниме.

Дополняя образ современного отаку, можно предположить, что он является человеком, работающим где-либо, отсюда и средства для приобретения предметов досуга с изображениями любимых персонажей из аниме или манги. Не исключается также тот факт, что отаку может активно проводить время со своими друзьями и семьей, организовывать кружки по общим интересам и вести живые беседы друг с другом, а также принимать участие в аниме-фестивалях, но, несмотря на это, в большинстве своем представители данной субкультуры испытывают некое безразличие к социальным взаимоотношениям. Это, к тому же, ее и является одной характерных черт отаку.

Стоит упомянуть про схожее, но в корне отличающееся понятие от отаку, - хиккикомори, людей, которые практически полностью ограничивают свой круг общения до 1-2 человек, иногда даже обрывая свои связи с семьей и близкими, и не выходят на улицу. Питаются они либо быстрорастворимой пищей, либо снеками и прочей едой, которая не рекомендована для постоянного употребления. Но, несмотря на это, они довольны жизнью, которую проживают в своих четырех стенах квартиры или комнаты, в зависимости от своего материального положения.

Здесь многие люди проводят параллели между двумя данными понятиями. По всеобщему пониманию, хикикомори посвящают все свое свободное время просмотру любимого аниме, однако следует помнить, что отаку также могут быть людьми с активной жизненной позицией, успешными карьеристами, иметь семью и друзей.

Чаще всего психологическими причинами становления хиккикомори является разочарование в реальном мире: сравнивая красочный, особый и непорочный мир японской анимации, реальность полностью разрушает их ожидания, представляясь местом грехов, пороков, всего остального, что просто не может выдержать психика эмоционально и восприимчивого человека. Хиккикомори не имеют привычки давить на себя, они, скорее, жалеют себя, так как являются слабовольными личностями.

Выживают хиккикомори только благодаря родительским деньгам, интернет-работе, пособиям от государства по безработице, инвалидности, так как некоторые изолированные от общества люди имеют физиологические или иные дефекты. Некоторые затворники считают, что работа-рабский труд для выживания в современном обществе.

Протест требованиям современного общества, все время сдавливающих их и не соответствующих их желаниям, оскорбления от сверстников, травля или чрезмерное давление в семье, - вот естественные причины становления хиккикомори. Ведь со временем нахождение в домашней обстановке приносит им душевное спокойствие и комфорт, а сеть является безопасным местом, где до них никто не сможет добраться. В большинстве случаев хиккикомори имеют синдром тайцзин кёфусё (сильный страх оскорбить окружающих и потерять доброе к себе отношение), обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства аутического спектра или шизоидное расстройство.

Существует также и более общественное и массовое течение людей, увлекающихся аниме и мангой, -косплееры. Они в большинстве случаев представляются людьми, передающими действие на экране в реальную жизнь. Создавая костюмы персонажей из какого-либо фандома, неважно, аниме это или компьютерная игра, косплееры участвуют в соответствующих конкурсах костюмов, обычно проходящих на фестивалях, схожих с российским «комиконом», на котором ежегодно собираются тысячи любителей анимации и видеоигр.

Сцены насилия в аниме действительно более графичные и хорошо проработанные, чем в российских или европейских мультфильмах. В японской культуре нет негласного «табу» на изображение крови и смерти. Это способно оказать негативное влияние на сознание ребёнка, который смотрит такие мультфильмы в большом количестве [3]. Но в то же время следует помнить о том, что аниме бывает разных жанров: как детское, рассчитанное на аудиторию от пяти лет и более, так и сложное, с замысловатым сюжетом и проработанными боями, легкими сценами насилия и психологической нагрузкой, а также гуру-аниме, - «запрещенный» жанр аниме, содержащее сцены жестокости и насилия со всем букетом из содержащих частей человеческого тела.

Примеры отрицательного влияния аниме на людей, склонных к асоциальному поведению:

1. Нацуми Цудзи, она же «Невада-чан», - 11-летняя девочка, утратившая связь с реальностью. Она убила свою одноклассницу ножом для резки бумаги, имея мотив мести за оскорбление в соцсети, и была отправлена на 4 года принудительного лечения. Увлекалась гуру-аниме, предполагающее собой аниме с множественным количеством насилия и жестокости.

2. Цутому Миядзаки, он же «отаку-убийца», серийный убийца, каннибал, с самого детства был изгоем среди сверстников из-за своих деформированных рук. Убил четырех девочек от четырёх до семи лет. Увлекался с детства мангой, аниме и жестокими хоррор-фильмами, даже можно сказать больше — он полностью погрузился в мир жестокой массовой культуры, забыв о реальной жизни.

3. 22-летний Хироюки Цучида в 2003г. убил свою мать, получив «знание» о том, что человеческая раса не должна существовать, во время непрерывного просмотра анимэ-сериала «Неон Генезис Евангелион» [6].

Эти три примера и вышеупомянутые представители субкультуры хиккикомори нам говорят о том, что люди, склонные к психическим заболеваниям, или подростки, с еще не сформированными взглядами на жизнь, с ослабленной из-за стресса психикой или эмоциональным переживанием, могут попасться под влияние определенного негативного жанра аниме и стать либо зависимыми от просмотра японской мультипликации, либо и вовсе неправильно воспринять посыл, замысел какого-либо определённого аниме и вследствие чего воссоздать себе установки, каким-либо образом наносящие вред обществу.

Но все же, сказать то, что отаку окружают себя ложью, просиживая за очередным аниме целые дни и стараясь не выбираться в общественность по лишнему поводу, будет неправильным, так как, если задуматься, то каждый человек по-своему лжет сам себе. Одни обращаются к Богу, другие - внушают себе разные чувства, а анимешники и отаку обращаются к аниме и манге.

Как описано в статье Ошкиной А.В., Фроловой Е.В. и Орловой Е.А, дети любят подражать героем мультфильмов. Например, выбрав для подражания японского мальчика, ребёнок пытается полностью вести себя как выбранный им герой, но это не всегда возможно, из-за разных ценностей народов. Для того, чтобы полностью погрузиться в образ персонажа, человек полностью отказывается от реальности и погружается в мир аниме [2, с. 2]. У категории людей, рассматриваемых в данной статье, обычная забава имеет риск

развития в реальное отрицание внешнего мира или и вовсе выход из него, что может проявиться в затворническом образе жизни или совершении преступлений под влиянием своих, скорее, ложных убеждений, полученных вследствие просмотра аниме.

Это может объясняться следующими факторами, влияющими на самосознание подростков, увлекающихся японской анимацией:

1. Замена социальных ценностей (хорошее может казаться плохим и наоборот).

2. Подсознательный страх перед другим людьми (множественные сцены насилия и кровопролития в современном аниме может оказать психологическую травму еще не сформировавшейся психике подростка).

3. Разочарование в действительности (удивительные и красочные миры в аниме настолько воодушевляют подростка, что он перестает признавать на подсознательном уровне действующую реальность).

4. Давление на работу мозга (резкая смена сюжета и частые кадры, сменяющиеся буквально секундами, заставляют мозг подростка трудиться в несколько раз больше, чем в обычном состоянии, из-за чего он может попасть в группу риска).

В этой связи, чтобы получить полную картину ситуации, следует учитывать основные возрастные особенности школьников 7-8 класса:

1. Чаще всего в этом возрасте дети стараются попробовать «вкусить запретный плод», искушаясь соблазнами взрослого мира, - курение, употребление нецензурной лексики, алкоголя (15 % респондентов).

2. Резкое волнение о мнении других людей и образе подростка в их глазах. «Достаточно ли я хорош?», - вопрос, которым задается любой подросток в данный период своей жизни (25%).

3. Восприимчивость к словам, действиям и поведению других людей, сильная раздражительность. Этот период является ключевым, потому что основные жизненные установки, определяющие его дальнейшую судьбу, он получает будучи подростком (30%).

4. Также подросток может изображать своеобразную эмансипацию, стремясь выйти из-под опеки взрослых. Это может выражаться в ссорах с родителями, побеге из дома или прогулы в школе (30 % опрошенных).

Но существуют и положительные стороны от просмотра аниме подростками, заключающиеся в том, что оно пробуждает добрые чувства, мотивирует к достижению новых высот и оставляет после себя приятное чувство. К тому же, многие анимешники и отаку вследствие просмотра аниме решаются научиться рисовать, монтировать видео, петь, а то и более, - находят для себя новую цель в жизни или же мечту, которую стремятся воплотить в реальность. Однако это также и зависит от того, что смотреть. Посмотрев добрый и захватывающий сёнэн-сериал, подросток может захотеть совершить какие-нибудь добрые поступки и вселить в других людей веру в счастливое будущее; остановив свой выбор на романической драме, открыться для новых чувств и знакомств; лицезрев мировой геноцид в эпичном полнометражном фильме-катастрофе, испытывать подсознательный страх к людям и всему окружающему.

Выводы. Итак, рассматривая данную проблему влияния японской анимации на формирование мировоззрения школьников 7-8 классов, то есть подростков, можно сказать, что основной массой подростков и людей, поддавшихся отрицательному влиянию аниме, являются люди, склонные к асоциальному поведению, те, кто имеет нестабильное психическое здоровье, а также переживающие постоянный стресс в действительном мире и ищущие утешение в ярком мире с привлекательными героями и захватывающим сюжетом. Как бы то ни было, в большинстве своем японская анимация аналогична западной и отличается от нее лишь рисовкой персонажей и культурными особенностями страны восходящего солнца.

Литература:

1. Гаджиева Е.А. Страна Восходящего Солнца: История и культура Японии / Гаджиева Е. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2006 - 249 с.

2. Ошкина А.В., Фролова Е.В., Орлова Е.А. Влияние аниме на сознание человека // Молодежь в социальной структуре российского общества. Материалы науч.конф. URL: http://econf.rae.ru/article/8552 (дата обращения: 20.04.2020).

3. [Аниме не повод для убийства], электронный ресурс, URL: https://www.zakonia.ru/analytics/anime-ne-povod-dlja-ubij stva

4. [Жанры аниме и манги по целевой аудитории], электронный ресурс, URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Жанры_аниме_и_манги#По_целевой_аудитории

3. [Значение термина субкультура], электронный ресурс, URL: https://terme.ru/termin/subkultura.html

4. [Как аниме влияет на психику подростка], электронный ресурс, URL:https://vyuchit.work/samorazvitie/kak-anime-vliyaet-na-psihiku-podrostka.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.