Научная статья на тему 'Проблемы в сфере продовольственной безопасности в условиях глобализации'

Проблемы в сфере продовольственной безопасности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОД / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищенко Нина Сергеевна

Сегодня продовольственная безопасность является глобальной проблемой номер один. В статье рассматриваются проблемные аспекты продовольственной безопасности в условиях глобализации, предлагаются возможные алгоритмы выхода из создавшейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы в сфере продовольственной безопасности в условиях глобализации»

УДК 338.439.053:005.59(476)

ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Ищенко Нина Сергеевна, к. ю. н., доцент Беларусь, г.Гомель, Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого

Сегодня продовольственная безопасность является глобальной проблемой номер один. В статье рассматриваются проблемные аспекты продовольственной безопасности в условиях глобализации, предлагаются возможные алгоритмы выхода из создавшейся ситуации.

Ключевые слова: голод, глобализация, продовольственная безопасность

PROBLEMS IN THE SPHERE OF FOODSECURITY IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Ishchenko Nina Sergeyevna, candidate of legal Sciences, associate Professor Belarus, Gomel, Gomel state technical University

Today, food safety is a global problem number one. The article deals with the problematic aspects of food security in the context of globalization and offers possible algorithms out of this situation.

Key words: hunger, globalization, food security

Сегодня проблема продовольственной безопасности (ПБ) стала глобальной проблемой номер один, оттеснив даже проблему ядерной угрозы. Данная проблема столь многогранна, столь сложна в вопросах ее разрешения, что над ней бьются не только на национальном, региональном, но и на международном уровне, и, тем не менее, жизнь демонстрирует недостижимость даже поставленных прогнозных показателей. В XX столетии в продовольственной помощи нуждались до 20 государств ежегодно, с 2009 г. таких государств уже более 40 и каждая вторая из них находится в продовольственном кризисе более десяти лет подряд. В 2011-2013 годах примерно каждый восьмой человек в мире (842 млн.) еще страдал от хронического недоедания. Об этом говорится в новом докладе «Состояние продовольственной безопасности в мире», опубликованном Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО), Международным фондом сельскохозяйственного развития (ИФАД) и Всемирной продовольственной программой (ВПП) [3]. Причем, большинство этих обездоленных лиц проживают в развивающихся странах. Вместе с тем 15, 7 миллионов человек голодают в развитых странах. Авторы доклада отмечают, что экономический рост в развивающихся странах привел к повышению доходов населения. Рост продуктивности в сельском хозяйстве в последнее время, поддерживаемый ростом государственных инвестиций и усилением интереса со стороны частных инвесторов к сфере сельского хозяйства, привел к

улучшению ситуации с продовольственным обеспечением в целом. Помимо этого, в некоторых странах значительную роль в сокращении бедности сыграли денежные переводы мигрантов. В результате всех этих факторов общее число голодающих снизилось с 868 млн. человек в 2010-2012 годах до - 842 млн. в 2013 году, т.е. на 26 млн. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, в мире наблюдаются региональные различия в снижении голода. Так, в странах Африки к югу от Сахары значительных улучшений не произошло. Эта часть африканского континента по-прежнему является регионом с самым высоким уровнем недоедания, где каждый четвертый - или примерно 24,8% населения - голодает. Прогресс в последнее время не наблюдался также и в странах Западной Азии. Южная Азия и Северная Африка добились лишь скромных результатов. Более заметное сокращение, как количества голодающих, так и уровня недоедания, произошло в большинстве стран Восточной Азии, в Юго-Восточной Азии и в Латинской Америке. Данная проблема не обошла стороной и такое государство, как США. Так, Нью-Йоркская коалиция по борьбе с голодом (NYCCAH) 26 ноября 2013 г. опубликовала доклад о проблемах голодающих и бездомных. По данным активистов, более 20% детей, живущих в городе, ежедневно недоедают. «Пока наиболее состоятельная часть населения питается лучшими деликатесами, каждый шестой житель города борется с голодом», - сообщил в интервью газете New York Times исполнительный директор NYCCAH Джоэль Берг. Он также отметил, что «недавние сокращения продовольственной помощи малоимущим лишь усугубляют ситуацию». В текущем году в Нью-Йорке на 10% увеличилось число посетителей пунктов раздачи продуктов питания и бесплатных столовых по сравнению с 2012 годом. Также выросло число малоимущих, голодающих и бездомных. Почти половина населения живет за чертой бедности или очень к ней близка. Острой критике в докладе подвергается существующее в Нью-Йорке неравенство между богатой частью населения города и «всеми остальными» [3,4].

Во всех государствах Евразийского региона отмечается благоприятный показатель достаточности средней ценности рациона питания, что свидетельствует о более высоком среднем показателе по региону, в сравнении с аналогичным показателем в мире или в развивающихся государствах. Тем не менее, показатели таких стран, как Таджикистан и Молдова, снизились ниже среднего мирового уровня до 100 и 102 процентов, соответственно. В Узбекистане и Грузии этот показатель соответствует уровню развивающихся стран. Самый лучший показатель в 141 процент демонстрирует Беларусь. Масштабы недоедания особенно высока в Таджикистане (31,7%); в Грузии (24,7%); Кыргызстане (6,4%) и Узбекистане (6,1%). Что касается Грузии и Таджикистана, то сочетание низкого уровня средней ценности рациона питания и низкого объема производства продовольствия на душу населения свидетельствует о недостаточном снабжении продуктами питания.

Беларусь имеет самый высокий объем производства продовольствия на душу населения на уровне 518 долл. США.

Для сравнения, в развитых странах этот показатель составляет в среднем 473 долл. США. В среднем, на Кавказе и в Центральной Азии показатель объема производства продовольствия на душу населения близок к средним показателям в мире.

С другой стороны, самые низкие показатели объема производства продовольствия на душу населения отмечаются в Таджикистане и Грузии, где они составляют 148 и 153 долл. США, соответственно. Показатель величины дефицита продовольствия, измеряемый количеством килокалорий на душу населения в день является довольно высоким в таких странах, как Таджикистан, Грузия и Молдова (262, 221 и 200 ккал на душу населения в день, соответственно). Для сравнения, средние показатели в мире и в развивающихся странах составляют 94 и 113 ккал на душу населения в день. Как следствие, эти же страны Евразийского региона имеют самый высокий показатель процентной доли масштаба пищевой неадекватности. Случай с Молдовой, где величина дефицита продовольствия с точки зрения ккал. на душу населения в день составляет 200, а масштаб пищевой неадекватности равняется 35,3%, вызывает тревогу. Это является самым высоким показателем по всей Восточноевропейской части региона СНГ[3].

В современных условиях продолжает нарастать дисбаланс между ограниченными природными ресурсами, ограниченными возможностями систем биосферы и стремительным увеличением народонаселения планеты. В глобализирующемся мире проблемы, возникающие в одних государствах, непосредственно либо опосредованно касаются иных государств. В связи с этим жизненно необходимо разрешать возникающие проблемы (в первую очередь, глобальные), консолидируя усилия всех государств мира (в т.ч. международных, региональных, национальных организаций). Достижение безопасности сводится к двум аспектам решения проблемы: первое - поддержание снабжения населения на уровне, достаточном для здорового питания и доступности его всем социальным группам страны, второе - минимизация зависимости от импорта и защита интересов национального производителя. Одновременно формирование и функционирование национальной продовольственной системы, перспективы ее развития должны в полной мере учитывать мировые тенденции, включая глобализацию экономики и либерализацию торговли продовольствием в рамках международно-правовых норм.

По сути, проблема, не решаемая в мире десятилетиями, является вызовом человечеству. В последнем докладе ФАО (2013 г.) констатируется отсутствие продовольственной безопасности в мире и анализируется положение дел в связи с этим. В конце двадцатого столетия мировое сообщество, определяя продовольственную политику, прогнозировало снижение количества голодающих к 2015 г. до 420-430 млн. человек, однако

ни на начало 2012 г. (количество голодающих составляло более 1 млрд. человек), ни на ноябрь 2013 г. человечество, несмотря на все предпринятые усилия, не смогло достичь желаемого. Обострение продовольственной проблемы, как на национальном, так и на международном уровне, обусловлено различными причинами - природно-климатическими; коррупционными, финансово-спекулятивными; рыночными, демографическими и др. [1,2,4]. Сказывается и хроническое недофинансирование сельского хозяйства, особенно в развивающихся странах, продолжающееся не одно десятилетие. По оценке специалистов ФАО, планета (а это возможно лишь при консолидации усилий многих государств, в первую очередь развитых государств) способна прокормить в два раза больше нынешней численности населения, однако из-за различий в уровне развития стран и наличия нищеты разница в обеспеченности населения лишь усугубляется. Реально обеспечить доступ продуктов возможно лишь с помощью существенного повышения уровня жизни населения и создания правовых, социально-экономических условий, гарантирующих приобретение продуктов питания без ущерба для иных сфер жизнедеятельности.

В Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН принята норма потребления из расчета 2400 ккал. в сутки, однако многие специалисты считают ее заниженной и предлагают повысить до 3000 ккал. В 2007 г. мировое потребление продовольствия составило 2798 ккал на человека в день. На перспективу для экономически развитых стран обеспеченность на душу населения принята из расчета 3500 ккал в сутки, рацион, вызывающий физическую деградацию организма человека, находится в пределах 1000 ккал и менее в день [1].

Функционирование мировой продовольственной системы осложняется природными и экономическими факторами. Природные катаклизмы периодически охватывают существенную часть территории сельскохозяйственных регионов. Значительное влияние на конъюнктуру мирового рынка продовольствия оказывают и демографические факторы. Быстрый рост населения, темпы роста которого в 1,5 раза опережают производство продовольствия, усугубляет и без того достаточно сложные проблемы. Наличие продовольственных запасов не является критическим, но они искусственно придерживаются, и цены «взвинчиваются» [1]. Рынками сбыта давно управляют так называемые перекупщики, коррупционеры. Производитель практически не имеет возможности самостоятельно и по достойной (а не бросовой) цене реализовать свой товар [2]. Финансовые спекуляции вызывают резкие колебания цен на рынках продовольственных, энергетических ресурсов, отрицательно отражаются на росте цен на все товары и услуги, а также жесткие условия выплат внешнего долга. Тормозят развитие рынка продовольствия и те факторы, которые должны были бы их, напротив, катализировать. Это касается процессов глобализации и упорядочения мировой торговли, вызывающих монополизацию. Речь идет о подавлении конкурентов посредством применения демпинговых цен (в про-

шлом году, российские производители в этом обвиняли сельхозпроизводителей Беларуси, поставлявших свою продукцию на рынки РФ с нарушением квот и по демпинговым ценам, однако это имело место по роду иных причин).

Факторы, усложняющие функционирование мирового рынка, сказываются на формировании ресурсов, определяя устойчивость дефицита, что в конечном итоге приводит к обострению продовольственной ситуации и росту цен. Проблема решается особенно сложно в странах, зависимых от импорта (так, согласно исследованиям профессора Г. Е. Быстрова, РФ на протяжении ряда лет относится к категории этих государств). Для бедных стран - это прямая угроза массового голода, социальной и политической нестабильности. Для стран, богатых природными ресурсами, но не обеспечивших продовольственную независимость, угрозы в сфере продовольствия также реальны.

Сложности в развитии продовольственной системы с различной степенью проявления характерны для всего мирового сообщества, однако разрешение их коррелируется с уровнем экономического развития государств. Если продовольствия не хватает для трети населения, страна объявляется голодающей и претендует на международную помощь. Модель глобальной продовольственной системы XXI столетия базируется на устойчивости развития, ресурсосбережении, экологической безопасности, субрегиональной и региональной интеграции, стабильности рынка и безопасности продуктов. Экологическая составляющая устойчивости - неотъемлемая часть развития. Основная ее задача - не предотвращение ущерба в биосфере вообще (в современных условиях это невозможно), а сведение к минимуму, чтобы иметь возможность для разработки путей и технологий по адаптации к изменениям среды обитания. Развитию глобальной продовольственной системы противостоят экономический, энергетический, продовольственный, системный кризисы и их последствия, существенно отличающиеся от подобных явлений прошлых лет. Современный этап решения продовольственной проблемы состоит в том, что практически все государства вынуждены предпринимать определенные меры оперативного характера на вызовы современности во избежание негативных последствий кризиса и защиты населения. Так, министерство сельского хозяйства США официально отвечает за реализацию Программы продовольственных купонов (Food Stamps Program) и ряда иных программ обеспечения продовольствием беднейших слоев населения. Базовыми критериями доступности помощи являются: уровень валового дохода семьи - ниже 130% или чистый доход - ниже 100% черты бедности; стоимость имущества семьи -менее 3 тыс. долларов США. Существенно трансформировались концепции защиты населения и механизмы их реализации: от оказания продовольственной помощи к управлению рисками и их предупреждению (т.е. не рыбку дать нуждающемуся, чтобы он ее съел на обед, а предоставление спиннинга и обучения ловли этой рыбки).

Важным аспектом является дальнейшее изменение тактики и стратегии в этой сфере. Краеугольным аспектом должно стать своевременное прогнозирование, моделирование ситуации и возможное оптимальное опережение и управление рисками от отдельно взятых проектов к системному регулированию. Экономический, продовольственный и системный кризисы, обуславливая перспективные направления, привносят элементы неопределенности влияния внешних и внутренних факторов на устойчивость глобальной продовольственной системы. Развитие предопределяют множество факторов, воздействующих комплексно [2, 3].

Показателен позитивный опыт работы в рассматриваемой сфере группы двадцати ^20). Группа двадцати крупнейших экономик состоит из 19 государств (Австралия, Аргентина, Бразилия, Германия, Индия, Италия, Канада, Китай, Россия, Великобритании, США, Франция, Япония и др.) и Европейского союза. Вопросам ПБ были посвящены многие саммиты 020 - в 2010 г. в Сеуле (был принят многолетний план действий, включающий раздел по ПБ), в 2011 г. (в рамках председательства Франции на встрече министров сельского хозяйства был принят План действий по волатильно-сти продовольственных цен и сельскому хозяйству). Декларация, одобренная лидерами 020 на встрече в Каннах в 2011 г. определила 5 основных целей в сфере улучшения ПБ и повышения продуктивности сельского хозяйства: совершенствование сельскохозяйственного производства; улучшение рыночной информации и ее прозрачности; смягчение последствий колебания цен для наиболее уязвимых групп населения; активизация международной политики в области координации действий; улучшение функционирования сельскохозяйственных рынков. В 2012 г. (при председательстве Мексики) в 020 одним из приоритетов также стало повышение ПБ и реагирование на волатильность товарных цен. Фактически были подтверждены заявленные ранее глобальные цели, подчеркнута необходимость реализации обязательств, принятых в 2011 г. [3,4].

Следовательно, устойчивость функционирования национальных экономик в целом и продовольственных систем в частности необходимо рассматривать в контексте мировых интеграционных процессов, одним из условий которого является либерализация международной торговли. Процесс глобализации катализирует дестабилизирующие факторы мировой системы и приводит к возникновению угроз продовольственной безопасности. Сегодня важно активизировать работу по устранению основных деструктивных факторов, осложняющих разрешение глобальной проблемы, коими являются:

• Ухудшение экологической обстановки на планете приводит к сокращению потенциала природных ресурсов, необходимых для наращивания объемов производства и формирования продовольственных ресурсов.

• Наличие во многих регионах и странах голода, недоедания из-за неспособности продовольственной системы международного сообщества обеспечить людей планеты полноценной пищей по доступным ценам.

• Отсутствие реальных социальных гарантий и бедность. Сельскохозяйственные рабочие живут за чертой бедности в большинстве стран мира, оплата их труда характеризуется низким уровнем, отсутствуют гарантии занятости.

• Недостаточный либо низкий уровень материально-технической базы в сфере сельского хозяйства, крайне малое применение инновационных технологий, результатов НТП вследствие недостатка либо отсутствия финансовых ресурсов либо кадрового состава.

• Уровень гигиены и безопасности труда рабочих в сельском хозяйстве крайне низок. Сельское хозяйство - это отрасль наиболее опасная для здоровья и жизни. Ежегодно в мире на производстве гибнет 170 тыс. работников, 3-4 млн. получают серьезные отравления.

Таким образом, реализация комплекса совместных мер позволит укрепить продовольственную безопасность государств, расширить для каждого государства рыночное пространство, повысить рост производства и его масштабы, занятость и доходы сельских товаропроизводителей, повысить устойчивость конъюнктуры рынка каждого государства и в целом, создаст условия для более полного эффективного использования природных, производственных и финансовых ресурсов.

Список литературы

1. Ильина З. М. Глобальные проблемы и устойчивость национальной продовольственной безопасности: в 2 кн./ З. М. Ильина. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2012. - Кн. 2. - 161 с.

2. Ищенко Н.С. Беларусь и мировой опыт противодействия коррупции/Н. С. Ищен-ко. - Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2011.- 250 с.

3. Официальный сайт продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН - ФАО [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: www.fao.org. - Дата доступа: 26.11.2013.

4. Множественные проявления продовольственной безопасности/ www.fao.org; www.interfax.ru/world/news.asp. - Дата доступа: 26.11.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.