ИЗ ОПЫТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Статья посвящена проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей, проблемам готовности педагогов к организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Ключевые слова: одаренные дети, комплексная диагностика, индивидуальная и групповая учебно-познавательная деятельность, педагогическое мастерство.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности. Эта проблема становится все более актуальной. Исследования специалистов, проводимые на протяжении ХХ века, убедительно свидетельствуют о том, что одаренность - интегральное свойство личности. Ядро структуры одаренности составляют три основных компонента: высокие интеллектуальные способности, креативность, высокая мотивация к достижению цели.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности является комплексной, в ней пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. С психологической точки зрения, одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества.Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то
Л.М. Тагирова
образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям.
Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.
Анализ современной научно-методической литературы, статей, публикаций и реальной практики обучения и воспитания в современной отечественной школе свидетельствует о наличии противоречия между необходимостью эффективного обучения, воспитания и развития одаренных детей и недостаточным уровнем разработанности программ и методик, психологических и педагогических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.
Поэтому проблема работы с одаренными детьми в старших классах как актуальная и возможная для решения должна реализовываться в средних общеобразовательных учреждениях.
Выявив талант ребенка, педагог должен не пускать развитие на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу. При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Стратегии ускорения и обогащения одаренных детей могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
В процессе обучения одаренных детей и построения своей деятельности педагог должен: - разработать гибкие, индивидуализированные программы;
- использовать различные стратегии обучения;
- способствовать формированию положительной самооценки ученика;
- уважать его ценности; поощрять творчество и работу воображения;
- стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявлять уважение к индивидуальности ученика.
Для изучения уровня интеллектуального, умственного развития учащихся педагогами используются тесты: определение общих способностей Айзенка, компьютерный тест - матрица Дж. Равенна и субъективные мето-
Проблемы в работе с одаренными детьми старших классов ... I
ды экспертной оценки.
На основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля. Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса, формирование логического мышления, способность рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных.
Существует опасность того, что одаренные дети, стремясь к новым знаниям, опережая остальных учеников, могут уделять недостаточное внимание основной программе. Поэтому главная задача учителя - нахождение компромисса, оптимального баланса между изучением программы и получением углубленных знаний.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому обучающиеся начинают привлекаться к исследовательской работе в 8-9-х классах. Значительных результатов в проектной и исследовательской деятельности обучающиеся достигают в 10-11-х классах, а проведенные тестирования в 11-м классе часто доказывают их одаренность, выявленную педагогами неформальным методом в 8-9-х классах, наблюдавшими их высокую любознательность, исследовательскую активность, способность классифицировать и категоризировать информацию, умение широко пользоваться накопленными знаниями, упорство в достижении результата.
В современной педагогике индивидуализация, являющаяся одной из технологий личностно-ориентированного образования, названа одной из ведущих стратегий обучения одаренных детей. Смысл индивидуализации в том, что в поле внимания учителя - каждый ребенок, потому система «дозирования» уровня трудностей для каждого ребенка своя, темп обучения, овладение новым содержанием, способом деятельности, новыми смыслами - свой.
Индивидуальная форма организации работы с одаренными детьми предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями и т.д.); решение задач, примеров, подготовка рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений, исследований и т.д.
Одаренный ребенок стремится показать свои знания не только на уро-
ке, но и на более высоком уровне - на олимпиадах, научно-практических конференциях. На этом уровне талант оказывается в среде себе равных. Когда человек обладает выдающимися способностями, он стремится соревноваться в этой области с другими, доказать свое превосходство, желает побед - и это неудивительно. Поэтому большое внимание обращается на подготовку таких учащихся к олимпиадам и выполнению научно - исследовательских работ и проектов. То есть проектную деятельность применяют как одну из форм работы именно с одаренными детьми.
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этой цели знаний из разных областей, что способствует всестороннему развитию ребенка.
Использование метода проектов в дополнение к классно-урочной системе обучения повышает мотивацию к изучению предметов, знание которых востребовано для решения задач конкретного исследования. Проектная деятельность учащихся рассматривается и как особое направление внеклассной работы, углубляющей и расширяющей предметные знания.
Для этого педагогами школы организуется совместная работа над проектом, учащиеся осуществляют самостоятельную индивидуальную и групповую учебно-познавательную деятельность, и в процессе происходит:
- развитие умений работать с различными информационными источниками;
- отбор необходимой и отсеивание лишней информации;
- формирование исследовательских умений;
- увеличение полноты знаний в различных областях;
- осваивание социально-профессиональной роли;
- организация делового сотрудничества;
- осознание взаимосвязи научных и экономических знаний;
- разработка и защита проектов;
- обеспечение эмоциональной удовлетворенности школьников собственной деятельностью и ее результатами.
Раскрытие творческого потенциала и индивидуальности способных детей, поддержание познавательного интереса к школьным предметам осуществляется благодаря индивидуализации обучения на протяжении нескольких лет обучения в школе (с 8-го по 11-й класс), привлечение к участию
Проблемы в работе с одаренными детьми старших классов ... I
в предметных олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.
В условиях индивидуализации проектной и исследовательской деятельности стараемся развивать самостоятельность учащихся. Самостоятельность в действиях учащихся проявляется в умении использовать знания или сформированные приемы работы (с помощью учителя или без него, согласно инструкции или совершенно самостоятельно).
Подготовка к олимпиадам, исследовательская и проектная деятельность требует много времени и сил. В процессе совместной работы наши отношения с учеником становятся партнерскими, каждая сторона заинтересована в конечном результате, причем в положительном.
Результатом работы с одаренными детьми на протяжении нескольких лет являются: победы наших учеников в муниципальных, региональных турах Всероссийской олимпиады школьников, победы в конкурсах исследовательских и проектных работ зонального, республиканского и всероссийского уровней, поступление в ведущие вузы Российской Федерации, самореализация учащихся.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Литература
1. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований // Воспитание школьников. - 2009. - № 1. - С.25-31.
2. Антонова Е. Е. Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одарённости // Завуч. Управление современной школой. - 2009. - № 5. - С.117-124.
3. Барбитова А. Д. Проблема одаренности: от теории к практике // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.9-20.
4. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. - 96 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
6. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
7. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981.
8. Генералова Н. С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.
9. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
10. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
11.Долженкова Т. В. Организация работы с одарёнными школьниками как один из параметров оценки качества образования / Приложение к журналу "Методист" Мастер-класс. - 2008. - №7. - С.15-17.
12. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
13. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / / Библиотека журнала «Директор школы». - 2001. - №1. М.: «Сентябрь», 2001.
14. Интернет-ресурсы.