Тепляков О.В.
ПРОБЛЕМЫ В ПОДХОДЕ К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА
Итоги Второй мировой войны привели к пересмотру «классических» войн, где присутствовала четкая атрибутика ведения боевых действий: противник, фронт, тыл, фланги. В эпоху «холодной войны», когда сформировались «системы сдерживания военной агрессии» между «социалистическим содружеством» и «миром капитала», в недрах Пентагона велись поиски способов разрушения этого равновесия.
При изучении различных военных конфликтов американские ученые военного ведомства пришли к выводу, что таким методом достижения поставленных целей может быть ведение скрытых террористически-партизанских действий. Подобный вид вооруженного противостояния показал свою высокую эффективность при вооруженных конфликтах на различных континентах нашей планеты.
В результате на первый план стали выходить скрытые многоступенчатые сообщества с размытыми структурными контурами, где отсутствовала классическая организационная система с единым управляющим органом, а деятельность осуществлялась множеством автономных ячеек, претворяющих в жизнь планы и идеи стратегического центра. Подобная инфраструктура сопротивления использовала методы тайного противостояния с образованием временных сообществ, создаваемых для решения конкретной задачи и самоликвидирующихся после ее выполнения.
В последнее время, в связи с появлением огромного количества экстремистских организаций, террористическая война перешла в новое качество. Как свидетельствует современная идеология и практика терроризма на планете, и в частности в России, он из вспомогательного инструмента в рамках политической борьбы трансформировался в самостоятельное политическое средство насилия.
С целью принятия широкого комплекса мер по совершенствованию борьбы с терроризмом возникает необходимость определить и классифицировать терроризм как отдельное противоправное деяние, направленное на уничтожение государственности и порождения ненависти с целью разложения общества.
Историческая ретроспектива террористической деятельности показывает многообразие его видов, форм реализации насильственных методов для достижения определенных целей. В ходе изучения этого феномена возникают сложности, связанные с политическими противоречиями в оценке террористической деятельности и отсутствием единого подхода к типологии видов терроризма в мировой научной среде. Проблема классификации терроризма напрямую смыкается с отсутствием точного определения данного явления.
Сегодня на планете присутствует огромное количество классификационных моделей этого феномена, которые разрабатываются учеными различных стран мира, где сталкиваются с этим злом. С одной стороны, множество типологий терроризма усложняет борьбу с «чумой XXI века», с другой, раскрывается его многоликость и постоянная видоизменяемость. Одна из первых попыток систематизации структуры и основных видов терроризма была предпринята в 1934 г. во время работы V конференции по унификации уголовного права, где терроризм был условно разделен на «политический» и «социальный» [3, с. 72].
Впервые классификационную модель терроризма, основанную по типу действий, предложил британский эксперт П. Уилкинсон. Он определил, что преступный терроризм основывается на корыстном захвате чужого имущества; политический терроризм основывается на националистическом достижении политической независимости от колониальной державы и революционном терроризме, предусматривающем изменение политической идеологии социального и политического устройства общества; а терроризм, поддерживаемый государством, является инструментом, используемым в международном конфликте. Данная типология позволила выйти за рамки простого определения этого явления.
Другой исследователь, Дж. Белл, выделил 6 типов терроризма: психопатический, криминальный, терроризм «бдительности», эндемический, санкционированный властями и революционный [4, с. 10 - 18].
Своеобразная модель классификации терроризма была разработана Б. Крозье. В основу своей классификации он положил типологию групп, вовлеченных в насилие. По его мнению к террористическим группам относятся:
1. Этнические группы — группы меньшинств, стремящиеся заменить политическую власть представителями их собственной этнической группы.
2. Марксистские революционные группы, объединенные единой марксистской идеологией.
3. Анархические группы, стремящиеся к минимизации государственных структур, якобы это приведет к полной свободе в обществе.
4. Уголовные группировки, действия которых направлены на получение только криминальной прибыли и не имеющие политической подоплеки.
5. Неофашистские и правые группы, предназначенные для борьбы с левыми и либеральными политиками и активистами. Для данных групп терроризм ориентируется на традиционные для нации политические доктрины и ценности, исторически — на национальных деятелей прошлого [5, с. 197-199].
В России ученый Ю.М. Антонян в своей классификационной модели терроризма попытался охватить всю многоликость этого опасного явления с учетом разграничения криминологического и уголовно-правового понятия терроризма, а также предложил различать террористические акты в зависимости от наличия или отсутствия жертв. Также им было осуществлено выделение международного терроризма, с выделением тех сфер жизни общества, где он реализуется, по его целям, по социальным конфликтам, которые порождают данное явление.
В настоящее время многообразие террористических организаций, политические противоречия в оценке терроризма предопределяют и отсутствие единого подхода к его классификации.
В 1970 г. на Межамериканской конференции по правам человека, посвященной проблемам терроризма и защите от него населения, было определено, что терроризм может иметь индивидуальный и массовый характер, стихийную и организованную формы выступления по социальным, политическим и идеологическим причинам [1, с. 34].
При этом следует учитывать, что фактические причины терроризма заложены в социально-экономических, идеологических условиях среды, но они «органически» не порождают терроризм. «Терроризм обусловливается социологическими факторами, но сам не представляет собой социологического явления», -отмечает фон дер Хейдте [2, с. 87].
Специалисты по борьбе с терроризмом агентства разведывательной информации США считают, что при расследовании совершенных актов массового устрашения главным является выявление типа терроризма.
Международная практика борьбы с терроризмом показывает, что наиболее продуктивным является следующий алгоритм анализа, позволяющий выделить те общие составные элементы, от которых можно отталкиваться и конструиро-
вать типологию изучаемой террористической организации и совершаемых ею актов массового устрашения.
Процесс исследования конкретного террористического акта может быть разделен на два этапа.
На первом этапе объектом исследования является исполнитель террористического акта, которым является лицо, введенное в заблуждение определенной идеологией или вставшее на путь «криминального насилия» с целью осуществления определенной разрушительной работы или получающее моральное удовлетворение от своего «могущества».
На втором этапе уже можно определить идеологическую основу осуществленного акта массового устрашения и сил, стоящих за этим. Исполнители происходят из определенной среды, где господствуют социально-экономические, национальные, этнические и социальные конфликты, которые порождают мировоззрение многих оппозиционных групп, берущих на вооружение подобные методы борьбы.
Для этого необходимо выделить общую и специальную части возможной классификации.
Общая часть определяется по следующим показателям:
1.1. Выраженность совершенного террористического акта:
а) адресная; б) анонимная.
1.2. По характеру субъекта террористической деятельности:
а) индивидуальный; б) коллективный.
1.3. Временные параметры процесса террористической деятельности:
а) краткосрочные; б) среднесрочные; в) долгосрочные.
1.4. По способам воздействия на объект:
а) инструментальный - имеет целью достижение реальных изменений во властных отношениях путем нанесения физического урона и материального урона, психологический эффект является второстепенным;
б) демонстративный - имеет целью привлечение внимания к какой-либо проблеме, драматизировать ее, вызвать эмоциональную реакцию у тех политических оппонентов, которые выступают в качестве объекта террористических актов.
1.5. По масштабам очагового поражения:
а) «внутрирегиональный очаговый процесс поражения» - охватывает один из районов внутри государства, без вмешательства межрегиональных оппонен-
тов, с возможными выходами на межрегиональную арену террористической борьбы;
б) «межрегиональный очаговый процесс поражения» - охватывает несколько соседних регионов (два или более), без вмешательства международных оппонентов, не выходит за пределы государственной границы, с возможными выходами на межгосударственную арену террористической борьбы;
в) «межгосударственный очаговый процесс поражения» - охватывает территорию нескольких соседних государств (двух или более), с участием международных оппонентов, с выходом за пределы государственной границы одного государства, имеет перспективу выхода на глобальный уровень;
г) «глобальный очаговый процесс поражения» - с участием международных оппонентов, полностью охватывает мировое пространство, имеет перспективу дестабилизировать международную обстановку и привести цивилизацию к глобальному кризису.
1.6. По силам и средствам:
а) индивидуальный; б) групповой; в) массовый.
1.7. По форме:
а) взрывы; б) поджоги; в) использование оружия массового поражения; г) захват заложников; д) похищение людей.
1.8. По видам средств поражения:
а) обычный - использует обычные средства поражения и ВВ; б) промышленный ЯХБ - ядерный, химический, биологический, осуществляется с использованием ядерных взрывных устройств и элементов ядерного расщепления, опасных химически и биологически опасных веществ и средств их доставки; в) электромагнитный - осуществляется с использованием генерирующих установок мощного электромагнитного излучения, воздействующих как на людей, так и на определенные технологические системы объектов инфраструктуры; г) кибернетический - осуществляется с применением специальных программ-вирусов для вывода из строя или нарушения нормального функционирования компьютерных сетей; д) информационный - осуществляется с использованием источников СМИ и других информационных средств в целях нагнетания негативной обстановки в обществе, разложения его определенных групп; е) экономический - осуществляется с целью дестабилизации экономики и финансовой сферы субъекта террористического акта.
1.9. По способам совершения террористического акта:
а) применение огнестрельного оружия; б) организация взрывов и поджогов в городах; в) взятие заложников; г) применение ядерных и радиоактивных веществ; д) организация промышленных аварий; е) уничтожение транспортных средств; ж) электромагнитное облучение; з) информационно-психологическое воздействие.
1.10. По целям и задачам:
а) меркантильным - ставит своей целью получение каких-либо уступок или выполнение определенных требований; б) апокалипсическим - ставит своей целью нанесение любой ценой максимального ущерба объекту террористического акта.
1.11. По целям террористического акта:
а) физическое устранение политических оппонентов; б) устранение гражданского населения; в) акции возмездия г) дестабилизация деятельности государственных органов власти; д) нанесение экономического ущерба; е) провоцирование военного конфликта; ж) изменение политического строя; з) осложнение межнациональных и межконфессиональных отношений.
Специальная часть относится к классификации мотивационно-ценностных основ деятельности террористической организации. Вторая ступень типологии терроризма должна являться главным индикатором идентификации природы мотивации, где выявляется некая идея, которая движет субъектами терроризма. Мотив является систематизирующей основой субъекта террористической деятельности, который определяет: стратегические и тактические цели; преимущественные объекты и формы преступных посягательств; выбор места и времени совершения акта терроризма; отношение к средствам массовой информации и общественному мнению и т.д.
Мотивационно-ценностные основы деятельности террористической организации позволяют выделить два направления: политико-идеологическое и криминальное.
Политико-идеологическое направление представлено субъектами, которых характеризует ряд признаков. В частности, все они входят в политические, националистические, религиозные экстремистские организации, стратегической целью которых является изменение социально-политических устоев социума или недопущение реформаторских процессов в обществе. Свои действия они считают правильными, а существующие законы несовершенными. Активно развивают средне- и долгосрочные программы действий с целью расширения социальной
базы в обществе, которая разделяет идеологию и цели террористов. С помощью РЯ-деятельности осуществляют тиражирование своих идеологий, чтобы воздействовать на широкие слои населения.
В идеологическом плане это направление ориентировано на политические доктрины. Кратко их охарактеризуем.
а) Социальная доктрина по своей сути предусматривает коренное или частичное изменение экономического или политического строя в государстве. Носителем социальной идеологии являются представители групп, которые исповедуют тоталитарную идеологию меньшинства, базирующуюся на идее о том, что существующий государственный режим реакционен, преступен, вреден и нелегитимен. Поэтому в отношении существующего конституционного строя и лиц, поддерживающих его, допустимы любые способы воздействия, включая их физическое уничтожение.
б) Конфессиональная - предусматривает противостояние сторонников одной религии с приверженцами другой, а также преследует цель изменения светской власти на конфессиональную. Здесь субъектом террора и революции выступают группы: религиозных меньшинств; активного авангарда мажоритарной религии; неортодоксальных религий, сект.
в) Этническая - закладывает в основу этой идеологии идеи сепаратизма и национализма. Организации этно-сепаратистского и националистического толка в край угла своей деятельности ставят борьбу против экономического и политического доминирующего действия государства на сепаратистской территории или пытаются проводить политику превосходства одной нации над другими народами или расами. Субъекты этнического терроризма представляют собой группы, чей статус определяется этнической принадлежностью. Данная разновидность терроризма является стремлением к изменению формы государственного устройства, созданию самостоятельного государства или достижению частичных изменений в положении соответствующих этнических образований.
г) Экологическая - предусматривает радикальную защиту живой среды от загрязнения, связанного с человеческой жизнедеятельностью. В данном случае радикальные экологические группы прибегают к террористической деятельности, чтобы обратить внимание общественности на существующие проблемы загрязнения окружающей среды.
Криминальное направление также имеет ряд особенностей. К нему следует относить профессиональные и организованные преступные группировки, не
имеющие стратегических целей. Планы субъектов терроризма краткосрочны, определяются тактическими целями. Они оказывают воздействие на достаточно узкий круг людей, от которых зависит принятие выгодных для террористов решений. Общественная поддержка не предусматривается. Участники данных группировок изначально осознают преступный характер своих действий и не пытаются их оправдать.
В основу криминального терроризма заложены корыстные цели наживы с помощью преступной деятельности. В его основу заложено совершение преступными группировками террористических актов, направленных на устрашение и уничтожение конкурентов, на шантаж органов государственной власти для решения своих преступных планов.
Данный вид терроризма является высшей формой проявления организованной преступности, которая бросает вызов государственным структурам и обществу в борьбе за расширения сферы своего влияния, осуществляя свою устрашающую деятельность на глазах властей и правоохранительных органов.
Представленная классификация терроризма имеет определенную условность по причине бесконечного многообразия, смыкания и переплетения различных форм этого феномена. Таким образом, в связи с многочисленностью мнений по вопросу создания различных типологических моделей терроризма - это явление остается актуальной проблемой для выработки единого подхода к его классификации.
Подобные исследования в этой сфере позволяют решить проблему, возникающую в изучении этого криминально-политического феномена современности. Соответственно, такие действия будут способствовать эффективности борьбы с терроризмом, чтобы адекватно создавать систему мер для защиты от этой угрозы. Работоспособность такой системы антитеррористической безопасности напрямую зависит от типологической модели терроризма, которая сможет способствовать объективно и своевременно отслеживать те изменения, которые постоянно происходят в содержании, организации и тактике экстремистских организаций.
* * *
1. Бремер Л.П. Международный и внутренний терроризм // Высокотехнологичный терроризм. М.: РАН, 2002.
2. Вавилов А. Новые проблемы внешней политики Саудовской Аравии // Обозреватель. 2000. № 3.
3. Терроризм в современном капиталистическом обществе. Вып. 5. М., 1983.
4. Bell J.B. Transnational Terror. Washington, D.C.: American Enterprise Institute, 1975.
5. Crozier B. Terrorist Activity: International Terrorism. Washington, D.C.: United State Senate, 1975.