УДК 378.1 ББК 65.497.4
© Фидлерова Х., Шмида Л., Дриеникова К., Хрдинова Г., Сакал П.
ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ1
В данной статье описываются цели и результаты проекта KEGA, касающегося проблем формирования устойчивой корпоративной социальной ответственности и её реализации в системе высшего образования Словакии.
Устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность, система высшего образования,учебные программы.
Основная цель проекта KEGA № 037STU-4/2012 состоит в обосновании включения предмета «Устойчивая корпоративная социальная ответственность» в учебный план магистратуры по программе «Производственный менеджмент» на факультете материаловедения и технологии Словацкого технического университета в г. Трнава.
Промежуточными целями проекта являются:
1. Анализ доступных источников информации по вопросу роли образования в обеспечении устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.
2. Составление плана учебного курса по предмету «Устойчивая корпоративная социальная ответственность».
3. Написание учебника для преподавания предмета «Устойчивая корпоративная социальная ответственность».
ФИДЛЕРОВА
Хелена
доктор наук,
Словацкий
технический
университет
1 Л и ?
ШМИДА ДРИЕНИКОВА ХРДИНОВА ? САКАЛ
Любомир Катарина Габриэла Петер
кандидат наук, кандидат наук, аспирант, профессор,
Словацкий Словацкий Словацкий Словацкий
технический технический технический технический
университет университет университет университет
lubomir.smida@stuba.sk katarina.drienikova@stuba.sk gabriela.hrdinova@stuba.sk peter.sakal@stuba.sk
1 Подготовка статьи осуществлена при поддержке Словацкого агентства исследований и развития в рамках соглашения № LPP-0384-09 «Концепция HCS модель 3Е vs. Концепции корпоративной социальной ответственности (КСО)», а также в рамках проекта KEGA (культурный и образовательный грант Министерства образования Словакии) № 037STU - 4/2012 «Введение предмета «Корпоративная социальная ответственность бизнеса» в учебную программу «Управление промышленным производством второго уровня на факультете материаловедения и технологии Словацкого технического университета в г. Трнава (MTF STU Tmava)».
4. Экспериментальная проверка качества преподавания предмета. «Устойчивая корпоративная социальная ответственность».
5. Оптимизация учебной программы «Устойчивая корпоративная социальная ответственность».
В настоящей статье представляется первая часть работы, в которой излагаются результаты анкетного опроса работников высшего образования Словакии по ключевым вопросам изучения проблем устойчивого развития.
Вопросник был составлен в программе GoogleDocs [5].
Опрос проводился в режиме online. Сначала ссылка на вопросник была разослана по электронным адресам всех высших учебных заведений Словакии, преимущественно ректорам и деканам. Ответы поступали в период с 17.12.2012 по 28.03.2013. В целом они охватили 26 респондентов. В составе респондентов, заполнивших анкету, оказались:
- 20 представителей факультетов/ институтов в общественных (публичных) школах;
- 2 представителя факультетов/институтов государственной школы;
- 4 представителя факультетов/институтов частных школ.
В результате обработки ответов на вопросы анкеты установлено, что вопросы устойчивого развития (УР), устойчивого развития бизнеса (УРБ), корпоративной социальной ответственности (КСО) преподаются (изучаются) на/в 9 факультетах/институтах (35%); не преподаются на/в 17 факультетах/институтах (65%). При этом вопросы преподаются (изучаются) как отдельный предмет на/в 5 факультетах/институтах (56%), интегрированы в другие предметы на/в 4 факультетах/институтах (44%).
Дальнейший анализ шёл раздельно: по факультетам/институтам, где пре-
подаётся УР, УРБ или КСО, и факультетам/институтам, где эти вопросы не изучаются.
По факультетам и институтам, где преподаётся УР, УРБ или КСО, количество преподавателей, прошедших специальную подготовку, составляет 3 человека (33%), а не прошедших подготовку - 6 человек (67%).
Что касается отражения изучаемых вопросов в учебных программах, то выяснилось, что преподавание ведётся в основном в рамках лекций по обязательным предметам (67%). Преподавание в рамках факультативных дисциплин на основе эмпирического опыта составляет 22%. Вопросы УР, УРБ, КСО преподаются также в рамках лекций по факультативным предметам (22%). Кроме того, преподавание в рамках обязательного предмета на основе эмпирического опыта охватывает 11% и в рамках факультативного предмета по изучению ІБО 26000 - тоже 11%.
Респонденты в своих ответах отметили темы, приоритетные с точки зрения УР, УРБ, КСО в образовательном процессе2. Это:
- устойчивое социально ответственное управление - 67% ответов;
- устойчивая корпоративная социальная ответственность, охрана климата и заботливое отношение к окружающей среде, устойчивый маркетинг и КСО - 56%;
- поддержка образования, развитие сотрудников, их карьерного роста, системы равных возможностей, выплата пособий и вознаграждений, устойчивое предпринимательство и КСО - 44%;
- эргономика, безопасность и здоровье работников, включая меры, выходящие за рамки юридических обязательств работодателя, устойчивая конкурентоспособность, справедливое отношение к клиентам, поддержка не-
2 Респонденты могли отмечать неограниченное количество позиций.
обходимых и некоммерческих секторов, управление потенциалом сотрудников, КСО и Европейский союз, социально ответственное поведение правительства и государства, устойчивый/легальный доход и КСО - 33%;
- баланс между работой и личной жизнью, равные возможности и разнообразие, сотрудничество с добросовестными поставщиками и клиентами, устойчивое производство, соответствие международным стандартам, экстернализация расходов транснациональных корпораций и её влияние на деятельность малых и средних предприятий в Словакии, историческое развитие КСО и практические примеры в мире, Европейском союзе, Словакии и Чешской Республике, КСО в качестве справедливой стратегии для малых и средних предприятий в Словакии, устойчивый персонал и КСО, устойчивое качество жизни человека на планете Земля и КСО, устойчивая производительность и интенсивность труда и КСО - 22%;
- 1Б0 26000 и её критический анализ, устойчивое потребление и КСО, устойчивое разнообразие и биоразнообразие и КСО - 11% ответов.
Что касается преподавания вопросов УР, УРБ и КСО в будущем, то большая часть респондентов считает, что эти вопросы следует изучать глубже и особенно в стратегическом плане (56%). Другая группа респондентов полагает, что это нужно делать в зависимости от интереса учащихся к теме (33%). По мнению третьей группы, обучение необходимо проводить в тех же объёмах, что и прежде (11%).
Для дальнейшего развития образования по вопросам УР, УРБ, и КСО, а также привлечения факультетов/институтов к решению этой проблемы, с точки зрения респондентов, целесообразно:
- создание эффективной национальной стратегии УР и КСО при поддержке государства, более активное участие
предприятий в применении принципа организации производства в зависимости от потребностей следующего технологического участка - 71%;
- для осуществления наиболее эффективного нормативно-правового обеспечения государство должно стремиться к стимулированию ответственности и/или мотивировать школы на изучение проблем УР, УРБ, КСО - 29%;
- должна быть обеспечена организационная, техническая и финансовая поддержка со стороны руководства факультета/института - 14%.
Темы исследований по вопросам УР, УРБ, КСО, считают респонденты, должны определяться:
- правительством, по крайней мере, на уровне базовых принципов и требований - 63% ответов;
- требованиями предприятий - 50%;
- Европейским союзом в сотрудничестве с государствами-членами ЕС - 38%;
- руководством университета - 25%.
Размещению существенной информации об УР, УРБ, КСО, по мнению респондентов, могут способствовать:
- веб-страницы Европейского союза, компетентных государственных институтов в странах и предприятий; содействие продвижению решения этих проблем в средствах массовой информации (телевидение, радио) в странах -67% ответов;
- веб-страницы университетов, журналы, периодические издания компетентных государственных институтов в странах - 56%;
- продвижение материалов по данной проблеме в средствах массовой информации (телевидение, радио) Европейского союза - 44%;
- журналы, периодические издания предприятий - 33%;
- журналы, периодические издания Европейского союза - 22%;
- журналы, периодические издания университетов - 11%.
Намерение сотрудничать с частным сектором в изучении проблем устойчивого развития поддержали 75% респондентов, а 25% таких намерений не высказали.
Мы ознакомили участвующих в анкетировании школы с результатами опроса. Представители колледжей и университетов выразили нам свою благодарность.
Основные выводы таковы:
1. Опираясь на результаты анкетного опроса, можно утверждать, что важность и актуальность обучения по теме устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности признаётся системой образования Словакии.
2. Согласно результатам опроса факультетов/институтов, где вопросы УР, УРБ и КСО преподаются преимущественно в рамках обязательных предметов, в будущем следует сосредоточиться на
стратегических аспектах исследования этих проблем.
3. В качестве мер, способствующих дальнейшему развитию процесса образования по вопросам УР, УРБ и КСО, а также политики факультетов/институтов в этом направлении, выявлена необходимость разработки эффективной национальной стратегии для УР и КСО, важность официальной поддержки государства и более активного участия предприятий в совершенствовании организации производства в зависимости от потребностей в становлении нового технологического уклада.
4. Преимущественными средствами для позиционирования/продвижения существенной информации по вопросам УР, УРБ и КСО на/в факультетах/институтах являются веб-страницы Европейского союза, а также средства массовой информации (телевидение, радио) страны, вебстраницы её университетов, журналы и периодические издания компетентных государственных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. [Electronic resourse]. - Available at: http://www.ugatu.ac.ru/science/ue_2012/
2. DOLCETA Ucenie o trvalej udrzatel’nosti. [cit. 2013-05-01] [Electronic resourse]. - Available at: http://www.dolceta.eu/slovensko/Mod5/-Ucenie - o -trvalej-udrzatel’nosti-.html
3. Dotaznfkovy prieskum vzdelavacich a kooperativnych projektov podporovanych sйkromnymi firmami na univerzitach a vysokych skolach. 2011 [Electronic resourse]. - Available at: http://www.etrend.sk/weby/csr/formular-vysoke-skoly.php
4. Fifekova a kol. 2011. Uspesnost Slovenska vo vytvarani podmienok pre spolocensky zodpovedne podnikanie [Electronic resourse]. - Available at: http://www.google.sk/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&s ource=web&cd=1&ved=0CDMQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.employment.gov.sk%2Fsprava-o-vytvarani-pomienok-pre-szp-na-slovensku.pdf&ei=9a9rUazeL-j64QTsk4CYBQ&usg=AFQjCNEAT0CK GYCCdtOVJDCe3oUKHXiV1A&sig2=-pDxB8g2thNA_SQxbz749Q&bvm=bv.45175338,d.Yms,
5. GoogleDocs [Electronic resourse]. - Available at: https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?for mkey=dC0yUER3cHpXbmQ5bG8yUndKYVVyaHc6MQ.
6. Oddelenie ekonomiky a socialnych veci OSN, divizia pre trvalo udrzatel’ny rozvoj, Agenda 21, kapitola36 [Electronic resourse]. - Available at: http://www.un.org/esa/sustdev/documents/agenda21/english/ agenda21chapter36.htm
7. Sprava o socialnej zodpovednosti podnikov: zodpovedne a transparentne spravanie podnikov a udrzatel’ny rast. 2013 [Electronic resourse]. - Available at: http://www.europarl.europa.eu/sides/ getDoc.do?pubRef=-//EP//N0NSGML+REP0RT+A7-2013-0017+0+D0C+PDF+V0//SK
8. Zavedenie predmetu „Udrzatel’ne spolocensky zodpovedne podnikanie“ do studijneho programu Priemyselne manazerstvo na II. stupni MTF STU Trnava. Projekt c. 037STU-4/2012. Rocna sprava o rieseni projektu KEGA. 2012 [Electronic resourse]. - Available at: http://www.scss.sk/cd_apvv_lpp_0384_09_2011/V%C3%9DSTUPY%20Z%20VLASTNEJ%20 VEDECK0-V%C3%9DSKUMNEJ%20A%20PEDAG0GICKEJ%20%C4%8CINN0STI/KEGA%20 2012_2014/ziadost_037stu-4_2012%5B1%5DFinal.pdf