ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ЗОНЕ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ АРСЕНАЛОВ ХИМИЧЕСКОГО
ОРУЖИЯ
Булатный И.П. (Брянский информцентр Российского Зеленого Креста, РФ)
The basic tendencies of the approach to the decision of the problems connected to storage and processing of an arsenal of the chemical weapon, stored in Bryansk area are submitted.
Важнейшим принципом к решению проблем устойчивого развития Брянского региона является уничтожение химического оружия Почепского арсенала, который создает определенную экологическую опасность.
Вблизи г.Почепа хранится 7,5 тысяч тонн боеприпасов (18,8% от всего химического оружия России) с нервно -паралитическими веществами.
Оружие, поражение которым основано на ядовитом отравляющем действии веществ, называется химическим.
Россия и СССР никогда не применяли химическое оружие в военных конфликтах. Почему же возникла проблема запрещения и уничтожения химического оружия?
Основными причинами являются:
- стремление многих стран устранить возможность использования этого вида вооружения;
- международные обязательства России, ее постоянная инициатива о запрещении химического оружия, например, иприта и люизита, имеющихся в России, и практическая невозможность использовать их в качестве БОВ;
- возрастающая возможность протечки длительно хранящихся боеприпасов, что делает эксплуатацию хранения опасной и дорогой; чем дольше химическое оружие храниться, тем сложнее и дороже его уничтожать ;
- местные конфликты и распространение терроризма, когда нельзя исключить несанкционированный доступ к токсическим веществам и их использование;
- большая опасность поражения мирного населения при использовании химического оружия при военных операциях (на одного погибшего солдата, по некоторым подсчетам, будет приходиться 20-30 пораженных среди мирного населения, которое при внезапном применении химического оружия окажется практически не защищенным).
Небольшая историческая справка о хранении химического оружия на Почеп-ском арсенале Брянской области.
В период развития артиллерии в России началось строительство (с 1870 по 1895 год) Курского артиллерийского склада. Эксплуатация склада началась в 1895 году с вводом в строй первой очереди.
В ноябре 1917 года склад был национализирован и передан в подчинение Орловского военного округа. С ноября 1918 года объект переформировывается в Курский Временный артиллерийский склад. В период гражданской войны, спасая склад от войск Деникина, в сентябре 1919 года его перебазируют в местечко Лосиноостровское, откуда возвращают к месту постоянной дислокации в город
Курск в августе 1920г. 2 октября 1921 года склад передают в подчинение Московского военного округа. С марта 1923 года склад именуется "Курский артиллерийский склад материального имущества". С июля 1926 года приказом склад переформирован. С декабря 1936 года войсковая часть функционирует как склад военно-стратегических сил Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны склад эвакуируют в город Белебей Башкирской АССР, откуда возвращают в город Курск в январе 1944г., а в мае 1955г. перебазируют в город Почеп Брянской области. С 1967 года на территории Почепского арсенала началось размещение авиационных химических боеприпасов. С апреля 1998 года арсенал передан в Управление ликвидации химического оружия Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты.
Арсенал специализируется на хранении химических авиационных боеприпасов различного калибра с зарином, зоманом, У-газами.
Зарин, зоман, У-газы - фосфорорганические боевые отравляющие вещества нервно-паралитического действия.
Авиационные боеприпасы хранятся без взрывателя.
Химические боеприпасы размещены на обособленной охраняемой территории площадью 270 га в наземных хранилищах следующих типов: защищенные арочные хранилища - 23 шт.; металлические хранилища - 21 шт.; кирпичные хранилища - 40 шт.
Все хранилища оборудованы молниезащитой и противопожарным инвентарем. Территория оборудована пожарной сигнализацией и обеспечена противопожарными запасами воды.
На территории, кроме хранилищ с химическими боеприпасами, размещены объекты для проведения плановых работ с боеприпасами и обеспечения безопасности функционирования арсенала. Все мероприятия направлены на обеспечение безопасного их хранения.
Хранение химических боеприпасов организовано в соответствии с действующими руководящими документами Министерства Обороны Российской Федерации.
Результаты проверок, проведенных предприятиями промышленности, показали, что химбоеприпасы пока нейтральны по отношению к материалу корпуса, что в настоящее время позволяет обеспечивать безопасность хранения.
За время хранения авиационных химических боеприпасов аварийных ситуаций не было. В случае возможного возникновения аварийной ситуации, вводится в действие разработанный и согласованный со всеми заинтересованными ведомствами план проведения мероприятий по их ликвидации.
В 1993 году, 10 лет назад, была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 года, ратифицирована Россией 5 ноября 1997 года.
В настоящее время в Конвенции участвуют 148 государств. После присоединения к Конвенции Россия стала членом Организации по запрещению химического оружия. С 1998 года Россия является постоянным членом Исполнительного Совета этой Организации.
Согласно Конвенции о запрещении химического оружия, государства обязаны ликвидировать свои запасы химоружия не позднее апреля 2007 года. Для России сейчас эта программа скорректирована: установлен 2012 год - тот срок, к которому мы должны уничтожить последний килограмм химического оружия.
Следует рассмотреть вопрос: отравляющие вещества и окружающая среда Происходит ли очищение окружающей среды от отравляющих веществ?
Такие процессы в природе существуют. К ним следует отнести, прежде всего, распад самих отравляющих веществ в биосфере, разбавление в больших объемах воды или воздуха; осаждение их в иле, торфе и других средах, потребление и преобразование веществ микроорганизмами, растениями и животными.
Следует отметить, что производство химического оружия последнего поколения проводилось с учетом современных требований к защите окружающей среды. Транспортировка химического оружия на многочисленные базы и сбор его в существующие ныне арсеналы также не сопровождался никакими аварийными ситуациями.
В настоящее время поставлена задача, чтобы на строящихся объектах уничтожения химического оружия применять самые современные технологии и приемы защиты окружающей среды, не допустить попадания отравляющих веществ в окружающую среду. Планируются три уровня строгого контроля состояния окружающей среды:
- внутри объекта;
- по его периметру;
- и по прилегающей территории.
Наибольшая угроза может возникнуть в период пуско -наладочных работ, безопасному проведению которых должно быть уделено особое внимание. Очень важно хорошо подготовить и обучить технике безопасности персонал, который будет впервые приступать к работе с отравляющими веществами.
Контроль за состоянием окружающей среды вокруг объектов по уничтожению химического оружия должен осуществляться, прежде всего, самими предприятиями и объектами по хранению химического оружия. Одновременно контроль будет производиться специально сертифицированными лабораториями, учреждениями санитарно-эпидемиологического надзора и природоохранными организациями.
Создание общественных лабораторий контроля практически неосуществимо из -за большой стоимости современной аппаратуры и необходимости сертификации таких лабораторий. Принципы обеспечения доступа общественности к экологической информации сформулированы Организацией Объединенных Наций (Европейской экономической Комиссией) в 1996 году. Этот документ признает, что участие общественности способствует усилиям органов государственной власти по охране окружающей среды.
Физическому или юридическому лицу, по его просьбе, должен быть предоставлен свободный доступ к экологической информации. Государство обязано публиковать новейшую информацию в рамках докладов об экологическом состоянии. Оно должно обеспечить участие общественности в принятии решений в области охраны окружающей среды.
Каково состояние мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды в зоне хранения химического оружия Почепского арсенала?
Пользуясь правом участия общественных организаций в деле информирования населения о состоянии окружающей среды, контроля и мониторинга в зоне хранения химического оружия Почепского арсенала, Информационный центр по работе с населением в г.Брянске Российского Зеленого Креста обратился в Федеральное агентство по безопасному хранению и уничтожению химического оружия с просьбой дать возможность доступа к соответствующим материалам, которые имеются в организациях Брянской области, осуществляющих мониторинг окружающей среды в зоне защитных мероприятий, зоне хранения химического оружия Почепского арсенала и в зоне планируемого строительства завода по детоксика-ции химического оружия. На 2004-2006 годы для обеспечения санитарно -гигиенического мониторинга в зоне объекта по уничтожению химического оружия запланировано 22 378 236 рублей. Мониторинг в 2004 году осуществляли следующие организации:
- центр санитарно -эпидемиологического надзора по Брянской области;
- специализированная инспекция аналитического контроля по Центральному региону;
- проблемная лаборатория Брянской инженерно -технологической академии;
- Брянский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В виду того, что нами не получены отчеты по проделанной работе за 2004 год
от организаций, осуществлявших мониторинг и контроль окружающей среды в зоне хранения Почепского арсенала, мы в настоящее время не можем дать свою информацию по этому вопросу.
На основании изложенных материалов следует отметить, что уничтожение химического оружия следует производить как можно быстрее. При этом разработаны средства индивидуальной и коллективной защиты, к которым относятся:
- средства защиты органов дыхания - противогазы: общевойсковой, промышленный с коробкой БКФ, гражданские ГП-4У, ГП-5 и ГП-7, детские ПДФ-7, ПДФ-Д и ПДФ-Ш, детская защитная камера КЗД-4 и КЗД-6;
- средства защиты кожи (специальные общевойсковые защитные комплекты и костюм Л-1);
- средства дегазации кожи, поверхностей оборудования, территории (индивидуальные противохимические пакеты - ИПП-8,9; а также 12,5% растворы аммиака, 3%-перекиси водорода, 8% - персоли);
- медицинские средства защиты: лекарственные препараты (антидоты), индивидуальный противохимический пакет, индивидуальная аптечка, в которой содержится отечественный достаточно активный антидот фосфорорганических отравляющих веществ - афин.
Существуют средства коллективной защиты: фильтрационные установки и агрегаты, устанавливаемые в убежищах; запасы лекарственных препаратов в аптеках и т.п.
Химическое оружие небезопасно, особенно сейчас, в период разгула терроризма Техногенное вмешательство человека в окружающую среду должно смениться на стремление человека создавать благополучную окружающую среду,
обеспечивать совместную эволюцию, совместное развитие с природой. В необходимости уничтожения химического оружия заложена спасительная идея и может быть одна из надежд: не допустить эволюции в деградацию, сохранить Землю и природу ради того, чтобы жить смогли не только наши дети, но и правнуки.