Научная статья на тему 'Проблемы установления и взимания туристического налога в Российской Федерации и Республике Крым'

Проблемы установления и взимания туристического налога в Российской Федерации и Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
192
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ НАЛОГ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ СБОР / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ / СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / TOURIST TAX / TOURIST LEVY / REGIONAL AND LOCAL TAXES AND LEVIES / SYSTEM OF TAXES AND LEVIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Евсикова Елена Витальевна, Жигулина Виктория Викторовна

В статье проводится анализ региональных и местных налогов и сборов и их роль в формировании региональных и местных бюджетов. Обосновывается необходимость введения туристического налога как одного из местных налогов и сборов, средства от уплаты которого будут поступать в местный бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Евсикова Елена Витальевна, Жигулина Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of establishment and collection of tourist tax in the Russian Federation and in the Republic of Crimea

In the article the analysis of regional and local taxes and levies and their role in forming of regional and local budgets are conducted. The necessity of introduction of tourist tax is grounded as one of community charges and collections, facilities from the inpayment of that will enter local budget.

Текст научной работы на тему «Проблемы установления и взимания туристического налога в Российской Федерации и Республике Крым»

Евсикова Елена Витальевна

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Крымского филиала

Краснодарского университета МВД России (e-mail: Helen_yevsikova@mail.ru)

Жигулина Виктория Викторовна

курсант 3 курса Крымского филиала

Краснодарского университета МВД России (e-mail: vikysa_number_van@mail.ru)

Проблемы установления и взимания туристического налога в Российской Федерации и Республике Крым

В статье проводится анализ региональных и местных налогов и сборов и их роль в формировании региональных и местных бюджетов. Обосновывается необходимость введения туристического налога как одного из местных налогов и сборов, средства от уплаты которого будут поступать в местный бюджет.

Ключевые слова: туристический налог, туристический сбор, региональные и местные налоги и сборы, система налогов и сборов Российской Федерации.

E.V. Evsikova, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Agencies of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Helen_yevsikova@mail.ru;

V.V. Jigylina, 3rd year cadet of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: vikysa_number_van@mail.ru

Problems of establishment and collection of tourist tax in the Russian Federation and in the Republic of Crimea

In the article the analysis of regional and local taxes and levies and their role in forming of regional and local budgets are conducted. The necessity of introduction of tourist tax is grounded as one of community charges and collections, facilities from the inpayment of that will enter local budget.

Key words: tourist tax, tourist levy, regional and local taxes and levies, system of taxes and levies of the Russian Federation.

В настоящее время Российская Федерация переживает период реформ, затрагивающий все сферы управления, в том числе сферу налогообложения, без чего не может существовать ни одно государство. Указанные реформы направлены, прежде всего, на усовершенствование и развитие налоговых правоотношений, экономическое развитие Российской Федерации в целом и ее субъектов, что достигается путем грамотно выстроенной и слаженной системы налогов и сборов.

Вместе с тем, налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации состоят из поступлений от уплаты региональных налогов и федеральных налогов и сборов, направля-

емых в региональные бюджеты в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Кроме того, налоговые доходы органов местного самоуправления муниципальных образований формируются за счет поступлений от уплаты местных налогов и сборов, поступлений от федеральных и региональных налогов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом о федеральном бюджете и законом каждого субъекта Федерации о бюджете этого субъекта Федерации.

Так, согласно анализу исполнения бюджетов муниципальных образований Республики Крым за 2015 г. Министерства финансов Респу-

172

блики Крым основные поступления в крымский бюджет за 2015 г. дал налог на доходы физических лиц - более 2246,9 млн руб. (38,8% от общего количества налоговых и неналоговых поступлений местных бюджетов Республики Крым), налоги, взимаемые в связи с применением специальных налоговых режимов -

532.5 млн руб. (9,2%), земельный налог -

303.6 млн руб. (5,2 %) [1].

В то же время остальные региональные и местные налоги и сборы в разрезе налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты Республики Крым практически не присутствуют. Специфика урегулирования налоговых правоотношений на территории Республики Крым заключается в том, что в силу ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее -Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ) [2, ст. 23] законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 г.

Таким образом, до 1 января 2015 г. на территории Республики Крым взимался туристический сбор - местный сбор, средства от которого зачисляются в местный бюджет по ставке от 0,5% до 1% от стоимости всего периода проживания (ночлега) у налоговых агентов, которым в соответствии с Налоговым кодексом Украины [3] в 2011 г. был заменен авансовый туристический патент.

Например, в 2011 г. в Крыму поступления от туристического сбора составили около 8,5 млн грн. (приблизительно 32,3 млн руб.). Так, 91 территориальная община аккумулировала в своих бюджетах туристический сбор, средства которого шли на развитие их инфраструктур. В первую очередь это советы, территории которых отнесены к курортным зонам [4].

Вместе с тем, в 2012 г. в Крыму поступления от туристического сбора в бюджет выросли на 14% и составили только за май - август 6 млн грн. (около 22,8 млн руб.).; в 2013 г. собрали 11,7 млн грн. (около 44,6 млн руб.) туристического сбора, что на 7,3% больше, чем за 2012 г. (10,9 млн грн. - около 41,5 млн руб.) [5].

По официальным данным Министерства курортов и туризма Республики Крым, налоговые поступления в бюджет Крыма от туристического сбора в переходный период составили

19 млн 345 тыс. руб. [6], что на 57% меньше, чем поступило за аналогичный период 2013 г. (44 млн 693 тыс. руб.). Уменьшение поступлений в бюджет от туристического сбора было связано с рядом причин: 1) предприятия, которые прошли перерегистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, не взимают туристический сбор; 2) предприятия, которые в 2013 г. взимали туристический сбор и имели менее 29 койко-мест, в 2014 г. не взимали туристический сбор, а выбрали патент [7].

Так, в переходный период в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ в целях увеличения доходов местных бюджетов от легализации доходов, получаемых гражданами от предоставления мест для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения на территории Республики Крым, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 20916/14 [8] был утвержден Порядок уплаты налога на доходы физических лиц гражданами, предоставляющими места для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения, по фиксированным ставкам (далее -Порядок) без регистрации как индивидуального предпринимателя.

Согласно вышеуказанному Порядку граждане, имеющие индивидуальное средство размещения (не более 29 мест) для предоставления платных услуг по временному проживанию отдыхающих, обязаны были уплачивать с таких доходов налог на доходы физических лиц по фиксированным ставкам на основе Свидетельства об уплате налога на доходы физических лиц, полученных от предоставления услуг по кратковременному проживанию в индивидуальных средствах размещения, которое выдавалось на каждое индивидуальное средство размещения в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговыми органами заявления от налогоплательщика.

Базовая фиксированная ставка налога на доходы физических лиц составляла: 12 руб. за 1 кв.м общей площади средства размещения в месяц при площади средства размещения до 50 кв.м; 20 руб. за 1 кв.м общей площади средства размещения в месяц при площади средства размещения свыше 50 кв.м.

Так, например, в 2014 г. в налоговые органы Республики Крым обратились за получением свидетельств 2289 граждан, которым выдано 2576 свидетельств. Наибольшее количество свидетельств в 2014 г. приобретено в Ялтин-

173

ском регионе - 1327, Евпаторийском - 388, Феодосийском - 286, Алуштинском - 230, г. Симферополе - 222. По данным приобретаемых свидетельств, официально уплачиваются налоги с 2633 объектов недвижимости, в которых предоставляются места для кратковременного проживания, в том числе 1671 объекта с общей площадью до 50 кв.м.

Общая сумма поступившего налога на доходы физических лиц граждан, предоставляющих места для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения по фиксированным ставкам, за 2014 г. составила 8 млн 803 тыс. руб. [6].

При этом в Законе Республики Крым от 6 июня 2014 г. № 19-ЗРК/2014 «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым» [9] предусмотрено патентование деятельности по сдаче в аренду жилых помещений в туристический сезон самозанятыми гражданами, но оно предполагает регистрацию физических лиц как индивидуальных предпринимателей.

Однако при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя стартовый порог для начала работы по сдаче жилья внаем, с учетом всех расходов, связанных с регистрацией, составляет около 30 тыс. руб. Для работы в течение 3-4 месяцев в году в данной сфере это существенный барьер. Учитывая, что порядка 70% рынка в сфере предоставления услуг временного проживания на территории Республики Крым относится к физическим лицам, сдающим свое жилье внаем в течение летнего периода, Республика Крым рискует получить значительный сектор отрасли, «работающий в тени».

Таким образом, в условиях переходного периода в 2014 г. на территории Республики Крым продолжалось взимание туристического сбора, что позволило пополнить бюджет Республики Крым на 19 млн 345 тыс. руб. Одновременно осуществлялось привлечение к налогообложению индивидуальных предпринимателей и граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сдачу жилья внаем и получающих доходы от такой сдачи путем приобретения соответствующего свидетельства, что позволило собрать 8 млн 803 тыс. руб.

В то же время в связи с взиманием туристического сбора в Республике Крым в переходный период проблемными оставались следующие вопросы: 1) отсутствие доступа на территорию частных домовладений для проверки достоверности информации соб-

ственника о стоимости проживания, количестве койко-мест, сдаваемых внаем, количестве проживающих человек и дней их пребывания; 2) отсутствие возможности доступа в квартиры многоквартирных домов, собственники которых используют их для предоставления услуг временного размещения, для ведения учета и привлечения их к налогообложению; 3) отсутствие четко прописанных штрафных санкций.

Следует отметить, что дискуссии по поводу установления и введения в систему налогов и сборов Российской Федерации туристического налога (сбора) ведутся довольно давно, а принятие законопроекта, предусматривающего введение туристического налога (сбора) в Российской Федерации, уже давно обсуждается как в научных кругах, так и среди законодателей, а также представителей широкой общественности.

Напомним, что инициатором проекта закона о введении в России туристического сбора выступила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Предполагалось, что сбор не станет обременительным для туристов, поскольку его сумма составит от 100 до 200 рублей, а введение туристического сбора даст возможность увеличить доходную часть бюджетов и сконцентрировать средства на восстановлении памятников истории и культуры, исторических поселений [10].

Так, туристический сбор может стать существенным источником доходов для регионов, которые сильно зависят от федерального бюджета, поскольку все средства, полученные данным путем, пойдут на поддержание памятников истории и архитектуры в регионах.

В то же время противники введения туристического налога (сбора) среди основных аргументов называют то, что туристический поток слишком мал, за исключением таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, а также Краснодарского края и Крыма, а деньги, которые могут быть получены за счет сборов, уйдут на административные издержки, на поддержку туристических объектов останутся крохи. В связи с этим, прежде чем вводить сборы, необходимо сначала увеличить внутренний туристический поток [11].

Следует отметить, что в октябре 2014 г. коллектив сенаторов - Е. Бушмин, С. Рябухин и В. Петров предложили на рассмотрение законопроект о введении специального туристического налога, который предлагалось взимать с физических лиц, в том числе с иностранцев и лиц без гражданства. По задумке авторов, решение о введении налога и его размер должны

174

были самостоятельно определять региональные власти.

Однако Правительство РФ раскритиковало данный законопроект, мотивируя это тем, что принятие туристического налога может привести к удорожанию отдыха на российских курортах, что станет серьезным препятствием на пути развития отечественного туризма. По данным заключения, невозможно определить, что является предметом налогообложения, каковы будут ставка, порядок и срок уплаты [12].

Вместе с тем, вопрос об установлении и введении в Российской Федерации туристического налога (сбора) остается открытым, и на данный момент Министерство по делам Северного Кавказа совместно с Министерством финансов и правительством Ставропольского края разрабатывает законопроект о введении туристического сбора.

По мнению авторов данной работы, в отличие от курортного сбора, который уплачивался только на территории курортных регионов, туристический налог может уплачиваться как на всей территории Российской Федерации, так и на отдельных территориях, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований, решением представительных органов которых он будет вводиться.

Необходимость введения туристического налога обосновывается ростом антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе на рекреационные территории и парковые зоны, а также на жилищно-коммунальную инфраструктуру городов-курортов. Так, в курортных и туристических регионах, таких как Республика Крым, поток туристов в летнее время вырастает до 10 раз, что, соответствен-

1. Анализ исполнения бюджетов муниципальных образований Республики Крым за 2015 год. Симферополь, 2016. URL: http:// minfin.rk.gov. ru/file/Binder1(1).pdf

2. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя: федер. конституц. закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (с изм. и доп. от 29 дек. 2015 г.). URL: http://base.garant.ru/ 70618342/

3. Налоговый кодекс Украины от 2 дек. 2010 г. № 2755-VI (ред. от 2 марта 2014 г.). URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/ ed20140302/page35

но, в 10 раз увеличивает нагрузки на коммунальные службы, городскую инфраструктуру, затраты на обслуживание - уборку мусора, канализацию, подачу воды, нагрузки на газовые и электрические сети, на транспорт и т.д. Целесообразность введения туристического налога обусловлена также необходимостью расширения туристических услуг и повышения культуры обслуживания.

Таким образом, происходящие сегодня процессы государственно-правового реформирования всех сфер управленческой деятельности, в том числе сферы налогов и сборов, требуют выработки новой концепции построения системы налогов и сборов, отвечающей реалиям сегодняшнего дня. Не стоит забывать о том, что туристический и курортный налог (сбор) существует во многих странах мира, и ввести его можно только в форме налога -местного налога, который будет вводиться местными властями на соответствующей территории. При условии установления лояльных ставок - от 0,5% до 1% - разумный размер сбора не отпугнет туристов. Кроме того, опыт взимания такого вида местных налогов и сборов -курортного сбора и туристического сбора - в Российской Федерации и в Республике Крым уже есть.

Поэтому в качестве пилотного региона для апробации туристического налога предлагается выбрать именно Республику Крым, которая уже имеет определенный опыт по взиманию данного налога. Реализация проекта в данном субъекте Российской Федерации позволит обеспечить сохранение и развитие туристических и курортных объектов на территории Крымского полуострова.

1. Analysis of execution of budgets of municipal formations of the Republic of Crimea for 2015. Simferopol, 2016. URL: http://minfin.rk.gov.ru/file/ Binder1(1).pdf

2. About an acceptance in the Russian Federation of the Republic of Crimea and formation in composition of the Russian Federation of new subjects - the Republic of Crimea and city of federal value of Sevastopol: fed. constitutional law d.d. March, 21 2014 № of 6-FCL (as amended on Dec. 29, 2015). URL: http://base.garant. ru/70618342/

3. Tax Code of Ukraine d.d. Dec. 2, 2010 № 2755-VI (as amended on March 2, 2014). URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/ ed20140302/page35

175

4. Финансовые новости Украины. URL: http://finmonitor.com.ua/news/10492-v-krymu-v-2011-g-postupleniya-ot-turisticheskogo-sbora-uvelichilis-v-83-raza-v-do-85-mln-grn.html/

5. В Крыму в 2013 г. собрали 11,7 млн грн. туристического сбора. URL: http://www. finobzor.com.ua/statistika/nid/641

6. Туротрасль Крыма в 2014 г. перевыполнила план сбора налогов в 1,5 раза. URL: http://www. svali.ru/index.php?index=11&ts=141229162037

7. О предварительных итогах проведения курортного сезона 2014 года: доклад и.о. начальника управления по курортам и туризму городского совета М.К. Османова. URL: http://feodosia-info.com/ novosti/206-doklad-i-o-nachalnika-upravleniya-po-kurortam-i-turizmu-gorodskogo-soveta-osmanova-m-k-o-predvaritelnykh-itogakh-provedeniya-kurortnogo-sezona-2014-goda

8. Об утверждении Порядка уплаты налога на доходы физических лиц гражданами, предоставляющими места для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения, по фиксированным ставкам в переходный период: постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апр. 2014 г. № 2091-6/14. URL: http://www. garant.ru/hotlaw/crimea/545062/#review

9. О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым: закон Республики Крым от 6 июня 2014 г. № 19-ЗРК (с изм. и доп.). URL: http://rg.ru/2014/06/11/krim-zakon19-reg-dok.html

10. В России планируют ввести туристический сбор за посещение исторических поселений. URL: http://www.garant.ru/ news/550083/#ixzz3ljuejta6

11. Совет Федерации разработал законопроект о туристическом сборе. URL: http:// www.trn-news.ru/news/14271

12. Идея о туристическом сборе в России наткнулась на Кабмин. URL: http://riafan. ru/276508-ideya-o-turisticheskom-sbore-v-rossii-natknulas-na-kabmin/

4. Financial news of Ukraine. URL: http:// finmonitor.com.ua/news/10492-v-krymu-v-2011-g-postupleniya-ot-turisticheskogo-sbora-uvelichilis-v-83-raza-v-do-85-mln-grn.html/

5. In Crimea in 2013 collected the 11,7 million hrn. of tourist levy. URL: http://www.finobzor.com. ua/statistika/nid/641

6. Tourist industry of Crimea in 2014 overfulfiled the plan of tax collection in 1,5 time. URL: http://www. svali.ru/index.php?index=11&ts=141229162037

7. About the preliminary results of realization of resort season for 2014 year: report of acting head of department on resorts and tourism of town council M.K. Osmanov. URL: http://feodosia-info.com/ novosti/206-doklad-i-o-nachalnika-upravleniya-po-kurortam-i-turizmu-gorodskogo-soveta-osmanova-m-k-o-predvaritelnykh-itogakh-provedeniya-kurortnogo-sezona-2014-goda

8. About claim of Order of inpayment of income tax physical persons citizens, giving places for a brief residence in individual facilities of placing, on the fixed rates in a transitional period: resolution of the State Council of the Republic of Crimea d.d. Apr., 30 2014 № 2091-6/14. URL: http://www. garant.ru/hotlaw/crimea/545062Mreview

9. About the patent system of taxation on territory of the Republic of Crimea: law of the Republic of Crimea d.d. June 6, 2014 № 19-LRC (with changes and additions). URL: http:// rg.ru/2014/06/11/krim-zakon19-reg-dok.html

10. In Russia plan to enter tourist collection for the visit of historical settlements. URL: http://www. garant.ru/news/550083Mixzz3ljuejta6

11. Federation Council worked out a bill about tourist collection. URL: http://www.trn-news.ru/ news/14271

12. An idea about tourist levy in Russia barged into Cabinet of ministers. URL: http://riafan. ru/276508-ideya-o-turisticheskom-sbore-v-rossii-natknulas-na-kabmin/

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.