Научная статья на тему 'Проблемы усовершенствования административной ответственности за ввоз, вывоз и транзит фальсифицированных лекарственных средств через границу'

Проблемы усовершенствования административной ответственности за ввоз, вывоз и транзит фальсифицированных лекарственных средств через границу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
514
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / АДМіНіСТРАТИВНА ВіДПОВіДАЛЬНіСТЬ / МИТНі ПРАВОВіДНОСИНИ / ФАЛЬСИФіКОВАНі ЛіКАРСЬКі ЗАСОБИ / МИТНИЙ КОРДОН / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / LEGAL CUSTOMS / COUNTERFEIT MEDICINES / THE CUSTOMS BORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевчук А. М.

Изучены современные проблемы административной ответственности за нарушение порядка перемещения лекарственных средств, выделена административная ответственность за ввоз, вывоз и транзит фальсифицированных лекарственных средств через таможенную границу Украины, предложены пути ее усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE IMPORT, EXPORT AND TRANSIT OF COUNTERFEIT DRUGS THROUGH CUSTOMS BORDER

Studied modern problems administratively liable for violation of the movement of drugs, selected administrative responsibility for the import, export and transit of counterfeit drugs through customs border of Ukraine, the ways of its improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы усовершенствования административной ответственности за ввоз, вывоз и транзит фальсифицированных лекарственных средств через границу»

УДК 342.951:339.543:615.2

А. М. Шевчук,

соискатель при кафедре административного права Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ПРОБЛЕМЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВВОЗ, ВЫВОЗ И ТРАНЗИТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ГРАНИНУ

Изучены современные проблемы административной ответственности за нарушение порядка перемещения лекарственных средств, выделена административная ответственность за ввоз, вывоз и транзит фальсифицированных лекарственных средств через таможенную границу Украины, предложены пути ее усовершенствования.

Ключевые слова: административная ответственность, таможенные правоотношения,

фальсифицированные лекарственные средства, таможенная граница.

Перемещение через таможенную границу любого товара - это всегда риск, но он увеличивается в несколько раз, если это лекарственные средства, от которых зависит жизнь и здоровье населения Украины. Подтверждением тому является рост количества фальсифицированных, контрабандных, контрафактных, некачественных лекарственных препаратов на территории страны. Вот почему создание определенных предпосылок правовой организации таможенно-правовых отношений при ввозе, вывозе и транзите лекарств через таможенную границу в настоящее время представляет собой наиболее важную и актуальную задачу.

На современном этапе развития государственности Украины важное значение приобретает административная ответственность, направленная на обеспечение законности и правопорядка в сфере административно-правового регулирования таможенных отношений, сложившихся в государстве [6, с. 121, 122].

В юридической литературе отдельным вопросам административной ответственности в сфере таможенных отношений уделяли внимание такие украинские и зарубежные ученые, как Д. Н. Бахрах, Е. В. Додин, Л. В. Коваль, Б. М. Лазарев, В. Б. Аверьянов, Ю. П. Битяк, В. Я. Настюк, А. М. Бандурка, И. П. Голосниченко, С. В. Кивалов, Ю. М. Козлова, С. Г. Стеценко и др. Этой проблематике посвятили свои монографические исследования А. Т. Комзюк, С. Т. Гончарук, В. К. Колпаков, В. А. Круглов, Н. Ю. Хаманева, Д. Н. Лукьянец, Б. В. Россинский и др. Вышеперечисленные ученые обозначили материальные и процессуальные аспекты административной ответственности и обосновали предложения по развитию законодательства об административных нарушениях.

Анализ научных литературных источников показал, что некоторыми учеными-юристами все же затрагивались отдельные вопросы административной ответственности и в сфере здравоохранения: З. С. Гладун посвятил свою публикацию именно этим вопросам, указал пути разрешения данной проблемы [3, с. 72-80]; С. Г. Стеценко обратил внимание на административную и дисциплинарную ответственность медицинских работников [13, с. 253-286]; М. В. Спивак рассмотрела вопрос применения этих видов ответственности на практике [12]. Определенный вклад в изучение последних с позиции хозяйственного права сделал В. М. Пашков, уделивший особое внимание порядку привлечения правонарушителей к уголовной и административной ответственности органами государственного контроля качества лекарственных средств за изготовление и оборот субстандартных и поддельных лекарств [См.: 9 , с. 94; 10, с. 21].

Несмотря на уже существующие научные наработки, проблемам административной ответственности, касающейся порядка перемещения лекарственных средств через таможенную границу Украины, должного внимания не уделялось, чем и обусловлена актуальность данной статьи. Цель публикации - углубленное изучение вопросов административной ответственности за ввоз, вывоз и транзит фальсифицированных лекарственных средств через таможенную границу Украины.

Административная ответственность представляет собой наложение на правонарушителей общеобязательных правил, действующих в государственном управлении, а также административных взысканий, влекущих для этих лиц тяжелые последствия материального или морального характера [1, с. 167]. Ее общие принципы, составы правонарушений и система взысканий определяются Таможенным кодексом Украины [2; 2002. - № 38. - Ст. 288] и Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП) [2; 1984. - № 51. - Ст. 1122]. Правовые основания для применения

административной ответственности за нарушение порядка перемещения лекарственных средств через таможенную границу государства закреплены в «Основах законодательства Украины о здравоохранении» [2; 1993. - № 4. - Ст. 19], Законах Украины «О лекарственных средствах» [2; 1996. - № 22. - Ст. 86] и «О внешнеэкономической деятельности» [2; 1991. - № 29. - С. 377].

Проанализировав действующий КУоАП, отметим наличие в нем гл. 5 разд. II Специальной части «Административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения», которая включает основания для применения административной ответственности и виды взысканий. К тому же в ст. 18810 КУоАП указывается на такие административные нарушения, как невыполнение законных требований должностных лиц органов государственного контроля качества лекарственных средств. Административные правонарушения качества производства лекарственных средств предусмотрены в гл. 13 действующего Кодекса «Административные правонарушения в отрасли стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации». Однако указанные выше статьи данного кодифицированного акта не содержат ответственности за нарушение порядка перемещения лекарственных средств через таможенную границу Украины.

Согласно «Основам законодательства Украины о здравоохранении» правонарушители законодательства о здравоохранении, в частности, относительно ввоза в Украину лекарственных средств, подлежат привлечению к административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности. Закон Украины «О лекарственных средствах» содержит нормы, в основном повторяющие общие положения указанных «Основ законодательства Украины о здравоохранении», касающиеся дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности нарушителей законодательства в сфере порядка перемещения лекарственных средств через таможенную границу Украины. Вышеуказанный Закон регулирует главным образом оборот лекарственных средств в государстве, в частности, ввоз и вывоз лекарств через государственную границу, и называет орган, осуществляющий контроль за соблюдением импортерами законности в этой сфере деятельности. К сожалению, в данном Законе недостаточно необходимых требований к материально-технической базе и обеспечению качества лекарственных средств, квалификации персонала, видам ответственности и порядку защиты прав.

Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» обозначены общие условия осуществления перемещения товаров и предусмотрена ответственность за их нарушение, закреплены соответствующие санкции и орган, применяющий последние.

Углубленное изучение положений вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что они содержат только виды ответственности, а ее применение осложняется из-за отсутствия перечня конкретных правонарушений, т. е. фактических оснований, влекущих ту или иную ответственность.

Важным является определение субъектов административной ответственности, то есть лиц, к которым она может применяться. КУоАП субъектами административной ответственности называет только физических лиц - граждан и должностных лиц [1, с. 168]. Однако на законодательном уровне административная ответственность применяется и к лицам юридическим. Административную ответственность юридических лиц следует рассматривать как самостоятельный вид. По мнению Ю. П. Битяка, в случае совершения административного правонарушения юридическим лицом возможны 3 варианта правовых последствий - привлечение к ответственности (а) самого юридического лица, (б) одновременно лица юридического и должностных лиц и (в) только должностного лица [1, с. 191].

В настоящее время институт административной ответственности юридических лиц за нарушение порядка перемещения лекарственных средств через таможенную границу Украины находится в процессе становления, содержит немало пробелов и противоречий и остается недостаточно исследованным административистами. Целесообразно обратить внимание на отсутствие в действующем КУоАП как норм, касающихся административной ответственности юридических лиц, так и правового обоснования их вины. Кроме того, этот Кодекс не содержит четкого перечня уполномоченных органов и единого порядка рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц.

Критериями разграничения видов юридической ответственности при перемещении лекарственных средств через таможенную границу Украины выступают: (а) вид правонарушения, (б) его субъектный состав и (в) степень общественной опасности. Они указывают на возможность применения к субъектам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность в исследуемой сфере, административной или уголовной ответственности. Основание для применения ответственности административной состоит из 2-х взаимосвязанных компонентов, а отсутствие одного из них делает невозможным ее применение вообще.

Первой составляющей (компонентом), бесспорно, является правовое основание, то есть нормы, устанавливающие ответственность за нарушения при перемещении лекарственных средств через таможенную границу правил и порядка его осуществления. От эффективности правовых норм, регулирующих этот порядок и определяющих основания для ответственности и перечень санкций, применяемых к правонарушителям в этой сфере таможенных правоотношений, зависит прежде всего здоровье населения Украины [4, с. 57-61].

Вторая составляющая представляет собой фактические основания, заключающиеся в осуществлении субъектом внешнеэкономической деятельности или физическим лицом противоправного действия или в бездействии, которые препятствуют реализации прав и законных интересов других лиц (государства, потребителей, контрагентов, владельцев прав на объекты интеллектуальной собственности и др.).

Учитывая, что в КУоАП закреплено только одно фактическое основание для административной ответственности - правонарушение, а рассматриваемым объектом выступает порядок перемещения лекарственных средств через таможенную границу, остановимся на ввозе, вывозе и транзите через таможенную границу Украины фальсифицированных лекарственных средств.

В исследуемой нами деятельности рассматриваемое правонарушение имеет свойственный ему состав - совокупность необходимых признаков, объективных и субъективных элементов. К объективным относятся: противоправное поведение нарушителя, неблагоприятные последствия от правонарушения, причина и связь. К субъективным элементам относят вину, то есть психическое отношение субъекта к совершенному им правонарушению и к тяжелым последствиям, которые наступили или могли бы наступить. Вина - обязательное условие ответственности. Если в деяниях лица её не установлено, а неблагоприятные последствия стали результатом случайных обстоятельств, считается, что нет ни субъективной стороны, ни административного проступка, а значит, и административной ответственности.

На настоятельную необходимость надлежащего урегулирования вопросов административной ответственности за нарушение порядка перемещения лекарственных средств через таможенную границу Украины указывает (как уже отмечалось нами) значительное увеличение на ее территории некачественных, фальсифицированных лекарственных препаратов. Положительный опыт зарубежных стран свидетельствует о целесообразности внесения в национальное законодательство изменений и дополнений. Так, в Административный кодекс Республики Молдова изменения, ужесточающие ответственность за реализацию поддельных лекарственных средств, были внесены [7, с. 8]. По законам Польши провизор, уличенный в преднамеренном распространении контрафактных лекарств, пожизненно лишается права заниматься фармацевтической деятельностью. В Бельгии еще 150 лет назад был издан королевский указ, предусматривающий ответственность аптекарей за продажу некачественных лекарственных препаратов [5, с. 3]. На сегодняшний день в Украине назрела потребность установить административную ответственность за ввоз, вывоз и транзит через таможенную границу Украины фальсифицированных лекарственных средств.

Стоит отметить, что 8 сентября 2011 г. Верховная Рада Украины утвердила Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения фальсификации лекарственных средств» № 3718-У1 [8; 2011. - № 81. - Ст. 2958], которым внесены изменения в Закон «О лекарственных средствах», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины. Вышеуказанным Законом также дополнен КУоАП новой статьей 442 - «Фальсификация лекарственных средств или обращение фальсифицированных лекарственных средств». К сожалению, в ней законодатель не предусмотрел административной ответственности за ввоз, вывоз и транзит через таможенную границу фальсифицированных лекарственных препаратов, не определил оснований для привлечения к ответственности за нарушение порядка их перемещения через таможенную границу Украины. Поэтому считаем целесообразным изменить название указанной ст. 442 на «Изготовление, приобретение, перевозка или хранение с целью сбыта, а также сбыт, маркировка, ввоз в Украину и вывоз из Украины фальсифицированных лекарственных средств» и дополнить ее соответствующим содержанием.

Вышеупомянутым Законом от 8 сентября 2011 г. дополнен и Уголовный кодекс Украины путем внесения новой статьи 3211 под таким же названием - «Фальсификация лекарственных средств или обращение фальсифицированных лекарственных средств». В ней говорится, что умышленное изготовление контрафактных лекарственных средств, как и приобретение, перевозка, пересылка или хранение с целью сбыта или сбыт заведомо фальсифицированных лекарственных средств, если такие действия создали угрозу для жизни или здоровья лица или если они совершены в крупных размерах, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с конфискацией этих лекарственных средств и субстанций для их изготовления.

Как видим, в настоящее время в действующем Уголовном кодексе Украины нет положения, устанавливающего уголовную ответственность именно за перемещение (ввоз, вывоз и транзит) фальсифицированных лекарственных препаратов через таможенную границу государства. В то же время законодательное закрепление уголовной ответственности за такие правонарушения имеет существенное значение, поскольку такие преступления, с одной стороны, совершаются в сфере здравоохранения как в одной из важнейших составляющих экономической жизни государства, а с другой - подвергают опасности здоровье и жизнь ее населения. Кстати, следует подчеркнуть, что за фальсификацию лекарств в странах Европейского Союза наказывают 10-ю годами лишения свободы, в США - от 20 лет до пожизненного заключения [11].

Таким образом, в действующем украинском законодательстве закреплены общие положения применения административной ответственности за правонарушения, но нет четкого её определения

относительно субъектов, участвующих в перемещении лекарственных препаратов через таможенную границу Украины. Недостаточно урегулированы и вопросы административной ответственности за ввоз, вывоз и транзит через таможенную границу Украины фальсифицированных лекарственных средств.

Предложенные автором статьи дополнения к действующему КУоАП Украины будут способствовать соблюдению законности в сфере перемещения лекарственных средств через таможенную границу государства, смогут удовлетворить население страны доступными, качественными и безопасными лекарствами и обеспечить реальное воплощение конституционного предписания о праве каждого человека на охрану здоровья, сохранение здоровой нации и укрепление генофонда.

Список литературы: 1. Адміністративне право України: підручник / Ю. П. Битяк, В. М. Гаращук В. В. Богуцький та ін. - Х.: Право, 2010. -624 с. 2. Відомості Верховної Ради України. 3. Гладун З. С. Проблеми адміністративної відповідальності у сфері охорони здоров’я та шляхи її вирішення / З. С. Гладун // Вісн. Львів. ун-ту. - 2008. - Вип. 46. - С. 72-80. 4. Дешко Л. М. Правове регулювання господарювання у сфері охорони здоров’я: проблеми вдосконалення спеціального законодавства / Л. М. Дешко // Підпр-во, госп-во і право. - 2007. - № 5. - С. 57-61. 5. Махринский Т. Программа борьбы с фальсифицированными лекарственными средствами /

Т. Махринский // Провизор. - 2003. - N° 16. - С. 3-4. 6. НастюкВ. Я. Адміністративна відповідальність як складник митного законодавства / В. Я. Настюк // Пробл. законності: респ. міжвідом. наук. зб. - Х.: Нац. юрид. акад. України, 2002. - Вип. 55. - С. 120126. 7. Новости СНГ. Молдова // Фармацевт. вестн. - 2002. - № 2 (241). - С. 8-12. 8. Офіційний вісник України. 9. Пашков В. М. Порядок притягнення до адміністративної відповідальності органами державного контролю якості лікарських засобів / В. М. Пашков // Аптека: щотижневик. - 2007. - № 15 (586). - С. 94-97. 10. Пашков В. М. Субстандартні та підроблені ліки: питання притягнення до кримінальної та адміністративної відповідальності / В. М. Пашков // Аптека: щотижневик. - 2011. - № 39 (810). - С. 21. 11. Сищук О. Ліки - найприбутковіший бізнес. Архіпелаг пігулкових підробок живе й процвітає. Чому? / О. Сищук // [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://www.viche.info/iournal/2639/ 12. СпівакМ. В. Правові проблеми застосування адміністративної відповідальності в галузі охорони здоров’я / М. В. Співак // [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://www.lex-line.com.ua/?go=full article&id=314 13. Стеценко С. Г. Адміністративне право України: навч. посіб. - Вид. 2-е, переробл. та доп. / С. Г. Стеценко. - К.: Атіка, 2009. - 640 с.

ПРОБЛЕМИ ВДОСКОНАЛЕННЯ АДМІНІСТРАТИВНОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ ЗА ВВЕЗЕННЯ, ВИВЕЗЕННЯ І ТРАНЗИТ ФАЛЬСИФІКОВАНИХ ЛІКАРСЬКИХ ЗАСОБІВ ЧЕРЕЗ МИТНИЙ

КОРДОН

Шевчук О. М.

Вивчені сучасні проблеми адміністративної відповідальності за порушення порядку переміщення лікарських засобів, виділена адміністративна відповідальність за ввезення, вивезення і транзит фальсифікованих лікарських засобів через митний кордон України, запропоновані шляхи її вдосконалення.

Ключові слова: адміністративна відповідальність, митні правовідносини, фальсифіковані лікарські засоби, митний кордон.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE IMPORT,

EXPORT AND TRANSIT OF COUNTERFEIT DRUGS THROUGH CUSTOMS BORDER

Shevchuk O. M.

Studied modem problems administratively liable for violation of the movement of drugs, selected administrative responsibility for the import, export and transit of counterfeit drugs through customs border of Ukraine, the ways of its improvement.

Key words: administrative responsibility, legal customs, counterfeit medicines, the customs border.

Поступила в редакцию 16.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.