Научная статья на тему 'Проблемы управления языковым образованием в контексте социально-экономического и культурного развития российского общества'

Проблемы управления языковым образованием в контексте социально-экономического и культурного развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / FOREIGN LANGUAGES / LANGUAGE EDUCATION / MODERNIZATION / MANAGEMENT / SOCIO-ECONOMICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Готлиб Роман Александрович

Статья рассматривает актуальность языкового образования и знания иностранных языков в современной России как средства социально-коммуникативного взаимодействия ее граждан с мировым сообществом. Модернизация языкового образования и эффективное управление формированием языкового знания у населения страны может стать механизмом ее эффективного социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the importance of language education and language skills in today's Russia as a mean of social communication of Russian citizens with the international community. Thus, modernization and effective management of language education in the country can become an effective mechanism of its socio-economical development.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления языковым образованием в контексте социально-экономического и культурного развития российского общества»

Роман ГОТЛИБ

проблемы управления языковым образованием в контексте социально-экономического и культурного развития российского общества

Статья рассматривает актуальность языкового образования и знания иностранных языков в современной России как средства социально-коммуникативного взаимодействия ее граждан с мировым сообществом. Модернизация языкового образования и эффективное управление формированием языкового знания у населения страны может стать механизмом ее эффективного социально-экономического развития.

The article considers the importance of language education and language skills in today's Russia as a mean of social communication of Russian citizens with the international community. Thus, modernization and effective management of language education in the country can be an effective mechanism of its socio-economical development.

Ключевые слова:

иностранные языки, языковое образование, модернизация, управление, социально-экономическое развитие; foreign languages, language education, modernization, management, socio-economical development.

В современном глобальном мире количество информации воз -растает, а объем и интенсивность межкультурного взаимо -действия стремительно увеличиваются. В интегрирующемся интернациональном сообществе сегодня иностранный язык стано -вится инструментом передачи информации, своего рода ключом, открывающим путь к ее неискаженному пониманию.

Компетентность граждан в иностранных языках, в первую оче -редь английском, оказывается в наши дни необходимым фактором повышения эффективности межкультурных социальных и деловых контактов на самых различных уровнях и в самых разнообразных сферах общественной жизни. Эти контакты подчас оказывают решающее влияние на успех культурных мероприятий, коммерче ских проектов, политических встреч. Сегодня политики и эконо -мисты хорошо осознают, что отсутствие межкультурных коммуни кативных компетенций у населения часто выливается в значительно большие финансовые затраты, чем своевременное обучение языку. Все чаще приходится задаваться вопросом: «Сколько стоит незна -ние иностранного языка в той или иной ситуации?»

Нельзя обойти вниманием и культурно -развивающую роль иноязычного знания. Известно, что язык «выступает неким кон -центратом культуры нации, воплощенной в различных группах культурно -языкового сообщества»1. В случае иностранного языка речь идет о концентрате чужой культуры. При его изучении появля -ется возможность, а иногда и необходимость переосмысления соб ственных социальных стереотипов, переоценки родных культурных традиций и норм. Осознание их специфики и возможных противо -речий с мировыми может оказать неоднозначное влияние на созна -ние индивида. С одной стороны, у владеющего иностранным язы ком и межкультурно развитого индивида появляется способность наднационального видения социальных взаимоотношений, фор -

1 Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. — СПб., 1996, с. 28.

ГОТЛИБ

Роман

Александрович —

к.соц.н., доцент

кафедры

иностранных

языков Современной

гуманитарной

академии

shishmish2@hotmail.

com

мируется новая личность, вооруженная интернациональным мышлением, расо -вой непредвзятостью, толерантностью к другим народам и их жизненным укладам. С другой стороны, более консервативный взгляд на социальное развитие усматри -вает в указанной личностной трансфор -мации возможность потери национальной самобытности, нежелательного видоиз менения всей социально поведенческой среды и культуры общества.

Как бы то ни было, объективно следую -щее: российское языковое образование прошло тернистый путь исторического развития. Если еще сравнительно недавно важность знания иностранного языка была не очевидна, и в учебных планах язык уступал место другим, более важным предметам, то сегодня в условиях болон -ских образовательных реформ и возрас тающей значимости обучения за рубежом от лингвистического знания зависит обра -зовательный потенциал в других областях знаний.

Повышение актуальности языкового знания в сочетании с естественным ростом объема языковых контактов в общественной жизни различных регио нов нашей страны в условиях глобальной макроэкономической интеграции при -водит к естественному формированию более продвинутого языкового знания и повышению коммуникативной компетен ции многих их резидентов. Изначально причиной языкового прогресса в тех или иных региональных социумах могут быть различные факторы: на северо западном побережье европейской части РФ в связи с развитием корабельного и рыболовецкого бизнеса расширились языковые контакты с деловыми партнерами из Скандинавии, повысился интерес к немецкому и англий скому языкам; подобный процесс на юге Дальневосточного региона РФ повысил интерес к китайскому, корейскому и япон скому языкам; на Камчатке и Чукотке овладение американским английским серьезно облегчается доступностью аме риканского телевидения с Аляски и т.д.

В Москве лингвистические знания мно -гих жителей, особенно по английскому языку, с приходом демократии и информа ционной свободы повышались в прямой пропорции к степени их вовлеченности в межкультурную социальную жизнедея -тельность. Многие молодые москвичи еще в 90 - е гг. самостоятельно овладевали ино -

странным языком, общаясь с иностран ными приезжими и посещая многочис ленные места развлечений иностранцев и клубы социального общения на иностран -ном языке. Есть основания утверждать, что значительное число наших сограждан сформировали свои языковые компетен ции не столько в классе или аудитории, сколько в процессе обучения за рубежом, в результате приятельского или семейного сосуществования с иностранцами, а также в смешанных браках.

Связь между общественным разви тием и языковым совершенствованием носит двусторонний характер. Язык — это не просто средство передачи инфор мации, а инструмент коммуникативно управленческого воздействия на социаль ные процессы и потому «само развитие речи... содействует укреплению общества через развитие диалогических отношений и взаимопонимание»1.

Осознание взаимосвязи и взаимоза -висимости между языковым знанием и развитием общественных процессов спо собствует пониманию необходимости выработки качественно нового подхода к формированию знания иностранных язы ков в территориально образовательном пространстве общества, актуального для языковой политики крупных стран, в частности РФ.

В контексте социального управления важно осознать, что способность совре менного языкового образования оказы вать воздействие на социализацию уча щихся индивидов, степень и интенсив ность их межкультурной деятельности и вовлеченности в социальное и деловое взаимодействие на международной основе существенно повышает его общественную ценность. Причем лингвистическое обра зование выступает не просто как механизм управления межкультурной коммуника -цией, релевантный в уже сформировав -шейся социально экономической реаль ности, но и как механизм модификации самой этой реальности.

Более традиционный управленческий подход к языковому знанию, согласно которому оно является лишь своего рода дорогостоящим орудием, но никак не источником международных взаимоот ношений, требует его наиболее интенсив

1 Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. — М. : Фонд «Новое тысячелетие», 1999, с. 88-89.

ного проведения в первую очередь в тех социально экономических средах, кото рые уже включены или готовы включиться в эти отношения и непосредственно нуж даются в нем. Однако понимание языко вого образования и знания как самостоя тельного эффективного механизма воз действия на социально коммуникативную деятельность общества и управления тра -екторией его глобального развития диктует необходимость равномерного и интенсив -ного языкового воздействия во всем обра зовательном пространстве нашей страны.

Результирующее повышение языковой и межкультурной грамотности населения по данной логике непосредственно ведет к изменению общественного поведения, форм социализации, а значит и путей конструирования траекторий социально бытовой и профессиональной жизнедея тельности его граждан. Следовательно, языковое образование сегодня — это спо -соб регулируемого вовлечения общества в глобальные международные процессы, участие в которых, в свою очередь, предо пределит необходимость дальнейшего раз вития и повышения культурно языковой компетентности его населения. В контек сте государственной политики развития страны целенаправленное управление языковым образованием и знанием в РФ, осуществляемое с учетом ее геополитиче ской специфики, региональных языковых ситуаций, экономической ориентации и социально - культурных процессов, должно стать составляющей государственного и общественного управления в принципе. А это, в свою очередь, позволяет управ -ленцам и инвесторам осознать высокую потенциальную рентабельность финан совых затрат на организацию языковых образовательных процессов, направлен ных на формирование у российских граж -дан языкового и межкультурного знания и опыта.

Не секрет, что, как и образование в целом, языковой сектор в средней и высшей школе нашей страны сегодня оставляет желать лучшего. Отсутствует системность планирования образователь -ного результата, остается нерешенной кадровая проблема, остро стоит вопрос

контроля качества, языковые образова тельные услуги на коммерческой основе становятся все более дорогостоящими и недоступными широким слоям населения. Согласно недавно проведенному социоло -гическому опросу, владеющими иностран -ным языком считают себя только 15% россиян1. Элитаризация некогда общедо -ступного языкового образования является особенно опасной тенденцией. Ситуация, когда иноязычно, а значит и межкуль -турно грамотными у нас становятся самые богатые, самые талантливые или самые упорные, более не отвечает социальному заказу, т.к. ведет к незнанию иностранных языков большинством трудоспособного населения, ставя их в положение аутсай -деров глобальных экономических преоб -разований.

Думается, сегодня назрела необходи -мость серьезного государственного вме шательства в языковой образовательный процесс с целью придания ему систем ности, целенаправленности, повышения его эффективности до общественно вос требованного уровня. Речь идет не просто о методических разработках и педагогиче -ских технологиях лингвистического обучения, а о внешних по отношению к учеб ному процессу вопросах: об общественном статусе иностранных языков, о раскрытии потенциала межкультурной социализации граждан, об обеспечении преемственно сти языковой образовательной траекто рии и о формировании соответствующей культурно -языковой среды.

Разработка эффективного исследова тельского механизма языковой образо -вательной деятельности в нашей стране, ее социально управленческий анализ и результирующая эффективная модерни зация российского языкового образова тельного сектора должны стать одной из приоритетных задач российского прави тельства, невыполнение которой способно свести на нет многие другие управленче ские шаги и социально экономические меры по развитию нашей страны.

1 http://emax.ru/content/read2003.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.