Л.Ю. Филобокова,
старший преподаватель кафедры экономических дисциплин
Сахалинского филиала ДВГАЭУ
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Освещаются некоторые аспекты управления оборотным капиталом предприятий малого бизнеса с учетом их отраслевой принадлежности, дается отраслевая структура оборотного капитала малого предпринимательства Сахалинской области.
В практической деятельности предприятий в условиях рыночной экономики понятие «оборотный капитал» тождественно понятию «оборотные средства». Они представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Оборотные средства могут быть рассмотрены с различных позиций, однако основными характеристиками являются их ликвидность, объем и структура. В процессе производственной деятельности происходит постоянная трансформация отдельных элементов оборотных средств. Циркуляционная природа оборотного капитала имеет ключевое значение в его управлении [2].
Оборотные средства различаются по степени их ликвидности, т.е. по их способности трансформироваться в денежные средства, обладающие абсолютной ликвидностью. Денежные эквиваленты (дебиторская задолженность) наиболее близки по степени ликвидности к денежным оборотным средствам. Но ликвидность дебиторской задолженности уже может ощутимо варьировать в зависимости от ее сроков. Просроченная дебиторская задолженность наименее ликвидна, так как вероятность ее востребования значительно ниже. Из оборотных средств наименее ликвидны материально-производственные запасы; из них готовая продукция более ликвидна, чем сырье и материалы [2].
Объем и структура оборотных средств в значительной степени определяются отраслевой принадлежностью. Величина оборотных средств зависит не только от потребностей производственного процесса, но и от случайных факторов. Поэтому принято подразделять оборотный капитал на постоянный (резервный) и переменный.
Объектом управления является переменный оборотный капитал. Целевой установкой политики управления оборотным капиталом следует считать определение его объема и структуры, источников покрытия и соотношения между ними, достаточных для обеспечения долгосрочной, эффективной производственной и финансовой деятельности предприятия.
Сформулированная нами целевая установка имеет стратегический характер. Для решения тактических задач не менее важно поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей работой. С позиции повседневности в качестве критерия финансово-хозяйственной деятельности предприятия выступает его ликвидность. Для любой фирмы достаточный уровень ликвидности - это одна из важнейших характеристик стабильности хозяйствования. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и потерями, вызванными периодическими остановками производства. По нашему мнению, можно сформулировать простейший вариант управления оборотными средствами, сводящий к минимуму риск потери ликвидности: чем больше превышение текущих активов (оборотных средств) над текущими обязательствами, тем меньше степень риска.
Совершенно иной вид имеет зависимость между прибылью и размером оборотного капитала. При низком уровне оборотного капитала велика вероятность перебоев в производственной деятельности, отсюда -возможная потеря масштабов сбыта, а следовательно, и прибыли. Только излишняя величина оборотных средств приводит к росту текущих затрат предприятия, снижает оборачиваемость текущих активов, способствует иммобилизации финансовых ресурсов. Все это ведет к снижению прибыли.
Отмеченные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что политика управления оборотным капиталом должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению двух важных задач:
1. Обеспечению платежеспособности.
2. Обеспечению приемлемого объема, структуры и рентабельности активов.
Проблемы управления оборотным капиталом имеют актуальное значение не только для отдельных хозяйствующих субъектов и для того или иного региона, но и для российской экономики в целом.
Экономике Сахалинской области, как и России в целом, присущи проблемы, вызванные большим количеством низкорентабельных и убыточных предприятий, спадом производства, кризисом неплатежей и массовым банкротством хозяйствующих субъектов. Наряду с негативными моментами здесь имеют место и позитивные сдвиги, связанные с освоением сахалинского шельфа, привлечением иностранных инвестиций, расширением внешнеэкономической деятельности, развитием малого бизнеса.
Проведенные нами расчеты показывают, что около 20% объема производства в области за 1998 г. пришлось на долю малого предпринимательства, которое является быстрорастущим сектором экономики и оказывает позитивное влияние на насыщение регионального рынка необходимыми товарами и услугами, на общее состояние экономики облас-
1 Все расчеты проведены по данным Комитета по статистике Сахалинской области, а также по данным выборочных обследований.
По состоянию на 1 января 1999 г. на Сахалине зарегистрировано 3230 субъектов малого предпринимательства. Распределение малых предприятий по районам области отличается неравномерностью. Самая значительная их часть сосредоточена в г. Южно-Сахалинске (около 51% от общего числа). По другим районам предприятия малого бизнеса распределились следующим образом: Холмский район - свыше 8%, Корса-ковский - свыше 7%, Углегорский - 5%, Южно-Курильский и Невельский - по 4%, Долинский и Тымовский - по 3%, остальные районы - около 2%.
Основной формой собственности малых предприятий является частная - 87,7% предприятий всех форм собственности. Высока доля частных фирм в таких отраслях, как торговля и общественное питание -48,6%, промышленность - 23,3%, строительство - 13,4%. Это соотношение сохраняется на протяжении последних 4 лет.
Численность работников, постоянно занятых в малом бизнесе области, на 1.01.1999 г. составила 41140 человек, более половины из которых работают в промышленности, строительстве и на транспорте -55,2%, в торговле и общественном питании - 38,3%. Число занятых на одном предприятии колеблется от 3 до 42 человек и зависит от вида деятельности. В среднем этот показатель по области - 13 человек. Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам подряда) составляет 21,7%.
В Сахалинской области 59% малых предприятий закончили 1998 г. с убытком (один из самых высоких процентов по России, после ЕАО). Более 170 малых предприятий (5,3% от числа зарегистрированных) были ликвидированы и прекратили свою деятельность. Наблюдается снижение общей численности работающих в этом секторе экономики и средней заработной платы работников - меньше на 27% заработной платы на крупных и средних предприятиях.
Развитие малого бизнеса последние несколько лет провозглашается как одно из важнейших направлений государственной экономической политики. С ним связывают большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание класса мелких собственников, новых рабочих мест, обеспечение значительных платежей в бюджет путем расширения налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской активности. И малый бизнес Сахалинской области не исключение.
Самое больное место малой фирмы - ликвидность из-за наличия более высоких (по сравнению с крупными и средними предприятиями) текущих обязательств и невысокого уровня наиболее ликвидных активов. Малое предприятие испытывает гораздо большие трудности с мобилизацией «живых денег» для выполнения своих обязательств перед кредиторами, в силу чего является менее платежеспособным, нежели крупное и среднее. Данное обстоятельство усугубляется еще и тем, что малому бизнесу значительно сложнее привлекать инвестиции, поскольку из-за пониженной конкурентоспособности перед крупным партнером его доступ на финансовый и денежные рынки чрезвычайно затруднен [3].
В складывающейся ситуации одно из важнейших условий финансового благополучия малой фирмы - грамотное управление оборотным капиталом [3]. В современных условиях управление оборотным капиталом должно обеспечить максимум экономического эффекта от каждого вложенного рубля.
Для малых предприятий, работающих в условиях Сахалинской области, целевая установка управления оборотным капиталом сохраняет свое содержание - определение объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточных для обеспечения долгосрочной и эффективной производственной и финансовой деятельности.
В целях поиска наиболее эффективных методов управления оборотным капиталом малых предприятий проводились исследования его состава и структуры за 1994-1998 гг. по секторам экономики, наиболее значимым для Сахалинской области, - торговле и общественному питанию, добыче и переработке рыбы и морепродуктов, строительству, машиностроению и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей промышленности (см. таблицу).
У предприятий малого бизнеса, занятых в торговле и общественном питании, преобладают товары, предназначенные для перепродажи, их доля 48,4%, и наиболее высока дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (31,8%). Безусловно, такие фирмы должны сконцентрировать свое внимание на управлении товарными запасами посредством создания систем прогнозирования спроса и оперативного регулирования запасов формирования товарного ассортимента в соответствии со складывающимся спросом. Это даст возможность ускорить оборачиваемость оборотного капитала, повысить деловую активность и в целом положительно скажется как на ликвидности, так и на финансовых результатах.
У предприятий, занятых в строительстве и машиностроении, преобладающим является такой элемент оборотного капитала, как "сырье и материалы" (40,5 и 36%), и другие аналогичные ценности, что объясняется необходимостью формирования мобильной базы для производственного цикла. Практически у всех из них отсутствует определение потребности в оборотных средствах на будущее путем их нормирования, а также оперативное регулирование.
У предприятий рыбного и лесного комплекса, занятых добычей и переработкой природных ресурсов, соответственно 41,44 и 35,9% оборотного капитала составляет дебиторская задолженность, что нетипично для данного сектора экономики и вызвано низкой платежеспособностью потребителей. Одной из задач управления дебиторской задолженностью является определение степени неплатежеспособности, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически и потенциально неплатежеспособными покупателями.
Отраслевая структура оборотного капитала малых предприятий Сахалинской области в среднем за 1994-1998 годы, %
Торговля и общественное питание Маши- Лесная и
Добыча нострое- деревооб-
Состав оборот- и пере- Строи- ние и рабаты-
ного капитала работка рыбы тельство металлообработка вающая промышленность
Всего 100 100 100 100 100
В том числе:
Запасы и за-
траты: 65,5 57,8 68,4 72,5 63,7
Сырье, материа-
лы, МБП, про-
чие запасы и
затраты 4,1 37,8 40,5 36,0 13,8
Готовая продук-
ция 48,4 3,5 - 2,5 23,4
Незавершенное
производство 4,3 12,8 20,8 24,6 12,6
Расходы буду-
щих периодов 8,7 3,7 7,1 9,4 13,9
Дебиторская
задолженность: 33,3 41,4 30,6 26,8 35,9
Платежи по ко-
торой ожидают-
ся в течение 12
месяцев 31,8 27,0 14,2 22,9 22,5
Платежи по ко-
торой ожидают-
ся более чем 12
месяцев 1,5 14,4 16,4 3,9 13,4
Денежные
средства и
приравненные
к ним активы: 1,2 0,8 1,0 0,7 0,4
Краткосрочные
финансовые
вложения - 0,1 - 0,1 -
Счета в банках 1,1 0,6 0,9 0,5 0,4
Касса 0,1 0,1 0,1 0,1
Примечание. Рассчитано на основе годовых отчетов выборочной совокупности малых предприятий Сахалинской области.
Управление дебиторской задолженностью малых предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике (при анализе выявлено замедление оборачиваемости) следует рассматривать как положительную тенденцию. Большое значение здесь имеет подбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты за лесопродукцию, предусматриваемых в догово-
pax и контрактах. Подбор следует осуществлять с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, финансовые и экономические условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).
Следует отметить, что в условиях нескончаемой реструктуризации и смены собственников субъектов малого бизнеса лесной отрасли Сахалина поиск путей повышения эффективности использования ими оборотного капитала весьма затруднителен.
У всех исследуемых субъектов малого бизнеса доля денежных средств и приравненных к ним активов невелика и колеблется от 0,3% до 1,2% и, как следствие, - низкие значения показателей ликвидности и тенденция к их снижению.
Чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства) у всех субъектов малого бизнеса Сахалинской области (кроме предприятий торговли и общественного питания) имеет отрицательное значение, и основной причиной сложившейся ситуации является либо превышение текущих обязательств над текущими активами, либо отвлечение собственных средств в покрытие убытков. Происходят взаимозависимые процессы: низкий уровень оборотного капитала не позволяет поддерживать производственную деятельность на необходимом для рынка уровне и, как следствие, - периодические сбои в работе и низкая прибыль. Низкий же уровень прибыли (и более того - убытки) не позволяет направлять собственные средства в должном объеме на пополнение оборотного капитала.
Вырабатывая политику управления оборотным капиталом в поисках компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы, субъекты малого бизнеса Сахалинской области должны прежде всего рассчитывать на поддержку со стороны государства, которая предусмотрена в Программе государственной поддержки малых предприятий Сахалинской области на 1998-2000 гг. В Программе определены приоритетные направления поддержки малого предпринимательства: формирование нормативно-правовой и информационной базы, производственная и инновационная поддержка, научно-методическое и кадровое обеспечение, финансово-кредитная и инвестиционная поддержка. Последнее направление принятой Программы должно устранить неравные возможности малого бизнеса по сравнению с крупным для привлечения инвестиций. Целевое финансирование субъектов малого бизнеса также должно оказать определенное стабилизирующее воздействие на финансово-экономические результаты их деятельности.
При обсуждении проекта областного бюджета на 1999 г. на сессии областной Думы прошла поправка к статье "Поддержка малого предпринимательства" и было предложено увеличить объем этой поддержки с 500 тыс. руб. до 2,5 млн руб. Эти суммы меньше 0,5% доходной части областного бюджета (следует иметь в виду, что для реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринима-
тельства следует направлять на эти цели не менее 0,5% доходной части того или иного бюджета) [4].
Кроме того, на территории области в 1998 г. начало работать представительство Инвестиционного фонда США - Россия, целью которого является содействие развитию рыночной экономики. Правительство США выделило первоначальное финансирование в размере 440 млн долл. для осуществления инвестиций, технической помощи и предоставления кредитов частным предпринимателям, работающим в России.
Учитывая складывающиеся тенденции развития экономики Сахалинской области, можно сделать вывод о возможном свертывании здесь малого бизнеса в сферах, где оборачиваемость капитала низкая и доминируют безналичные расчеты. С этих позиций дальнейшее развитие получат малые предприятия, занятые в торговле и общественном питании, и лишь при изменении ситуации бизнес в сферах с низкой оборачиваемостью капитала будет вновь возрождаться и развиваться.
Литература
1. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995.
2. Стоянова Е.С., Бочкова Е.В., Бланк И.А. Управление оборотным капиталом. М.: Перспектива, 1998.
3. Терри Дикки. Бюджетирование малого бизнеса. СПб: Полигон, 1999.
4. Целевая федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. //Экономика и жизнь. 1998. №3.