Научная статья на тему 'Проблемы управления мини-гостиницами в курортном городе'

Проблемы управления мини-гостиницами в курортном городе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1117
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦА / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / МИНИ-ГОСТИНИЦА / МАЛАЯ ГОСТИНИЦА / ГОСТЕВОЙ ДОМ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСТИНИЦЕЙ / HOTEL / HOTEL BUSINESS / MINI-HOTEL / SMALL HOTEL / GUESTHOUSE / HOTEL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бударь С. Ю.

В статье приведены актуальные задачи, стоящие перед мини-гостиницами в современных условиях хозяйствования. Описаны фундаментальные принципы функционирования данного вида гостиничного хозяйства. Выявлены преимущества мини-гостиниц на гостиничном рынке. Разработан поэтапный проект совершенствования организационной структуры управления малыми гостиницами и указаны проблемы развития минигостиниц в настоящее время, которые должны быть учтены при реализации данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mini-hotel management challenges in the resort town

The article presents the actual challenges facing the mini-hotels in the current economic conditions. We describe the fundamental functioning principles of this hotel management type. The author points out the advantages of mini-hotels in the hotel market. It develops a phased project to improve the small hotels management organizational structure and reveals the minihotels development problems at present, which should be taken into account while the project implementation.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления мини-гостиницами в курортном городе»

ISSN 2312-9778

МЕНЕДЖМЕНТ ОГРАНИЗАЦИИ

Бударь С.Ю.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МИНИ-ГОСТИНИЦАМИ В КУРОРТНОМ ГОРОДЕ

Сегодня максимальные условия для персонификации гостиничного бизнеса и полнейшего удовлетворения запросов клиентов существуют в малых гостиницах и мини-отелях. Камерность атмосферы малого высококлассного отеля, моделирующая (частично) домашнюю обстановку, является основой для стратегического позиционирования бизнеса малой гостиницы, дистанцирования его как от высшего, так и среднего ценовых сегментов и образования своей собственной ниши. При этом спрос на подобный гостиничный продукт существует и возрастает.

К настоящему времени в городе-курорте Сочи уже накоплен достаточный отечественный опыт создания малых высококлассных гостиниц и управления ими. Однако этот опыт не может быть достаточно легко тиражирован, поскольку он представляет собой, как правило, набор частных решений, базирующихся на неких общих принципах организации малого отельного бизнеса.

Маркетинговые исследования показывают, что спрос на гостиницы более низкого класса, а именно на гостиницы класса «двух - трёх звёзд» есть, и он будет расти. Ведь гостями нашего города являются не только богачи. Если мы хотим привлечь иностранных туристов, то сеть таких гостиниц просто необходима городу.

Итак, формирование в Сочи сети малых гостиниц определяется необходимостью решения таких задач, как:

- обеспечение повышающихся объемов въездного туризма гостиничными услугами на уровне современных международных стандартов;

- создание новых рабочих мест в сфере услуг;

- трудоустройство специалистов, высвобождающихся в результате закрытия на ремонт и реконструкцию ряда сочинских гостиниц, а также других категорий безработных;

- поддержка предпринимательства в сфере малого бизнеса при создании сети малых гостиниц.

При этом хотелось бы сформулировать следующие принципы построения сети малых гостиниц:

- малые гостиницы должны быть органической частью градостроительного, делового и культурного облика города, быть максимально приближены к его важнейшим бизнес-центрам, объектам показа международного значения, к зонам повышенного

66

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015

туристского интереса и цели посещения Сочи;

- функционирование малых гостиниц должно осуществляться на основе современного менеджмента и с учетом особенностей работы и технологии в малом гостиничном бизнесе;

- формирование общей инфраструктуры, проведение единой ценовой, рекламной и иной политики, централизация других функций управления должны обеспечить малым гостиницам высокую конкурентоспособность по сравнению с другими сегментами гостиничного рынка, обеспечивая при этом высокое качество обслуживания и решая вопросы в каждом сегменте.

Зарубежный опыт показывает, что малые гостиницы, дополняя крупные и средние гостиницы, в экономическом плане менее зависимы от изменения конъюнктуры рынка гостиничных услуг и имеют возможность быстрой ценовой переориентации. Объединение малых гостиниц в цепи с установлением единых стандартов обслуживания и централизованным предоставлением гостиницам ряда услуг, в т. ч. по бронированию мест, материально-техническому обеспечению, безопасности и др., в значительной мере снижает издержки на управление и повышает рентабельность малых гостиничных предприятий, особенно с учетом вводимых административных и экономических механизмов поддержки малого бизнеса.

Таким образом, именно малые гостиницы экономического класса имеют тенденцию гибко и быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру российского туристского рынка, экономически выгодны и быстро окупаются (срок окупаемости для малых гостиниц примерно 4-5 лет, а для крупных 7-10 лет).

Разработкой проблем управления курортными гостиничными хозяйствами занимается коллектив лаборатории инновационных исследований в области туризма и сервиса Научно-исследовательского института развития личности Международного инновационного университета в г. Сочи [1, 2, 3], которым разработана теория и предложен алгоритм совершенствования процесса управления гостиницами, а также выявлены сложности, возникающие у владельцев и управляющих мини-гостиницами и гостевыми домами.

Основными составляющими потенциала организационной структуры управления малыми гостиницами являются ресурсы управленческого персонала, технического оснащения управленческого труда и информационного обеспечения. Совокупность этих ресурсов, характеризующихся производительностью, экономичностью, адаптивностью, надежностью, призвана обеспечить цели производства [4].

Для эффективного развития мини-гостиницы, руководителю необходимо вначале выработать собственное мнение, личную концептуальную модель управления малыми гостиницами. Начальный этап этой работы - постановка лично руководителем цели стратегического развития гостиницы с учетом эффективного использования его потенциала.

Внешние условия определяют цели управления ресурсами организационной структуры, обусловленные изменением общественных потребностей и необходимостью взаимодействовать с другими системами внешней среды: вышестоящими организациями, региональными органами, банками, поставщиками и потребителями.

67

ISSN 2312-9778

Внутренние условия функционирования производственной системы определяют целиуправленияресурсамиоргангоационнойструктуры,обусловленныенеобходимостью обеспечить эффективное управление всеми ресурсами производственной системы: техническими, технологическими, кадровыми и т.д. Если условия функционирования одних подразделений отличаются от условий других подразделений, то соответственно должны различаться и их структуры. Объединяет такие подразделения единство целей, которое является элементом, как процесса планирования, так и организации и не дает подразделениям предприятия возможности «тянуть» ее в различных направлениях, распылять силы и способности достичь общих целей гостиницы.

Необходимость службы маркетинга обусловлена тем, что приспособление малых гостиниц к постоянно ужесточающимся условиям конкуренции с отечественными и зарубежными гостиницами требует совершенствования форм и методов изучения рынка, рекламы продукции. Развитие функции маркетинга адекватно новым задачам, стоящим перед гостиницами. Многолетний опыт работы зарубежных фирм и зарождающийся отечественный опыт свидетельствуют, что степень риска для тех гостиниц, где используются современные методы управления, имеются службы стратегического развития и маркетинга, существенно снижается [5, 6]. Подлинное внедрение маркетинга не должно сводиться к созданию нового отдела заводоуправления с модным ныне названием, это должен быть настоящий переворот в управленческой деятельности предприятия.

Таким образом, отмечая необходимость комплексного подхода, выделим основные этапы при разработке проекта совершенствования организационной структуры управления малыми гостиницами:

1. Разработка концепции развития системы организационного управления малой гостиницей.

2. Анализ существующей структуры или организационных структур аналогичных гостиниц.

3. Формирование первоначального варианта структуры целей и функций системы управления.

4. Формирование перечня изменений функций существующей системы управления.

5. Моделирование процессов выполнения основных функций системы управления, и определение характеристик организационной структуры.

6. Выбор и обоснование варианта совершенствования существующей организационной структуры.

7. Разработка программы внедрения проекта.

8. Коррекция (уточнение) проекта.

Разработка программы внедрения проекта включает программу по переводу системы из существующего состояния в проектное, внедрение программы.

Регулирование, уточнение проекта включает контрольную проверку соответствия состояния системы проектному, а также регулирование, затем - вновь анализ существующего состояния системы и проектирования решения по ее дальнейшему совершенствованию.

68

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015

Главная проблема гостиничного бизнеса - это недвижимость. Чаще всего гостиницы размещаются в выкупленных, а затем перестроенных старых коммуналках и в квартирах жилых домов. Процесс перевода в нежилой фонд требует высоких затрат, процедура же оформления порой занимает более года, плюс неподъемные налоги на имущество и на землю, и вдвое увеличивающиеся эксплуатационные затраты гостиничного бизнеса.

Другая проблема гостиничного бизнеса актуальна для большинства малых отелей в нашей стране: большинство пожарных и санитарных норм, а также ГОСТы и СНиПы, содержащие устаревшие требования, как к жилым помещениям, так и к гостиничному бизнесу. Что приводит к тому, что даже оформленная по всем правилам заявка на перепланировку может быть отвергнута чиновниками только потому, что по нормативам в жилом помещении не должно быть больше двух туалетных комнат. А, если нет сертификата соответствия, в жилом фонде категорически запрещается кормить постояльцев и уж тем более без лицензии продавать спиртные напитки. В этом причина того, что существует процент малых отелей, работающих нелегально.

Также хотелось бы отметить необходимость уникального, авторского подхода управляющих и работников (зачастую они в одном лице) гостевых домов к своим гостям. Это дает, помимо более низкой цены, самое главное преимущество мини-гостиниц на рынке гостиничных услуг. И здесь необходимо обратить внимание на кадры.

На взгляд автора, необходимо сформировать вокруг себя команду единомышленников, с которыми руководителю, в первую очередь, было бы комфортно работать, и здесь основной критерий при выборе нового сотрудника - это нестандартный подход к решению ситуации [7, 8, 9]. Ведь работать руками его научат, но придя в компанию, человек должен чему-то научить и гостиницу, показать что-то новое. В итоге получаются грамотные гостиничные профессионалы, умеющие работать и головой, и руками.

Литература

1. Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретические аспекты процесса управления устойчивым развитием предпринимательской организации // Гуманизация образования: НОУ ВПО «Международный инновационный университет». 2015. - № 1. - С. 56-62.

2. Котова И.Б. Особенности психологической компетентности менеджера ресторана: опыт эмпирического исследования // Гуманизация образования: ИОТ РАО. 2011. - № 3. - С. 43-57.

3. Беляева Е.В. Проблемы развития инноваций в России: мотивационный аспект // Гуманизация образования: НОУ ВПО «Международный инновационный университет». 2015. - № 4. - С. 42-46.

69

ISSN 2312-9778

4. Мотышина М.С., Большаков А.С., Михайлов В.И. Менеджмент в социальнокультурном сервисе и туризме. - Ростов н/Д., 2008.

5. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. - М., 2005.

6. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб., 2008.

7. Бударь С.Ю., Слаутин И.В. Некоторые аспекты деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в г. Сочи // Управление и экономика в веке: НОУ ВПО «Международный инновационный университет». 2013. - № 2. - С. 22-29.

8. Яковлева-Чернышева, А.Ю. К вопросу о развитии малого предпринимательства в республике Крым на современном этапе: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина// Экономика. Теория и практика: материалы международной научнопрактической конференции. - Саратов, 2014. - С.146-147.

9. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Некоторые аспекты управления развитием малого предпринимательства в Республике Крым: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина// Современное государство: проблемы социально экономического развития: материалы международной научно- практической конференции. - Саратов, 2014. - С.97-99.

10. Кузнецов, А.В. Развитие микропредприятий как фактор оптимизации экономики и повышения уровня жизни населения: научная статья / А.В. Кузнецов // Гуманизация образования. - 2013. - № 1.

11. Слаутин, И.В. Аспекты малого и среднего предпринимательства муниципального образования город-курорт Сочи: научная статья / И.В. Слаутин // Гуманизация образования. - 2013. - № 1.

12. Федоров, О.В. Управление качеством гостиничных услуг как инструмент устойчивого развития гостиничного комплекса: научная статья // Экономика и управление в XXI веке. - 2013. - № 2. - С. 36-38.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.