Научная статья на тему 'Проблемы управления капиталом крупного современного предприятия'

Проблемы управления капиталом крупного современного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
635
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баскаков М.В.

Розглянуто проблеми управління капіталом сучасного підприємства як важливої умови стійкого розвитку мікроекономічної системи господарювання. Визначено ряд факторів, які впливають на обсяг, фінансову структуру капіталу і на вибір джерел його формування. Розроблено теоретичні положення щодо управління капіталом сучасного підприємства.Рассматриваются проблемы управления капиталом современного предприятия как важного условия устойчивого развития микроэкономической системы хозяйствования. Определен ряд факторов, влияющих на объем, финансовую структуру капитала и на выбор источников его формирования. Разработаны теоретические положения по управлению капиталом современного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления капиталом крупного современного предприятия»

М.В. Баскаков

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ КРУПНОГО СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Актуальность исследования.

Вопросы управления капиталом современного промышленного

предприятия требуют решения, так как от этого во многом зависит эффективность и устойчивое развитие

микроэкономической системы

хозяйствования. Управление капиталом предприятия является одним из наиболее важных звеньев системы финансового менеджмента. Оно получает в последние десятилетия все более глубокий теоретический базис и эффективные формы практической реализации. Круг вопросов, решаемых этим видом функционального финансового

управления предприятием, довольно обширен, так как принимаемые управленческие решения в этой области неразрывно связаны со всеми основными видами деятельности предприятия и всеми стадиями его жизненного цикла, начиная с «рождения» и заканчивая его закрытием.

Постановка проблемы. Процессы формирования капитала современного предприятия несовершенны и требуют разработки новых подходов. Необходимо определить ряд факторов, влияющих на объем, финансовую структуру капитала и на выбор источников его формирования для современного предприятия в условиях рыночной экономики. Определить, за счет каких источников происходит формирование собственных и заемных средств современного предприятия. Разработать теоретические положения по управлению капиталом современного предприятия. Некоторым

подходам к решению указанной проблемы и посвящена настоящая статья.

Анализ публикаций и исследований. Экономическая ситуация в Украине складывается таким образом, что имеет место сочетание процессов, которые были характерными для формирования капитала предприятий в начале столетия, с одной стороны, и процессов, присущих современному формированию капитала предприятий, с другой. При этом сложилась ситуация, когда процесс формирования капитала, который происходил в других странах в течение нескольких десятилетий, в Украине формируется в течение нескольких лет.

Результаты исследований процесса формирования капитала современного предприятия освещаются в публикациях Воробьева Ю.М. [2, 3], В них рассматривается в разных аспектах природа управления и формирования капитала предприятия, подчеркивается необходимость углубленного изучения процессов формирования капитала в Украине и адаптация зарубежного опыта к условиям рыночной трансформации.

Результаты. Деятельность

предприятия в условиях рыночной экономики зависит от наличия финансового капитала, объем, и структура которого определяются рядом факторов. Основные среди них такие:

теоретическая и практическая возможности привлечения

дополнительных финансовых ресурсов из различных источников;

формы собственности и

организационно-правовые формы

© Баскаков Максим Васильевич - аспирант.

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, Макеевка.

ISSN 1562-109X

предпринимательства;

отраслевая принадлежность

предприятия;

стратегические цели и текущие задачи предпринимательской

деятельности;

проектные или фактические размеры предприятия;

стоимость финансовых ресурсов на рынке капиталов;

структура финансового капитала, который формируется;

удаленность от рынков ресурсов, товаров и капиталов;

общеэкономическая и политическая ситуация в стране;

уровень общего руководства предприятием.

Указанные факторы влияют не только на объем и структуру финансового капитала, а и на выбор источников его формирования, что существенным образом отличается у новообразованных и действующих предприятий [1, 60].

Для вновь образованного предприятия круг возможных источников формирования финансового капитала зависит, прежде всего, от формы собственности, организационно-

правового статуса предприятия, его отраслевой принадлежности и проектных размеров. Для действующих предприятий наряду с указанными факторами важное значение имеет состояние

производственно-сбытовой и финансовой деятельности, что позволяет

использовать внутренние финансовые возможности предприятия. Однако форма собственности и организационно-правовой статус предприятия являются определяющими при выборе источников формирования финансового капитала независимо от того, является ли данное предприятие действующим или заново организованным.

В условиях рыночной

трансформации экономики для предприятий всех форм собственности и организационно-правового статуса

основными источниками формирования финансового капитала могут быть как собственные, так и заемные финансовые ресурсы.

Формирование собственного

финансового капитала может

происходить как за счет внешних, так и внутренних источников собственных средств [2, 78].

Рис. 1. Внешние источники формирования собственного финансового капитала.

Внешние источники образования собственного финансового капитала предприятия (рис.1):

А) средства, формирующиеся как за счет личных взносов, так и за счет возможностей финансового рынка:

средства основателей, которые вкладываются в уставный капитал;

средства, которые приходят за счет выпуска акций;

паевые взносы участников и членов трудового коллектива.

Б) средства, формирующиеся в порядке распределения финансовых ресурсов в масштабах экономической системы государства:

финансовые ресурсы

государственного и местного бюджета, которые используются на безвозвратной основе;

финансовые ресурсы целевых внебюджетных фондов, которые используются на безвозвратной основе;

прочая безвозмездная финансовая помощь;

средства отраслевых целевых денежных фондов, которые

используются на безвозвратной основе;

средства концернов, холдингов, ассоциаций, которые начисляют на безвозвратной основе;

страховые отчисления средств в связи с рисками, которые возникали.

Внешние источники формирования собственного финансового капитала позволяют вновь образованным

предприятиям формировать свой начальный финансовый капитал, а действующим субъектам хозяйствования - увеличивать размеры и совершенствовать его структуру. В рыночной экономике большее значение имеют источники финансовых ресурсов, которые мобилизуются за счет возможностей финансового рынка. В переходной же экономике пока что значительную роль играют средства, которые поступают путем

перераспределения финансовых

ресурсов.

К внутренним источникам формирования финансового капитала относятся финансовые ресурсы, которые формируются в процессе

производственно-финансовой деятельности предприятия [2, 79] (рис.2).

Рис. 2. Внутренние источники образования собственного финансового капитала

Внутренние источники

собственных финансовых ресурсов имеют большое значение для формирования финансового капитала предприятия. Ими обеспечиваются расширенное воспроизводство и финансовая стабильность субъектов хозяйствования. Среди источников создания собственного финансового капитала важнейшими являются доход и амортизационные отчисления, и эти указанные источники в основном обеспечивают формирование

собственного финансового капитала в масштабах экономической системы государства.

Заемный финансовый капитал предприятий может также

образовываться за счет двух основных групп источников заемных средств (рис.

3).

Для формирования долгосрочного заемного финансового капитала используются внешние долгосрочные финансовые ресурсы, и в первую очередь долгосрочные облигационные займы, долгосрочные банковские кредиты и финансовый лизинг. В мировой практике активно используются как долгосрочный налоговый кредит, так и налоговые льготы [2, 80-81].

Рис. 3. Образование заемного финан Внешние краткосрочные заемные финансовые ресурсы используются при формировании краткосрочного заемного финансового капитала, для чего пригодны прежде всего краткосрочные банковские кредиты и товарный (коммерческий) кредит.

В условиях рыночной экономики объем таких заемных ресурсов не достаточно значителен. Однако в переходный период эти заемные средства используются достаточно активно для формирования долгосрочного и

го капитала

краткосрочного заемного финансового капитала.

Следует подчеркнуть, что в переходной экономике Украины существуют различные типы

предприятий. Каждый из них имеет свои особенности и возможности при формировании финансового капитала.

Для вновь образованных государственных предприятий

основными источниками формирования финансового капитала являются средства государственного или местного бюджета: средства целевых внебюджетных фондов;

средства отраслевых целевых денежных фондов министерств и ведомств; государственные целевые кредиты; финансовый лизинг; кредиты

международных организаций и иностранных государств; краткосрочный товарный (коммерческий) кредит, предоставленный поставщиками сырья и материалов.

Первые четыре источника формирования финансового капитала оказывают содействие обеспечению абсолютного максимума необходимых средств новообразованного

государственного предприятия.

На действующих государственных предприятиях используется большинство собственных и заемных источников финансового капитала, за исключением учредительских и паевых взносов, а также другие источники финансовых ресурсов.

Финансовый капитал на

действующих государственных

предприятиях на 75,2% формируется за счет собственных финансовых ресурсов, в том числе: за средства государственного и местного бюджетов -13,4%, капитализации дохода -21,5%, амортизационных отчислений - 35,8% и на 24,8% за счет заемных финансовых ресурсов, в том числе: долгосрочного и краткосрочного банковских кредитов -1,4%, коммерческого кредита - 4,3%, отсроченной налоговой задолженности -2,3%, кредиторской задолженности -12,2% [2, 81].

Предприятия государственной собственности больше используют источники собственных финансовых ресурсов, чем субъекты хозяйствования коммунальной собственности, для создания совокупного финансового капитала. Это связано с тем, что государственные предприятия имеют больше собственных финансовых ресурсов, которые они могут

использовать для формирования своего финансового капитала.

В частных предприятиях источники формирования финансового капитала достаточно ограниченны. Это связано с тем, что такие предприятия представляют интересы, как правило, одного или нескольких членов семьи.

Значительно большие возможности для формирования финансового капитала имеют коллективные предприятия, в особенности акционерные общества открытого типа, которые в полной мере могут воспользоваться практически всеми реальными источниками финансовых ресурсов.

Вновь образованные акционерные общества открытого типа формируют финансовый капитал за счет внешних источников собственных финансовых ресурсов. Среди них важное значение в открытых акционерных обществах имеют взносы основателей и средства, которые поступают от эмиссии акций. Благодаря этим источникам акционерные товарищества на 98-100% формируют уставный капитал, являющийся базой, сердцевиной, стрежнем всего

финансового капитала акционерного предприятия. [4, 154].

Изучение порядка формирования финансового капитала в

новообразованных открытых

акционерных обществах свидетельствует, что на начальном этапе деятельности таких предприятий использование источников заемных финансовых ресурсов осуществляется в ограниченных объемах. Прежде всего, используются краткосрочные кредиты банковских финансовых учреждений, а также краткосрочные займы небанковских финансовых учреждений. При

возможности используются налоговый кредит и льготы, а также краткосрочный товарный (коммерческий) кредит под товарно-материальные ценности. В

действующих открытых акционерных обществах есть возможность

использовать практически все источники формирования финансового капитала, рассмотренные ранее, но основное преимущество отдается источникам собственных финансовых ресурсов.

Выводы. В процессе финансовой деятельности предприятия всех форм собственности используют различные источники финансовых ресурсов для формирования совокупного финансового капитала, но большинство предприятий предпочитают собственные источники финансовых ресурсов и в незначительной мере заемные средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью обеспечения эффективного формирования финансового капитала необходимо заинтересовать предприятия всех форм собственности и организационно-правового статуса

использовать не только собственные финансовые ресурсы, а и средства финансового рынка. Для чего необходимо соответствие нормативно-правовой базы и создание государством благоприятных экономических условий привлечения хозяйственных субъектов, чтобы ресурсы финансового рынка были доступны предприятиям всех форм собственности и отраслям народного хозяйства.

Литература

1. Бланк И. А. Управление формированием капитала. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2000 - 512 с.

2. Воробьев Ю.М. Особенности формирования финансового капитала предприятий // Финансы Украины. -2001. - №2. - С. 77-85.

3. Воробьев Ю.М. Теоретические основы финансового капитала предприятия // Финансы Украины. -2001. - №7. - С. 62-68.

4. Поддерегин А.М. Финансы предприятий: Учебник - К.: КНЕУ, 2000. -460 с.

5. Покропивный С.Ф. Экономика предприятий: Учебник - К.: КНЕУ, 2000. 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.