Научная статья на тему 'Проблемы укрепления правопорядка в СССР весной-осенью 1953 года'

Проблемы укрепления правопорядка в СССР весной-осенью 1953 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
STATE / LAW / CONSTITUTION / HEAD OF STATE / GOVERNMENT / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / BODIES OF STATE SECURITY / RULE OF LAW / LEGITIMACY / AMNESTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тязин Евгений Николаевич

В статье раскрываются проблемы укрепления правопорядка в СССР и практика применения амнистии в 1953 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы укрепления правопорядка в СССР весной-осенью 1953 года»

УДК 340.000.93(470)

Тязин Евгений Николаевич, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», Саранск.

( etyazin@mail. ru)

ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА В СССР ВЕСНОЙ-ОСЕНЬЮ 1953 ГОДА

Аннотация. В статье раскрываются проблемы укрепления правопорядка в СССР и практика применения амнистии в 1953 г.

Ключевые слова: государство, право, конституция, глава государства, правительство, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, правопорядок, законность, амнистия.

Tyazin Evgeniy Nikolaevich, Senior Lecturer Department of Theory and History of State and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Mordovia State University», Saransk.

(etyazin@mail.ru)

THE PROBLEMS OF STRENGTHENING LAW AND ORDER IN THE USSR

IN THE SPRING AND AUTUMN OF 1953

Abstract. The article reveals the problems of strengthening the rule of law in the USSR and the practice of application of the Amnesty in 1953.

Keywords: state, law, constitution, head of state, government, bodies of internal affairs, bodies of state security, rule of law, legitimacy, amnesty.

В настоящее время в отечественной юридической науке наблюдается устойчивый интерес к событиям, имевшим место в СССР в начале 1950-х гг., когда в результате целого ряда реформ была произведена коренная перестройка всей системы правоохранительных органов. Особый интерес вызывают

мероприятия правительства по укреплению законности и правопорядка в стране после смерти И. В. Сталина и, в частности, по проведению амнистии, объявленной Указом Президиума Верховного СССР от 27 марта 1953 г.

Амнистии, как известно, играли важную роль в политике Советского государства. Высшим руководством страны они рассматривались не только как проявление гуманного отношения государства к лицам, совершившим уголовные преступления, но и в качестве одного из средств укрепления авторитета правящей коммунистической партии. Как правило, амнистии проводились в связи с какими-либо знаменательными датами (годовщина Октябрьской революции) или крупными политическими событиями (образование СССР).

Амнистия 1953 г. не была похожа на все предыдущие. Она была объявлена спустя всего несколько недель после смерти И. В. Сталина. Поскольку никогда прежде амнистии не приурочивались к юбилеям руководителей партии и Советского государства, а тем более не связывались с их смертью, факт кончины вождя народов придал амнистии 1953 г. дополнительное политическое значение.

В начале марта 1953 г. высшему руководству страны стало известно о тяжелой болезни Сталина. Еще до его кончины, наступившей 5 марта, члены бюро ЦК КПСС Г. М. Маленков и Л. П. Берия договорились между собой о предстоящем разделе власти. К этому соглашению присоединились Н. С. Хрущев и Н. А. Булганин, также входившие в ближайшее окружение вождя.

Маленков считался вторым после Сталина человеком в партии и государстве. Он выступал с отчетным докладом на XIX съезде КПСС, являлся заместителем Председателя Совета Министров СССР и секретарем ЦК, председательствовал на заседаниях Президиума ЦК и контролировал деятельность партийного и советского аппарата. В этом отношении Маленков более других подходил на роль «преемника» Сталина [10, с. 41-42]. Его близким другом и соратником являлся Берия, который, преследуя собственные цели, в сложившейся ситуации сделал ставку на Маленкова. Берия, ранее длительное

время возглавлял карательные органы и большое влияние в государстве приобрел в годы Великой Отечественной войны, когда стал курировать сразу несколько отраслей экономики и военной промышленности. С февраля 1941 г. являлся заместителем Председателя СНК СССР (с 1946 г. - Совета Министров СССР), депутатом Верховного Совета СССР. В 1945 г. ему было присвоено звание Маршала Советского Союза [13, с. 75]. Во второй половине 1940-х гг. он отвечал за создание советского атомного оружия. С приходом к власти Маленкова, Берия становился вторым человеком в государстве и получал реальную возможность серьезно влиять на формирование политического курса страны.

Маленков и Берия, предварительно обсудив между собой порядок назначения на все руководящие должности в партии и государстве, договорились, что Председателем Совета Министров СССР должен стать Маленков, а Берия занять пост первого заместителя председателя правительства и возглавить органы внутренних дел и государственной безопасности в составе объединенного Министерства внутренних дел СССР. В беседах с другими членами Президиума ЦК свое желание возглавить «органы» Берия объяснял намерением «навести порядок», «восстановить законность» в МГБ-МВД [12, с. 20]. Однако они прекрасно знали, какую роль при Сталине играли органы госбезопасности. Ни для кого не было секрета, что они выступали в качестве цементирующего фактора неограниченной власти генсека и часто использовались им для подавления политических противников.

3 марта 1953 г. бюро Президиума ЦК приняло решение созвать на 4 марта Пленум ЦК КПСС и подготовить к нему необходимые организационные вопросы. 4 марта 1953 г. Берия направил Маленкову записку о кадровых перестановках в правительстве, Президиуме и секретариате ЦК, которая была положена в основу соответствующего постановления бюро Президиума ЦК. Он предложил сократить численность Президиума и секретариата ЦК, ликвидировать не предусмотренное Уставом партии бюро Президиума ЦК и тем самым обеспечить руководящее положение в партии группы «Маленков -

Берия». В этих условиях возрастало влияние правительства в механизме государства, а высший партийный аппарат неизбежно отступал на второй план. Чтобы придать законный характер произведенному переделу власти, было решено перенести Пленум ЦК КПСС на 5 марта 1953 г. и пригласить на его заседание членов правительства и Президиума Верховного Совета СССР.

На совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР, состоявшемся вечером 5 марта 1953 г. в последние часы жизни Сталина [15, с. 157], раздел власти был окончательно оформлен. По предложению Берии Председателем Совета Министров СССР был назначен Г. М. Маленков. В свою очередь, с подачи Маленкова Л. П. Берия назначается первым заместителем Председателя Совета Министров СССР и министром внутренних дел СССР [16, оп. 1, д. 23, лл.. 3-4, 8-9]. Соглашение о разделе власти носило явно компромиссный и, как выяснится позже, временный характер. Не все его участники, прежде всего Н. С. Хрущев, были удовлетворены возросшим политическим влиянием Маленкова и Берии. Это явилось поводом для начала скрытой и жестокой борьбы за новый передел власти. В июне 1953 г. Берия будет арестован, а в декабре того же года приговорен к расстрелу. В скором времени на смену Маленкову придет Булганин. В 1958 г. председателем советского правительства станет «главный заговорщик» Н. С. Хрущев [13, с. 80, 243]. В борьбе за лидерство Хрущев в полной мере опирался на партийный аппарат [11, с. 30], а бериевских генералов «распогонил» и «разлампасил».

После смерти Сталина Берия развернул активную политическую деятельность, выступив с резкой критикой культа личности умершего вождя, предложениями прекратить политические репрессии, укрепить законность и правопорядок. На траурном митинге, состоявшемся 9 марта 1953 г. на Красной площади в связи с похоронами Сталина, Берия заявил, что советское правительство будет заботливо и неустанно охранять права и свободы граждан, закрепленные в Конституции СССР [14]. Берия всячески стремился предстать перед партией и народом в качестве главного борца за справедливость.

Однако истинные причины, побудившие Берию выступить с подобными предложениями, заключались, на наш взгляд, в другом, на что проливают свет последующие события весны 1953 г. Вступив в должность министра внутренних дел, Берия начал коренную перестройку структуры и функций органов МВД СССР с целью превратить министерство в послушный ему инструмент. Прежде всего, требовалось освободить огромное Министерство внутренних дел от выполнения ряда несвойственных этому ведомству функций, в том числе производственно-хозяйственной деятельности. В структуре МВД СССР намечалось оставить только оперативно-чекистские управления.

По инициативе Берия 18 марта 1953 г. было принято постановление Совета Министров СССР, согласно которому производственно-хозяйственные и строительные организации МВД СССР передавались в другие министерства. Также он добился принятия постановления Совета Министров СССР о прекращении строительства ряда крупных дорогостоящих объектов. В список ликвидируемых строительств попали Главный Туркменский канал, Волго-Балтийский водный путь, железные дороги на севере Западной Сибири, Кольском полуострове, в Архангельской области, Красноярском крае, Приморье, тоннель под Татарским проливом и др.

В результате осуществления этих мер высвобождались значительные людские ресурсы, главным образом из числа заключенных исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) и исправительно-трудовых колоний (ИТК) ГУЛАГ'а МВД СССР. Далее необходимо было решить другую задачу - передать ИТЛ и ИТК из ведения МВД СССР в ведение Министерства юстиции СССР. Вся проблема заключалась в том, что Министерство юстиции СССР, являясь сугубо гражданским ведомством, обладало ограниченными материальными и финансовыми возможностями и в таком случае вряд ли могло справиться с новыми задачами. Чтобы осуществить этот план, необходимо было резко сократить численность заключенных в ИТЛ. Единственно возможным средством для решения этой проблемы Берия видел в проведении широкомасштабной амнистии.

Также требовалось убедить членов Президиума ЦК в том, что существующая система мест заключения переживает глубокий кризис. Действительно, производительность труда в лагерях и колониях находилась на низком уровне, а сами эти учреждения являлись убыточными. Ни одно из крупных производственных управлений МВД СССР в 1951-1952 гг. не выполнило хозяйственный план и с этой точки зрения сложившееся положение являлось совершенно нетерпимым. К тому же карательная политика государства привела к значительному увеличению количества мест заключения. Вся страна была покрыта сетью лагерей и колоний, в которые ежегодно направлялись сотни тысяч осужденных. Сложился своего рода «лагерный архипелаг». На 1 января 1953 г. численность заключенных ГУЛАГ'а составляла 2472247 человек.

26 марта 1953 г. Берия обращается в Президиум ЦК КПСС с запиской с предложением провести в стране широкую амнистию. В представленном документе указывалось, что «содержание большого количества заключенных в лагерях, тюрьмах и колониях, среди которых имеется значительная часть осужденных за преступления, не представляющие серьезной опасности для общества, в том числе женщин, подростков, престарелых и больных людей, не вызывается государственной необходимостью» [5, с. 21]. К записке прилагался проект соответствующего указа Президиума Верховного Совета СССР.

27 марта 1953 г. Президиум ЦК КПСС единогласно утвердил проект Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии». В тот же день был оформлен законодательно [1 ], а на следующий день опубликован в газетах «Правда» и «Известия». Согласно Указу освобождению подлежали заключенные, осужденные на срок до 5 лет включительно; осужденные за должностные, хозяйственные и некоторые воинские преступления, а также несовершеннолетние, престарелые, больные, женщины, имеющие малолетних детей. По данным на 18 апреля надлежало освободить по амнистии 1203421 человека, а также прекратить следственные дела на 401120 человек [5, с. 400]. Амнистия 1953 г. не распространялась на лиц, осужденных за

контрреволюционные преступления на срок более 5 лет, крупные хищения социалистической собственности, бандитизм и умышленное убийство.

28 марта 1953 г. Совет Министров СССР принял постановление о передаче исправительно-трудовых лагерей и колоний из Министерства внутренних дел СССР в ведение Министерства юстиции СССР. Цель была достигнута. Насколько вынужденным было это решение, можно судить по тому факту, что вскоре после ареста и осуждения Берии, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1954 г. исправительно-трудовые лагеря и колонии вновь были переданы в ведение МВД СССР.

21 мая 1953 г. министр юстиции СССР К. Горшенин в докладе Председателю Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилову о ходе выполнения Указа от 27 марта 1953 г. указывал, что из общего количества 1178422 человек заключенных, подлежащих освобождению из ИТЛ и ИТК, на 15 мая 1953 г. фактически было освобождено 1048058 человек, или 88,9 %, в том числе:

1) осужденных на срок до 5 лет включительно (ст. 1 Указа) - 549886 чел.;

2) осужденных на срок свыше 5 лет за должностные, хозяйственные и воинские преступления (ст. 2 Указа) - 50149 чел.;

3) осужденных на срок свыше 5 лет, которым срок наказания сокращался наполовину (ст. 4 Указа) - 409051 чел.;

4) осужденных на срок свыше 5 лет, на которых распространялась ст. 3 Указа - 169336 чел.

Из них:

1) женщин, имеющих при себе детей - 26487 чел.;

2) женщин, имеющих детей за пределами мест заключения - 34504 чел.;

3) беременных женщин - 6122 чел.;

4) несовершеннолетних в возрасте до 18 лет - 6209 чел.;

5) мужчин старше 55 лет - 18045 чел.;

6) заключенных, страдающих тяжелым неизлечимым недугом - 34012

чел.

Таким образом, из исправительно-трудовых лагерей и колоний оставалось освободить от наказания 130.364 человека, или 11,1 %, главным образом, из ИТЛ Дальстроя, Норильского комбината и других отдаленных лагерей, а также женщин, имеющих детей вне лагеря (колонии).

Из трудовых колоний для несовершеннолетних преступников подлежало освобождению по амнистии 24618 человек. Из этого количества осужденных было освобождено 24316 человек, или 98,8 %.

Судебные органы к указанному времени в основном закончили работу по применению амнистии по делам, находящимся в их производстве к моменту издания Указа об амнистии, которая была применена к 336663 человекам, из них в отношении 321163 человек - с освобождением от наказания и прекращением дел, и в отношении 15500 человек - с сокращением срока наказания наполовину. В дальнейшем Указ от 27 марта 1953 года планировалось применять судами по вновь поступающим делам о лицах, совершивших преступления до издания этого Указа.

Осужденных к исправительно-трудовым работам без лишения свободы было освобождено от дальнейшего отбывания наказания 378796 человек, или 100 %, из тюрем МВД, внутренних тюремных камер и камер предварительного заключения - 70.686 человек, из ссылки и высылки - 4270 человек.

Органы милиции, из общего количества подлежащих прекращению дел на 22397 человек, прекратили по амнистии дела в отношении 20249 человек, или 90,4 % [6, оп. 85, д. 235, л. 16-17].

По состоянию на 20 мая 1953 г. из 1181264 заключенных было освобождено по амнистии 1085365 человек, или 91,9 % [7, оп. 5, . 204, л. 28].

В Мордовской АССР освобождение заключенных из мест лишения свободы по амнистии было закончено к концу весны. По состоянию на 1 июня 1953 г. всего освобождено 1581 человек, в том числе из колоний и лагерных пунктов освобождено 1356 человек. Из них:

1) сужденных на срок до 5 лет лишения свободы - 865 чел.;

2) осужденных на срок свыше 5 лет лишения свободы, подпадающих под ст. 2 Указа «Об амнистии» - 13 чел.);

3) сужденных на срок свыше 5 лет лишения свободы после сокращения срока наполовину - 141 чел.;

4) женщин, имеющих детей - 60 чел.;

5) беременных женщин - 3 чел.;

6) несовершеннолетних - 11 чел.;

7) мужчин старше 55 лет - 142 чел.;

8) женщин старше 50 лет - 47 чел.4

9) лиц, страдающих тяжелым неизлечимым недугом - 54 чел.

Из следственных тюрем было освобождено 191 человек, камер предварительного заключения городских и районных отделов МВД МАССР -54 человека [18, оп. 4, д. 135, л. 21.].

В связи с амнистией возникла острая проблема с трудоустройством бывших заключенных. В постановлении Совета министров СССР от 30 мая 1953 г. № 1372-550сс отмечалось, что некоторые руководители предприятий и учреждений, несмотря на то, что имелась нужда в рабочей силе, отказывали в приеме на работу амнистированных, мотивируя свой отказ боязнью ответственности за «засорение» кадров.

Советы министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов депутатов трудящихся не принимали необходимых мер к исправлению сложившегося положения. Так, из 1347 амнистированных, прибывших в города Эстонии, было трудоустроено 319 человек, или 23,7 %, а в городе Таллине - 156 человек из 745 амнистированных, или 20,9 %. В Москве из 25480 освобожденных по амнистии было трудоустроено всего 6797 человек (26,6 %), в Ленинграде из 17 464 человек -6966 (39,9 %), в Минске из 1 034 человек - 338 (32,7 %), в Казани из 2 952 человек - 910 (30,8 %), во Львове из 711 человек - 140 (19,7 %); в городах Ростове-на-Дону, Иванове, Киеве, Харькове, Горьком не было трудоустроено более половины прибывших амнистированных. Названные выше

государственные органы обязывались закончить трудоустройство амнистированных не позднее 15 июня 1953 г.

По состоянию на 11 июня 1953 г. по сведениям паспортного стола МВД МАССР в Мордовскую АССР прибыло 2852 амнистированных лица. Из них: было прописано - 2040 человек; трудоустроено: на предприятиях и в учреждениях - 247, в колхозах - 1580; выбыло из Мордовии - 233 человека [18, оп. 4, д. 135, л. 10-103.].

В ходе амнистии было освобождено значительное число заключенных, не желавших вставать на путь исправления и упорно отказывавшихся трудоустраиваться. 2 июля 1953 г. Президиум ЦК КПСС одобрил проект Указа Президиума Верховного Совета СССР «О неприменении амнистии к лицам, осужденным за разбой, к ворам-рецидивистам и злостным хулиганам». В пункте 2 этого Указа говорилось, что лица, освобожденные по амнистии, продолжающие вести паразитический образ жизни и не занимающиеся общественно-полезным трудом, вновь должны водворяться в ИТЛ на не отбытый к моменту освобождения по амнистии срок.

Появление в городах и селах страны огромного числа амнистированных привело к росту тяжких уголовных преступлений и осложнению криминогенной обстановки. Органы МВД перестали справляться с поставленными перед ними задачами. В принятом 27 августа 1953 г. постановлении Совета Министров СССР № 2283-930с «О мерах по усилению охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью», МВД СССР предлагалось разработать и провести в жизнь практические мероприятия, направленные на улучшение работы милиции по предупреждению и раскрытию преступлений, обратить особое внимание на борьбу с такими преступлениями, как убийства, разбойные нападения, кражи и хулиганство. Министерство юстиции СССР обязывалось лиц из числа амнистированных, вновь осужденных за совершение тяжких уголовных преступлений, направлять для отбытия наказания в строго режимные исправительно-трудовые лагеря.

Во исполнение указанного постановления правительства 20 октября

1953 г. был издан приказ министра юстиции СССР и министра внутренних дел СССР № 00273/00942, согласно которому направлению в лагерные подразделения ИТЛ строгого режима подлежали лица, освобожденные в связи с амнистией и вновь осужденные за:

1) контрреволюционные преступления (ст. 58 УК);

2) бандитизм (ст. 593 УК);

3) хулиганство (ст. 74 ч. 2 УК);

4) разбой (ст. 167 УК и ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан»);

5) кражи, совершенные воровской шайкой или повторно (ст. 1 ч. 2 Указа от 4 июня 1947 г.);

6) умышленное убийство (ст. ст. 136, 137 УК);

7) изнасилование (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1949 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование») [7, оп. 1а, д. 513, л. 163].

На 1 апреля 1954 г. из числа заключенных, освобожденных по амнистии, было вновь привлечено к уголовной ответственности 84225 человек. Они размещались в ИТЛ изолированно от впервые осужденных с целью ограждения последних от вредного влияния рецидивистов.

Следует отметить, что увеличение числа тяжких уголовных преступлений, совершенных после объявления амнистии, во многом способствовало принятию 30 апреля 1954 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство» [2]. В соответствии с этим актом, на лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, было распространено действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 г. «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам».

По своим масштабам амнистия 1953 г. превзошла все предыдущие и не имеет аналогов в практике государственных органов. Всего по амнистии из

ИТЛ и ИТК было освобождено 1201738 человек, что составило 53,8 % общей численности заключенных на 1 апреля 1953 г. По этой причине было ликвидировано 104 лагеря и 1567 колоний и лагерных подразделений. Значительно изменился состав заключенных, содержащихся в ИТЛ. Подавляющую часть этого контингента стали составлять лица, осужденные за особо опасные уголовные преступления (измену родине, бандитизм, грабежи, умышленные убийства).

На 1 апреля 1954 г. в лагерях и колониях содержалось 1360303 заключенных, в том числе осужденные за контрреволюционные преступления 448344 человек, бандитизм, разбой и умышленные убийства - 190301 человек, грабежи, кражи и хищения - 490503 человек, хулиганство - 95425 человек, должностные, хозяйственные и прочие преступления - 135730 человек.

Смерть Сталина и объявление амнистии вселили в сознание многих заключенных надежду на смягчение репрессий и карательной политики государства, восстановление справедливости. Впервые за много лет под амнистию попали лица, осужденные по политическим мотивам за контрреволюционные преступления на срок до 5 лет включительно. В результате к осени 1953 г. численность этой категории заключенных снизилась примерно на 100000 человек. Вместе с тем, амнистия не коснулась лиц, осужденных за государственные преступления на срок свыше 5 лет. Это вызвало массовые волнения заключенных в некоторых ИТЛ, которые были жестоко подавлены силами войск МВД СССР.

4 мая 1954 г. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О пересмотре дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, содержащихся в лагерях, колониях и тюрьмах МВД СССР и находящихся в ссылке на поселении» [17, с. 116-117], на основе которого были созданы специальные комиссии для выполнения этой задачи. 10 июля 1954 г. Совет Министров СССР утвердил Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР [9, с. 151-162], после чего были ликвидированы особые лагеря МВД СССР. Численность особо опасных государственных преступников к концу

1955 г. существенно сократилась и на 1 января 1956 г. составляла 113735 человек. К концу 1950-х в лагерях и колониях МВД СССР содержалось всего несколько тысяч человек этой категории заключенных.

Амнистия 1953 г. имела огромное политическое значение для укрепления правопорядка и вряд ли является заслугой Л. П. Берии, или кого-нибудь другого. Страна давно нуждалась в демократических переменах. Амнистия нанесла мощный удар по ГУЛАГ'у и сталинской карательной системе в целом. С середины 1955 г. правительство и руководство МВД СССР начали проводить децентрализацию структуры мест заключения. Эта тенденция была закреплена постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 25 октября 1956 г. «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР», которое признало «нецелесообразным дальнейшее существование исправительно-трудовых лагерей Министерства внутренних дел СССР, как не обеспечивающих выполнения важнейшей государственной задачи -перевоспитания заключенных в труде» [9, с. 190].

Библиографический список

1. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1954. - № 4.

2. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1954. - № 11. - Ст. 271.

3. О порядке направления в лагерные подразделения строгого режима лиц из числа амнистированных, вновь осужденных за совершение тяжких уголовных преступлений: Приказ Министра юстиции СССР и Министра внутренних дел СССР № 00273/00942 от 20 октября 1953 г. // ГАРФ. -Ф. 9401. - Оп. 1а. - Д. 513. - Л. 163-165.

5. Лаврентий Берия. 1953. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы / Под ред. А. Н. Яковлева; сост. В. Наумов, Ю. Сигачев. -М.: МФД, 1999. - 512 с.

6. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Ф. 7523. «Верховный Совет СССР».

7. ГА РФ. - Ф. 9401. «Министерство внутренних дел СССР»

8. ГА РФ. - Ф. 9492. «Министерство юстиции СССР».

9. ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / сост. А. И. Кокурин. Н. В. Петров; под ред. А. Н. Яковлева. - М.: МФД, 2000. - 888 с.

10. Жуков Ю. Н. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953 года / Ю. Н. Жуков // Вопросы истории. - 1996. - № 5/6. -С. 39-57.

11. Наумов В. П. Борьба Н. С. Хрущева за единоличную власть / В. П. Наумов // Новая и новейшая история. - 1996. - № 2. - С. 10-31.

12. Наумов В. П. Был ли заговор Берии? / В. П. Наумов // Новая и новейшая история. - 1998. - № 5. - С. 17-39.

13. Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК РКП (б) - ВКП (б) - КПСС: Справочник / сост. В. Н. Павленко. - М.: Политиздат, 1990. - 271 с.

14. Правда. - 1953. - № 69. - 10 марта.

15. Пыжиков А. В. Последние месяцы диктатора (1952-1953 годы) / А. В. Пыжиков // Отечественная история. - 2002. - № 2. - С. 153-158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. РГАНИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 23. Л. 3-4, 8-9.

16. Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3 т. Т. 1: Март 1953 - февраль 1956 / сост. А. Н. Артизов, Ю. В. Сигачев, В. Г. Хлопов и др. - М.: МФД, 2000. - 503 с.

17. Центральный государственный архив Республики Мордовия. -Ф.р-438. «Прокуратура Мордовской АССР».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.