Дзюба Анна Александровна
Проблемы уголовно-правового регулирования и квалификации преступлений террористического характера, повлекших причинение смерти человеку
Анализируется обоснованность внесения изменений в статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за преступления террористического характера, повлекшие причинение смерти человеку, рассматривается проблема соответствия нововведений принципам уголовного права.
Ключевые слова: антитеррористическое уголовное законодательство Российской Федерации; террористический акт; преступления террористического характера, повлекшие причинение смерти человеку; преступления против жизни и общественной безопасности.
Problems of criminal-legal regulation and qualification of terrorist crimes resulting in death of a person
In this article considering the problem of the validity of amendments to the articles of the Criminal Code of the Russian Federation providing liability for crimes of terrorist nature that caused death of person, also the issue compliance of innovations with the principles of criminal law.
Keywords: anti-terrorist criminal legislation of the Russian Federation; terrorist act; crimes of a terrorist nature that caused the death of a person; crimes against life and public safety.
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, обусловливают модернизацию российского уголовного законодательства. На протяжении 28 лет с момента принятия Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) в его статьи вносятся изменения и дополнения, вызванные необходимостью ужесточения санкций за совершение отдельных видов преступлений, в том числе преступлений террористического характера.
При детальном рассмотрении итогов процесса законотворческой деятельности в отношении антитеррористического уголовного законодательства Российской Федерации можно прийти к заключению, что он проходил непланомерно, без осуществления глубокого криминологического анализа и прогнозирования. Неупорядоченность вводимых в УК РФ изменений и дополнений повлекла возникновение внутри- и межотраслевых противоречий в уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и иных сферах российского антитеррористического законодательства.
Так, в соответствии с положениями пп. «б» п. 2 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 321-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-
рации по вопросам противодействия терроризму» [1] ч. 3 ст. 205 УК РФ «Террористический акт» была дополнена пунктом «б», регламентирующим дифференцированную ответственность за совершение террористического акта, повлекшего «умышленное причинение смерти человеку» [2]. Аналогичные поправки были внесены тем же законом в положения ст. 206 УК РФ «Захват заложника», которая была дополнена частью 4, регламентирующей дифференцированную ответственность за захват заложника, повлекший умышленное причинение смерти человеку.
В соответствии с Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. № 157-ФЗ законодатель отказался от буквальной конкретизации формы вины по отношению к смерти человека, наступившей в результате теракта (признав утратившими силу положения п. «б» ч. 2 ст. 205 УК РФ и исключив указание на умысел в отношении смерти человека, наступившей в результате теракта, из содержания п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ). Подобные изменения коснулись и ст. 281 УК РФ «Диверсия», но вместе с тем не затронули содержания ст. 206 УК РФ «Захват заложников», где, соответственно, в ч. 3 и 4 ст. 206 УК РФ по-прежнему дифференцируется ответственность в зависимости от форм вины по от-
10
ношению к последствиям захвата заложников в виде неосторожного или умышленного причинения смерти человеку.
В результате названных изменений и дополнений рассматриваемый особо квалифицированный вид теракта получил окончательное закрепление в п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ как террористический акт, повлекший причинение смерти человеку (без буквального указания на форму вины) [3].
Аргументируя необходимость дополнения ч. 3 ст. 205 УК РФ пунктом «б» об умышленном причинении смерти в результате теракта (и аналогичных дополнений ст. 206 и ст. 281 УК РФ), в пояснительной записке к законопроекту № 123532-5 его автор депутат Государственной Думы РФ В.А. Васильев отмечает, что «предложенная конкретизация диспозиций квалифицированных составов преступлений, предусмотренных статьями 105, 205, 206 и 281 УК РФ, позволит органу предварительного расследования, возбудившему уголовное дело, проводить следствие в полном объеме без дополнительной квалификации по другим статьям Особенной части» [4].
Сравнивая редакции ст. 205 УК РФ до и после рассматриваемых изменений и дополнений, можно отметить, что суть их сводится к следующему: 1) ч. 3 ст. 205 УК РФ дополнена особо квалифицирующим признаком, характеризующим умышленное причинение смерти в процессе или в результате террористического акта; 2) особо квалифицирующий признак террористического акта, «повлекшего по неосторожности причинение смерти человеку», закрепленный в ранее действовавшей редакции ч. 3 ст. 205 УК РФ, авторы законопроекта перенесли в ч. 2 ст. 205 УК РФ с тем, чтобы в одной части статьи не закреплялись квалифицирующие признаки умышленного и неосторожного причинения смерти в результате теракта. Последнее, обеспечивая дифференциацию ответственности за причинение смерти в зависимости от формы вины, способствовало соблюдению принципа справедливости в процессе регламентации ответственности за теракт, повлекший причинение смерти человеку.
Однако необходимо отметить, что законотворческая деятельность авторов законопроекта, выразившаяся в дополнении ст. 205 УК РФ новым особо квалифицирующим признаком в виде умышленного причинения смерти человеку, а также в изменении места ранее закрепленных в ней признаков (с ч. 3 на ч. 2), фактически привела к смягчению наказания за наиболее опасные виды террористического акта, сопряженного с человеческими жертвами, как охватывающимися умыслом виновного,
так и наступившими в результате неосторожности. Это привело к снижению максимальных пределов наказаний, возможных за совершение теракта при рассматриваемых квалифицирующих и особо квалифицирующих признаках (по сравнению с максимальным наказанием, которое могло быть назначено до описанных изменений УК).
Так, к примеру, совершение террористического акта, повлекшего умышленное причинение смерти, в соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ) стало квалифицироваться как единичное сложное преступление и наказываться лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы. Одновременно с этим до включения в ст. 205 УК РФ рассматриваемых изменений и дополнений террористический акт, сопряженный с умышленным причинением смерти другому человеку, квалифицировался не как единичное сложное преступление по п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ, а как множественность преступлений, представляя собой идеальную совокупность террористического акта и убийства, квалифицируемых самостоятельно по соответствующим пунктам и частям ст. 205 и 105 УК РФ.
В обозначенном смысле не изменилась ситуация и в действующей редакции ст. 205 УК РФ после «объединения» умышленного и неосторожного причинения смерти в результате теракта (см.: Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 157-ФЗ): действия виновного квалифицируются как единичное сложное преступление и не образуют совокупности теракта и преступлений против жизни.
До момента принятия указанных поправок с учетом положений ст. 69 УК РФ (правила назначения наказания по совокупности преступлений) наказания за теракт и убийство назначались отдельно, т.е. до двадцати лет лишения свободы или пожизненное лишение свободы уже за само убийство (например, общеопасным способом), а также до двадцати лет лишения свободы за квалифицированный теракт или же максимально до пожизненного лишения свободы за особо квалифицированный. После назначения наказания отдельно за каждое из рассматриваемых преступлений суд принимал окончательное решение по правилам полного или частичного сложения наказаний. При этом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 69 УК РФ максимальный размер окончательного наказания в виде лишения свободы на определенный срок не должен более чем на половину превышать максимальный размер наказания
11
в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений. Стоит отметить, что пределы лишения свободы на определенный срок ограничены двадцатью годами при назначении наказания за единичное сложное преступление, в нашем случае - непосредственно за теракт, повлекший причинение смерти.
В редакции ст. 56 УК РФ «Лишение свободы на определенный срок», действовавшей на момент принятия рассматриваемых поправок, указывалось, что «при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет». Таким образом, после принятия Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ, включившего убийство в число особо квалифицирующих признаков террористического акта, максимальное наказание в виде лишения свободы на определенный срок за террористический акт, сопряженный с убийством, фактически было снижено с двадцати пяти до двадцати лет лишения свободы, т.е. на целых 20% (!), что едва ли поддается объяснению с точки зрения принципа справедливости.
Еще одно значительное различие при сравнении возможных наказаний прослеживается в действующей редакции ст. 56 УК РФ, регламентирующей в ч. 5 возможность назначения наказания при совокупности преступлений, одним из которых является теракт или иное преступление террористического характера, до тридцати лет лишения свободы. Максимальное наказание в виде лишения свободы по п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ за теракт, сопряженный с убийством, в результате принятия Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ составил 20 лет лишения свободы. Однако если бы нововведения не были приняты и действия виновного квалифицировались, как и прежде, по совокупности ст. 205 и ст. 105 УК РФ, за теракт, сопряженный с убийством, возможно было бы назначить наказание в виде лишения свободы на срок до тридцати лет.
Таким образом, положения п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ, в которых реализован Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ, фактически способствовали существенному смягчению наказания за террористический акт, сопряженный с убийством, с максимально возможных тридцати лет лишения свободы до двадцати лет лишения свободы.
Как бы абсурдно это не выглядело, но сегодня с учетом положений ст. 17 и 57 УК РФ, а также п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ максимальное наказание в виде лишения свободы на
определенный срок за теракт, сопряженный с убийством, составляет двадцать лет, а за теракт, совершенный в совокупности с иным особо тяжким, но менее опасным по сравнению с убийством преступлением (не закрепленным в качестве квалифицирующего или особо квалифицирующего признака в ст. 205 УК РФ), -тридцать лет.
Необходимо также отметить, что в пояснительных записках к рассматриваемым законопроектам о включении убийства в число особо отягчающих обстоятельств теракта ничего не сказано ни о гуманизации уголовного закона, ни о необходимости экономии мер уголовной репрессии, с помощью которых (теоретически) авторы законопроекта могли хотя бы попытаться аргументировать такое смягчение наказания. Однако, как представляется, указанных правовых последствий принятия Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ в виде фактического смягчения наказания за теракт, сопряженный с убийством, авторы законопроекта просто не предвидели.
Аналогичными недостатками характеризуется и регламентированная Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. № 157-ФЗ действующая редакция п. «б» ст. 205 УК РФ, объединившая умышленное и неосторожное причинение смерти в результате теракта: максимально возможный размер наказания в виде лишения свободы на определенный срок за данное единичное сложное преступление существенно (на десять лет) ниже максимально возможного размера наказания в виде лишения свободы на определенный срок, которое могло бы быть назначено по совокупности убийства и террористического акта.
В процессе обсуждения данной проблемы нашими оппонентами была высказана точка зрения об отсутствии актуальности и практической значимости полученных нами выводов, «поскольку п. "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ предусматривает в качестве наиболее строгого наказания пожизненное лишение свободы, в связи с чем если, по мнению суда, виновный заслуживает боле строгого наказания, чем двадцать лет лишения свободы, то суд вправе назначить ему пожизненное лишение свободы, что является более строгим видом наказания, чем двадцать пять или тридцать лет лишения свободы, назначаемые по совокупности теракта и убийства, о которых говорилось выше».
С таким замечанием можно было бы согласиться, если бы не ограничения, связанные с назначением наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Так, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 57 УК РФ «пожизненное лишение свободы не на-
12
значается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста». При законодательной недопустимости в перечисленных случаях назначения пожизненного лишения свободы наказание за теракт, сопряженный с убийством, ограничивается двадцатью годами лишения свободы, что значительно мягче наказания, которое могло бы быть назначено женщине или достигшему к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста мужчине при совокупности террористического акта и убийства. Исключением в обозначенном случае является несовершеннолетие виновного, при котором максимальный размер лишения свободы за особо тяжкое преступление (в том числе при совокупности преступлений) исходя из ч. 2 ст. 57, ч. 6 ст. 88 УК РФ, а также согласно абз. 3 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 [5] не может превышать десяти лет. Аналогичного рода недостатками характеризуются положения ч. 4 ст. 206 УК РФ, а также положения п. «б» ч. 3 ст. 281 УК РФ (в редакции Федерального закона от 28 апреля 2023 г. № 157-ФЗ).
Возвращаясь к ответственности и наказуемости лиц, которым может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы за террористический акт при отягчающих обстоятельствах, обратим внимание на еще одно, с нашей точки зрения, не вполне убедительное законодательное решение, ставшее результатом принятия названного Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ.
Причинение смерти по неосторожности в результате террористического акта до принятия этого закона квалифицировалось по ч. 3 ст. 205 УК РФ и с 2004 г. в соответствии с внесенными в санкцию данной нормы дополнениями предусматривало наказание в виде пожизненного лишения свободы [6]. Авторами законопроекта было предложено перенести причинение смерти по неосторожности из состава особо квалифицирующих (ч. 3 ст. 205 УК РФ) в число квалифицирующих признаков теракта (ч. 2 ст. 205 УК РФ). Одобрение такой законодательной инициативы и принятие Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ привело к фактическому смягчению наказания за террористический акт, повлекший причинение смерти по неосторожности, поскольку новая регламентация его уголовно-правовой наказуемости в отличие от ранее действовавшей уже не предусматривала применения за данный вид террористического акта наиболее строгой в России меры наказания - пожизненного лишения свободы.
Устранению указанного недостатка в какой-то степени способствовало принятие Федерального закона от 28 апреля 2023 г. № 157-ФЗ, фактически «перенесшего» неосторожное причинение смерти в результате теракта из ч. 2 в ч. 3 ст. 205 УК РФ, по сути, восстановив пожизненное лишение свободы в качестве наказания за рассматриваемый вид преступления с двумя формами вины. Вместе с тем, как мы отмечали выше, объединив неосторожное причинение смерти с убийством в результате теракта в одном п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ, законодатель исключил тем самым возможность дифференциации ответственности в зависимости от формы вины при посягательстве на самый ценный объект уголовно-правовой охраны - жизнь человека, что, несомненно, противоречит концептуальным идеям и основополагающим принципам уголовного закона.
По нашему мнению, причиной обозначенных проблем уголовно-правового регулирования ответственности за преступления террористического характера, сопряженные с причинением смерти человеку, является то, что авторами законопроекта не были учтены правила назначения наказания при множественности преступлений, а также положения института пожизненного лишения свободы, что и свидетельствует в конечном счете о бессистемности и необоснованности внесенных в УК РФ поправок. Авторы рассмотренных поправок отмечали в проектной документации, что «...данный проект федерального закона направлен на повышение эффективности мер предупреждения терроризма и усиление борьбы с этим явлением уголовно-правовыми и уголовно-процессуальными способами, а также совершенствование законодательства Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение террористических актов» [4]. Однако, с нашей точки зрения, принятие федеральных законов от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ и от 28 апреля 2023 г. № 157-ФЗ фактически привело к прямо противоположному эффекту - ничем не оправданному ослаблению ответственности и смягчению наказаний за сопряженные с причинением смерти человеку наиболее опасные преступления террористического характера.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем:
1) в п. «б» ч. 3 ст. 205 и п. «б» ч. 3 ст. 281 УК РФ слова «повлекли причинение смерти человеку» заменить словами «повлекли по неосторожности смерть человека»;
2) признать утратившими силу положения ч. 4 ст. 206 УК РФ «4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, - ».
13
Предлагаемое внесение изменений в положения УК РФ обеспечит возможность квалификации наиболее опасных преступлений террористического характера и убийства по правилам совокупности, исключит бездоказательное ослабление ответственности и смягчение наказания. Данные изменения позво-
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 дек. 2008 г. № 321-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 28 апр. 2023 г. № 321-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28.04.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму: пояснительная записка к проекту федер. закона № 123532-5. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
5. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 1 февр. 2011 г. № 1 (в ред. от 28.10.2021). Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
6. О внесении изменений в статьи 57 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 21 июля 2004 г. № 74-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
лят во всех случаях назначать наказание в максимально возможных пределах, что будет способствовать реализации принципа справедливости в процессе уголовно-правового регулирования и квалификации наиболее опасных преступлений против жизни и общественной безопасности.
1. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 30, 2008 No 321-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
2. On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and article 151 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation: fed. law d.d. Apr. 28, 2023 No 321-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
3. The Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 No 63-FZ (as amended on 28.04.2023) // Coll. legislation of the Russian Federation. 1996. No 25. Art. 2954.
4. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on countering terrorism: explanatory note to the draft Federal Law No 123532-5. Access from the legal reference system "Garant".
5. On the judicial practice of applying legislation regulating the specifics of criminal liability and punishment of minors: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. Febr. 1, 2011 No 1 (as amended on 28.10.2021). Access from the legal reference system "Garant".
6. On amendments to articles 57 and 205 of the Criminal Code of the Russian Federation: fed. law d.d. July 21, 2004 No 74-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Дзюба Анна Александровна, преподаватель кафедры безопасности дорожного движения Краснодарского университета МВД России; тел.: +79284876205.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.A. Dzyuba, Lecturer of the Department of Road Safety, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79284876205.
14