УДК 340
Беляева Юлия Леонидовна
соискатель кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя [email protected]
Проблемы учреждения
европейской прокуратуры и ее роль в сфере борьбы с коррупцией на территории европейского союза
Аннотация. В статье проведен анализ механизма практической реализации защиты финансовых интересов Европейского Союза в сфере противодействия коррупции посредством изучения специфики создания нового независимого учреждения по расследованию финансовых преступлений против бюджета Евросоюза - Европейской прокуратуры, основанной на базе Европейской организации правосудия. Автором обоснована актуальность и значение должности Европейского прокурора для борьбы с коррупционными преступлениями, рассмотрены особенности его полномочий, а также структура учреждения, изучены проблемы принятия решения государствами-членами о начале его функционирования.
Ключевые слова: Европейская прокуратура; противодействие коррупции; Европейский прокурор; финансовые интересы Евросоюза; Ев-роюст; европейское право; Европейский Союз.
Yuliya L. Belyaeva
Post-graduate student of the department of human rights and international law of the Kikot Moscow University of the Ministry on Internal Affairs of Russian Federation [email protected]
The problems of the
establishment of the european public prosecutor's office and its role in combating corruption in european union
Annotation. The article analyses the mechanism of the practical realization of the protection of financial interests of the European Union in the sphere of combating corruption by reviewing the specificities of the establishment of the new independent office which will make investigations of financial crimes against the budget of the European Union - European Public Prosecutor's Office, set up on the base of the European Union's Judicial Cooperation Unit. The author justified the actuality and the meaning of the post of the European Public Prosecutor in the sphere of combating corruption, described the features of his competency and the structure of the office, examined the problems of adopting the decision between the member-states about the start of its functioning.
Keywords: The European Public Prosecutor's Office; combating corruption; the European public prosecutor; the financial interests of the EU; Euro-just; european law; European Union.
В целях защиты финансовых интересов от коррупционных преступлений Европейским Союзом был сформирован собственный организационно-правовой механизм противодействия коррупции, включающий в себя правовую, институциональную системы и собственный механизм мониторинга за эффективностью его реализации.
В целях соблюдения правовых предписаний, а также практической реализации защиты финансовых интересов Европейского Союза, в частности бюджета и фондов ЕС, которые особенно подвержены преступным посягательствам, таким как коррупция и мошенничество, особенно остро встал вопрос создания независимого учреждения по расследованию финансовых преступлений. В связи с этим возникла идея создания Европейской прокуратуры и учреждения должности Европейского общественного прокурора, которая берет свое начало в таком акте как Corpus Juris [1, c. 9], разработанном группой экспертов государств-участников ЕС в 1997 г.
На основе Corpus Juris было подготовлено Коммюнике Европейской комиссии - Криминальная защита финансовых интересов Сообщества: европейский Прокурор 2000 г. [2], где был впервые отражен проект создания должности Евро, -
так и не пришли к совместному решению по это. -ской комиссии по созданию прокуратуры была закреплена в «Зеленой книге по уголовно-правовой защите финансовых интересов Сообщества» 2001 г. [3] Проект Конституции Европейского Союза 2004 г. включал в себя статью о создании Европейской прокуратуры в целях защиты финансовых интересов ЕС, но так и не вступил в силу [4].
Переговоры велись в течении многих лет, в итоге Лиссабонский договор «О внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об
» 2007 .
статьей 86 предусмотрел возможность учрежде-
ния Европейской прокуратуры на основе Евро-юста, но в случае разногласия не менее девяти
государств-членов процедура рассмотрения Со, -
редается на согласование путем продвинутого сотрудничества государств^], что фактически делегирует полномочия по принятию государства м-уч астн и ка м.
Действия Европейской комиссии нашли отражение в Коммюнике Комиссии о защите финансовых интересов Европейского Союза в уголовном праве и административных расследованиях, интегрированная политика защиты денег налогоплательщиков 2011 г. [6], где проведен анализ деятельности и полномочий Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ), Европейской организации правосудия (Евроюст) и Европейской судебной сети, а также высказана необходимость создания Европейской прокуратуры в целях противодействия коррупции и мошенничеству в отношении бюджета Евросоюза.
В результате длительной работы, проведенной
,
17 июля 2013 года было опубликовано Предложение Европейской комиссии для постановления Со-
[7].
Прокуратура станет независимым органом Евросоюза с полномочиями по расследованию и преследованию за коррупцию и другие преступления, нарушающие финансовые интересы Евросоюза. В настоящее время только национальные власти могут вести дела, связанные с коррупцией и мошенничеством в Евросоюзе. Их полномочия упираются в рамки национальных границ. Существующие правоохранительные организации ЕС (такие , ) -
ственным мандатом на проведение уголовных рас.
заполнить этот организационный пробел.
Европейская прокуратура будет иметь децен-
, -
. -водиться уполномоченными европейскими прокурорами, назначенными в каждом государстве.
будут неотъемлемой частью Европейской проку,
качестве национальных прокуроров. Относи,
,
независимы от национальных органов. Такая структура приведет к интеграции в принятии решений на европейском и национальном уровнях, что повысит эффективность работы.
Европейская прокуратура объединит следственные и прокурорские ресурсы государств-членов с четкими иерархическими линиями для обеспечения быстрого принятия решений. Она будет наделена единообразными полномочиями по
расследованию преступлений в рамках Союза, основываясь на национальных правовых системах государств-членов, гарантируя обеспечение
, ,
национальным и международным правом. Расследования Прокуратуры будут проходить судебный контроль в национальных судах, что - -
тать рука об руку в целях защиты от коррупцион-.
Прокуратуры являются: единая европейская политика обвинения; единообразный систематический подход при работе с национальными су;
случаев коррупции и мошенничества против ; -
;
,
.
Европейская прокуратура до сих пор не приступила к работе, события, происходящие в Совете, , -
члены не разделяют видение Комиссии относительно вертикально интегрированной и иерархической модели Прокуратуры. Обеспокоенность -
,
может оказать на их национальные системы уго-, -
нитет, не позволяет прийти государствам-участникам к общему решению [8, с. 62].
Также сложным представляется решение о полномочиях ОЛАФ в случае учреждения Прокуратуры, ввиду необходимости пересмотра компетенции ОЛАФ относительно преступлений, рас.
Ввиду того что около десяти государств-участников ЕС отказались одобрить инициативу Европейской комиссии о создании Европейской прокуратуры, 9 марта 2017 года по итогам саммита Европейского Совета в целях запуска работы Прокуратуры было принято решение на применение меры продвинутого сотрудничества государств-членов ЕС, предусмотренной статьей
86 ,
,
,
присоединения отказавшихся государств.
Как подчеркнул президент Еврокомиссии, одним из путей развития Евросоюза после Брексита, является интеграция отдельных государств-членов ЕС
в области экономики, безопасности и социальной
,
ццея «мульти-скоростной» Европы [9].
На данный момент около 18 государств, а также
ОЛАФ выступили в поддержку инициативы Евро,
начале деятельности новой организации по защите финансовых интересов ЕС и противодействия коррупции - Европейской прокуратуры.
Литература:
1. Weyembergh A. Towards a European Public Prosecutor's Office (EPPO). Study / A. Weyembergh, C. Briere // Directorate general for internal policies - European Union, 2016.
2. Communication from the Commission - Additional Commission contribution to the Intergovernmental Conference on institutional reforms The criminal protection of the Community's financial interests: a European Prosecutor // COM (2000) 0608 final, Brussels, 29.09.2000.
3. Green paper on criminal-law protection of the financial interests of the Community and the establishment of a European Prosecutor // COM (2001) 0715 final, Brussels, 11.12.2001.
4. Treaty establishing a Constitution for Europe // Official Journal of the European Union, C. 310, 16.12.2004.
5. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community // Official Journal of the European Union, C. 306, 17.12.2007, p. 1-271.
6. Communication from the Commission - On the protection of the financial interests of the European Union by criminal law and by administrative investi-gationsAn integrated policy to safeguard taxpayers' money // COM (2011) 293 final, Brussels, 26.05.2011.
7. Proposal for a Council regulation on the establishment of the European Public Prosecutor's Office // COM (2013) 0534 final, Brussels, 17.07.2013.
8. Ligeti K. The European Public Prosecutor's Of-fice:What Role for OLAF in the future? // European Criminal Procedure Law in Service of Protection of European Union Financial Interests, Luxembourg, 2016.
9. Stupp C. Commission hails downsized EU public prosecutor as victory for «multi-speed Europe» // URL: https://www.euractiv.com (дата обращения: 27.03.2017)
Literature:
1. Weyembergh A. Towards a European Public Prosecutor's Office (EPPO). Study / A. Weyembergh, C. Briere // Directorate general for internal policies - European Union, 2016.
2. Communication from the Commission - Additional Commission contribution to the Intergovernmental Conference on institutional reforms The criminal protection of the Community's financial interests: a European Prosecutor // COM (2000) 0608 final, Brussels, 29.09.2000.
3. Green paper on criminal-law protection of the financial interests of the Community and the establishment of a European Prosecutor // COM (2001) 0715 final, Brussels, 11.12.2001.
4. Treaty establishing a Constitution for Europe // Official Journal of the European Union, C. 310, 16.12.2004.
5. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community // Official Journal of the European Union, C. 306, 17.12.2007, p. 1-271.
6. Communication from the Commission - On the protection of the financial interests of the European Union by criminal law and by administrative investi-gationsAn integrated policy to safeguard taxpayers' money // COM (2011) 293 final, Brussels, 26.05.2011.
7. Proposal for a Council regulation on the establishment of the European Public Prosecutor's Office // COM (2013) 0534 final, Brussels, 17.07.2013.
8. Ligeti K. The European Public Prosecutor's Of-fice:What Role for OLAF in the future? // European Criminal Procedure Law in Service of Protection of European Union Financial Interests, Luxembourg, 2016.
9. Stupp C. Commission hails downsized EU public prosecutor as victory for «multi-speed Europe» // URL: https://www.euractiv.com (дата обращения: 27.03.2017)