- —|и»ач -
КОМПЬЮТЕРЫ В МЕДИЦИНЕ
проблемы учета движения лекарственных средств в медицинских учреждениях
А. Н. Михальченко; ООО «Лаборатория «Электронная медицина», г. Ростов-на-Дону
Организация лекарственного обеспечения — один из важнейших компонентов как материального учета, так и организации лечебного процесса медицинской организации, — сталкивается со все возрастающими объемами обрабатываемой информации, нормативных требований к данным и рядом проблем, решение которых возможно лишь при комплексной информационной поддержке всех этапов процесса, начиная от заключения договора с поставщиками и заканчивая выдачей лекарственных средств (ЛС) конкретному пациенту.
Из основных проблем лекарственного обеспечения, движения и учета можно выделить следующие:
— эффективное использование финансовых ресурсов, выделяемых на закупку медикаментов. Во избежание дефицита или профицита ЛС аптека должна знать, что и в каких объемах необходимо заказывать на будущее. Поэтому при формировании заявки нужно опираться на достоверную и актуальную информацию о фактическом расходе подразделений и их потребностях;
— осуществление контроля за исполнением контрактов и заявок. Необходимо, чтобы все структурные подразделения медицинской организации были вовремя обеспечены необходимым набором ЛС, а также исключить возможность избытка медикаментов, что может привести к просрочке ЛС;
— своевременное информирование отделений о наличии или появлении ЛС на складе аптеки;
— информирование отделений о наличии аналогов ЛС на складе аптеки;
— персонификация списания медикаментов;
— сложность организации учета расходных материалов в лабораторно-диагностических службах;
— обеспечение непротиворечивости данных и воспроизводимости отчетов о реализации ЛС в предыдущие отчетные периоды;
— снижение трудозатрат на ввод и обработку информации о движении ЛС;
— персонификация ответственности персонала на каждом этапе движения;
— обеспечение прозрачности учета и четкого контроля на всех этапах движения ЛС;
— возможности детального анализа и формирования актуальной и достоверной информации о движении и списании ЛС;
— взаимодействие с внутренними и внешними информационными системами и источниками данных.
Таким образом, наличие всех этих проблем, а также огромное разнообразие ЛС, возросшая конкуренция среди поставщиков, постоянно увеличивающиеся массивы финансовой, медицинской и статистической отчетности и увеличение требований к скорости их обработки, — все это во многом определило необходимость автоматизации процесса учета движения ЛС.
С целью обеспечения качественного учета ЛС компанией «Электронная медицина» разработана информационная система «Учет движения ЛС», позволяющая автоматизировать весь процесс движения ЛС в целом.
Программный продукт позволяет решать следующие основные задачи:
• учет прихода и расхода медикаментов на всех уровнях;
• формирование отделениями заявок на получение ЛС
из аптеки, используя информацию о количественных и суммовых показателях расходования медикаментов за предыдущий период;
• формирование общей заявки по всей медицинской организации для дальнейшего анализа при заключении контракта на закупку ЛС
у поставщиков;
• контроль за исполнением заявок при формировании требований и при фактическом получении ЛС отделениями;
• контроль за исполнением контрактов по мере поступления ЛС от поставщика по приходным накладным;
• просмотр отделениями сведений о наличии ЛС
в аптеке, включая значимые атрибуты ЛС (приходные накладные, производитель, срок годности, серия и т. д.);
• информирование отделений при заказе ЛС о наличии на складе аптеки аналогов медикаментов по своему международному наименованию (МНН)
и фармакологическому действию;
• при отпуске ЛС аптека имеет возможность замены ЛС
на аналог по МНН;
• списание реактивов
и расходных материалов на исследования по лабораторным нормативам, с возможностью персонификации по пациенту;
• возможность закрытия периода на определенную дату позволяет значительно увеличить производительность системы, а также ограничивает модификацию данных
в предыдущих периодах;
• персонифицированный расход списания ЛС по листам назначений пациентов;
• система администрирования позволяет фиксировать работу каждого пользователя
и обеспечить иерархию доступа к информации;
• экспорт данных в Росздравнадзор и 1С Бухгалтерия, информационный обмен с ТФОМС.
Система позволяет повысить рациональность использования финансовых ресурсов, предоставляет возможность руководителям лечебных учреждений и заведующим отделениями получать обширную достоверную информацию для принятия обоснованных решений и организации лечебного процесса. Наибольшая информационная отдача достигается при включении системы учета ЛС в медицинскую информационную систему организации, включая модули «Приемник», «Отделение-МС», подсистему «Электронная медицинская карта» и другие.
безоблачные технологии
электронная медицина
г. Ростов-на-Дону, ул. 14-я Линия, 55. Т. (863) 302-01-83, elmed@aaanet.ru
www.akvarel2002.ru