4. Malyshev D.P., Bakumenko O.A, Troyan V. V. Industrial policy of import substitution of exports to the subject of the Russian Federation // ETAP: economic theory, analysis, practice. 2020. No. 6. S. 55-70.
5. Sidorenko Vladimir, Inyukin Andrey, Gasparyan Bogdan State regulation of the agrarian sector of the economy // Ministry of Agriculture. 2016. No. 1.
6. Threats to Russia's food security: an external factor. URL: https://narzur.ru/ugrozy-prodovolstvennojj-bezopasnosti-rossii-vneshnijj-faktor/ (date of access: 11/20/2021).
7. Ulanova O.I. Risks and threats to food security in Russia // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2017. - T. 31. - S. 131-135.
8. Popova O.V., Dolgova S.A Trends in the development of the agro-industrial complex of Russia in the context of import substitution // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2016. №2.
9. Polyanskaya N.M. On the national food security of Russia // Society and security insights. 2019. V. 4. No. 2. S. 78-91.
10.Polyanskaya N.M. On the national food security of Russia // So-culture and security insights. 2019. V.
4. No. 2. S. 78-91.
11.Ushachev I.G., Maslova V.V., Chekalin V.S. Import substitution and provision of food security in Russia // Vegetables of Russia. 2019. No. 2 (46). pp. 3-8.
12.Decree of the President of the Russian Federation of January 21, 2020 No. 20 "On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc /73338425/ (date of access: 11/20/2021).
13.Russia in 2020 showed a record for food supplies abroad. URL: https://www.rbc.ru/business/ 09/03/2021/604217269a79471196c 1131b (accessed 11/20/2021).
14.Yakovenko N. A, Ivanenko I.S. Assessment of Russia's food security in the context of the implementation of the import substitution strategy // Regional agrosystems: economics and sociology. 2021. No. 1.
5. 19-25.
15.Galanov E.A Mechanisms and methods of state regulation of the agrarian sector of the economy // Young scientist. 2017. No. 49. pp. 168-170.
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-154-160
С.Н. Косников - к.э.н., доцент кафедры экономической кибернетики, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
S.N. Kosnikov - Candidate of Economie Sciences, Associate Professor of theDepartment of Economic Cybernetics, FSBEI HE Kuban SAU;
А.А. Ашикарьян - обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
A.A. Ashikaryan - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU; А.П. Якимиди обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
A.P. Yakimidi - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU.
ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF AGRICULTURE
Аннотация. Инновации стали одной из главных причин экономического роста в мире, что, в свою очередь, оказывает влияние на процессы цифровизации в том числе и в сельском хозяйстве. Одним из приоритетных направлений в технической революции является переход к цифровой экономике, которая направлена на снижение затрат, увеличение производительности труда, снижение издержек и увеличению социально-экономического эффекта для государства и общества в целом, через использование компьютерных технологий и другой интеллектуальной собственности.
Для того чтобы цифровизация проходила успешно и наиболее эффективно необходима координация действий всех субъектов, начиная от финансовой составляющей, ИТ-структуры, специалистов и методического обеспечения. Таким образом, цифровизация в сельском хозяйстве позволит перейти нашей стране на новый этап, это наделит ее конкурентными преимуществами. В статье
рассмотрены основные проблемы цифровизации сельского хозяйства в России, проведен анализ основных показателей на основании данных Росстата за 2019 год, рассмотрены основные направления государственной поддержки и регулирования сельского хозяйства для увеличения темпов цифровизации сельского хозяйства, которая повысит производительность труда, улучшит качество продукции, уменьшит непроизводственные затраты. Анализируются текущие условия применения цифровых инноваций в сельскохозяйственной практике.
Abstract. Innovation has become one of the main reasons for economic growth in the world, which, in turn, has an impact on digitalization processes, including in agriculture. One of the priority areas in the technical revolution is the transition to a digital economy, which is aimed at reducing costs, increasing labor productivity, reducing costs and increasing the socio-economic effect for the state and society as a whole, through the use of computer technologies and other intellectual property. In order for digitalization to proceed successfully and most effectively, it is necessary to coordinate the actions of all entities, starting from the financial component, IT structure, specialists and methodological support. Thus, digitalization in agriculture will allow our country to move to a new stage, this will endow it with competitive advantages. The article discusses the main problems of digitalization of agriculture in Russia, analyzes the main indicators based on Rosstat data for 2019, considers the main directions of state support and regulation of agriculture to increase the pace of digitalization of agriculture, which will increase labor productivity, improve product quality, and reduce non-productive expenses. The current conditions for the application of digital innovations in agricultural practice are analyzed.
Ключевые слова: цифровизация, основные проблемы, цифровые технологии, инвестиции, импортозамещение, индекс цифровизации, государственная поддержка.
Keywords: digitalization, main problems, digital technologies, investments, import substitution, digitalization index, government support.
В настоящее время в мире огромное значение присваивается информационным технологиям, происходит цифровизация различных сфер жизни общества. Одним из важных направлений цифровизации является цифровизация сельского хозяйства.
Рассматривая мировой опыт и опыт крупных сельскохозяйственных предприятий, с уверенность можно отметить эффективность цифровизации сельского хозяйства, благодаря использованию роботов и беспилотников, разрабатываемых с учетом специфики сельского хозяйственного бизнеса, появление механизированных процессов удаления сорняков, внесения удобрений и орошения. Еще несколько десятилетий назад такое понятие как «точное земледелие» вызывало много вопросов, но уже сейчас используются почвенные карты, гиперспектральные камеры и многое другое для обеспечения растений питательными элементами. В основу многих современных моделей положен принцип дерева принятия решений, что способствует выявлению болезней растений по визуальной информации.
На сегодняшний день процесс цифровизации агропромышленного комплекса обладает двумя нюансами, а именно: увеличением производительности, сокращением издержек. С каждым годом и наличием опыта других стран растет спрос в трансформации аграрного сектора экономики на интеллектуально-цифровые системы, внедрение робототехники. Это связано с тем, что процессы в этой области лишены определенных креативных аспектов и требуют тяжелой физической активности. Следовательно, решение применения робототехники, проведение цифровизации будут способствовать снижению физического труда и увеличению привлекательности аграрного сектора для высококвалифицированных специалистов.
«Цифровизация сельского хозяйства - это процесс изменений качества управления технологическими процессами, а также процессами принятия решений для более эффективного и устойчивого функционирования сельского хозяйства, базирующийся на современных способах производства и дальнейшего использования информации о состоянии и прогнозировании возможных изменений управляемых элементов и подсистем, а также экономических условий в сельском хозяйстве» - именно таким образом цифровизацию в сельском хозяйстве характеризует департамент цифрового развития и управления государственными информационными ресурсами АПК Минсельхоза России. Лысенко А.Н. в своей работе рассматривает цифровизацию как: «Цифровизация сельского хозяйства - это пере-
стройка всего процесса производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, при этом необходимо не ухудшить ее качество и сохранить показатели эффективности сельскохозяйственных производителей. Это позволит повысить объемы потребления сельскохозяйственной продукции на душу населения в Российской Федерации» [6].
Однако при всей емкости понятия цифровизация сельского хозяйства, в настоящее время отечественные производители сельскохозяйственной продукции не оценили в полном масштабе все прелести данного явления в связи с достаточно низким в нашей стране уровнем обеспеченности информационными технологиями и отсутствием инвестиций в отрасль.
В России существует ряд проблем цифровизации сельского хозяйства, который в свою очередь подкреплен статистическими данными.
Первая проблема - отсутствие готовности и мотивации у организаций сельского хозяйства к изменениям.
Довольно частым явлением является низкая осведомленность организаций о существующих внедряемых системах и цифровых технологиях, а также эффектах от их использования [10].
Индекс цифровизации
36 30 29 30 23 25
■ Широкополосный интернет ■ Электронные продажи ■ Облачные сервисы
■ ЯРЮ-технологии ■ ЕЯР-системы
Рисунок 1 - Интенсивность использования цифровых технологий в 2019 году,
индекс цифровизации
Индекс цифровизации, указанный на рисунке был разработан ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и характеризует уровень развития цифровых технологий на предприятиях отрасли, индекс рассчитывается как среднеарифметическое долей предприятий, которые применяют рассматриваемые на рисунке технологии, данные интенсивности использования цифровых технологий взяты у Росстата [11].
Анализ рисунка, показывает, что в настоящее время не все предприятия отраслей оснащены искусственным интеллектом и готовы его использовать. В сельском хозяйстве индекс цифровизации является самым низким. Низкий уровень индекса цифровизации говорит о низкой готовности к цифровой трансформации из-за низких экономических стимулов таких как: уровень неценовой конкуренции, повышение производительности труда, нацеленность на инновации в области технологий.
Следующей, одной из важных проблем можно выделить проблему недостаточного количества финансовых ресурсов для внедрения информационных технологий для большинства сельскохозяйственных производителей.
Затраты организаций
■ Промышленность
■ Строительство
■ Транспорт
■ Здравоохранение
■ Сельское хазяйство
Энергетика
Рисунок 2 - Затраты предприятий на создание и использование цифровых технологий
В России, как и во многих других странах цифровизация в большей мере коснулась крупных компаний, которые имеют доступ к инвестиционным ресурсам или же имеют достаточное количество собственных средств, средние и малые предприятия отстают в данном вопросе, так как в сельской местности, где они преимущественно находятся недостаточно развита «цифровая инфраструктура» и по сегодняшний день между городом и сельской местностью сохраняется цифровое неравенство.
Как видно из рисунка 3 в сельском хозяйстве на цифровизацию тратиться всего 4 % что составляет 14 млрд. руб., по данным Росстата за 2019 год, в то время как в промышленности 47 %, а это 176,3 млрд. руб. Огромное влияние на темп цифровизации оказывает социально-экономическая обстановка в стране. Так в 2019 году просматривается тенденция снижения инвестиций в основной капитал предприятий, исключение составили отрасли промышленности, где рост составил 13,4%. Неравномерное финансирование отраслей определяет неравномерность индекса цифровизации.
Третьей проблемой является недостаток квалифицированных кадров. Проводя анализ данных Министерства сельского хозяйства России, следует, что в нашей стране нехватка 1Т-специалистов, работающих в сельском хозяйстве, чем в странах, прошедших процесс цифровизации.
Рассматриваемая проблема - это один из важнейших факторов, которые сдерживают процесс цифровизации в стране, так как нехватка специализированных кадров не позволяет производить внедрение и правильное применение, появившихся на сегодняшний день технологий.
Считается, что в настоящее время в аграрном секторе занято около 112,9 тысяч специалистов от общего их количества. Для того, чтобы сравняться с США, Германией или Великобританией необходимо еще примерно 90 тысяч высококвалифицированных специалистов. В России на 1000 человек, которые заняты в сельском хозяйстве приходится всего один 1Т-специалист.
Проблема низкого уровня квалификационных кадров в данной сфере связано, в первую очередь с тем, что 1Т-специалисты должны обладать квалификацией не только в 1Т-сфере, но и обладать квалификацией в сельском хозяйстве, знать процессы, происходящие в животноводстве и растениеводстве, иметь представление об основных задачах, стоящих перед данной отраслью и компаниями, чтобы применять полученные навыки ля решение конкретных проблем, стоящих перед участниками процесса. Это показывает возрастающую роль государственного сектора в подготовке профессионалов, требующихся аграрному бизнесу.
Доля 1Т-специалистов
рф
Велк
Германия
4,5%
США Германия
4,3%
■ Великобритания
РФ
США
Рисунок 3 - Доля 1Т-специалистов от общего количества работников сельского хозяйства
Как видно из рисунка 3 в странах-лидерах доля 1Т-специалистов в сельском хозяйстве превышает 4 %, в то время как в Российской Федерации данный показатель находится чуть выше 2 %.
Таким образом, для технологического развития отраслей агропромышленного комплекса необходимо сформировать определенную среду с целью подготовки аграрных 1Т-специалистов, что в настоящее время в некотором роде предусмотрено Национальной программой «Цифровая экономика РФ», где отдельно разработан проект «Кадры для цифровой экономики».
Четвертой, не менее важной проблемой является отсутствие регулирования цифро-визации через правовую систему страны. Вопросы, которые связанны с внедрением системы цифровизации в сфере сельского хозяйства регулируются одноименной статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Так же существует ведомственные проекты и программы, в которых зафиксированы приоритетные направления государства в данном направлении.
Важной задачей на сегодняшнем этапе цифровизации сельского хозяйства является разработка и внедрение отечественных цифровых продуктов и стимулирование сельскохозяйственных производителей к их внедрению, при этом основная задача стоит не только на импортозамещении цифровых технологий, но и в создании определенных систем для всех участников рынка, транспортно-логистических цифровых платформ в области сбыта и оптимизации поставок.
В настоящее время государством ведется разработка мер по финансовой и нефинансовой поддержке предприятий АПК, причем акцент делается на средние и мелкие предприятия через стимулирования спроса, дополнительного обучения, обеспечения к цифровым технологиям, начиная со стабильного интернета и заканчивая внедрением новых технологий и другой интеллектуальной собственности, что приводит к стабильности местных рынков и улучшению уровня жизни сельского населения.
Одна из государственных мер поддержки - это Аналитический центр, формирующий портфель цифровых технологий и генерирующий решения для сельского хозяйства в целом и сельхозпроизводителей, что, в свою очередь, помогает информировать непосредственных участников о возможностях и новых доступных технологиях, для увеличения эффективности. [1].
Следует учесть, что на сегодняшний день, необходимо уделять внимание наличию теневого сектора в сельском хозяйстве, который по некоторым данным составляет примерно 80 %. Это говорит о создании мер, позволяющих обеспечить прозрачность и информативность для всех участвующих элементов производства-обращения продукции, а также в си-
стеме государственного управления отраслью сельского хозяйства, в основе которой лежит контроль качества исходных данных для дальнейшего размещения во всем известных информационно-коммуникационных ресурсах.
Нормативно-правовое регулирования цнфровпзацпн в сельском хозяйстве.
статья 17 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»
Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства сельского хозяйства России
Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы
Рисунок 4 - Нормативно-правовое регулирования цифровизации в сельском хозяйстве
Таким образом, производители сельскохозяйственной продукции сталкиваются с определенными проблемами при внедрении цифровых технологий, у некоторых отсутствует мотивация их внедрения. Правильная мотивация, государственная поддержка и информирование позволит увеличить темпы цифровизации сельского хозяйства и объемы привлекаемых инвестиций, что в последующим приведет к снижению затрат, увеличению производительности труда, увеличению экономического и социального эффекта, решению экологических проблем. Так при правильном содействии государства по результатам экспертного опроса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, спрос сельскохозяйственного сектора на передовые цифровые технологии в 2020 г. оценивался на уровне 20,4 млрд руб. с перспективой роста в 15,8 раза к 2030 г. до 321,5 млрд руб.
Источники:
1. Алтухов АИ, Дудин М.Н., Анищенко А.Н. Цифровая трансформация как технологический прорыв и переход на новый уровень развития агропромышленного сектора России // Продо-вольств. политика и безопасность - 2020.
2. Алтухов АИ., Дудин М.Н., Анищенко АН Глобальная цифровизация как организационно -экономическая основа инновационного развития агропромышленного комплекса РФ // Проблемы рыночной экономики. № 2. - 2019.
3. Давлетшин И., Трофимов А. Цифровой передел. Преимущества и риск цифровизации сельского хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/technologies/article/ 30405-tsifrovoy-peredel/ (дата обращения: 05.11.2021 г.).
4. Михеенко О.В. Цифровизация как основа развития экономики России // Вызовы цифровой экономики: условия, ключевые институты, инфраструктура сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции - 2018.
5. Огнивцев С.Б. Концепция цифровой платформы агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 2 (362). - 2018.
6. Лысенко АН Использование современных информационных технологий в целях повышения эффективности управления АПК региона // Новые информационные технологии в образовании и аграрном секторе экономики, сборник материалов I Международной научно -практической конференции - 2018.
7. Лысенко АН. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве//Актуальные проблемы автоматизации и управления. Материалы IV Международной заочной студенческой научно-практической конференции - 2017.
8. Скворцов Е.А, Скворцова Е.Г., Санду И.С., Иовлев Г.А Переход сельского хозяйства к цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям // Экономика региона. Т. 14. Вып. 3. - 2018.
9. Труфляк Е.В. Мониторинг и прогнозирование научно-технологического развития АПК в области точного сельского хозяйства, автоматизации и роботизации / Е. В. Труфляк, H Ю. Курчен-ко, Л. А Дайбова, А. С. Креймер, Ю. В. Подушин, Е. М. Белая. - Краснодар: КубГАУ. - 2017.
10.Щербина Т.А Цифровая трансформация сельского хозяйства РФ: опыт и перспективы // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Отв. ред. В.И. Герасимов. Вып. 14-1. - 2019.
11.Юрина Н.Н. Направления цифровизации сельского хозяйства России // Вестник института экономики и управления НОВГУ. № 2 (27) - 2018.
12.Росстат (2021а). Национальные счета. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/accounts (дата обращения: 03.11.2021 г.).
13.Росстат (2021б). Официальная статистика // Инвестиции в нефинансовые активы. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/investment_nonfmancial (дата обращения: 04.11.2021 г.) References:
1. Altukhov AI., Dudin M.N., Anishchenko AN. Digital transformation as a technological breakthrough and transition to a new level of development of the Russian agro-industrial sector. politics and security - 2020.
2. Altukhov AI., Dudin M.N., Anishchenko AN. Global digitalization as an organizational and economic basis for the innovative development of the agro-industrial complex of the Russian Federation // Problems of the market economy. No. 2. - 2019.
3. Davletshin I., Trofimov A Digital redistribution. Benefits and risks of digitalization of agriculture. [Electronic resource]. URL: https://www.agroinvestor.ru/technologies/article/30405-tsifrovoy-peredel/ (date of access: 11/05/2021)
4. Mikheenko O.V. Digitalization as a basis for the development of the Russian economy // Challenges of the digital economy: conditions, key institutions, infrastructure collection of articles of the I All-Russian Scientific and Practical Conference - 2018.
5. Ognivtsev S.B. The concept of a digital platform for the agro-industrial complex // International Agricultural Journal. 2018. No. 2 (362). - 2018.
6. Lysenko AN. The use of modern information technologies in order to improve the efficiency of management of the agro-industrial complex of the region // New information technologies in education and the agricultural sector of the economy, collection of materials of the I International scientific and practical conference - 2018.
7. Lysenko AN. Application of information technologies in agriculture//Actual problems of automation and control. Materials of the IV International Correspondence Student Scientific and Practical Conference - 2017.
8. Skvortsov E.A, Skvortsova E.G., Sandu I.S., Iovlev G.A The transition of agriculture to digital, intelligent and robotic technologies // Economics of the region. T. 14. Issue. 3. - 2018.
9. Truflyak E.V. Monitoring and forecasting of the scientific and technological development of the agro-industrial complex in the field of precision agriculture, automation and robotization / E. V. Truflyak, N. Yu. Kurchenko, L. A Daibova, A. S. Kreimer, Yu. V. Podushin, E. M. Belaya. -Krasnodar: KubGAU. - 2017.
10.Shcherbina T.A Digital transformation of agriculture in the Russian Federation: experience and prospects // Russia: trends and development prospects. Yearbook. Rep. ed. IN AND. Gerasimov. Issue 14-1. - 2019.
11.Yurina N.N. Directions of digitalization of agriculture in Russia // Bulletin of the Institute of Economics and Management of NOVGU. No. 2 (27) - 2018.
12.Rosstat (2021a). national accounts. [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/accounts (date of access: 03.11.2021).
13.Rosstat (2021b). Official statistics // Investments in non-financial assets. [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (date of access: 04.11.2021).