В то же время оказывается, что большая эффективность в исполнении интеллектуальных тестов у детей с более высокими значениями общего интеллекта обусловлена постоянным превалированием симпатического звена над парасимпатическим, что может привести к срыву сердечно-сосудистой регуляции у них. Этому же способствует и больший контроль сердечно-сосудистой регуляции со стороны высших отделов центральной нервной системы. Следовательно, необходимо проводить регулярное обследование интеллектуально одаренных детей на предмет состояния сердечно-сосудистой регуляции и в качестве профилактических мер увеличивать длительность подвижных игр у них или изменения самого процесса обучения, которое может сочетаться с теми или иными двигательными упражнениями.
Выводы:
1. У интеллектуально одаренных дошкольников обнаружена более высокая активация симпатического звена вегетативной нервной системы при исполнении любых тестовых заданий.
2. Дети с высоким интеллектом имеют одинаковые результаты выполнения ассоциативного теста в ситуации внутренней мотивации и негативного подкрепления. Дети с низким интеллектом наилучшим образом выполняют тест при негативном подкреплении.
3. Необходима разработка профилактических мероприятий для увеличения времени двигательной активности у интеллектуально одаренных дошкольников.
А. С. Орлов
ПРОБЛЕМЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия
Лекарственные средства (ЛС) являются специфическим товаром, способствующим сохранению, поддержанию и улучшению здоровья людей, и поэтому обладают большой социальной значимостью. В связи с тем, что цены на фармацевтическом рынке помимо экономического содержания имеют также важное социальное и государственное значение, то во многих странах, в том числе и в России, осуществляется государственный контроль за ценами на ЛС. В то же время государственное регулирование ценообразования на фармацевтическом рынке требует решения целого комплекса проблем, связанных с выбором оптимальной схемы регулирования, обоснованием устанавливаемого предельного уровня цен на лекарства, оценкой эффективности мер государственного воздействия на ценообразование.
Государственный контроль за ценами на фармацевтическом рынке может осуществляться прямым или косвенным путем. В случае прямого воздействия цены на лекарства стро-
го регламентируются и контролируются государством, которое активно участвует в их формировании и согласовании с производителями. Косвенное регулирование означает, что формирование цен в значительной степени происходит под влиянием рыночных механизмов, а государственные органы оказывают воздействие на уровень цен на ЛС косвенно - путем регулирования размера прибыли производителей, установления предельного или фиксированного размера торговых надбавок, введения скользящей шкалы розничных наценок, установления референтных цен.
В большинстве развитых стран в настоящее время среди различных схем ценового регулирования наибольшее распространение получили два направления - непосредственное влияние на установление цен и референтное ценообразование. Непосредственное ценовое регулирование предполагает согласование цен производителей с соответствующими национальными регуляторными ведомствами. При установлении максимального уровня цен на ЛС учитываются цены синонимов, аналогов по действию на рынке данной страны или в качестве сопоставления выбираются цены на лекарства в других странах. Система референтного ценообразования предполагает установление фиксированных цен для групп лекарств, объединенных по принципу взаимозаменяемости. При этом референтная цена является предельной верхней границей возмещения стоимости лекарства за счет государственного медицинского страхования и доплат страхователей. Впервые в мире подобная схема ценового регулирования была внедрена в Новой Зеландии, а в Европе - в Германии. В настоящее время система референтного ценообразования применяется также в Швеции, Дании, Голландии и ряде других стран.
В России, согласно Постановлению Правительства РФ от 9.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» в редакции от 17.10.2005, цены на препараты, относящиеся к Перечню ЖНВЛС, подвергаются государственному регулированию посредством регистрации предельных отпускных цен производителей, а также установления предельных оптовых и розничных надбавок, которое осуществляется на региональном уровне. Отдельный порядок регулирования цен характерен для ЛС, которыми обеспечиваются категории граждан в рамках программы ДЛО. В целом ряде регионов регулированию подвергаются также розничные надбавки на все ЛС.
Необходимо отметить, что в настоящее время существуют противоречивые мнения экспертов относительно необходимости государственного регулирования цен на ЛС в России. Одни исследователи считают, что ценовое регулирование способствует сдерживанию цен, другие полагают, что фармацевтический рынок может самостоятельно регулировать це-
ны без вмешательства государства. Таким образом, вопрос о необходимости контроля государства за ценами на ЛС и механизмах его осуществления остается по-прежнему открытым. В этой связи единственным весомым аргументом в пользу того или иного мнения выступают результаты ценовых исследований фармацевтического рынка. В настоящее время в России ценовые исследования ограничиваются расчетом средневзвешенных цен и простейших ценовых индексов, которые проводятся несколькими исследовательскими фармацевтическими компаниями. Однако комплекс ценовых исследований гораздо шире и включает в себя помимо изучения ценовой динамики также анализ структурных изменений на рынке, анализ сезонности колебаний цен, изменений потребительского спроса, а также ценовое прогнозирование. Результаты ценовых исследований необходимы в деятельности государственных органов, ответственных за проведение регуляторной политики на рынке ЛС, для получения объективной оценки результативности различных мер государственного воздействия на процессы ценообразования, сравнительного наблюдения за ценами в коммерческом и возмещаемом секторах рынка, расчета предельных торговых надбавок и цен регистрации в рамках системы дополнительного лекарственного обеспечения, а также оценки ее эффективности. В этой связи актуальной проблемой является разработка научно обоснованной методологии проведения ценовых исследований фармацевтического рынка, решение которой должно способствовать повышению эффективности принятия управленческих решений в области государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Д.П. Отев, А. В. Караван СПОРТ - ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Военный инженерно-технический университет, Санкт-Петербург,
Стало общим местом утверждение, что современная цивилизация несет человечеству угрозу гиподинамии, т. е. серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания и пищеварения, связанных с ограничением двигательной активности. И это действительно так. Двигательная активность — важнейшее условие нормальной жизнедеятельности людей, а между тем мы двигаемся все меньше и меньше: на работу и с работы мы едем в общественном транспорте, сама работа с внедрением достижений научно-технической революции все меньше связана с физическим трудом, дома мы тоже чаше сидим, чем двигаемся,— короче, гиподинамия начинает реально угрожать каждому человеку.
Есть ли выход из создавшегося тревожного положения? Есть. И выход этот нам предос-