ясность проводимой политики, что обеспечивает её более высокую эффективность и результативность.
Список литературы:
1. Бызов Л.Г. Современный русский национализм как социально-политический фактор // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. - 2012. - № 1 (107). - С. 83-89.
2. Куц Л.Г. Интернационализм как социально-политический и педагогический феномен // Гуманистические идеи в отечественном историко-педаго-гическом опыте: Сборник научных трудов / под ред. Н.В. Семеновой. - Хабаровск: изд-во ДВГГУ 2009. - Вып. 10-11. - С. 168-175.
3. Пронина Е.И. Тобенгауз П.М. Воспитание гражданственности и патриотизма в школе и вузе // Актуальные проблемы социологии молодёжи / Под общей ред. Ю.Р. Вишневского. - Екатеринбург: Ур Фу, 2010. - С. 558-568.
4. Путин В.В. Постановление от 5 октября 2010 г. N 795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // Росмолодежь. - М., 2008-2013. - Режим доступа: http://www.fadm.gov.rU/docs/9, свободный (дата обращения: 10.10.2013).
5. Путин В.В. Послание президента федеральному собранию [Электронный ресурс] // Президент России. - М., 2012. - Режим доступа: www.krem-lin.ru/news/17118, свободный (дата обращения: 10.10.2013).
ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
© Цыбулька А.М.*
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
Рассмотрены проблемы современного российского общества, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян, ценностные ориентации и формирующаяся система ценностей современной российской молодёжи.
Ключевые слова: ценностные ориентации, десоциализация, маргинализация молодёжи, иерархия ценностей, антиценности, система ценностей современной российской молодёжи.
* Доцент кафедры Психологии риска, экстремальных и кризисных ситуаций, кандидат философских наук, доцент.
Проблемы, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества полностью трансформируются на проблемы современной российской молодёжи. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи государственной политикой.
Для современной российской молодёжи наиболее актуальными являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений.
Системный кризис современного российского общества затронул все сферы жизнедеятельности, институты социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институты труда и трудовой деятельности, армии), самого государства.
После развала Советского Союза начался и продолжается процесс активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг.
Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития, консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.
Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры и снижение интереса молодежи к ней, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания. Происходит нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни.
Реструктуризация и деформация современных ценностей происходит вследствие нестабильного материального положения, в котором прибывает как современная молодежь, так и все российское общество в целом.
Процессы дифференциации и материального расслоения общества, возникшие при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к рас-
ширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде.
В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России.
Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, должен осуществляться через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений.
Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения» [1, 2]. С одной стороны молодёжь представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть.
Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону улучшения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд» [3, 4]. Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Как показывают данные ВЦИОМ и другие исследования, если в советское время интересная работа по значимости у молодежи была на одном из первых мест, то теперь ценность труда падает, происходит снижение ориентаций молодёжи
на интересную работу и общественную деятельность, труд из терминальной ценности превращается в инструментальное средство для заработка и карьерного роста [9]. Но это, как говорится, одна сторона медали.
Другая её сторона, показывает, что продолжающаяся не стабильность в обществе, наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном происхождении и собственном социальном положении молодых людей. Молодые люди различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни.
Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» [6]. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему.
Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги (35,3 %), образование и профессия (31,4 %), деловая карьера (19,6 %), возможность жить в свое удовольствие (20,7 %), любовь (11,6 %), секс (8,3 %), мир, чтобы не было войны (7,8 %), семья (7,5 %), действия ради будущего России (4,5 %), идеалы, вера (2,7 %) [6, 7].
По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом: материальное благополучие, ценность «Я» (индивидуализм), карьера (самореализация), семья, стабильность, свобода, уважение к старшим, Бог (вера в Бога), патриотизм, долг и честь [5].
При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности: культ денег, безразличие и индивидуализм, вседозволенность, циничный прагматизм, культ карьеры, крах семьи, социальное иждивенчество, сексуальная распущенность, вредные привычки (наркомания, алкоголизм, сквернословие), коррупция, ксенофобия [5].
В основе досуговой активности значительной части российской молодежи в основном заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения, она стала более потребительской и вестернизированной, что отвлекает её от более высокой культуры. Неотъемлемой частью досуга становятся музыкальные шоу, танцы, телевидение, кино, Интернет. Популярным является также спорт, немаловажным фактором чего является активная пропаганда спортивного образа жизни, проводимая «сверху» [9].
Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:
- преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;
- вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;
- приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;
- слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;
- внеинституциональная культурная самореализация;
- отсутствие этнокультурной самоидентификации [8].
Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование
ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления государственной молодёжной политики в Российской Федерации.
Список литературы:
1. Плукин С.Г. Ценностные ориентации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii.
2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. - № 3. - С. 125.
3. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. - М.: МАКС Пресс, 2007. - С. 42.
4. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. - № 3. - С. 126.
5. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salvador-d.ru/ files/cennosti.ppt.
6. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - С. 79.
7. Социология молодёжи. - М.: Гардарики, 2007. - С. 190-193; Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - С. 80.
8. Жирнов А.А. Молодость как социокультурный феномен: автореф. дисс. ... канд. культурологии. - Шуя, 2011. - 22 с.
9. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. - 2012. - № 6. - С. 121-126.