Проблемы топографо-геодезической обеспеченности отдельных территорий
населенных пунктов Import substitution in the context of harmonization of the agro-food sphere of Russia
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■ p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 528.41+528.31/.35 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10382 Михайлова Анна Дмитриевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры ЗиК,Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург
Кокоринов Василий Александрович, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург
Mikhailova A.D., [email protected]
Kokorinov V.A., [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема уничтожения пунктов государственной геодезической сети, которые образуют единую систему координат и высот, позволяющую решать множества инженерных задач. Несмотря на то, что пункты находятся под охраной государства, многие из них уничтожаются, что приводит к проблеме снижения численности рабочих пунктов государственной геодезической сети и как следствие снижению качества геодезических данных при проведении изысканий. В данной статье рассмотрены причины уничтожения пунктов, разобран пример низкой обеспеченности территории геодезической основой и рассчитаны качественные отклонения величин координат в плане.
Summary. Points of the state geodesic network form a single coordinate system and heights, allowing to solve many engineering problems. Despite the fact that the points are under state protection, many of them are destroyed, which leads to the problem of reducing the number of working points of the state geodesic network and, as a result, reducing the quality of geodesic data during surveys. This article discusses the reasons for the destruction of points, analyzes an
example of a low provision of the territory with a geodesic base, and calculates the qualitative deviations of the coordinate values in the plan.
Ключевые слова: пункты государственной геодезической сети, геодезические изыскания, глобальные навигационные спутниковые системы, опорно-межевые знаки, сети сгущения. Keywords: points of the state geodesic network, geodesic surveys, GLONASS, support and boundary signs, extensive network.
Пункты государственной геодезической сети (далее - ГГС) являются основой при производстве геодезических и картографических работ. Они используются для решения общегосударственных, оборонных задач, при проведении инженерных изысканий, в процессе научно-исследовательской деятельности, при межевании, строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, а так же других сферах, которые, так или иначе, требуют специальных знаний в области геодезии.
В Советском Союзе наряду с пунктами ГГС были созданы другие специальные сети, а именно:
- государственная нивелирная сеть;
- гравиметрическая сеть;
- сети специального назначения.
Пункты ГГС, использующиеся для выполнения геодезических изысканий, картографических работ и межевания, закладываются за счет средств федерального бюджета. Положение, закрепленное в п. 12 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-Ф3 «О геодезии и картографии» указывает, что пункты, которые находятся на территории Российской Федерации, являются федеральной собственностью [1]. Таким образом, все соответствующие мероприятия по обеспечению сохранности пунктов ГГС возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а так же на его территориальные органы. Всё больше назревает проблема, касающаяся затруднений при проведении топогеодезических работ, а именно уничтожение пунктов ГГС. Наиболее ярко выражена данная проблема в городских населенных пунктах. Зачастую это происходит, что при проведении дорожного строительства, либо при благоустройстве городских территорий. Подрядные организации, в силу своей некомпетентности, при обнаружении неизвестного им препятствия в виде очередного пункта полигонометрии, закрепленного на земле, попросту уничтожают его. Кроме того, это объясняется незнанием действующего законодательства и того факта, что за самовольное уничтожение пунктов ГГС полагается штраф. Но бывает, что и многие из сохранившихся пунктов не имеют наружных знаков, что значительно затрудняет работу с
ними. Так бывает со стенными опорно-межевыми знаками (далее - ОМЗ), которые закладывались на фасады зданий (рисунок 1).
Рис. 1 - Стенные ОМЗ «зашитые» баннером одного из федеральных продовольственных ретейлеров
Сложившаяся ситуация осложняется ещё и тем, что взамен утраченных ОМЗ, новые пункты ГГС не закладываются. Если быть точнее, то они закладываются по результатам мониторинга Росреестра, но там где они жизненно необходимы. Развитие технологий глобальных навигационных спутниковых систем (далее - ГНСС), отчасти гасит проблему малой численности рабочих пунктов ГГС на городских территориях, но не избавляет от неё полностью. По причине того, что при проведении любого рода топогеодезических изысканий необходимо использовать как минимум два близлежащих к объекту пункта [2]. Всё чаще выходит, что расстояние от объекта до близлежащих пунктов исчисляется даже не метрами, а километрами. Яркий тому пример, территория микрорайона Уктус в городе Екатеринбурге (рисунок 2).
Рнс. 2 — Схема обеспеченности микрорайона Уктус пунктами ГГС
Исследование трех ближних рабочих пунктов ГГС (для условного объекта топогеодезических изысканий) на территории микрорайона показало острую необходимость реконструкции существующей сети сгущения (таблица 1). Измерение плановых координат выбранных ОМЗ производилось с помощью ГНСС приемника Trimble R10 в режиме «кинематики в реальном времени» - RTK (Real Time Kinematic) от уравненной базовой станции системы точного позиционирования.
Таблица 1
Расчет величины отклонения измеренных координат ОМЗ от каталожных значений в плане
Пункт ГГС Координаты из каталога, м Измеренные координаты, м Дельта, м Величина отклонения, м
пл. 4381 384589.25 384589.13 -0.12 0.13
1535350.43 1535350.38 -0.05
пл. 7684 384261.05 384261.06 0.01 0.20
1536570.76 1536570.56 -0.20
п.п. 4084 386315.51 386315.57 0.06 0.08
1536415.07 1536415.11 0.04
Следуя данным, полученным в ходе расчета, можно судить о пригодности исследуемых пунктов ГГС. Пункт полигонометрии 7684 имеет величину отклонения каталожных координат от замеренных 20 см в плане, что дает основание исключить его использование при проведении топогеодезических изысканий в силу того, что его наличие
значительно увеличивает среднеквадратическую ошибку координат условного объекта. Пункт полигонометрии 4381 с величиной отклонения 13 см может использоваться при условии, что поблизости нет альтернативного ОМЗ с меньшей величиной отклонения. Пункт полигонометрии 4084 с величиной отклонения 8 см в целом пригоден для использования при изысканиях и, что важно, находится в пределах допустимой кадастровой погрешности. Проведение инженерных изысканий, межевание, строительство в заданных условиях порождает ещё более серьезные проблемы, начиная с кадастровых ошибок, заканчивая судебными тяжбами между собственниками смежных земельных участков.
Решить проблему малой численности рабочих пунктов ГГС на городских территориях возможно лишь законодательно, либо при заинтересованности самих субъектов, осуществляющих редевелопмент ранее застроенной территории, что маловероятно. Так или иначе, необходимо обязать эти субъекты закладывать новые ОМЗ взамен утраченных, либо необходимые (в условиях сложившейся сети сгущения).
В условиях современного городского жилищного строительства имеются все возможности для закладки пунктов ГГС в процессе благоустройства территории. В ГКИНП-07-016-91 закреплено положение о том, что место установки геодезических пунктов должно быть легкодоступно для подъема или подхода, хорошо опознаваться на местности и обеспечивать долговременную сохранность центров, реперов и наружных знаков [3]. Это реализуется путем закладки пункта в газоне на придворовой территории, либо на наземной парковке в значительном удалении от жилых домов.
Таким образом, проблема малой численности пунктов ГГС на городских территориях вполне решаема. При этом крайне важно акцентировать внимание на мероприятия по охране существующих ОМЗ и препятствовать их уничтожению при проведении дорожного строительства, при благоустройстве городских территорий, и других работах. Так же, несмотря на существенную финансовую нагрузку, необходимо по закону обязывать субъекты, занимающиеся редевелопментом территории, закладывать новые пункты ГГС там, где они необходимы.
Список литературы
1. Федеральный закон от 30.12.2015 № 431-Ф3 «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2. СП 317.1325800.2017 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Общие правила производства работ» от 23.06.2018
3. ГКИНП-07-016-91 «Правила закладки центров и реперов на пунктах геодезической и нивелирной сетей» от 14 января 1991
4. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003 (в ред. письма Росземкадастра от 18.04.2003)
5. Геодезические работы: учебное пособие / А. Н. Пестряков, Н. В. Сбродова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2017. - 112 с.
6. Интернет сайт GEOBRIDGE.RU - Доступ: https://geobridge.ru