Проблемы территориального развития города Москвы и пути решения
Тюньков Александр Валерьевич
студент, кафедра "Государственное и муниципальное управление", ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», [email protected]
Эта статья посвящена территориальному развитию Московского мегаполиса, который общепризнанно считается центром притяжения людей из других субъектов Российской Федерации. Это обозначается тем фактом, что Москва - центр притяжения для миграции людей, так как Москва - один из самых развивающихся мегаполисов в мире. Ввиду того, что Москва - столица Российской Федерации, город обладает особым ритмом жизни. Именно это обуславливает актуальность исследования, которая выражается в необходимости властей города заниматься территориальным развитием, но из-за размера и значимости субъекта крайне важно подходить к решению данного вопроса с использованием стратегического подхода, что доказывает принятие долгосрочного плана Москвы до 2025 года. Автор статьи рассматривает вопрос, связанный с проблемами территориальной организации Московского мегаполиса, имеющими связь с высокой плотностью населения, проживающего на территории города Москва. Проанализирован зарубежный опыт организации управления и самоуправления в крупнейших городах, обладающих государственным статусом. В заключении формулируется выводы, демонстрирующие отношение органов власти на территории города Москва к данной проблеме, и предложения по выбору модели организации управления городским хозяйством.
Ключевые слова: Стратегический план, столичный мегаполис, столичный регион, город федерального значения, территориальное развитие.
о см о см
о>
О!
^
н
О Ш
т
X
<
т О X X
Актуальность данной статьи заключается в анализе опыта самого развитого субъекта Российской Федерации - г. Москвы, в области территориального развития.
За последнее время столица Российской Федерации стала намного привлекательнее и комфортнее как для гостей, так и для ее жителей. Но что же такого случилось в Москве? В чём феномен того, как за последние годы московские власти изменили город? Отрицать тот факт, что Москва укрепляет свои позиции и становится с каждым годом все лучше и лучше, по мнению автора, неуместно. Наверняка то, в каком направлении двигается город, было заложено давно. Именно поэтому в данной статье предлагается исследовать механизм стратегического планирования на территории города Москва. Отсюда вытекает актуальность данного исследования, так как планы по территориальному развитию крупного мегаполиса очень важны, поскольку роль мегаполисов на сегодня неуклонно растёт в связи нарастающей численностью урбанизированного населения.
Город Москва является крупнейшим городом Российской Федерации. Москва производит более 12% российского ВВП, тем самым лидируя среди всех субъектов России - на втором месте находится Санкт-Петербург, производящий 4.5% ВРП при доле населения в 7.4%. Экономика Москвы меньше всех субъектов Российской Федерации подвержена влиянию кризисных явлений, тем самым именно этот город является базовой стабильной экономической «гаванью» как для населения, так и для бизнеса. Данное явление можно подтвердить тем фактом, что средний город-миллионик на территории Российской Федерации сможет догнать столицу только через сто лет.[1] Территориальное развитие московского мегаполиса осуществляется на основе градостроительного кодекса, а также на основе нормативно-правовых актов города Москвы:
• Закон города Москвы от 5 мая 2010 года №17 «О Генеральном плане города Москвы»;
• Закон города Москвы № 10 от 15.03.2017 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы».
Москва - центр притяжения миграционных процессов как внешних, так и внутренних. Люди со всех уголков нашей необъятной Родины едут именно в Москву в надежде занять здесь столь желанное место «под солнцем», начать работать и, самое главное, зарабатывать. Именно это зачастую движет людьми, переезжающими из своего родного региона. Это все говорит о важности уметь прогнозировать и планировать все территориальные изменения в городе.
Вопрос, которому органы управления уделяют крайне много внимания, связан с межселенческим расселением, выраженное в отношении места жилища к месту работу конкретного человека. Зачастую, место трудовой деятельности может находиться в черте города, а жить при этом субъект может за чертой города. Говоря про миграционные процессы, следует упомянуть про
ежедневные миграции со стороны людей, которые вынуждены совершать эти поездки для выполнения своего трудового долга, однако для этого мэрия Москвы ведет активное сотрудничество с администрацией Губернатора Московской области. На сегодняшний день созданы линии московского центрального диаметров (МЦД), позволяющие говорить о единой транспортной инфраструктуре московского региона и развитии экономики.^]
Данный факт доказывает, что органы исполнительной власти отчётливо понимают, что население непроизвольно организует отдельные группы:
• Города, в которых есть возможности для трудовой активности для преобладающей доли от населения;
• жилые пригородные зоны, где нет способов по ведению трудовой деятельности градообразующего характера;
• дачные и курортные поселки, которые можно назвать рекреационными зонами;
• промышленные пригородные участки, в которых население постоянно проживает и работает на предприятиях градообразующего значения;
• сельские населенные пункты, жители которых можно разделить на занятых трудовой деятельностью в местном хозяйстве и тех, кто ежедневно ездит работать в город. Зачастую эти группы нельзя отличить внешне, эти различия лишь выражены по формальным юридическим критериям.
Как мы видим, уровень задач, стоящих перед органами государственной власти и муниципального управления столичного мегаполиса, крайне высок. Их важность нельзя отрицать, среди этих крайне важных вызовов можно выделить организацию и сохранение высокого уровня качества среды проживания населения.
Таблица 1
Динамика численности и территории Москвы (1871-2012 гг.)
Год Территория, кмг Население, тыс. человек
1871 79,0 602.0
1882 79,0 7535
1897 107,4* 1038.6
1902 107,4* 1092.4
1912 176,6* 1617.7
1917 2339 1854.4
1920 2339 1027.3
1923 2339 1542 9
1926 2339 2025.9
1939 3262 4137.0
1959 379.4 5085.6
1970 878 7 7061,0
1979 878 7 7931.6
1989 1071.9 8875.6
2002 1071.9 10382,8
2010 1077.0 11503 5
2012 2510.0 11612.9
Если мы проведём анализ численности населения города Москва со второй половины 19 века и до десятых годов 21 века, мы получим наглядный результат, как изменялись численность и территория г. Москвы. Чуть менее чем за 150 лет территория города увеличилась с 79 квадратных метров до 2510 квадратных метров, что практически 32-кратное увеличение территории. Если же мы начнем говорить о динамике численности населения, то тут нельзя говорить определенно, так как численность меняется очень быстро, но по данным Денисенко М.Б. и Степановой А.В., можно сделать вывод, что численность населения была увеличена примерно в 20 раз.[5] Подробнее ознакомиться с подсчётами Денисенко и Степановой можно ознакомиться в таблице 1.
Крайне важно обратить внимание, что плотность населения на протяжении долгого периода времени находилась на высоком уровне, так в начале ХХ века -около 10 000 человек на квадратный метр, затем этот показатель продолжал расти, а именно в 1939 году плотность увеличилась до примерно 12 000 человек на один квадратный метр. Такое высокое сосредоточение людей на квадратный метр можно смело назвать проблемой для органов города, которую необходимо решить.
Еще одной проблемой можно обозначить насыщенность территории внутри Садового Кольца учреждениями, занимающимися политическими вопросами, бизнесцентрами, в которых находится множество субъектов рыночной экономики. Это все вызывает большую нагрузку на транспортные сети внутри города, на сегодняшний день самый ярким и интересным решением данного вопроса является инициатива Министерства экономического развития о переезде в правительственный комплекс в Москва-Сити, это позволило сконцентрировать многие ведомства в одном здании и решать поступающие вызовы оперативнее. Таким образом, «сокращается площадь и повышается эффективность», как сказал бывший министр экономического развития Орешкин Максим Станиславович. Однако это лишь маленькая частичка того, что можно сделать для решения глобальной проблемы, с которой уже так долго борются власти города Москва. Так, в 2012 году был реализован масштабный проект «Новая Москва» по увеличению территорий города, что позволило Москве ворваться на лидирующие позиции по размеру занимаемой площади и стать лидером в Европе. По мнению автора, это решение о присоединении оказало влияние лишь на территориальный аспект развития городского хозяйства столицы Российской Федерации, однако это решение - самый прекрасный пример стратегического управления городскими властями, поскольку для начала необходимо расширить территории, а уже потом составлять мнения о том, какие учреждения переносить в новые округа, какие объекты необходимо строить и как налаживать транспортное сообщение с «новосёлами». Именно этим и занимаются московские власти в данный момент времени, со ссылкой на главу ведомства Владимира Жид-кина сообщила пресс-служба Департамента развития новых территорий Москвы: «порядка 20 станций метро планируется построить на территории Новой Москвы в течение пяти-шести лет».[6] Пять-шесть лет - это лишнее доказательство того, что управление Москвой можно назвать сложным процессом, требующим стратегического подхода. В Москве принят Генеральный план до 2025 года.
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м о
о см о см
СП
о ш т
X
3
<
т о х
X
Однако с присоединением новых округов к столице и решением насущного вопроса о том, как осваивать новые просторы, перед всем обществом появляется новая проблема, решение которой привлекает внимание представителей научной и политической сфер, - это реформирование системы местного самоуправления. О том, что это вопрос действительно важен и на него обращают внимание, свидетельствует прошедшее в январе 2020 года заседание круглого стола по теме: «Расширение полномочий органов местного самоуправления в городе Москве».[7] На этом заседании круглого стола был сформулирован ряд целей, которые законопроект будет преследовать: «расширение полномочий МСУ, передача имущества на муниципальный уровень, увеличение финансирования местного самоуправления».
Оценивая цели сформулированные в рамках заседания круглого стола в Московской городской Думе об обсуждении закинициативы по расширению функций органов МСУ, можно заметить, что все отмечают недостаточность интеграции местного управления в общий контур по распоряжению и управлению городским хозяйством. Более того, многие отмечают, что муниципальные власти нельзя назвать самостоятельным уровнем публичной власти. Глава муниципального округа Якиманка Андрей Морев на заседании круглого стола в январе 2020 года заявил следующее: «Мы хотим максимально управлять «на земле» существующими районными проблемами, не затрагивая общность городского хозяйства Москвы». Это высказывание ярко демонстрирует, как на данный момент местные власти бессильны и зависимы от органов госвласти.
Все, кто хоть раз соприкасался с изучением положений дел у органов местного самоуправления, сходятся во мнении, что для рационального управления мегаполисом, которое будет способно дать положительный результат и эффект, нужно как развивать местное самоуправление на принципах сбалансированности размера территорий, достаточным уровнем квалификации представителей местных властей и наделение полномочиями по распоряжению большим количеством имущества и бюджетных средств, так и совершенствовать сотрудничество органов государственной и муниципальной власти. Но несмотря на схожие мнения по одному вопросу, в научных трудах предлагаются разные варианты реформирования данного процесса.
По мнению автора, приемлемым вариантом для успешного реформирования на уровне местных властей в крупном мегаполисе будет использование опыта зарубежных городов, обладающим схожим статусом с Москвой. Однако первым шагом должно стать принятие Московской Городской Думой законодательной инициативы, направленной на расширение полномочий местных органов власти, и достижение целей, которые выделили авторы законопроекта: «расширение полномочий МСУ, передача имущества на муниципальный уровень, увеличение финансирования местного самоуправления».
Проанализировав организацию управления и самоуправления в крупнейших зарубежных городах, выполняющих функции столицы, можно сформулировать следующий вывод о выделении трех групп в управлении городами, имеющими государственный статус.
1. «Столица как административно-территориальное (муниципальное) образование, являющееся составной частью субъекта федерации (как правило, его административным центром) и находящееся в подчинении его
властных структур (нередко органы власти субъекта федерации и органы власти столичного города организационно совпадают). Такой статус наблюдается у столиц Микронезии (Палинир), Танзании (Додома) и ряда других стран.»[8]
2. Главный город государства является самостоятельным субъектом федерации, наделенным всеми полномочиями нормативными актами государства и договорами о разграничении полномочий. Например, Вена, Брюссель, Берлин и пр. В эту классификацию входит и Москва.
3. Столица подотчётна лишь федеральному центру, что выливается в прямые назначения на высшие должности в структуре управления городом. Данный статус имеют столицы большинства современных федеративных государств: США, Бразилия, Индия и некоторые другие государства.[9]
Итак, проведя анализ различных ветвей зарубежного опыта, можно сказать следующее.
Во-первых, опыт Микронезии (Палинир), Танзании (Додома) и других нельзя назвать подходящим для столицы Российской Федерации, так как местное самоуправление в нашем государстве обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а, значит, муниципальному образованию нельзя находиться в подчинении у властных силовых структур субъекта федерации.
Во-вторых, опыт европейских государств тоже не подходит нашим отечественным реалиям, поскольку это будет противоречить Конституции Российской Федерации.
Как мы видим, столичному мегаполису подходит третий вариант управления, при котором объединяются в единый комплекс город, пригород и центр федерального значения. Это даст возможности для перехода на двухуровневую модель государственного управления в городе Москва и расширит полномочия МСУ.
Возвращаясь к решению об экстенсивном развитии Москвы, напрашивается вывод, что это был только начальный этап управления городом. На сегодняшний день перед всем государством стоят амбициозные цели и задачи, сформулированные до 2030 года.[10] Несомненно, драйверами и катализаторами данных процессов будут крупнейшие города. А чтобы эти города нормально функционировали и оказывали влияние на достижение национальных целей, нужно решительные изменения в административно-территориальных аспектах.
Подводя итог всему вышесказанному, автор считает, что расширение территорий Москвы в 2011-2012 годах, создает возможности для того, чтобы Москва могла занимать лидирующие позиции в мире по многим параметрам. Но решить все вопросы нельзя в один миг, этот процесс требует стратегического подхода для реализации в полной мере. Но, можно уверенно, сказать в будущем это все позитивно и положительно скажется на уровне и качестве жизни людей, проживающих на данной территории, поскольку будет построена эффективная система государственного и муниципального управления.
Литература
1. Города-миллионники отстали от Москвы по уровню экономики на 100 лет//
URL:https://www.rbc.ru/economics/27/05/2019/5ce7da9e9 a79478bbfd21325/.
2. Закон города Москвы от 5 мая 2010 года №17 «О Генеральном плане города Москвы».
3. Закон города Москвы № 10 от 15.03.2017 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы».
4. Запуск МЦД даст мощный импульс развитию экономики столичного региона // mos.ru URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/6093050/.
5. Денисенко Михаил Борисович, Степанова Анастасия Викторовна Динамика численности населения Москвы за 140 лет // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-chislennosti-naseleniya-moskvy-za-140-let.
6. В Новой Москве построят около 20 станций метро в течение 5-6 лет // mynmsk.ru URL: https://mynmsk.ru/v-novoj-moskve-postroyat-okolo-20-stancij-metro-v-techenie-5-6-let/.
7. Законодательная инициатива направлена на расширение полномочий местных органов власти // duma.mos.ru URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti-fraktsiy/zakonodatelnaya-initsiativa-napravlena-na-rasshirenie-polnomochiy-mestnyih-organov-vlasti?tryMobile=1.
8. Мусинова Н.Н., Соколова С.В., Шапошников С.В. Проблемы территориальной организации столичного мегаполиса и пути их решения // Вестник ГУУ. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-territorialnoy-organizatsii-stolichnogo-megapolisa-i-puti-ih-resheniya.
9. Семенов В.Н. Благоустройство городов. Изд. 2-е стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2003.
10. Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" от 21 июля 2020 года № 474 // Российская газета.
Problems of territorial development of the city of Moscow and
ways of solution Tiunkov A.V.
Financial University under the government of the Russian Federation
This article is devoted to the territorial development of the Moscow metropolis, which is universally considered the center of attraction of people from other constituent entities of the Russian Federation. This is indicated by the fact that Moscow is the center of attraction for human migration, since Moscow is one of the most developing megacities in the world. Due to the fact that Moscow is the capital of the Russian Federation, the city has a special rhythm of life. It is this that determines the relevance of the study, which is expressed in the need of the city authorities to engage in territorial development, but due to the size and importance of the subject, it is extremely important to approach the solution of this issue using a strategic approach, which proves the adoption of the long-term plan of Moscow until 2025. The author of the article considers the issue related to the problems of the territorial organization of the Moscow metropolis, which have a connection with the high density of the population living in the city of Moscow. Foreign experience of organization of management and self-government in the largest cities with state status was analyzed. In conclusion, conclusions are formulated demonstrating the attitude of authorities in the city of Moscow to this problem, and proposals for choosing a model for organizing urban management
Keywords: the strategic plan, the capital metropolis, the capital region, city of federal significance, the territorial development.
References
1. Millennial cities lagged behind Moscow in terms of economy by
100 years// Available at:
https://www.rbc.ru/economics/27/05/2019/5ce7da9e9a79478b bfd21325/ (in Russian).
2. Law of the city of Moscow dated May 5, 2010 No. 17 "On the
General Plan of the City of Moscow." (in Russian).
3. Law of the city of Moscow No. 10 of 15.03.2017 "On Amending
the Law of the City of Moscow dated May 5, 2010 No. 17" On the General Plan of the City of Moscow. " (in Russian).
4. The launch of the IDC will give a powerful impetus to the development of the economy of the metropolitan region// mos.ru Available at: https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/6093050/. (in Russian).
5. Denisenko Mikhail Borisovich, Stepanova Anastasia Viktorovna
Dynamics of the population of Moscow over 140 years//Bulletin of Moscow University. Series 6. Economy. 2013. №3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-chislennosti-naseleniya-mosiwy-za-140-let. (in Russian).
6. In New Moscow, about 20 metro stations will be built within 5-6
years// mynmsk.ru Available at: https://mynmsk.ru/v-novoj-moskve-postroyat-okolo-20-stancij-metro-v-techenie-5-6-let/. (in Russian).
7. The legislative initiative is aimed at expanding the powers of local
authorities// duma.mos.ru Available at: https :// duma.mos.ru/ru/0/news/novosti-fraktsiy/zakonodatelnaya-initsiativa-napravlena-na-rasshirenie-polnomochiy-mestnyih-organov-vlasti?tryMobile=1. (in Russian).
8. Musinova N.N., Sokolova S.V., Shaposhnikov S.V. Problems of
the territorial organization of the metropolitan metropolis and ways to solve them//Bulletin of the GUU. 2012. №4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-territorialnoy-organizatsii-stolichnogo-megapolisa-i-puti-ih-resheniya. (in Russian).
9. Semenov V.N. City improvement. Prod. 2nd stereotypical. - M.:
Individual URSS, 2003. (in Russian).
10. Decree of the President of the Russian Federation "On National Development Goals of the Russian Federation for the Period until 2030" dated July 21, 2020 No. 474//Rossiyskaya Gazeta. (in Russian).
X X О го А С.
X
го m
о
м о м о