Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / пирамида стратегий региона / экономическая безопасность / управление экономической безопасностью / система обеспечения экономической безопасности / показат ели экономической безопасности / устойчивое развитие региона / regional economy / pyramid of regional strategies / economic security / economic security managemen t / system for ensuring economic security / economic security indicators / sustainable developmen t of the region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строев В. В., Алешникова В. И., Свистунов В. М.

Актуальность темы. Статья посвящена решению важной научно-практической проблемы формирования системы управления экономической безопасност ью на региональном уровне, структурным элементом которой являются соответствующие концепции, стратегии, программы. Актуальность темы обусловлена большим спектром и гибридным характером внешних вызовов и угроз, наличием внутренних проблем развития регионов, нерешенност ью теоретикометодических и организационных проблем управления экономической безопасностью на региональном уровне. Цель. Анализ основных элементов региональных систем управления экономической безопасностью. Методология. Методы логического и компаративного анализа практик управления экономической безопасностью в субъектах Федерации, эмпирического обобщения, системный и функциональный подход к разра бот ке мер в сфере экономической безопасност и регионов. Результаты и выводы. По результатам исследования обоснованы теоретико-методические и организационные положения по управлению экономической безопасностью региона: уточнено понятие экономической безопасност и региона, отличающееся акцентом на управляемый характер с целью обеспечения способности социально-экономической системы региона к устойчивому развитию и сопротивл ению угрозам, вызовам, рискам; раскрыт о содержание управл ения экономической безопасност ью региона через функции управл ения; обоснованы базовые принципы и состав основных элемент ов системы управления экономической безопасност ью региона; аргументирована необходимость систематизации стратегических документов по уровням, обеспечивающих взаимосвязанную иерархию и преемственность по принципу «пирамиды стратегий (базовая, функционал ьные, операционные)». Область применения. Практическое значение исследования заключается в целесообразности использования выводов и результатов при формировании региональных систем управления экономической безопасност ью и разработ ке соот ветст вующих стратегий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Строев В. В., Алешникова В. И., Свистунов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGING ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Relevance of the topic. The article is devoted to solving an important scientific and practical problem of form ing an econ om ic security man agem en t system at the region al level, the structural elem en t of which is the corresponding concepts, strategies, and programs. Die relevance of the topic is due to the wide range and hybrid nature of external challenges and threats, the presence of internal problems of regional development, and. the unresolved theoretical, methodological and organizational problems of m anaging economic security at the regional level Objective. Analysis of the main elements of regional economic security management systems. Methodology. Methods of logical and comparative analysis of economic .security management practices in the constituen t entities of the Federation, empirical generalization, a systematic and functional approach to the developm en t of m easures in the field of econ om ic security of the region s. Results and conclusions. Based on the results of the study, theoretical, methodological and organizational provisions for managing the economic security of the region are substantiated: the concept of economic security of the region is clarified, characterized by an emphasis on a manageable nature in order to ensure the ability of the socio-economic system of the region for sustainable developmen t and resistance to threa ts, challenges and risks; the con ten t of managing the econ om ic security of the region through management functions is revealed; the basic principles and composition of the main elemen ts of the regional economic security managemen t system are substan tiated; the need to systematize strategic documen ts by levels is argued, en suring an interconnected hierarchy and con tinuity according to the principle of a. “pyram id of strategies (basic, functional, operational). Scope. The practical sign ificance of the study lies in the feasibility of using the findings and results in the formation of regional econom ic security managemen t systems and the developmen t of strategies for the economic security of the region .

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА»

7. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года : постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864. — URL: http://old.donland.ru/ documents/Ob-utverzhdenii-Strategii-socialno-ehkonomicheskogo-razvitiya-Rostovskojj-oblasti-na-period-do-2030-goda?pageid=128483&mid=134977& itemld=284390 (дата обращения: 25.11.2023).

8. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016—2030 годы : закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. № 151-03. — URL: Imps: У docs.cntd.ru/document/429024960 (дата обращения: 25.11.2023).

9. О Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2035 года : постановление Правительства Красноярского края от 30.10.2018 № 647-п. — URL: http // zakon.krstate.ru/doc/52526 (дата обращения: 25.11.2023).

10. Рисин И. Е. Критерии оценки качества региональной стратегии / И. Е. Рисин // Регион: системы, экономика, управление. —2023. — № 3 (62). — С. 70—73.

LITERATURE

1. On approval of the Fundamentals of State Policy in the field of strategic Planning in the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation No. 663 dated November 8, 2021. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244.

2. Methodological recommendations for the development and adjustment of the strategy of socio-economic development of the subject of the Russian Federation and the action plan for its implementation, approved by the order of the Ministry of Economic Development of Russia dated 23.03.2017 N 132. — Access mode: ConsultantPlus // www.consultant.ru.

3. On the Strategy of socio-economic development of the Voronezh Region for the period

УДК 338

up to 2035: the Law of the Voronezh Region dated 20.12.2018 No. 168-OZ. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/550300779 (date of appeal: 10/25/2023).

4. On the Strategy of Socio-economic Development of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2032 with a target vision until 2050: Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 12/19/2018, 2077-Z No. 45-VI. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/550299670 (date of appeal: 11/25/2023).

5. On the protection and promotion of Investments in the Russian Federation: Federal Law No. 69-FZ of 01.04.2020 // President of Russia. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45357 (accessed 30.11.2023).

6. Risin I. E. Evaluation of the practice of developing strategies for socio-economic development of regions /1. E. Risin. — Voronezh : Istoki Publishing House, 2020. — Pp. 16—20.

7. On the approval of the Strategy of socioeconomic development of the Rostov region for the period up to 2030: Decree of the Government of the Rostov region dated 26.12.2018 No. 864. — URL: http://old.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Strategii-socialno-ehkonomicheskogo-razvitiya-Rostovskojj-oblasti-na-period-do-2030-goda?pageid =128483&mid=134977&itemld=284390 (accessed: 11/25/2023).

8. On the Strategy of socio-economic development of the Sverdlovsk Region for 2016— 2030 : The Law of the Sverdlovsk Region of December 21, 2015 G. No.l51-OZ. — URL: Imps: docs.cntd.ru/document/429024960 (date of issue: 11/25/2023).

9. On the Strategy of socio-economic Development of the Krasnoyarsk Territory for the period up to 2035: Resolution of the Government of the Krasnoyarsk Territory dated 10/30/2018 No. 647-P. — URL: http S zakon.krstate.ru/ doc/52526 (date of issue: 11/25/2023).

10. Risin I. E. Criteria for assessing the quality of a regional strategy /1. E. Risin // Region: systems, economics, management. — 2023. — № 3 (62). — Pp. 70—73.

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА

Коды JEL: Rll, R58

Строев В. В., доктор экономических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Россия E-mail: rector@guu.ru; SPIN-код: 7247-8336

Алешникова В. И., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга, государственный университет управления, г. Москва, Россия E-mail: vi_aleshnikova@guu.ru; SPIN-код: 5873-5029

Свистунов В. М., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, государственный университет управления, г. Москва, Россия

E-mail: svistunov@guu.ru; SPIN-код: 1697-7364

Поступила в редакцию 01.03.2024. Принята к публикации 05.03.2024

Аннотация.

Актуальность темы. Статья посвящена решению важной научно-практической проблемы формирования системы управления экономической безопасност ью на региональном уровне, структурным элементом которой являются соответствующие концепции, стратегии, программы. Актуальность темы обусловлена большим спектром и гибридным характером внешних вызовов и угроз, наличием внутренних проблем развития регионов, нерешенностью теоретико-методических и организационных проблем управления экономической безопасностью на региональном уровне.

Цель. Анализ основных элементов региональных систем управления экономической безопасностью.

Методология. Методы логического и компаративного анализа практик управления экономической безопасностью в субъектах Федерации, эмпирического обобщения, системный и функциональный подход к разра бот ке мер в сфере экономической безоп асност и регионов.

Результаты и выводы. По результатам исследования обоснованы теоретико-методические и организационные положения по управлению экономической безопасностью региона: уточнено понятие экономической безопасност и региона, отличающееся акцентом на управляемый характер с целью обеспечения способности социально-экономической системы региона к устойчивому развитию и сопротивлению угрозам, вызовам, рискам; раскрыто содержание управления экономической безопасностью региона через функции управл ения; обоснованы базовые принцип ы и состав основных элементов системы управления экономической безопасностью региона; аргументирована необходимость систематизации стратегических документов по уровням, обеспечивающих взаимосвязанную иерархию и преемственность по принципу «пирамиды стратегий (базовая, функционал ьные, операционные)».

Область применения. Практическое значение исследования заключается в целесообразности испол ьзования выводов и резул ьтат ов при формировании регионал ьных сист ем управления экономической безопасностью и разработке соответствующих стратегий,

Ключевые слова: региональная экономика, пирамида стратегий региона, экономическая безопасность, управление экономической безопасностью, система обеспечения экономической безопасности, п оказат ели экономической безопасности, устойчивое развитие региона,

UDK 338

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGING ECONOMIC

SECURITY OF THE REGION

JEL Codes: К 11. R58

Stroev V. V, Doctor of Economics, Professor, Rector of the State University of Management, Moscow

E-mail: rector@guu.ru; SPIN-code: 7247-8336

Aleshnikova V. I., Doctor of Economics, Professor, Professor of Marketing Departmen t of the State University of Management, Moscow

E-mail: vi_aleslmikova@guu.ru; SPIN-code: 5873-5029

Svistunov V. M., Doctor of Economic Sciences, Professor, Department, of Human Resource Management of the State State University of Management, Moscow

E-mail: svistunov@guu,ru; SPIN-code: 1697-7364

Abstract

Relevance of the topic. The article is devoted to solving an important scientific and practical problem of forming an economic security m an agem en t system at the region al level, the structural elemen t of which is the corresponding concepts, strategies, and programs. The relevance of the topic is due to the wide range

and hybrid nature of external challenges and threats, the presence of internal problems of regional development, and the unresolved theoretical, methodological and organizational problems of managing economic security at the regional level

Objective. Analysis of the main elements of regional economic security management systems.

Methodology. Methods of logical and comparative analysis of economic .security management practices in the constituen t entities of the Federation, empirical generalization, a systematic and functional approach to the developm en t of m easures in the field of econ om ic security of the regions.

Results and conclusions. Based on the results of the study, theoretical, methodological and organizational provisions for managing the economic security of the region are substantiated: the concept of economic security of the region is clarified, characterized by an emphasis on a manageable nature in order to ensure the ability of the socio-economic system of the region for sustainable development and resistance to threats, challenges and risks; the content, of managing the econom ic security of the region through management functions is revealed; the basic principles and composition of the main elemen ts of the regional economic security managemen t system are substan tiated; the need to systematize strategic documen ts by levels is argued, ensuring an interconnected hierarchy and. continuity according to the principle of a. "pyramid of strategies (basic, functional, operational).

Scope. The practical significan ce of the study lies in the feasibility of using the findings and results in the formation of regional economic security managemen t systems and the development of strategies for the economic security of the region.

Keywords: regional economy, pyramid, of regional strategies, economic security, economic security management, system for ensuring economic security, economic security indicators, sustainable developmen t of the region,

Введение

Исследования проблем экономической безопасности регионов (ЭБР) продолжаются не одно десятилетие. Специалисты предлагали подходы к диагностике состояния ЭБР [13], формированию механизма ее обеспечения [15], организации управления [17] и т. д. Принятие в 2017 г. Стратегии экономической безопасности Российской Федерации [1], являющейся основой реализации государственной политики на региональном и муниципальном уровнях, а в 2021 г. Стратегии национальной безопасности РФ [2] не дало ответа на все вопросы, влияющие на качество мер по защите экономических интересов регионов. Ученые н практики в современных публикациях продолжают акцентировать внимание на необходимости разработки и согласования по-нятийно-категорнйного аппарата [11, 18], состава индикаторов, показателей ЭБР и методических подходов к ее оценке [14]; формированию стратегий экономической безопасности региона [9, 10, 11], решению проблем обеспечения ЭБР в условиях цифровой трансформации [12, 16]. '

Несмотря на не снижающийся интерес исследователей к решению проблем безопасного н устойчивого развития региона остаются дискуссионными теоретико-методические, организационные, нормативно-правовые аспекты управления ЭБР. Отсюда возникает необходимость комплексного подхода к научному обоснованию всех аспектов управления

Б01: 10.22394/1997-4469-2024-64-1-35-44

ЭБР: принципов, целей и функций, организационных структур, методического инструментария (в том числе оценки эффективности управления).

Теоретико-методические проблемы управления экономической безопасностью региона

ЭБР — управляемое состояние экономики н институтов региона, при котором социально-экономическая система демонстрирует способность сопротивляться внешним и внутренним угрозам, вызовам, рискам н обеспечивать устойчивое развитие.

Большинство исследователей, базируясь на ключевых положениях Стратегии экономической безопасности страны [1], используют понятие «обеспечение экономической безопасности» как комплекса мер органов власти н институтов гражданского общества по противодействию вызовам и угрозам страны, субъекта Федерации, муниципального образования в экономической сфере. Авторы статьи придерживаются позиции, что «система обеспечения» является составной частью более широкого понятия «управление экономической безопасностью», основные элементы которого представлены на рис. Понятие «управление ЭБР» помимо систем организационного, информационно-аналитического, методического, ресурсного, правового обеспечения управление ЭБР, иерархической системы стратегических документов также вклю-

чает системы защиты от киберугроз и непрерывного мониторинга. Таким образом, управление ЭБР —деятельность органов региональной власти и управления по планированию, организовыванию, координации, контролю и мотивации институтов гражданского общества на защиту экономических интересов региона.

Управление ЭБР должно базироваться на определенных правилах или принципах. Так, группа исследователей под руководством А. А. Кораблевой [18] указывает на общие и специфические принципы ЭБР, в Федеральном законе № 172-ФЗ [4] сформулировано 13 принципов стратегического планирования. Предлагаем к обсуждению базовые

принципы управления ЭБР как стратегической целью регионального развития:

— согласованность стратегии ЭБР с базовой, функциональными и операционными стратегиями федерального и регионального уровней:

— индивидуализация стратегии с учетом особенностей региона — предполагает учет факторов внешней и внутренней среды региона, соответствие имеющимся ресурсам и технологиям:

— поиск новых возможностей повышения устойчивости н конкурентоспособности региона:

— непрерывность процесса управления ЭБР.

Система обеспечения ЭБР

з 5 В 5

Е х

£ а е &

о1 Е

т § 1

I

I

СО

5 а

1 3

р. Рн а»

ё й

О О д С К

И И Я ^Т1 о.

I

я Р,

К 5 I? 2 9-й у Б,

I | В

н о В

^ -е- а

О 2 з

Система защиты от киберугроз

1

Мониторинг состояния ЭБР

Оценка и анализ характера и силы влияния угроз на развитие региона

I

Контроль за реализацией мероприятий по обеспечению ЭБР

Рис. Система управления ЭБР

Нормативно-правовое обеспечение является составляющей системы управления ЭБР н включает в себя соответствующие законы, постановления, распоряжения федерального н регионального уровня. Перечень документов стратегического планирования на различных уровнях (федеральном, субъекта РФ, муниципального образования) определен Федеральным законом N 172-ФЗ [4]. В настоящее время субъекты Российской Федерации помимо стратегий социально-экономического развития и прогнозов, разрабатывают инвестиционные стратегии, маркетинговые, цифровой трансформации, концепции инновационной политики н т. п. Однако Федеральный закон не дает представления об иерархии и преемственности стратегических документов. Поскольку стратегические документы отличаются по целям, ключевым элементам, составу исполнителей, то только их объединение в единую и последовательную систему, позволяет обеспечить формирование общей стратегии региона.

В данном исследовании авторы базируются на классических постулатах стратегического менеджмента, в соответствии с которым аргументируется необходимость систематизации стратегических документов по уровням, обеспечивающих взаимосвязанную иерархию и преемственность по принципу «пирамиды стратегий»:

• общая стратегия - охватывает все аспекты социально-экономического развития региона:

• функциональные стратегии, поддерживающие общую стратегию и направленные на:

— оптимизацию использования ресурсов региона (природных, кадровых, интеллектуальных, финансовых, информационных и др.):

— различные аспекты регионального развития: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность, инновационная стратегия, инвестиционная стратегия, отраслевые стратегии и т. п.:

• операционные стратегии — общий план выполнения ключевых (стратегически важных) оперативных задач.

Таким образом, стратегия ЭБР относится к функциональным стратегиям и обеспечивает реализацию базовой стратегии региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным этапом в процессе управления является организация непрерывного мониторинга н оценки состояния ЭБР, поскольку его результаты влияют на качество принимаемых управленческих решений. При формировании критериев, показателей и нормативных зна-

чений для оценки экономической безопасности необходимо учитывать региональные особенности, а также возможность расширения круга показателей и изменения нормативных значений.

Практика управления экономической безопасностью региона

Рассмотрим особенности региональных практик обеспечения и мониторинга состояния экономической безопасности, защиты от киберугроз в разрезе основных элементов системы управления ЭБР. Анализ официальных сайтов администраций субъектов Российской Федерации, нормативно-правовой базы, новостных лент позволил получить лишь фрагментарное представление о региональной специфике управления экономической безопасностью. Авторы предприняли попытку установить связь между основным стратегическим документом региона — стратегией социально-экономического развития и обеспечивающей ее стратегией экономической безопасности. Фрагмент, отражающий результаты исследования, представлен в таблице. Информация в таблице позволяет сделать вывод об отсутствии преемственности стратегических документов. Так в региональных стратегиях социально экономического развития лишь декларируется учет стратегических и программных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Однако анализ содержательной части стратегий показал, что связь между региональными стратегическими документами, входящими в пирамиду стратегий, напрямую не отражается.

Что касается собственно стратегий экономической безопасности региона, то удалось получить информацию о наличии подобных в Калининградской и Волгоградской областях. Хотя они были приняты задолго до утвержденной в 2017 г. Стратегии экономической безопасности РФ, обе имеют статус действующих, информация об актуализации этих документов отсутствует. Постановлением Губернатора Калининградской области (принята в 1998 г.) определены 29 показателей для мониторинга экономической безопасности (экономика, социальная сфера, экология): перечень объектов контроля (5 городов, 3 городских округа, 13 районов и 1 поселок), а также список из 19 организаций, обязанных предоставлять соответствующую информацию. Однако в долгосрочной стратегии социально-экономического развития области отсутствует какое-либо упоминание о наличии стратегии экономической безопасности области.

Таблица

Сшзь стратегий экономического развит ия регионов со стратегиями экономической

безопасности (фрагмент)

Субъект РФ Наличие региональной стратегии/ концепции/ политики ЭБ Региональная стратегия социально-экономического развития

Наличие связи со Стратегий экономической безопасности РФ Наличие раздела по ЭБР

Калинингр адская область Принято постановление о реализации стратегии ЭБП1. В стратегии2 отсутствует указание на Постановление № 606 и Стратегию экономической безопасности РФ Специальный раздел отсутствует.

Волгоградская область Принята концепция3 В стратегии4 отсутствует указание на Постановление 12/211 В преамбуле указано на учет основных положений Стратегий национальной, экономической, экологической безопасности РФ. Специальный раздел отсутствует. В вШОТ-аналп.зе перечислены слабые места и угрозы развитию области

Архангельская область Информация отсутствует В преамбуле стратегии5 указано на учет основных положений Стратегии экономической безопасности РФ Специальный раздел отсутствует. Выделены характер влияния внешних факторов, приведена оценка уровня социально-экономического потенциал области по 29 показателям, сформулированы проблемы н вызовы. В ключевых проектах социально-экономического развития выделены риски отказа от их реализации

Воронежская область Информация отсутствует В преамбуле стратегии6 указано на учет основных положений Стратегии экономической безопасности РФ Специальный раздел отсутствует. Выделены сдерживающие факторы и ограничения в отраслевом разрезе

Калужская область Информация отсутствует В преамбуле стратегии7 указано на учет основных положений Стратегии национальной безопасности Специальный раздел отсутствует. Выделены 4 группы вызовов и рисков для региона и сформулированы задачи по работе с рисками

Челябинская область Информация отсутствует В преамбуле стратегии8 указано на учет основных положений Стратегий национальной безопасности и экологической безопасности Специальный раздел отсутствует. Сформулированы внутренние проблемы, вызовы н угрозы внешней среды

Хабаровский край Информация отсутствует В преамбуле стратегии9 указано на учет основных положений Стратегии национальной безопасности Специальный раздел отсутствует.

1 О реализации государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации на территории Калининградской области : постановление главы администрации (Губернатор) Калининградской области от 18 сентября 1998 года № 606. URL: https://docs.cntcl.ru/document/469728900

2 О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу : постановление Правительства Калининградской области от 02.08.2012 г. № 583 (в ред. от 13.04.2022 № 583). URL: https://docs.cntd.ru/document/469728648

° Концепция экономической безопасности Волгоградской области : постановление Волгоградской областной Думы от 28 июня 2001 года № 12/211. URL: https://docs.cntd.ru/document/441520353

4 О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года : закон Во лгогр адской области от28 декабря2021 года №134-ОД (BpeflOTl3.10.2023N78-Ofl).URL:https://docs.cntd.ru/document/578044892

5 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года : областной закон Архангельской области от 18.02.2019 № 57-5-03. LTRL: https://docs.cntd.ru/document/462642024

b О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года : закон Воронежской области от 20.12.2018 № 168-03 (в ред. Закона Воронежской области от 23.12.2019 № 165-03). LTRL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202004/8clled42534ec4ec82c8954el82ef92f.pdf

7 О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2040 года : постановление Правительства Калужской области от 15.12.2022 г. № 970. LTRL: https://docs.cntd.ru/document/406382830

8 Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года (в ред. Постановлений Законодательного Собрания Челябинской области от 26.08.2021 № 608, от 23.06.2022 № 1117, от 22.12.2022 № 1463, от 21.12.2023 № 2021). URL: https://docs.cntd.ru/document/553133071

9 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года : постановление Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 года № 215-пр (с изменениями на 12 июля 2023 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/465353006/titles/3VFGJGK

В Концепции экономической безопасности Волгоградской области (принята в 2001 г.) под экономической безопасностью области понимается текущее состояние, условия и факторы, характеризующие стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики, а также выделены одиннадцать видов угроз и меры обеспечения экономической безопасности. Как и в случае с Калининградской областью, в стратегии социально-экономического развития отсутствует указание на ее связь с Концепцией.

Информация по стратегиям ЭБР по основной массе субъектов Федерации в открытом доступе отсутствует. В общих стратегиях развития регионов нет разделов, прямо указывающих на меры по обеспечению экономической безопасности. В качестве косвенных признаков можно выделить разделы, связанные с анализом слабых сторон региона, угрозами и вызовами внешней среды.

На сайте Минцифры (https://digital.gov.ru/ ги/мо1 ¡\ч1у/(П г(К'1 юпн/1004/ ) размещены региональные стратегии цифровой трансформации. К сожалению, даже в актуальных версиях в составе целей цифровой трансформации не отражена экономическая безопасность региона.

Таким образом, приведенные примеры подтверждают несогласованность между стратегическими документами регионов и отсутствии планов, программ по обеспечению экономической безопасности.

Следующим направлением исследований было установление органа (структуры) управления экономической безопасностью региона. Поскольку в открытом доступе отсутствует информация о региональных стратегиях экономической безопасности, соответственно, невозможно получить целостное представление об организации деятельности по управлению ЭБР. В качестве примера приведем Воронежскую область, где в 2016 г. была создана комиссия (штаб) по экономической безопасности1. Определено восемь основных направлений контроля и мониторинга ситуации ЭБР: финансово-кредитные отношения, промышленность, сельское хозяйство, потребительский рынок, строительство, транспорт, рынок труда, связь и информационные технологии. Оценочные показатели и нх нормативные значения в постановлении не отражены.

В Ульяновской области в 2017 г. была создана комиссия по оценке экономической безопас-

1 Постановление Правительства Воронежской области от 22 марта 2016 г. № 181 (с изменениями от 29.11.2022 г.) была создана комиссия (штаб) по экономической безопасности (https://clocs.cntcl.ru/ document/438843515).

ностн муниципальных образований2. Но в конце 2022 г. Указ утратил силу Аналогичная ситуация в Калужской области: в 2007 г. создано, а в настоящее время прекратило существование управление экономической безопасности администрации губернатора.

Как показывает практика, вопросы экономической безопасности регионов чаще всего решаются в рамках системы МВД.

Ситуация с организацией мониторинга угроз и рисков экономической безопасности и его информационным обеспечением на уровне страны относительно понятна. Так, в Стратегии ... [1] определены перечень вызовов и угроз: состав нз 40 показателей, который может уточняться по результатам мониторинга: функции и полномочия органа исполнительной власти по оценке состояния экономической безопасности. Приказом Минэкономразвития утверждено положение об организации мониторинга и оценке состояния экономической безопасности страны, приведена методика индикативной оценки, структура паспорта состояния показателя экономической безопасности, структура ежегодного доклада о состоянии экономической безопасности в РФ н мерах по ее укреплению, ответственные за его подготовку и т. д. В паспорте должны быть определены прогнозно-целевое значение, предельно допустимое (критическое) значение для каждого показателя [6]. Необходимая информация для анализа на уровне страны размещается на сайте Росстата [7]. Для субъектов РФ и муниципальных образований эти аспекты не регламентированы (хотя в паспорте показателя упоминается методика его декомпозиции на региональный уровень и требование к указанию соисполнителя по мониторингу на региональном уровне). Росстат обеспечивает субъекты Федерации информацией только для мониторинга социально-экономического положения [8].

Для обеспечения ЭБР и защиты от внешних и внутренних информационных угроз в регионах в рамках исполнения Указа Президента № 250 [3] создаются Центры кнбербезопасности для круглосуточного мониторинга и оперативного реагирования на компьютерные инциденты, поступающие во все региональные и муниципальные информационные системы. Приоритетное направление — ключевые объекты инфраструктуры, социально значимые ресурсы регионов. Одними из первых организовали работу таких центров Самарская (2015 г.) и Калининградская (2018 г.) области. В связи с обостре-

2 О создании комиссии по оценке экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области : указ Губернатора Ульяновской области от 6 октября 2017 года № 75. URL: https://docs.cntd.ru/ document/463724404

нием геополитической ситуации после 2022 г. н резким ростом количества информационных угроз процесс создания подобных центров активизировался. Так в Ростовской области центр кнбербезопасности контролирует и блокирует возникающие угрозы с 2022 г., в Ханты-Мансийском автономном округе и Новосибирской области с 2023 г.

Заключение

Геополитическая ситуация, угрозы, вызовы, разнообразные риски, проблемы и диспропорции пространственного развития страны вызывают необходимость приведения современной региональной практики управления экономической безопасностью в соответствие с требованиями к ее обеспечению.

Регионы нуждаются в наличии согласованных со всеми стратегическими документами стратегий (концепций, программ, проектов) экономической безопасности, в которых будут отражены:

— базовые критерии и показатели ЭБР, нормативные значения которых должны учитывать особенности регионов и меняться по мере изменения ситуации;

— функции н полномочия органа управления ЭБР;

— порядок финансирования мероприятий по обеспечению ЭБР;

— структура, сроки, порядок предоставления отчета о состоянии, проблемах экономической безопасности и предлагаемых мерах по ее укреплению;

— источники информационно-аналитической поддержки мониторинга экономической безопасности региона.

Учет иерархичности и согласованности стратегических документов регионов окажет существенное влияние на качество их разработки и последующей реализации.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи,

ЛИТЕРАТУРА

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/420398070

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Рос-

сийской Федерации от 02.07.2021 г. № 400. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/ page/1

3. О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 01.05.2022 № 250. — URL: hup: www. kremlin.ru/acts/bank/47796

4. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023). — URL: https:// www.Consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_164841/fe7140d7cfc6c641ae322fe648d99702 cl8b2a8fl/

5. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-|) // Консуль-тантПлюс. —URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/56857.html/

6. Об организации в Минэкономразвития России работы по мониторингу и оценке состояния экономической безопасности Российской Федерации : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 октября 2018 года № 532. —URL: https://docs.cntd. ru/document/551639634?marker=64U0IK

7. Федеральная служба государственной статистики. Информация для анализа показателей состояния экономической безопасности Российской Федерации. — URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/pok-bezopasn.htm

8. Федеральная служба государственной статистики. Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации. —URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259

9. Беспамятное Р. В. Стратегии обеспечения экономической безопасности регионов и крупных городов / Р. В. Беспамятнов // Проблемы рыночной экономики. — 2019. — № 2. — С. 55—63. — DOI: https://doi.org/10.33051/2500-2325-2019-2-55-63

10. Бухвальд Е. М. Регионы России как стратеги экономической безопасности / Е. М. Бухвальд, JI. Е. Мошкова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление" — 2017. — № 3. — С. 106—117. — EDN ZHTOIL.

11. Бухвальд Е. М. Система понятий экономической безопасности: региональный уровень / Е. М. Бухвальд // Экономическая безопасность. — 2020. — Т. 3, № 1. — С. 63—78. — DOI 10.18334/ecsec.3.1.110122. — EDN RDQXMV.

12. Власов М. В. Цифровая экономика как основное направление повышения уровня экономической безопасности региона (на примере субъектов Центрального федерального округа РФ) / М. В. Власов // Вестник Пермского уни-

верситета. Сер. «Экономика». — 2020. — Т. 15. № 2. — С. 271—287. — cloi: 10.17072/1994-99602020-2-271-287

13. Комплексная методика диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации / А. И. Та-таркин, А. А. Куклин, А. И. Мызин [и др.]. — Препринт - Москва-Екатеринбург : УрО РАН, 1998. — 121 с.

14. Кораблева А. А. Индикаторы экономической безопасности региона / А. А. Кораблева, В. В. Карпов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2017. — № 3. — С. 36—42.

15. Потокина С. А. Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона / С. А. Потокина, О. Н. Бочарова, О. И. Лани-на // Социально-экономические явления и процессы. —2012. — № 3 (037). — С. 82—90. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-mehanizmy-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona

16. Строев В. В. Особенности цифровиза-ции экономики в рамках развития регионов страны / В. В. Строев, Р. С. Близкий // Московский экономический журнал. — 2023. — Т. 8. № И. — С.219—229.

17. Феофилова Т. Ю. Модель управления экономической безопасностью региона / Т. Ю. Феофилова // Науковедение : интернет-журнал. — 2014. — № 6. — URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/126EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/126EVN614

18. Управление и обеспечение экономической безопасности региона: понятийный аспект / А. А. Кораблева, М. Ю. Яковнна, А. Ю. Курнышова, Н. А. Бойко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2021. — Т. 15, № 2. — С. 186—195. — DOI 10.17238/ issn 1998-5320,1021.15.2,13, — EDN XCZPXY.

LITERATURE

1. On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period until 2030 : Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208. — URL: Imps: does. cntd.ru/document/420398070

2. On the National Security Strategy of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 No. 400. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/ page/1

3. On additional measures to ensure information security of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation dated May 1, 2022 No. 250. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47796

4. On Strategic Planning in the Russian Federation : Federal Law of June 28, 2014 № 172-FZ (as amended on February 17, 2023). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_164841/fe7140d7cfc6c641ae322fe648d99702 d8b2a8fl/

5. On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period until 2025 : Order of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 No. 207-r // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant. ru/law/hotdocs/56857.html/

6. On the organization of work in the Ministry of Economic Development of the Russian Federation to monitor and assess the state of economic security of the Russian Federation : Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated October 3, 2018 No. 532. —URL: https://docs.cntd.ru/documenty5 51639634?marker=64U0IK

7. Federal State Statistics Service. Information for analyzing condition indicators economic security of the Russian Federation. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pok-bezopasn.htm

8. Federal State Statistics Service. Information for monitoring the socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/l 1109/docu-ment/13259

9. Bespamyatnov R. V. Strategies for ensuring economic security of regions and large cities / R. V. Bespamyatnov // Problems of market economy — 2019. — No. 2. — P. 55—63. — DOI: https://doi.org/10.33051/2500-2l25-2019-2-55-63

10. Bukhvald E. M. Regions of Russia as strategists of economic security / E. M. Bukhvald, L. E. Moshkova // Bulletin of Tver State University. Series: Economics and management. — 2017. — No. 3. — P. 106—117. — EDN ZHTOIL.

11. Bukhvald E.M. System of concepts of economic security: regional level / E.M. Bukhvald // Economic security. — 2020. — T. 3, No. 1. — P. 63—78. — DOI 10.18334/ecsec.3.1.110122. — EDN RDQXMV.

12. M.asov M. \. Digital economy as the main direction of increasing the level of economic security of the region (on the example of the constituent entities of the Central Federal District of the Russian Federation) / M. V. Vlasov // Bulletin of Perm University. Ser. «Economics». — 2020. — Volume 15. — No. 2. — P. 271—287. — doi: 10.17072/1994-9960-2020-2-271-287

13. Complex methodology for diagnosing the economic security of territorial entities of the Russian Federation / A. I. Tatarkin, A. A. Kuklin, A. I. Myzin [and others]. — Preprint - Moscow-Ekaterinburg : Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 1998. — 121 p.

14. Korableva A. A. Indicators of economic security of the region / A. A. Korableva, V. V. Karpov // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. — 2017. — No. 3. 3 P. 36—42.

15. Potokina S. A. The essence and mechanisms of ensuring economic security of the region / S. A. Potokina // Socio-economic phenomena and processes. — 2012. — No. 3 (037). — P. 82—90. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-mehanizmy-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona

16. Stroev \ ! V. Features of digitalization of the economy within the framework of the development of the country's regions / V. V. Stroev, R. S. Blizki //

Moscow Economic Journal. — 2023. — T. 8. No. 11. — P. 219—229.

17. I-eofilm a T. Yu, Model for managing the economic security of the region / T. Yu. Feofilova // Naukovedenie : Internet journal. —2014. —No. 6. — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN614. pdf (free access). Cap. from the screen. Language Russian, English DOI: 10.15862/126EVN614

18. Management and ensuring economic security of the region: conceptual aspect / A. A. Korableva, M. Yu. Yakovina, A. Yu. Kurnyshova, N. A. Boyko // Human Science: Humanitarian Research. — 2021. — T. 15, No. 2. — P. 186—195. — DOI 10.17238/issnl998-5320.2021.15.2.23. — EDN XCZPXY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.